Методы изучения живой природы: описание
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок разработан по новым ФОП к УМК "Линия жизни" учебник В.В. Пасечника 2024 г. Биология 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no8_metody_izucheniya_zhivoy_prirody_opisanie._prakticheskaya_rabota.docx | 436.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №8 Методы изучения живой природы: описание. Практическая работа «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа»
(5 класс)
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об описательном методе в биологии и умение использовать этот метод.
Планируемые результаты:
1) предметные: применять биологические термины и понятия описательный метод, качественные и количественные описания, анализ, характеризовать описательный метод в биологических исследованиях, различать качественные и количественные описания, характеризовать виды представления биологической информации (таблицы, схемы, диаграммы, графики, рисунки);
2) метапредметные: осуществлять исследовательскую деятельность; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами; осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть); выбирать способ решения учебной биологической задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей; научиться работать по плану (постановка цели, выбор метода исследования, проведение исследования, получение результатов, объяснение полученных результатов);
3) личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности, применять биологические знания в повседневной жизни.
Используемые технологии: здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, развивающего обучения.
Оборудование: учебник, трафарет для круга, цветные карандаши или фломастеры, памятка для каждого ученика, презентация.
ХОД УРОКА
#1054;рганизационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
#1055;роверка домашнего задания
(Проводит тест по окончанию фронтальный опрос)
#1040;ктуализация знаний
Сегодня мы познакомимся с еще одним исследовательским методом. Но вначале я предлагаю вам рассказать о своих фенологических наблюдениях.
- С помощью каких методов можно изучать природу? (Наблюдение, измерение, эксперимент, описание.)
- Чем, на ваш взгляд, наблюдение отличается от эксперимента? (Человек не вмешивается в наблюдаемый процесс или явление.)
- Где и как удобно записывать свои наблюдения? (В специальном блокноте простым карандашом.)
- Что можно узнать при помощи измерения? (Длину биологического объекта, количество живых организмов на какой-то территории и т. д.)
- По какому плану нужно работать при исследованиях? (Постановка цели, выбор метода (или нескольких методов) исследования, проведение исследования, получение результатов, их анализ и вывод.)
4.Работа по теме урока
Мы с вами познакомились с несколькими методами изучения живой природы – наблюдение, измерение и эксперимент.
– Как вы думаете, что должен сделать ученый после того, как провел наблюдение или поставил опыт?
(Ответы учеников.)
Правильно, он должен записать полученные данные, то есть описать результаты своего исследования. В древности люди тоже наблюдали за различными явлениями природы, поведением, расселением и размножением растений и животных. Они собирали различные факты о живой природе и записывали их. Так появился описательный метод.
Запись в тетради
Описательный метод – сбор фактического материала и его описание.
Описания бывают качественными и количественными. В первом случае описывается объект и все, что с ним происходит, а во втором – используются измерения и подсчеты. Например, подводя итоги наблюдений, вы описали сезонные изменения, происходящие с деревьями и кустарниками, то есть использовали качественное описание. Но представим, что вам необходимо понять, как изменяется количество деревьев и кустарников на определенном участке леса за год (увеличится или уменьшится). В этом случае нужно подсчитать число деревьев в начале и в конце года и записать эти данные, то есть провести количественное описание.
Описание может быть словесным, наглядным и схематичным.
Давайте определим различия между этими способами представления биологической информации.
Откройте учебники на с. 47. Рассмотрим рис. 28.
Вы видите, что описание химического состава клетки представлено в виде таблицы.
На рис. 29 информация о составе клетки дана в схематичном виде.
- Каковы основные отличия этих форм представления информации?
(Ответы учеников.)
Действительно, данная таблица – это пример количественного описания. Например, с ее помощью мы узнали, что белков в клетке в 10 раз больше, чем нуклеиновых кислот.
Рис. 30 знакомит нас с описанием в виде столбчатых и круговых диаграмм. Мы видим, что диаграммы позволяют сравнить несколько величин.
На рис. 31 представлен график, на котором линией показаны числовые данные, описывающие процессы и явления.
Ещё одним способом оформления результатов наблюдений является биологический рисунок (рис. 32).
- Как вы думаете, к какому типу представления информации его можно отнести: к словесному, наглядному или схематическому? (К наглядному.)
Откройте учебники на с. 50 и выполните задания 2–4 рубрики «Моя лаборатория».
Задание №2
Задание №4
(Каждое задание подробно разбирается вместе с учителем, и только после этого ученики выполняют его в тетради. Ученики рисуют контур круговой диаграммы с помощью трафарета. Затем они рассчитывают значение долей, и отмечают доли на диаграмме цветными карандашами (фломастерами).)
5. Рефлексивно-оценочный этап
Ребята, все, с чем мы сегодня познакомились, поможет вам в выполнении домашнего опыта. Для вас приготовлена памятка, в которой вы найдете много полезной информации.
Проведение эксперимента и составление отчета по полученным результатам
1. Название объекта, явления или исследуемого процесса.
2. Цель исследовательской работы.
3. Используемое оборудование.
4. Этапы научного исследования: постановка проблемы → выдвижение гипотезы → разработка и проведение эксперимента → анализ и сравнение результатов эксперимента → выводы.
5. Какие методы исследования применялись (наблюдение, эксперимент, измерение, описание).
6. Чем и как проводились измерения. Единицы измерения.
7. Описание результатов исследования (таблица, схема, диаграмма, график, рисунок, фотография).
8. Создание презентации (см. с. 21 учебника).
9. Выступление с сообщением (см. с. 39 учебника).
Домашнее задание
- § 7 пересказ, ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя».
- Подготовить отчет по эксперименту с луком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Методы изучения живых организмов"
мультимедийная презентация по биологии 5 класса по теме "Методы изучения живых организмов", где рассматривается перечень основных методов - исторически сложившихся и более современных, их основн...
Урок по ФГОС 5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов".
Урок по ФГОС 5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов"....
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Методы изучения живых организмов
Презентация к уроку по биологии на тему: "Методы изучения живых организмов"...
"Методы изучения живой природы". 5 класс. КИМ. В.С. Рохлов.
Контрольно-измерительный материал "Методы изучения живой природы" разработан для 5 класса к учебнику С.Е. Мансурова, В.С. Рохлов, Е.Ю. Мишняева....
Урок биологии в 5 классе "Методы изучения живых организмов"
Тип урока. Урок изучения нового знанияСистема знаний, умений, компетенций, формируемых на уроке: орнитолог, наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделированиеЗначимость урока в вос...