Цветок, его строение и значение
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Каменева Светлана Александровна

Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Цветок, его строение и значение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetok_ego_stroenie_i_znachenie.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ с.Песочное м.р.Безенчукский Самарской области

Учитель – Каменева С.А.

Предмет - Биология

Класс  – 6

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Тема урока: Цветок, его строение и значение.

Цель: Создать условия для изучения строения цветка и взаимосвязи с  выполняемыми  функциями.

 Задачи урока:

Предметные:

- усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическое значение.

- отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

- закреплять знания о строении цветка

Метапредметные:

- Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;

- формирование умения  приемов сравнения, анализа;

- развитие на уроке активной речевой практики;

- развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, умение анализировать, делать выводы; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Личностные:

- формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

- создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

- посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: гербарий, таблица «Строение цветка», компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, модель цветка вишни, цветущие комнатные растение Калерия и Рэо, лупы, гербарий и фотографии редких растений своего микрорайона.

Учебно-методическая литература: УМК  линии В.В.Пасечника.

Условные обозначения: Л-личностные УУД, К- коммуникативные УУД, Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД.

Содержание урока:

Краткое описание этапов урока.

Деятельность учителя.

УУД, формируемые на уроке.

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учителю(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

2.Мотивационный этап.

Учитель читает отрывок из стихотворения:

 Цветы — роскошный дар природы,
Душа завяла бы без них.
Нас радует надменный пурпур розы,
Нас радует неяркий цвет иных.

Вопрос учителя:-  тема нашего урока будет посвящена какому чуду природы?

Учитель: Да, вы правы, речь идет о цветке -  настоящем природном шедевре.

   Сегодня нам с вами предстоит узнать, почему одиноко растущее дерево облепихи не даёт плодов? Почему обильно цветущие плети огурцов не дают много завязи?

 Почему именно цветок образует плоды и семена.

Вы готовы к изучению следующей темы?

Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учителю(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

3.Актуализация знаний, сообщение темы урока.

Актуалтзация знаний:

 - какие видоизменённые побеги вы знаете?

- значение видоизменённых побегов?  

 -(Учитель подводит учащихся к ответу о происхождении цветка из побега.)

Учитель: Цветок, это тоже видоизменённый укороченный побег.

Слайд - тема урока. 

Тема нашего урока «Цветок, его строение и значение».

Слайд – Демонстрация многообразия цветов.

Учитель: Цветок это орган растения. Но как разнообразны и специфичны цветки у разных растений.  И, несмотря на широкую палитру форм и красок, размеров и запахов, все цветки, имеют схожее   строение.

Слайд. Схема строения цветка. Учитель дает определение  и объясняет строение цветка по таблице на слайде.

- Венчик состоит из лепестков  (может быть большой и маленький, а т. ж разного цвета)

- чашелистики – наружные листочки, образуют чашечку.

- обратите внимание, что у двудольных растений околоцветник двойной, а у однодольных простой.

- главные части цветка: пестик (рыльце, столбик, завязь, в которой две яйцеклетки)

- тычинка  (пыльник – внутри созревает пыльца (спермии) и тычиночная нить.)

 - Цветок – ЭТО ОРГАН СЕМЕННОГО РАЗМНОЖЕНИЯ.

- цветоножка.

А, ещё цветки бывают правильной и неправильной формы.

-Параллельно учащиеся работают в зачётной тетради.

     Работа в «Зачётной тетради»  №41  

 Учитель: Проверим правильность заполнения. Посмотрите на экран, откорректируйте  свою работу, оцените степень правильности выполнения.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы.

В завершение фиксируется достижение поставленной цели - умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительным источником.

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

- самоконтроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

  • смыслообразование (Л);

4. Постановка учебной задачи.

Лабораторная работа.

Учитель: Ребята, на ваших столах: лупы, образцы цветков растений Герани,  Хлорофитума  и экспертный лист. Вам необходимо рассмотреть особенности строения цветков и внести необходимые данные в таблицу.

 Заполнить пользуясь учебником стр. 60

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

Название растения

Вид околоцветника

Форма цветка

Главные части

Однодольные или двудольные

Герань

Хлорофитум

- сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П):

- осознанное и произвольное;

  • подведение под понятие;
  • -постановка и формулирование проблемы (П);
  • структурирование знаний (П); -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах – взаимопроверка.

Учитель: Проверим правильность заполнения. Опираясь на заполненную таблицу в экспертном листе, охарактеризуйте цветки растений.

- какие трудности возникли при выполнении  лабораторной работы?

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) проговаривают этапы проделанной работы и моменты затруднения.    Развивают  логическое мышление, внимание, познавательные способности, умение анализировать, делать выводы; развивают навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

- построение речевого высказывания (П);

  • структурирование знаний (П);
  •  волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

6. Включение в систему знаний и повторение.

 Через анализ строения и  значения  цветка  создать условия для более глубокого подтверждения выводов обучающихся  о взаимосвязи всех органов растения.

Учитель: (пользуясь учебником стр.61) Узнай, почему растения называют однодомными и двудомными?

- какое растение можно назвать однодомным и почему?

- какое растение можно назвать двудомным и почему?

 - почему некоторые цветки называют однополыми? 

Слайд. Изображены цветки пестичные, тычиночные и обоеполые.

Учитель: Посмотрите на рисунки и скажите, в каких цветках будут развиваться плоды и почему?

Физкульт минутка

Зрительная гимнастика с героями любимых книг: Винни-Пух и Пятачком.

Учебная игра «Узнай, у какого растения два дома, а у какого один?»

Слайд.  Изображены двудомные растения – крапива, ива, облепиха.

 Следующий слайд:  однодомное растение – кукуруза, огурцы.

Учитель:  А, теперь вы готовы ответить на вопросы,  которые прозвучали в начале урока?  

- Почему одиноко растущее дерево облепихи не даёт плодов?

- Почему обильно цветущие плети огурцов не дают много огурцов?

- подведение под понятие (П);

-установление причинно-следственных связей (Р);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(Л)

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

 При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы.

Заполняют экспертный лист.

 - Выполняют тест – взаимопроверка

Тест

   1.  Цветок – это способ:                                                                                                                        

    а) семенного размножения  в)вегетативного размножения

    б) плодового размножения  г)тычиночного размножения

2.  Главные части цветка:

    а) лепестки и чашелистики

    б) пестик и тычинки

3.  Часто яркоокрашены:

    а) чашелистики   в) лепестки венчика

    б) тычинки          г) пестик

4.  Раздельнополые цветки, у которых:

    а) есть тычинки и пестик                 в) есть только тычинки

   б) есть лепестки и чашелистики        г) есть только пестик

 5. Функции цветка:

   а) образование плодов                в) фотосинтез

   б) минеральное питание             г) дыхание

Ответы: 1-А; 2-Б; 3-В; 4-В,Г  ;5-А

В завершение фиксируется достижение поставленной иели - научиться правильно применять на уроке,  биологические термины, понятия, определения.

- Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

- Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

- Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

- самоконтроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведём итоги урока.

  Продолжите предложения, которые вы видите на доске.

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Я понял,что...

Теперь я могу...

Я научился...

Было трудно...

Я попробую....

Меня удивило...

Мне захотелось...

Творческое  домашнее задание:

- Почему опасны морозы во время цветения растений?

- Где растёт самый большой цветок в мире?

- Самые причудливые цветы?

Обсуждение домашнего задания.  Выставление отметок.

- рефлексия способов и условий действия(П);

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценкана на основе критерия успешности (Л)

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной

деятельности:

-выражение свою: мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К);

-формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с элементами лабораторной работы по теме: "Цветок, его строение и значение. Соцветия"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии;совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными об...

Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....

Методическая разработка урока "Цветок, его строение и значение" 6 класс

Методическая разработка урока соответствует ФГОС....

Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"

Открытый урок по биологии в 6 классеТема: Цветок, его строение и значение Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения Задачи урока:Образовательные: 1) изуч...

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия".

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия"....

Методическая разработка урока " Цветок, его строение и значение"

Конспект урока по биологии для 6 класса " Цветок, его строение и значение"...