технологическая карта урока " Органы кровообращения"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Корнеева Татьяна Владимировна

Вид урока -урок проект. Расширение знаний о строении и функциях органов кровообращения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока осуществления полного цикла проектной деятельности

по теме «Органы кровообращения».

Раздел. Транспорт веществ. Тема. Урок 1 «Органы кровообращения».

Тип: урок осуществления полного  цикла проектной деятельности.  Вид урока: урок-проект

ФОУД/ПД: фронтальная, групповая

Планируемые результаты урока:

Предметные:

-знают строение органов кровообращения;

-сравнивают и находят отличия артерий, вен, капилляров,

- описывают сущность малого и большого круга кровобращения,

- анализируют и оценивают факторы риска, связанные с переливанием крови,

-описывают строение сердца, используя модель,

-объясняют роль створчатых и полулунных клапанов в работе сердца.

Метапредметные:

-Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,

- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

-Коммуникативные УУД:

- работают группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

-Познавательные УУД:

-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Личностные цели:

- осознание того, что здоровье – это главная ценность человека,

- понимание значения знаний о строении и функциях сердечно-сосудистой системы человека для собственного здоровья.

Предметное содержание урока. Учащиеся расширяют знания о строении и функциях органов кровообращения. Описывают строение кровеносных сосудов в связи с выполняемыми функциями. Расширяют знания о кругах кровообращения. Делают выводы о функциях органов кровообращения.

Оборудование: таблицы «Эволюция кровеносной системы», «Строение сердца», «Большой и малый круги кровообращения», разборная модель «Сердце»

Структура урока.

Этапы проектной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства

Результат

Подготовительный этап.

Актуализация знаний.

Формулирует вопросы учащимся.

Какие органы относятся к органам системы кровообращения.

Рассмотрите схемы кровеносной системы позвоночных животных. По какому пути шла эволюция системы органов кровообращения?

Отвечают на поставленные вопросы: сердце, сосуды: артерии, вены, капилляры.

Рассматривают рисунок и отвечают на вопрос: «Эволюция системы органов кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.

Экспресс-

опрос

Выявлена граница «знания-незнания»

Проектировочный этап

Проблематизация

Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы.

Почему это происходит?

Совместно с учителем формулируют проблему: «Почему с одной стороны эволюция системы органов кровообращения хордовых шла по пути усложнения, становясь высокоспециализированной, с другой - сегодня самая высокая смертность людей, связана с заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы (данные ВОЗ)

Формулируют и перечисляют причины смерти, вызванное заболеваниями сердечно-сосудистой системы: стрессы, неправильное питание, пагубные привычки, не достаточно знаний для сохранения здоровья сердечно-сосудистой системы.

Мозговой штурм

Сформулирована проблема

Конкретизация проблемы

Подводит к частной проблеме, отвечающей теме урока: «Наше тело опутано густой сетью кровеносных сосудов, пронизывающих каждый сантиметр тканей. Это кровеносная система – дорога, несущая кислород, питание и тепло каждой клетке нашего организма». «Почему кровь движется по замкнутой системе сосудов только в одном направлении?»

Приходят к выводу о том, чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить особенности кровеносной системы человека в связи с выполняемой функцией.

Целеполагание

Создает условия для формулировки цели, на основе сформулированной проблемы.

Формулируют цель проекта: создать модель «Строение и функции органов кровообращения»

Сформулирована цель проекта

Планирование деятельности

Организует действия учащихся для разработки плана учебной деятельности на уроке.

Формулирует поясняющие вопросы для реализации цели.

Разрабатывают план проектной деятельности по созданию модели:

1.Необходимо выяснить виды и особенности строения сосудов в связи с выполняемыми функциями.

2. Изучить строение сердца.

3. Рассмотреть и составить схему большого круга кровообращения.

4.Рассмотреть и составить схему малого круга кровообращения.

5.Сделать вывод и объяснить, почему кровь движется по замкнутой системе сосудов только в одном направлении

Маркеры, маркерная доска

Разработан план действий.

Деление на группы и распределение обязанностей между членами группы

Создает условия для деления учащихся по группам.

Делятся на пять групп по желанию. В каждой группе избирается руководитель

Сформированы 5 групп.

Концептуализация. Моделирование.

Организует работу в группах по созданию модели будущего проекта.

Обсуждают проектный продукт, приходят к единому мнению:

Общая модель: Строение органов кровообращения в виде кластера, изображенного на бумаге и на маркерной доске.

1 группа: «Строение и функции кровеносных сосудов» в виде таблицы.

2 группа: «Строение сердца» в виде модели из пластилина и схемы.

3 группа: «Схема БКК» в виде аппликации и схемы.

4 группа: «Схема МКК» в виде аппликации и схемы.

5 группа: «Органы кровообращения, их функции» в виде схемы.

Выполняют проектные задания. Изучают и анализируют информацию. Выделяют главное. Структурируют в логическую схему или в таблицу, изготавливают проектный продукт.

«Дерево мнений»

Создана модель проектного продукта.

Выработка критериев оценки проекта

Организует работу по созданию критериальной базы.

1.Достоверность найденной информации.

2.Единство оформления

3.Структурность оформления материала.

4.Логичность оформления информации.

5.Наглядность представленной информации.

6.Умение работать в команде

7.Презентация проекта (четкость, понятность и доступность изложения материала).

8.Ответы на дополнительные вопросы

За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

3 балла - критерий полностью представлен

2 балла – не достаточно представлен

1 балл – представлен частично

0 баллов – критерий отсутствует

24-21 баллов – «5»

20 -17 баллов – «4»

16-12 баллов - «3»

<12 баллов – «2». 

Создана критериальная база оценки проекта.

Этап реализации.

Создание проектного продукта.

Организует работу в группах, консультирует, направляет деятельность учащихся для достижения поставленной цели с помощью проектных заданий-ориентиров.

Изучают и анализируют информацию. Выделяют главное. Структурируют в логическую схему или таблицу.

Выполняют проектные задания-ориентиры.

Проектные задания, интернет-источники, ЦОР

Нитки цветные

Пластилин

Решение 5 мини-проектных заданий, которые образуют общую модель

Презентация полученного проектного продукта.

Создает условия для презентации полученных образовательных продуктов. Участвует в обсуждении.

Презентуют полученные проектные продукты. Обобщают материал в общий проектный продукт и делают выводы урока:

Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце.

Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.

Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.

Маркерная доска, маркеры

Проектные продукты

Заключительный этап. Оценка качества проектного продукта. Рефлексия.

Оценка качества проектного продукта и рефлексия действий в проекте его создателей.

Организует обобщение знаний и выполненных действий. Создает условия для оценки результатов на основе критериальной базы.

Организует рефлексию:

Что было полезно?

Что было интересно?

Что было трудно?

Получилась ли работа в группе?

Над чем необходимо еще поработать?

Описывают и оценивают свои результаты (по критериям оценки) при выполнении проекта.

Осознают собственные действия: определяют что получилось, что нет. Намечают план действий на преодоление затруднений.

Лист оценки проектного продукта

Оценены мини-проекты

Осуществлена рефлексия.

Д/з: с.149-152 изучить, в.1-8 с.152 ответить. Закончить творческие проекты.

Приложение

Проектное задание №1. Группа 1.

Задание №1 (базовый уровень) Закончите предложения:

Сердце сокращается и выбрасывает кровь в сосуды, которые пронизывают все наше тело. Среди них различают артерии, ………….. и……………….. Стенки сосудов (артерий и вен) состоят из трёх слоёв…………………, стенки капилляров состоят………………………. .

Артерии – это сосуды, по которым кровь течет……………………………….

Вены – это сосуды, по которым кровь течет ………………………………….

Капилляры – это …………………………….сосуды, которые участвуют…………………………….

Задание 2 (повышенный уровень) Внимательно рассмотрите рисунок и сравните, чем строение артерий отличается от строения вен и капилляров? Систематизируйте полученные знания в виде схемы или таблицы.

Задание №3 (творческий уровень) Известно, что венами называют

сосудами, по которым кровь движется к периферии к сердцу.

Докажите, что сосуды, выступающие на поверхности тыльной стороны

руки,- вены.

Проектное задание №2. Группа 2.

Задание №1 (базовый уровень) Внимательно рассмотрите рисунок «Строение сердца», подпишите его части и закончите предложения:

Сердце располагается в……………полости. Оно несколько сдвинуто влево.

Размеры сердца примерно равны……………….

Сердце взрослого человека имеет массу, равную…………………….

Сердце работает в течение всей жизни человека, сокращаясь ……….минуту и нагнетая в артериальную систему около ……..крови в сутки.

Благодаря особым свойствам ткани сердца оно способно…………………

Сердце расположено в околосердечной сумке -………….., содержащей серозную жидкость, предохраняющей сердце от трения.

Стенка сердца состоит из трёх слоёв:…………………………………………………………………………………..

Сердце состоит из ……………камер (отделов) – двух ………..и двух………………… (левого и правого).

Правая и левая части сердца разделены ……………………………….

Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой. На границе между ними имеются………………. .

Они устроены так, что пропускают кровь только в сторону желудочков, препятствуя обратному кровотоку. Благодаря этому кровь может двигаться ……………………….

Между желудочками и артериями находятся ……………………. Они также обеспечивают ток крови в одном направлении – из …

Задание №2 (повышенный уровень). Найдите ошибки в тексте.

1. Сердце человека - это трехкамерный мышечный орган.2. Оно находится в околосердечной сумке, состоящей из соединительной ткани, внутри которой находится жидкость, уменьшающая трение при сокращениях.3.Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу кровообращения. 4. Между правым и левым желудочками находится межжелудочковая перегородка, поэтому кровь в большом круге смешанная.
Задание №3 
(творческий уровень). Подумайте и создайте модель сердца.

Проектное задание №3. Группа 3.

Задание №1(базовый уровень) Внимательно рассмотрите рисунок, назовите и покажите на рисунке отделы сердца и сосуды большого круга кровообращения (БКК). Закончите предложения:

Большой круг кровообращения начинается от……………….. .

Насыщенная кислородом (артериальная) кровь поступает……….., а из нее в…………..

По артериям кровь идет к…………….., ……………, …………. .

Там артерии распадаются на …………...

Через тонкие стенки капилляра артериальная кровь отдает клеткам тела…………… и …………….., а забирает от них …………………….и…………, становясь…………..

Венозная кровь по ……………поступает в ……………..предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

Артериальная кровь – это………, венозная -………..

Задание №2 (повышенный уровень). Составьте схему большого круга

кровообращения.

 Задание №3 (творческий уровень). Используя картон, синие, красные нитки, пластилин, соленое тесто создайте модель большого и малого круга кровообращения.

Проектное задание №4. Группа 4

Задание №1(базовый уровень) Внимательно рассмотрите рисунок, назовите и покажите на рисунке отделы сердца и сосуды малого круга кровообращения (МКК). Закончите предложения:

Малый круг кровообращения начинается от ………………..сердца. …………….кровь по легочным артериям поступает в …………… .В легких артерии образуют густую ……………………сеть, здесь происходит………………. . Кровь насыщается ………………и освобождается от………………. .Из венозной кровь превращается в……………….. .По легочным ……………..артериальная кровь поступает в……………… предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения. Из левого предсердия кровь поступает в…………………., а от него вновь направляется по …………….большого круга кровообращения. Артериальная кровь – это кровь…………… . Венозная кровь – кровь…………………………. .

Задание №2 (повышенный уровень). Составьте схему МКК.

Задание №3 (творческий уровень). Используя картон, синие, красные нитки, пластилин, соленое тесто создайте модель большого и малого круга кровообращения.

Проектное задание №5. Группа 5.

Задание №1 (базовый уровень). Закончите предложения или вставьте пропущенное слово.

Кровь в организме человека течет по ………….. системе сосудов.

Она находится в постоянном………….. .

Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения: …………………………. и…………………………………….. .

Благодаря этому все органы и ткани тела получают……………………. и …………………., а также освобождаются от …………..веществ.

Движение крови в организме человека называется…………………….. .

Кровообращение имеет важное значение в организме человека, так выполняет транспорт газов, питательных и вредных веществ, в этом заключается ……………………….функция; перераспределение тепла, в этом заключается ……………………. функция; транспорт гормонов – это функция……………………..

Кровь движется в одном………………………., это обеспечивается …………………..клапанами сердца и ………….клапанами вен……………… .

Задание №2 (повышенный уровень). Изучите внимательно схему, прокомментируйте ее и сделайте вывод о значении кровообращения в жизни человека.

Задание №3 (творческий уровень). Прочитайте слова безымянного древнеегипетского врача и прокомментируйте смысл этих слов: «К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Органы кровообращения"

Данная презентация предназначена для проведения урока биологии в 8 классе по теме «Органы кровообращения». Презентация содержит материалы для проверки знаний учащихся, причём учащиеся должны сами...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока "Органы дыхательной системы человека"

Урок биологии по теме "Дыхательная система. Органы дыхательной системы человека."...

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...

План-конспект урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.

урок  изучения нового материала плюс презентация к уроку и видеофрагмент....

урок "Органы кровообращения"

В уроке рассматривается система органов кровообращения, дается краткий тест, разгадывание кроссворда по теме урока......

Урок " Органы кровообращения"

Урок изучения и первичного закрепления нового знания...