технологическая карта урока " Органы кровообращения"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Вид урока -урок проект. Расширение знаний о строении и функциях органов кровообращения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока осуществления полного цикла проектной деятельности
по теме «Органы кровообращения».
Раздел. Транспорт веществ. Тема. Урок 1 «Органы кровообращения».
Тип: урок осуществления полного цикла проектной деятельности. Вид урока: урок-проект
ФОУД/ПД: фронтальная, групповая
Планируемые результаты урока:
Предметные:
-знают строение органов кровообращения;
-сравнивают и находят отличия артерий, вен, капилляров,
- описывают сущность малого и большого круга кровобращения,
- анализируют и оценивают факторы риска, связанные с переливанием крови,
-описывают строение сердца, используя модель,
-объясняют роль створчатых и полулунных клапанов в работе сердца.
Метапредметные:
-Регулятивные УУД:
- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,
- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,
- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
-Коммуникативные УУД:
- работают группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;
- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
-Познавательные УУД:
-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,
-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Личностные цели:
- осознание того, что здоровье – это главная ценность человека,
- понимание значения знаний о строении и функциях сердечно-сосудистой системы человека для собственного здоровья.
Предметное содержание урока. Учащиеся расширяют знания о строении и функциях органов кровообращения. Описывают строение кровеносных сосудов в связи с выполняемыми функциями. Расширяют знания о кругах кровообращения. Делают выводы о функциях органов кровообращения.
Оборудование: таблицы «Эволюция кровеносной системы», «Строение сердца», «Большой и малый круги кровообращения», разборная модель «Сердце»
Структура урока.
Этапы проектной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства | Результат | |||||
Подготовительный этап. | |||||||||
Актуализация знаний. | Формулирует вопросы учащимся. Какие органы относятся к органам системы кровообращения. Рассмотрите схемы кровеносной системы позвоночных животных. По какому пути шла эволюция системы органов кровообращения? | Отвечают на поставленные вопросы: сердце, сосуды: артерии, вены, капилляры. Рассматривают рисунок и отвечают на вопрос: «Эволюция системы органов кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия. | Экспресс- опрос | Выявлена граница «знания-незнания» | |||||
Проектировочный этап | |||||||||
Проблематизация | Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы. Почему это происходит? | Совместно с учителем формулируют проблему: «Почему с одной стороны эволюция системы органов кровообращения хордовых шла по пути усложнения, становясь высокоспециализированной, с другой - сегодня самая высокая смертность людей, связана с заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы (данные ВОЗ) Формулируют и перечисляют причины смерти, вызванное заболеваниями сердечно-сосудистой системы: стрессы, неправильное питание, пагубные привычки, не достаточно знаний для сохранения здоровья сердечно-сосудистой системы. | Мозговой штурм | Сформулирована проблема | |||||
Конкретизация проблемы | Подводит к частной проблеме, отвечающей теме урока: «Наше тело опутано густой сетью кровеносных сосудов, пронизывающих каждый сантиметр тканей. Это кровеносная система – дорога, несущая кислород, питание и тепло каждой клетке нашего организма». «Почему кровь движется по замкнутой системе сосудов только в одном направлении?» | Приходят к выводу о том, чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить особенности кровеносной системы человека в связи с выполняемой функцией. | |||||||
Целеполагание | Создает условия для формулировки цели, на основе сформулированной проблемы. | Формулируют цель проекта: создать модель «Строение и функции органов кровообращения» | Сформулирована цель проекта | ||||||
Планирование деятельности | Организует действия учащихся для разработки плана учебной деятельности на уроке. Формулирует поясняющие вопросы для реализации цели. | Разрабатывают план проектной деятельности по созданию модели: 1.Необходимо выяснить виды и особенности строения сосудов в связи с выполняемыми функциями. 2. Изучить строение сердца. 3. Рассмотреть и составить схему большого круга кровообращения. 4.Рассмотреть и составить схему малого круга кровообращения. 5.Сделать вывод и объяснить, почему кровь движется по замкнутой системе сосудов только в одном направлении | Маркеры, маркерная доска | Разработан план действий. |
Деление на группы и распределение обязанностей между членами группы | Создает условия для деления учащихся по группам. | Делятся на пять групп по желанию. В каждой группе избирается руководитель | Сформированы 5 групп. | |||||
Концептуализация. Моделирование. | Организует работу в группах по созданию модели будущего проекта. | Обсуждают проектный продукт, приходят к единому мнению: Общая модель: Строение органов кровообращения в виде кластера, изображенного на бумаге и на маркерной доске. 1 группа: «Строение и функции кровеносных сосудов» в виде таблицы. 2 группа: «Строение сердца» в виде модели из пластилина и схемы. 3 группа: «Схема БКК» в виде аппликации и схемы. 4 группа: «Схема МКК» в виде аппликации и схемы. 5 группа: «Органы кровообращения, их функции» в виде схемы. Выполняют проектные задания. Изучают и анализируют информацию. Выделяют главное. Структурируют в логическую схему или в таблицу, изготавливают проектный продукт. | «Дерево мнений» | Создана модель проектного продукта. | ||||
Выработка критериев оценки проекта | Организует работу по созданию критериальной базы. | 1.Достоверность найденной информации. 2.Единство оформления 3.Структурность оформления материала. 4.Логичность оформления информации. 5.Наглядность представленной информации. 6.Умение работать в команде 7.Презентация проекта (четкость, понятность и доступность изложения материала). 8.Ответы на дополнительные вопросы За каждый критерий от 0 до 3 баллов: 3 балла - критерий полностью представлен 2 балла – не достаточно представлен 1 балл – представлен частично 0 баллов – критерий отсутствует 24-21 баллов – «5» 20 -17 баллов – «4» 16-12 баллов - «3» <12 баллов – «2». | Создана критериальная база оценки проекта. | |||||
Этап реализации. | ||||||||
Создание проектного продукта. | Организует работу в группах, консультирует, направляет деятельность учащихся для достижения поставленной цели с помощью проектных заданий-ориентиров. | Изучают и анализируют информацию. Выделяют главное. Структурируют в логическую схему или таблицу. Выполняют проектные задания-ориентиры. | Проектные задания, интернет-источники, ЦОР Нитки цветные Пластилин | Решение 5 мини-проектных заданий, которые образуют общую модель | ||||
Презентация полученного проектного продукта. | Создает условия для презентации полученных образовательных продуктов. Участвует в обсуждении. | Презентуют полученные проектные продукты. Обобщают материал в общий проектный продукт и делают выводы урока: Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце. Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении. | Маркерная доска, маркеры | Проектные продукты | ||||
Заключительный этап. Оценка качества проектного продукта. Рефлексия. | ||||||||
Оценка качества проектного продукта и рефлексия действий в проекте его создателей. | Организует обобщение знаний и выполненных действий. Создает условия для оценки результатов на основе критериальной базы. Организует рефлексию: Что было полезно? Что было интересно? Что было трудно? Получилась ли работа в группе? Над чем необходимо еще поработать? | Описывают и оценивают свои результаты (по критериям оценки) при выполнении проекта. Осознают собственные действия: определяют что получилось, что нет. Намечают план действий на преодоление затруднений. | Лист оценки проектного продукта | Оценены мини-проекты Осуществлена рефлексия. | ||||
Д/з: с.149-152 изучить, в.1-8 с.152 ответить. Закончить творческие проекты. |
Приложение
Проектное задание №1. Группа 1.
Задание №1 (базовый уровень) Закончите предложения:
Сердце сокращается и выбрасывает кровь в сосуды, которые пронизывают все наше тело. Среди них различают артерии, ………….. и……………….. Стенки сосудов (артерий и вен) состоят из трёх слоёв…………………, стенки капилляров состоят………………………. .
Артерии – это сосуды, по которым кровь течет……………………………….
Вены – это сосуды, по которым кровь течет ………………………………….
Капилляры – это …………………………….сосуды, которые участвуют…………………………….
Задание 2 (повышенный уровень) Внимательно рассмотрите рисунок и сравните, чем строение артерий отличается от строения вен и капилляров? Систематизируйте полученные знания в виде схемы или таблицы.
Задание №3 (творческий уровень) Известно, что венами называют
сосудами, по которым кровь движется к периферии к сердцу.
Докажите, что сосуды, выступающие на поверхности тыльной стороны
руки,- вены.
Проектное задание №2. Группа 2.
Задание №1 (базовый уровень) Внимательно рассмотрите рисунок «Строение сердца», подпишите его части и закончите предложения:
Сердце располагается в……………полости. Оно несколько сдвинуто влево.
Размеры сердца примерно равны……………….
Сердце взрослого человека имеет массу, равную…………………….
Сердце работает в течение всей жизни человека, сокращаясь ……….минуту и нагнетая в артериальную систему около ……..крови в сутки.
Благодаря особым свойствам ткани сердца оно способно…………………
Сердце расположено в околосердечной сумке -………….., содержащей серозную жидкость, предохраняющей сердце от трения.
Стенка сердца состоит из трёх слоёв:…………………………………………………………………………………..
Сердце состоит из ……………камер (отделов) – двух ………..и двух………………… (левого и правого).
Правая и левая части сердца разделены ……………………………….
Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой. На границе между ними имеются………………. .
Они устроены так, что пропускают кровь только в сторону желудочков, препятствуя обратному кровотоку. Благодаря этому кровь может двигаться ……………………….
Между желудочками и артериями находятся ……………………. Они также обеспечивают ток крови в одном направлении – из …
Задание №2 (повышенный уровень). Найдите ошибки в тексте.
1. Сердце человека - это трехкамерный мышечный орган.2. Оно находится в околосердечной сумке, состоящей из соединительной ткани, внутри которой находится жидкость, уменьшающая трение при сокращениях.3.Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу кровообращения. 4. Между правым и левым желудочками находится межжелудочковая перегородка, поэтому кровь в большом круге смешанная.
Задание №3 (творческий уровень). Подумайте и создайте модель сердца.
Проектное задание №3. Группа 3.
Задание №1(базовый уровень) Внимательно рассмотрите рисунок, назовите и покажите на рисунке отделы сердца и сосуды большого круга кровообращения (БКК). Закончите предложения:
Большой круг кровообращения начинается от……………….. .
Насыщенная кислородом (артериальная) кровь поступает……….., а из нее в…………..
По артериям кровь идет к…………….., ……………, …………. .
Там артерии распадаются на …………...
Через тонкие стенки капилляра артериальная кровь отдает клеткам тела…………… и …………….., а забирает от них …………………….и…………, становясь…………..
Венозная кровь по ……………поступает в ……………..предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.
Артериальная кровь – это………, венозная -………..
Задание №2 (повышенный уровень). Составьте схему большого круга
кровообращения.
Задание №3 (творческий уровень). Используя картон, синие, красные нитки, пластилин, соленое тесто создайте модель большого и малого круга кровообращения.
Проектное задание №4. Группа 4
Задание №1(базовый уровень) Внимательно рассмотрите рисунок, назовите и покажите на рисунке отделы сердца и сосуды малого круга кровообращения (МКК). Закончите предложения:
Малый круг кровообращения начинается от ………………..сердца. …………….кровь по легочным артериям поступает в …………… .В легких артерии образуют густую ……………………сеть, здесь происходит………………. . Кровь насыщается ………………и освобождается от………………. .Из венозной кровь превращается в……………….. .По легочным ……………..артериальная кровь поступает в……………… предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения. Из левого предсердия кровь поступает в…………………., а от него вновь направляется по …………….большого круга кровообращения. Артериальная кровь – это кровь…………… . Венозная кровь – кровь…………………………. .
Задание №2 (повышенный уровень). Составьте схему МКК.
Задание №3 (творческий уровень). Используя картон, синие, красные нитки, пластилин, соленое тесто создайте модель большого и малого круга кровообращения.
Проектное задание №5. Группа 5.
Задание №1 (базовый уровень). Закончите предложения или вставьте пропущенное слово.
Кровь в организме человека течет по ………….. системе сосудов.
Она находится в постоянном………….. .
Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения: …………………………. и…………………………………….. .
Благодаря этому все органы и ткани тела получают……………………. и …………………., а также освобождаются от …………..веществ.
Движение крови в организме человека называется…………………….. .
Кровообращение имеет важное значение в организме человека, так выполняет транспорт газов, питательных и вредных веществ, в этом заключается ……………………….функция; перераспределение тепла, в этом заключается ……………………. функция; транспорт гормонов – это функция……………………..
Кровь движется в одном………………………., это обеспечивается …………………..клапанами сердца и ………….клапанами вен……………… .
Задание №2 (повышенный уровень). Изучите внимательно схему, прокомментируйте ее и сделайте вывод о значении кровообращения в жизни человека.
Задание №3 (творческий уровень). Прочитайте слова безымянного древнеегипетского врача и прокомментируйте смысл этих слов: «К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-259811-1370181148.jpg)
презентация к уроку "Органы кровообращения"
Данная презентация предназначена для проведения урока биологии в 8 классе по теме «Органы кровообращения». Презентация содержит материалы для проверки знаний учащихся, причём учащиеся должны сами...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330778-1383148198.jpg)
Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"
В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/09/picture-440663-1486668134.jpg)
Технологическая карта урока "Органы дыхательной системы человека"
Урок биологии по теме "Дыхательная система. Органы дыхательной системы человека."...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/16/picture-241756-1594916245.jpg)
Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс
Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-976719-1511277854.jpg)
План-конспект урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.
урок изучения нового материала плюс презентация к уроку и видеофрагмент....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-1010838-1518437785.jpg)
урок "Органы кровообращения"
В уроке рассматривается система органов кровообращения, дается краткий тест, разгадывание кроссворда по теме урока......