Критерии оценивания по биологии
Критерии оценивания текущего контроля в 5-11 классах
Список видов работ учащихся для оценивания
1. Описательный подход
1.1. Устный ответ, письменный ответ на вопрос.
2. Подход к оцениванию через процентное соотношение
2.1. Тест (с выбором краткого ответа из нескольких предложенных вариантов).
2.2. Промежуточная контрольная работа.
3. Критериальный подход
3.1. Биологические задачи.
3.2. Лабораторная и практическая работы.
3.3. Учебный проект.
3.4. Презентация.
1. Описательный подход
1. 1. Устный ответ, письменный ответ на вопрос
Устный ответ, письменный ответ на вопрос являются одними из основных способов учета знаний учащихся по любой учебному предмету. Данные виды учебной деятельности, являясь развернутым ответом ученика, должны представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать умение школьника применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1. полнота и правильность ответа;
2. степень осознанности, понимания изученного;
3. речевое оформление ответа;
4. трехчастная композиция ответа (вступление, основная часть, вывод).
Таблица 1.
Шкала оценивания устного ответа, письменного ответа на вопрос
Отметка | Критерии оценивания |
«5» | - ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение теоретических понятий;
- ученик обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- ученик умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала в соответствии с трехчастной структурой ответа, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка;
- самостоятельно и аргументированно производит анализ, обобщает, делает выводы.
- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;
- устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами, но исправляет их при уточняющих вопросах учителя.
|
«4» | - дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
- подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
- применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины;
- допускает 1-2 негрубые ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
|
«3» | - усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
- допустил 1-2 грубые ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
|
«2» | - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
- при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
|
«1» | - не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
|
2. Подход к оцениванию через процентное соотношение
2. 1. Тест (с выбором краткого ответа из нескольких предложенных вариантов)
Таблица 2.
Шкала оценивания теста
Отметка | Критерии оценивания |
«5» | - ученик выполнил верно 90-100% всей работы;
|
«4» | - ученик выполнил верно 75 - 89% всей работы;
|
«3» | - ученик выполнил верно 50 -74 % всей работы;
|
«2» | - ученик выполнил верно менее 50% всей работы;
|
«1» | - ученик не приступил к выполнению работы;
- ученик не предоставил работу на проверку учителю.
|
2.2. Промежуточная контрольная работа
Таблица 3.
Шкала оценивания промежуточной контрольной работы
Отметка | Критерии оценивания |
«5» | - ученик выполнил верно 90-100% всей работы;
|
«4» | - ученик выполнил верно 65 - 89% всей работы;
|
«3» | - ученик выполнил верно 34 -64 % всей работы;
|
«2» | - ученик выполнил верно 0 - 33 % всей работы;
|
«1» | - ученик не приступил к выполнению работы;
- ученик не предоставил работу на проверку учителю.
|
3. Критериальный подход
Таблица 4.
3.1. Шкала оценивания биологических задач
Отметка | Критерии оценивания |
«5» | • правильно оформлена задача; • в решении нет ошибок; • решение сопровождается объяснением; • записан ответ. |
«4» | • правильно оформлена задача; • в решении нет ошибок; • решение оформлено без объяснения; • записан ответ. |
«3» | • правильно оформлена задача; • в решении задач допущено две ошибки не существенные с нарушением оформления задачи; • решение оформлено без объяснения; • записан ответ. |
«2» | • допущены ошибки при оформлении задачи; • Имеются грубые ошибки в решении задач; • отсутствует решение задачи
|
«1» | - ученик не приступил к выполнению работы;
- ученик не предоставил работу на проверку учителю.
|
Оценка умений решать биологических задач
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»: работа не предоставлена, отказ от выполнения работы
Таблица 5.
3.2. Лабораторная и практическая работа
Отметка | Критерии оценивания |
«5» | - правильно самостоятельно определяет цель данных работ;
- выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование;
- проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов;
- грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы;
- точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
|
«4» | - выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
- при оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
- в конце каждой лабораторной (практической) работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы).
- работу выполнил с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием
|
«3» | - правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
- подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
- проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
- допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
- в конце каждой лабораторной (практической) работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы).
Лабораторная работа без вывода не оценивается выше «3». |
«2» | - не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование;
- выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
- не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат.
- оформление опыта в тетради небрежное.
|
«1» | - ученик не приступил к выполнению работы;
- ученик не предоставил работу на проверку учителю.
|
бораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
5. Устные задания со свободным
3.3. Учебный проект
Таблица 6.
Критерии проверки и оценивания учебного проекта
Критерий оценивания | Количество баллов* |
1. Соответствие работы структуре, заданной учителем |
- сформулирована цель проекта, определены задачи
|
|
- названы способы достижения цели, определены пути решения поставленных задач
|
|
- продемонстрировано умение выделять проблему
|
|
- продемонстрировано умение определять гипотезу исследования
|
|
- обоснована актуальность выдвинутой темы учебного проекта (проблемы исследования)
|
|
- указаны теоретическая и / или практическая значимость проекта
|
|
- разделение проекта на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы
|
|
- определение планируемого результата учебного проекта
|
|
- составлен план исследования с указанием методов и последовательности решаемых задач
|
|
- использованы достоверные и разнообразные источники информации
|
|
2. Полнота и правильность содержания работы |
- соответствие содержания учебного проекта заявленной теме
|
|
- результаты проекта представлены полно, даны в форме связного текста
|
|
- текст проекта написан грамотно, правильно оформлены ссылки на источники информации
|
|
- осуществлены логические переходы от темы к теме
|
|
- сформулированные выводы правильны, конкретны, логичны (выводы работы соответствуют поставленным целям)
|
|
- сделаны самостоятельно сформулированные микровыводы к главам и общие выводы
|
|
- выявлен аналитический уровень материалов
|
|
- тема проекта раскрыта с разных сторон, представлены разные точки зрения
|
|
- определение в проекте перспектив развития исследуемой темы (проблемы)
|
|
3. Оформление учебного проекта |
- титульный лист
|
|
- оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов
|
|
- оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений
|
|
- информационные источники
|
|
- форматирование текста, нумерация и параметры страниц
|
|
- отсутствие опечаток
|
|
4. Публичная защита учебного проекта |
|
- продемонстрированы грамотность речи, четкость, эмоциональность изложения
|
|
- свободное владение терминологией
|
|
- доступность изложения для широкой аудитории (налажен эмоциональный и деловой контакт с аудиторией)
|
|
- использование различных способов предъявления информации (устная речь, презентация, раздаточный материал, музыкальное и/или хореографическое сопровождение, выставка экспонатов, рисунков, творческих работ, фотографий и др.)
|
|
- представлена презентация, соответствующая содержанию работы и способствующая восприятию
|
|
- на все вопросы слушателей были даны исчерпывающие ответы
|
|
- привлечение слушателей к участию в проекте в ходе защиты
|
|
- соблюдение регламента
|
|
* Примечание
Шкала оценивания:
0 баллов – признак не проявляется
1 балл – признак проявляется частично
2 балла – признак проявляется в полном объеме
3.4. Презентация
Таблица 7.
Критерии проверки и оценивания презентации
Критерии оценивания | баллы |
1. Содержание 1.1. Структура |
|
работа полностью завершена | 3 |
почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы | 2 |
не все важнейшие компоненты работы завершены | 1 |
в структуре работы допущены грубые ошибки, большая часть важнейших компонентов работы не завершена | 0 |
1. Содержание 1.2. Понимание |
|
работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов | 3 |
работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются | 2 |
работа демонстрирует минимальное понимание | 1 |
работа не демонстрирует понимание содержания | 0 |
1. Содержание 1.3. Многовариантность решения проблемы |
|
даны интересные дискуссионные материалы, грамотно используется научная лексика | 4 |
имеются некоторые материалы дискуссионного характера, научная лексика используется, но иногда не корректно. | 3 |
дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы, научная терминология или используется мало или используется некорректно | 2 |
минимум дискуссионных материалов, минимум научных терминов | 1 |
ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы без научной основы (обобщения, приложения, аналогии) | 0 |
итого по блоку |
|
2. Дизайн 2.1. Фон |
|
дизайн логичен и очевиден, подчеркивает содержание | 3 |
дизайн на всех слайдах одинаковый, но не подчеркивает содержание | 2 |
дизайн случайный, разнотипный | 1 |
дизайн не ясен, ляпист, очень мешает восприятию | 0 |
2. Дизайн 2.2. Анимация |
|
имеются постоянные элементы дизайна, дизайн подчеркивает содержание. | 2 |
имеются постоянные элементы дизайна, дизайн соответствует содержанию, но иногда отвлекает | 1 |
элементы дизайна существенно мешают содержанию, накладываясь на него | 0 |
3. Дизайн 2.3. Шрифт |
|
все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается) | 2 |
параметры шрифта подобраны, шрифт читаем, но не на всех слайдах | 1 |
параметры шрифта случайны, специально не подобраны, делают текст трудночитаемым | 0 |
итого по блоку
|
|
3. Графика
|
|
хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание | 3 |
графика соответствует содержанию | 2 |
графика мало соответствует содержанию | 1 |
графика не соответствует содержанию | 0 |
итого по блоку |
|
4. Грамотность |
|
нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических | 3 |
минимальное количество ошибок | 2 |
есть ошибки, мешающие восприятию | 1 |
много ошибок, делающих материал трудночитаемым | 0 |
итого по блоку |
|
5. Особое мнение (дополнительные баллы) | 2 |
Всего | 25 |