ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии
Статья "Патриотическое воспитание на уроках биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Серченкова Ю.А.,
учитель биологии
МБОУ-гимназия №1
им. Ю.А. Гагарина
г. Клинцы Брянской области
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
«Воспитание человека –
гражданина, человека – патриота, должно быть главной целью всего педагогического процесса»
М.В. Ломоносов
Важнейшим нравственным качеством каждого человека является патриотизм. Воспитание школьников в духе патриотизма – долг каждого учителя. Учителя биологии имеют возможность на уроках по всем биологическим курсам, а также в процессе внеклассной работы воспитывать у учеников любовь к своей Родине,к родному краю, гордость за своих соотечественников, которые внесли большой вклад в развитие многих наук.
Каждый учитель на своих уроках должен так говорить о России, о великих сынах и дочерях ее, так рассуждать и поворачивать разными гранями явления жизни, чтобы молодые ребята ясно поняли, что стоит за сочетаниями «родная страна», «родной край», «родной дом», а потом, уже имея багаж знаний, и рассуждали, помня, например, русскую поговорку: «И кости по родине плачут». Школьный курс биологии в значительной мере содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважение и любовь к родине, земле, на которой они родились и выросли; стремление сберечь, украсить и защитить её.
В этом плане курс биологии предоставляет большие возможности, такие как:
1.Раскрытие красоты и неповторимости природы родного края, его лесов, лугов, полей и рек. Воспитание чувства сопричастности с родной природой.
Так, например, в 5 классе при изучении темы «Разнообразие растительного мира», рассказывается о том, что берёза является символом России, символом нашей Родины.
Когда великий русский поэт М.И. Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке, как символу своей Родины. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как в России.
2. Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие таких наук, как биология, экология, химия, генетика, селекция и др.
При изучении в 9 классе темы «Основы селекции» рассказываю детям о подвиге учёных которые в дни блокады Ленинграда. 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Люди еле передвигали ноги, умирали, но коллекционное зерно сохранили. Печальный список, умерших от голода ведёт летопись: Д.С.Иванов – хранитель риса, А.Г.Щукин – хранитель масличных культур, Л.М.Розина – хранитель овса…
3. Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области биологии.
При изучении материала в 7 классе по теме «Торфяной мох и образование торфа» я рассказываю ребятам следующую информацию. Во время войны в госпиталях и больницах испытывался острый недостаток перевязочных материалов. На фронтах ещё I мировой мох сфагнум широко использовался в качестве перевязочного материала, спасшего многие жизни. По впитывающей способности он в 2-6 раз превосходит вату, но главное преимущество – то, что он распределяет ее равномерно во всех направлениях, и только после того, как пропитается весь, выделения выступают на поверхность. Раны со сфагновыми повязками заживают быстрее и процент осложнений значительно уменьшается из-за содержания в нем многих сложных органических соединений, препятствующих нагноению. Ученые доказали, что он обладает не только впитывающим влагу свойством, но и бактерицидными свойствами.
4. Раскрытие красоты и неповторимости родного края, воспитание чувства сопричастности с природой. Использование на уроках творчества поэтов, писателей и художников, воспевающего родную природу.
На уроках в 5-6 классах, при проведении ботанических экскурсий уместно будет использование стихов о родном крае, таких как: И.Бунин «Родина»,Ф.И.Тютчев «Еще в полях белеет снег», А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами»,А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край»,В.А.Жуковский «Приход весны», Н.И.Рыленков «Дай припасть к руке твоей, Россия». Хорошо будет совмещение с показом репродукций о родной природе русских художников: И.Левитан «Золотая осень», А.Васнецов «Зимний сон», А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Шишкин «Лес зимой», «Утро в сосновом лесу» и многие другие. Кроме того, разработка и реализация краеведческих проектов способствует решению поставленных задач: «Насекомые школьного двора», «Выработка условных рефлексов у домашних животных», «Сорные растения школьного двора» и другие.
5.Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной медицины, сельского хозяйства, биотехнологий.
Новые приоритеты в области развития науки потребовали перемен в организации учебного процесса. Наряду с фундаментальными науками ученик 21 века должен быть знаком с новыми отраслями знаний. Все большее значение на жизнь человека начинает оказывать биотехнология, нанотехнология. Наиболее просто в школе реализовать знакомство с нанотехнологией с помощью элективных курсов, а также в различных темах анатомии и общей биологии.
Подводя итог, хочется сказать, что патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в нашей воспитательной системе. Благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность организовать учебный процесс так, чтобы школьники почувствовали себя неотъемлемой частицей своей Родины, своего народа, ведь другого Отечества и другой истории у нас не будет.
Таким образом, используя все имеющиеся средства обучения, я стараюсь привить обучающимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России.
Литература
1.Лутовинов В.И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХ1 века: прошлое или будущее России: Материалы межрегион. науч.- практ. конф. Г.Волгоград, 19 -20 нояб. 1998г. – Волгоград: Перемена, 1999 – 365с.
2.Кирюханцев К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ [Текст] / К. А. Кирюханцев, И. А. Гизатова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012 – 287 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
патриотическое воспитание на уроках географии
«Организация внеурочной деятельности учителя в процессе воспитания патриотических качеств личности». Гайдамакина Л.Н.- учи...
"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"
Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы. Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формир...
Патриотическое воспитание на уроках истории
Сообщение о патриотическом воспитании на уроках истории...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Люб...
Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)
О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у школьников-одна из главных задач нашего дня. ...
Патриотическое воспитание на уроках математики.
Исторический материал с этнокультурными и национально-региональными компонентами, который можно использовать на уроках математики в 5-6 классах....
Патриотическое воспитание на уроках биологии.
В связи с памятной датой нашей страны «День снятия Блокады Ленинграда» подвиг ленинградцев является актуальным рассмотреть не только на уроках истории. Урок по биологии позволит учащимся осознать свою...