Патриотическое воспитание на уроках биологии.
статья по биологии по теме
В связи с памятной датой нашей страны «День снятия Блокады Ленинграда» подвиг ленинградцев является актуальным рассмотреть не только на уроках истории. Урок по биологии позволит учащимся осознать свою принадлежность к героическому прошлому своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_statya.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотизма на уроках биологии на примере занятия
«Ученые-биологи блокадного Ленинграда».
Зимина Любовь Владимировна,
методист ОЭП, учитель биологии ВКК
ГБОУ СОШ №349
с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга.
Школьный курс биологии в значительной мере содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважение и любовь к Родине, земле, на которой они родились и выросли; стремление сберечь, украсить и защитить её. Для формирования патриотизма на уроках биологии используется краеведческий материал.
В связи с памятной датой нашей страны «День снятия Блокады Ленинграда» подвиг ленинградцев является актуальным рассмотреть не только на уроках истории. Урок-мастерская по биологии позволит учащимся осознать свою принадлежность к героическому прошлому своего народа. Использование компьютера позволит не только повысить интерес к процессу обучения, но и увеличит долю самостоятельной работы учащихся на уроках биологии.
Такой урок позволяет создать условия для проявления творческой индивидуальности личности учащихся; формировать коммуникативную культуру учащихся через привлечение их к обсуждению заинтересовавших вопросов.
В ходе урока обучающиеся отвечают на вопрос, поставленный в самом начале, звучит он так: «Во время блокады Ленинграда ученые всесоюзного института растениеводства сберегли уникальную коллекцию семян. сотрудники института и их близкие умирали от голода хотя рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. оцени поступок ученых используя нравственные категории: обобщественный долг, моральный долг и совесть.»
Урок проводится в кабинете информатики. Он рассчитан на 2 часа. Если в кабинете есть возможность использовать сеть, то папка с сайтом, который служит поддержкой урока, может находиться на главном компьютере. Если же нет возможности использовать сеть, то предварительно учебный материал к уроку загружается на каждый компьютер.
Данный урок ориентировочно рассчитан на учащихся 9-11 классов, которые владеют навыками работы с программой Microsoft Power Point. Его целесообразно проводить в конце января, в дни празднования снятия блокады Ленинграда. Для учащихся 9-х классов он служит и закреплением темы “Основные методы селекции. Работы Н.И.Вавилова ”.
Желательно, чтобы учащиеся индивидуально работали над созданием презентации, но это условие не является обязательным. Иногда в классе могут быть учащиеся, которые не совсем хорошо владеют компьютерными технологиями, тогда целесообразно их объединить с учащимися, которые хорошо владеют программой по созданию презентаций.
В начале урока учитель знакомит учащихся с теоретическим материалом, в котором рассказывается об открытиях учёных Ленинграда в годы войны. По ходу рассказа учитель предлагает учащимся записать наиболее заинтересовавшие или поразившие их моменты. Это могут быть и подготовленные заранее сообщения обучающихся.
Рассматривая тему «Происхождение культурных растений», сообщается, что работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И. Вавилова, который предпринял путешествия во все части земного шара. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Здесь хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур.
В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С. Иванов – хранитель риса, А.Г. Щукин – хранитель масличных культур, Л.М. Розина – хранитель овса… Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде – это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена – хлеб будущего.
После войны вавиловская коллекция обогатилась и выросла. На Кубани был создан Кубанский генетический банк семян. Вкуса блокадного хлеба нам, сытым людям, не удастся почувствовать никогда. И не нужно этого! И счастье, что не дано! Но нам дано другое: в хлебе сегодняшнем и в хлебе завтрашнем, который поднимется на полях нашей Родины, ощутить милосердие тех людей, благодаря которым этот хлеб есть и будет.
Ученые предложили использовать для выпечки хлеба целлюлозу, известную ранее только как сырье для бумажных фабрик. Под руководством проф. В. И. Шаркова группа специалистов разработала технологию гидролиза целлюлозы для превращения ее в пищевой продукт. С конца ноября хлеб выпекался с добавлением пищевой целлюлозы, которой за годы блокады было выпущено около 16 тыс. т. Одновременно было организовано производство белковых дрожжей из древесного материала. Ленинградские предприятия стали выпускать колбасы, паштеты и студень из кишечного сырья, соевой муки и другого технического сырья.
Крупнейшие ученые Ленинграда до последнего момента продолжали работать в блокированном городе. В октябре 1941 г. в Ленинграде трудились 12 академиков и 15 членов-корреспондентов Академии наук СССР. Академики С. А. Жебелев и А. А. Ухтомский, несмотря на неоднократные предложения выехать из Ленинграда, отказались покинуть осажденный город; только после правительственного распоряжения эвакуировались академики И. И. Мещанинов и Л. А. Орбели; лишь в декабре 1941 г., после седьмого предложения эвакуироваться из Ленинграда, согласился выехать из города академик А. А. Байков. В постановлении Совета по эвакуации от 28 октября 1941 г. предусматривалась немедленная эвакуация из Ленинграда самолетами 200 наиболее видных представителей науки.
И конечно, нельзя обойти стороной биологические особенности организма в состоянии голода. Наш организм – уникальное и удивительное творение. Он сохраняет сам себя в экстремальных обстоятельствах. У людей от дистрофии во время блокады все органы, за исключением почек и мозга – жизненно важных органов, сильно уменьшались в размере. Профессор Владимир Георгиевич Гаршин из Института экспериментальной медицины проводил исследования и доказал, что сердце блокадников могло терять в весе до 40%, печень до 50%. Но мозг и почки всегда оставались практически неизмененными. То есть, люди сохраняли все свои умственные способности, несмотря на голод.
Ленинградская блокада обнаружила такие биологические возможности организма, о которых никто раньше не знал. Оказалось, что существует так называемое эндогенное питание – когда жизненно важных веществ извне не поступает, организм начинает питаться из запасов собственного тела. У блокадников происходила частичная атрофия органов - они уменьшались в размерах – масса этих органов шла на питание мозга, почек и сердца. Причем, когда человек начинал опять нормально питаться – функции этих органов и их размеры полностью восстанавливались. Это основной физиологический механизм, который помог многим блокадникам выжить. В те годы об этом никто не знал.
Организм сначала брал необходимые элементы из жировой прослойки тела, потом из мимических мышц - у блокадников была очень большая отвисшая верхняя губа (расстояние от носа до верхней губы), их лица были абсолютно безэмоциональными именно по этой причине. И уже в последнюю очередь организм брал необходимые элементы из скелетных мышц, которые нужны для движения. В скелетных мышцах содержится до 14-ти килограмм белка. Подвижность у изможденных людей была ограниченной – двигаться им уже практически не приходилось. Скелетные мышцы распадались, а белки поступали в кровь, питая сердце и мозг. Человек умирал раньше того, как он полностью истощал свой биологический ресурс. У него отказывала нервная регуляция, то есть, он морально сдавался. Мы еще раз возвращаемся к тому, что главным в вопросе выживания был все-таки не физиологический, а психосоматический аспект, то есть мотивация к выживанию. Из-за депрессии угнетались функции других органов.
Во время рассказа учителя обучающиеся могут скорректировать записанные моменты.
Фрагментов, которые будут записаны обучающимися, не должно быть очень много. На это в начале урока учитель обращает особое внимание. В дальнейшем им предлагается на рабочем столе компьютера создать свою папку, в которую они могут поместить данный текстовый материал, скопировать наиболее понравившиеся при просмотре фотографии. Все эти материалы они смогут в дальнейшем использовать при создании собственных презентаций.
После того, как работа учащихся с текстом закончена, учитель строит беседу с учащимися по следующим вопросам:
- Согласны ли Вы с утверждением: Любая война, помимо разрушительного, несёт в себе и созидательную функцию. Если согласны, постарайтесь привести свои суждения в защиту этого утверждения.
- О каких ещё открытиях, сделанных учёными в годы войны Вам приходилось слышать?
- Что происходит с организмом человека во время длительного голода?
Данный урок не ставит целью отработать навыки создания презентаций учащимися. Этот момент урока является сопутствующим. Если учитель решил провести урок в классе, где учащиеся не знакомы с техникой построения презентаций, то эта часть урока может быть заменена показом презентаций, выполненных другими учащимися.
В заключении учитель должен обратить внимание обучающихся, что это лишь небольшой отрывок о работе ученых блокадного Ленинграда.
В завершении урока учащиеся знакомят класс со своими работами и дискутируют о личном отношении к услышанному на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
патриотическое воспитание на уроках географии
«Организация внеурочной деятельности учителя в процессе воспитания патриотических качеств личности». Гайдамакина Л.Н.- учи...
"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"
Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы. Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формир...
Патриотическое воспитание на уроках истории
Сообщение о патриотическом воспитании на уроках истории...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Люб...
Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)
О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у школьников-одна из главных задач нашего дня. ...
Патриотическое воспитание на уроках математики.
Исторический материал с этнокультурными и национально-региональными компонентами, который можно использовать на уроках математики в 5-6 классах....
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Статья "Патриотическое воспитание на уроках биологии"...