Ботаника -наука о растениях
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок разработан по новым ФОП к УМК "Линия жизни" учебник В.В. Пасечника 2024 г. Биология 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no1_botanika_-_nauka_o_rasteniyah.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК №1 БОТАНИКА – НАУКА О РАСТЕНИЯХ
Цель: познакомить учащихся с новым учебником и пробудить у них интерес к изучению ботаники.
Планируемые результаты:
- предметные:
- объяснять значение понятий: ботаника, морфология растений, анатомия растений, физиология растений, систематика, география растений, экология растений и палеоботаника;
- характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими науками и техникой;
- описывать историю развития науки о растениях;
- метапредметные:
- запоминать и систематизировать биологическую информацию; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии её решения;
- личностные:
- формировать познавательный интерес к изучению природы и истории развития знаний о природе;
- осознавать значимость растений в жизни человека.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
(Знакомство. Учитель представляется ученикам (если учитель и ученики не знакомы).)
2. Работа по теме урока
Для нашего здоровья очень важно регулярно убирать и проветривать кабинет. При проветривании воздух в кабинете обогащается кислородом, температура воздуха немного понижается, влажная уборка очищает и увлажняет поверхности и воздух, а это положительно отражается на работе нашего организма.
На уроках биологии вы должны иметь: учебник, дневник, тетрадь для записей, карандаши. Тетрадь и учебник должны быть в обложках.
Как работать с учебником
В этом году мы продолжаем изучать биологию. Давайте познакомимся со структурой учебника. Научившись ориентироваться в нём, вы быстрее усвоите новый материал.
Откройте учебник на стр. 160 (оглавление). Названия глав и параграфов нам подсказывают, какие темы представлены в учебнике. Мы вспомним признаки, характерные для живого организма, и найдём их у растений, рассмотрим строение и многообразие покрытосеменных растений, узнаем об основных процессах жизнедеятельности растений.
На стр. 158–159 имеется очень полезный предметный указатель. Прошу открыть учебник на этих страницах. – Найдите букву «Б» и слово «ботаника». Рядом указана цифра 6. Откройте учебник на стр. 6 и прочитайте, что изучает ботаника.
(Учитель просит какого-нибудь ученика прочесть вслух первый абзац § 1.)
Видите, как удобно пользоваться предметным указателем. На стр. 152–157 находится словарь терминов.
Найдите слово «ботаника» и прочитайте определение. Особое внимание прошу обратить на справочную информацию на стр. 145–151. На тех страницах, которые мы с вами открыли, находятся рисунки плодов и соцветий.
Физкультминутка
(Встать, совершать плавные круговые движения головой вправо и влево. Наклоны головы вперёд и назад, вправо и влево).
Значение растений в жизни человека
А теперь давайте начнём знакомство с наукой о растениях – ботаникой. Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст. Он жил в 370–286 гг. до н. э. и был учеником знаменитого Аристотеля. – Откройте учебник на стр. 9 и познакомьтесь с рубрикой «Это интересно». (Ученики читают вслух текст по абзацам.)
Нам встретились новые понятия: плод, околоплодник, сердцевина. –
- Как можно узнать их значение. (Посмотреть в словарь терминов).
Но понятие «сердцевина» там не представлено.
- Что же делать в этом случае? (Обратиться к предметному указателю.)
Молодцы! Действительно, если мы откроем предметный указатель, то узнаем, что значение этого термина можно посмотреть на стр. 59 учебника. Давайте так и поступим. (Ученики находят определение и зачитывают его.)
- Как вы думаете, сколько видов растений существует на Земле? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Общее число ныне живущих описанных видов растений около 380 тыс. Древнегреческому учёному Теофрасту было известно 600 видов растений. Одни растения живут на суше, а другие в воде. Одни микроскопические, а другие достигают гигантских размеров. Растения можно встретить даже в безводных пустынях, в Арктике и Антарктике. Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, выращиваемыми человеком.
- Как вы думаете, почему важно изучать растения? (Версии учеников.)
Знания о растениях помогают нам определять, какие из них являются ядовитыми, а какие нет. Многие растения обладают лекарственными свойствами. Чтобы создавать новые сорта растений, люди должны знать, как растения размножаются, в каких условиях их лучше выращивать, как бороться с сорняками, как сохранять редкие растения и т. д.
- А какое значение имеют растения в нашей жизни? Приведите примеры. (Ученики высказывают предположения.)
Растения служат нам пищей, из них изготавливается бумага, ткань и даже строительные материалы. И, как вы помните из уроков биологии в 5 классе, растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород, который необходим для жизни на нашей планете.
Разделы ботаники
- Что же изучает ботаника? Ботаника – это комплекс наук о растениях.
Палеоботаника – наука о вымерших ископаемых растениях. Благодаря этой науке люди стали понимать, какой была жизнь на Земле в глубокой древности, до появления на ней человека. Учёные изучают остатки вымерших растений: окаменелости, фрагменты коры, высохших плодов, листьев и корней, а также отпечатки, семена, пыльцу и споры, сохранившиеся в различных породах и т. д. Так они узнали, как выглядели некоторые растения миллионы лет назад, и постепенно смогли частично восстановить картину эволюции растительного мира на Земле.
Физиология растений – процессы жизнедеятельности в растительном организме.
Морфология растений – внешнее строение растений.
Анатомия растений – внутреннее строение органов и тканей растений.
Систематика – многообразие видов растений и родственные связи между ними.
Экология растений – взаимосвязь растений с другими живыми организмами и неживой природой.
География растений – закономерность и причины распространение растений на Земле.
Селекция – создание новых сортов растений.
Биохимия растений – химический состав растений.
3. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель помогает сформулировать общий вывод.)
Домашнее задание
Прочитать «Введение», выучить основные термины.
Ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» на стр. 8 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ботаника - наука о растениях
Данная презентация предусмотрена для проведения первого урока в 6 классе по УМК Пономарева И.Н. В ресурсе рассмотрены вопросы наук, изучающих растения, многообразие и значение растительных...
Урок 1. Введение. Ботаника-наука о растениях.
Первый вступительный урок биологии в 6 классе. Рассматриваются основные царства, их признаки, значение растений в жизни человека и природы. Урок сопровождается презентацией....
Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"
Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация к уроку "Ботаника-наука о растениях"
О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух.И опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И случай, бог изобретатель!...
ботаника-наука о растениях
урок биологии в 6 классе...
Ботаника - наука о растениях (5 класс, ФГОС)
Презентация урока по теме: Ботаника - наука о растениях разработана в соответствии с учебником: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. 35 ч, 1 ч. в неделю, 2015 г....
Урок по теме «Ботаника – наука о растениях»
Конспект и презентация для проведения урока биологии в 5 классе по В. В. Пасечнику...