Измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации в 9 классе по биологии
тест по биологии (9 класс)

Хакимова Светлана Викторовна

Измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации в 8 классе по биологии сформированы на основе заданий ВПР, заданий формата  ОГЭ, позволяют качественно проверить уровень ппедметных УУД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_1_9_l_biologiya.docx355.06 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация, биология, 9 класс. Вариант № 1

1. 

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=36104&png=1

К какому типу — к половому или бесполому — относится данный приём размножения растений?

2. 

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=36104&png=1

Приведите другие примеры подобного способа размножения растений.

3. 

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема клеточного цикла. Какая его фаза обозначена вопросительным знаком?

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=38265&png=1

4. 

Наталья изучала зависимость роста крыльев у самцов дрозофилы от температуры. Она помещала по 10 только вылупившихся самцов в пробирки и держала их неделю при определённой температуре. Затем она измеряла длину крыльев у самцов. По результатам эксперимента Наталья построила график (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — средняя длина крыла (в мм)).

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=38290&png=1

Опишите зависимость размера крыльев самцов дрозофилы от температуры в диапазоне 28–31 °С.

5. 

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

 

Элементы:

1) вирус

2) углевод дезоксирибоза

3) ДНК

4) полинуклеотидная цепь

5) капсид

6) нуклеотид

 

Запишите соответствующую последовательность цифр.

6. 

Михаил заварил себе с утра чашку зернового кофе из смеси сортов. Кофеин полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям тела. Вес Михаила — 80 кг.

 

Продукт

Содержание
кофеина в
порции, мг

Заваренный зерновой кофе,
сорт арабика

148

Заваренный зерновой кофе,
смесь сортов

113

Эспрессо

243

Латте (кофе с молочной пенкой)

119

Растворимый кофе

100

Чёрный чай

42

Зелёный чай

35

Холодный чай в бутылке

23

Газированный напиток

29

Энергетический напиток

87

Масса тела
человека, кг

Общий объём
жидкостей в организме
человека, л

Мужчины

70

42

80

48

90

54

100

60

Женщины

50

25

60

30

70

35

80

40

 

Рассчитайте, через какое время после приема (в часах) кофеин перестанет действовать на организм Михаила, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижется на 0,23 мг/л в час. Ответ округлите до десятых.

7. 

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование полосатой окраски у предков современной зебры.

Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы.

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=38226&png=1

8. 

На рисунке изображен эогиппус - вымершее животное, обитавшее 50 млн лет назад.

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2339&png=1

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ - на уровне рода)

 Геохронологическая таблица

 

ЭРА

Период и
продолжительность
(в млн лет)

Животный и растительный мир

Название и
продолжительность
(в млн лет)

Возраст
(в млн лет
назад)

Кайнозойская (новой жизни),
67

67

Антропоген, 1,5

Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик

Неоген, 23,5

Господство млекопитающих и птиц

Палеоген, 42

Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений

Мезозойская (средней жизни),
163

230

Меловой, 70

Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений

Юрский, 58

Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание головоногих моллюсков. Господство голосеменных

Триасовый, 35

Начало расцвета пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб

Палеозойская (древней жизни),
340

Возможно, 570

Пермский, 55

Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных

Каменноугольный,
75—65

Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Появление летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных папоротников

Девонский, 60

Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых

Силурийский, 30

Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных — щитковых. Выход растений на сушу — псилофиты. Широкое распространение водорослей.

Ордовикский, 60
Кембрийский, 70

Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей

Протерозойская (ранней жизни),
свыше 2000

2700

Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых — подтипа бесчерепных

Архейская (самая древняя в истории Земли),
около 1000

Возможно,
>3500

Следы жизни незначительны


Ответы:

Вариант № 54842

1. Задание 1.1 № 2096

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=36104&png=1

К какому типу — к половому или бесполому — относится данный приём размножения растений?

Пояснение.

Ответ: бесполый ИЛИ Вегетативное размножение растений ИЛИ черенкование.

2. Задание 1.2 № 2256

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=36104&png=1

Приведите другие примеры подобного способа размножения растений.

Пояснение.

Размножение луковицами ИЛИ размножение при помощи спор ИЛИ споровое размножение растений.

3. Задание 3 № 2426

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема клеточного цикла. Какая его фаза обозначена вопросительным знаком?

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=38265&png=1

Пояснение.

Ответ: профаза.

4. Задание 4 № 2493

Наталья изучала зависимость роста крыльев у самцов дрозофилы от температуры. Она помещала по 10 только вылупившихся самцов в пробирки и держала их неделю при определённой температуре. Затем она измеряла длину крыльев у самцов. По результатам эксперимента Наталья построила график (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — средняя длина крыла (в мм)).

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=38290&png=1

Опишите зависимость размера крыльев самцов дрозофилы от температуры в диапазоне 28–31 °С.

Пояснение.

Экспоненциально растёт (с увеличивающейся скоростью).

5. Задание 5 № 1997

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

 

Элементы:

1) вирус

2) углевод дезоксирибоза

3) ДНК

4) полинуклеотидная цепь

5) капсид

6) нуклеотид

 

Запишите соответствующую последовательность цифр.

Пояснение.

Последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего:

 

1) вирус → 5) капсид → 3) ДНК → 4) полинуклеотидная цепь → 6) нуклеотид → 2) углевод дезоксирибоза.

 

Ответ: 153462.

6. Задание 6.1 № 2229

Михаил заварил себе с утра чашку зернового кофе из смеси сортов. Кофеин полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям тела. Вес Михаила — 80 кг.

 

Продукт

Содержание
кофеина в
порции, мг

Заваренный зерновой кофе,
сорт арабика

148

Заваренный зерновой кофе,
смесь сортов

113

Эспрессо

243

Латте (кофе с молочной пенкой)

119

Растворимый кофе

100

Чёрный чай

42

Зелёный чай

35

Холодный чай в бутылке

23

Газированный напиток

29

Энергетический напиток

87

Масса тела
человека, кг

Общий объём
жидкостей в организме
человека, л

Мужчины

70

42

80

48

90

54

100

60

Женщины

50

25

60

30

70

35

80

40

 

Рассчитайте, через какое время после приема (в часах) кофеин перестанет действовать на организм Михаила, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижется на 0,23 мг/л в час. Ответ округлите до десятых.

Пояснение.

Изначальная концентрация кофеина равна 113 : 48 = 2,35 мг (113 мг кофеина в порции зернового кофе, 48 л — общий объем жидкости в мужчине массой 80 кг).

Чтобы найти время, спустя которое кофеин перестанет действовать, нужно разность между начальной и конечной концентрациями разделить на скорость убывания (2,35 − 2) : 0,23 = 1,54 часа.Ответ округляем до десятых 1,5 часа.

 

Ответ: 1,5.

7. Задание 13 № 2375

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование полосатой окраски у предков современной зебры.

Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы.

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=38226&png=1

Пояснение.

1) Так как в популяции особи обладают изменчивостью, то изначально у предков зебры были особи с разной окраской, причём лучше выживали те из них, кто был менее заметен.

2) Более приспособленные организмы чаще давали потомство, что приводило к изменению генетического состава популяции.

3) В результате естественного отбора в каждом следующем поколении число особей с полосатой окраской увеличивалось.

8. Задание 14 № 1216

На рисунке изображен эогиппус - вымершее животное, обитавшее 50 млн лет назад.

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2339&png=1

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ - на уровне рода)

 

Геохронологическая таблица

 

ЭРА

Период и
продолжительность
(в млн лет)

Животный и растительный мир

Название и
продолжительность
(в млн лет)

Возраст
(в млн лет
назад)

Кайнозойская (новой жизни),
67

67

Антропоген, 1,5

Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик

Неоген, 23,5

Господство млекопитающих и птиц

Палеоген, 42

Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений

Мезозойская (средней жизни),
163

230

Меловой, 70

Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений

Юрский, 58

Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание головоногих моллюсков. Господство голосеменных

Триасовый, 35

Начало расцвета пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб

Палеозойская (древней жизни),
340

Возможно, 570

Пермский, 55

Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных

Каменноугольный,
75—65

Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Появление летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных папоротников

Девонский, 60

Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых

Силурийский, 30

Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных — щитковых. Выход растений на сушу — псилофиты. Широкое распространение водорослей.

Ордовикский, 60
Кембрийский, 70

Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей

Протерозойская (ранней жизни),
свыше 2000

2700

Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых — подтипа бесчерепных

Архейская (самая древняя в истории Земли),
около 1000

Возможно,
>3500

Следы жизни незначительны

Пояснение.

Гиракотерий, или эогиппус, — самый древний представитель семейства лошадиных. Трудно поверить, что это маленькое, размером не более лисицы животное с короткими ногами (на передних было четыре, а на задних три пальца) — прародитель современной лошади. Гиракотерий жили в раннем эоцене, около 50 миллионов лет назад, в лесах Европы и Северной Америки. Они питались листьями, нежными ветвями кустарников, мягкой болотной растительностью. Их зубы еще мало были похожи на зубы лошадей — короткие, с низкой коронкой, они не были приспособлены к перетиранию жесткой травы. В ходе эволюции лошадиные увеличивались в размерах, их зубы становились крупнее и прочнее, ноги, особенно кисть и стопа, — длиннее. От опоры на всю ступню животные перешли к опоре только на пальцы, число их сократилось, современные лошади опираются только на один палец.

 

ЭРА: Кайнозойская

Период: Палеоген

Возможный «родственник»: лошадь, ИЛИ зебра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по музыке за курс 3 класса

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по музыке за курс 3 класса....

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по технологии за курс 3 класса

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по технологии за курс 3 класса\...

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 3 класса

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 3 класса....

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _8_ класса

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология»  для _8_ класса. Содержит спецификацию контрольно–измерительны...

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _9_ класса.

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология»  для _9_ класса....

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _7_ класса.

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология»  для _7_ класса. Содержит спецификацию контрольно–измерительны...

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по биологии 8 класс

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по биологии 8 класс содержат пояснительную записку, два варианта работы и критерии оценивания....