Измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации в 9 классе по биологии
тест по биологии (9 класс)
Измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации в 8 классе по биологии сформированы на основе заданий ВПР, заданий формата ОГЭ, позволяют качественно проверить уровень ппедметных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variant_1_9_l_biologiya.docx | 355.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Промежуточная аттестация, биология, 9 класс. Вариант № 1
1.
На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
К какому типу — к половому или бесполому — относится данный приём размножения растений?
2.
На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Приведите другие примеры подобного способа размножения растений.
3.
Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема клеточного цикла. Какая его фаза обозначена вопросительным знаком?
4.
Наталья изучала зависимость роста крыльев у самцов дрозофилы от температуры. Она помещала по 10 только вылупившихся самцов в пробирки и держала их неделю при определённой температуре. Затем она измеряла длину крыльев у самцов. По результатам эксперимента Наталья построила график (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — средняя длина крыла (в мм)).
Опишите зависимость размера крыльев самцов дрозофилы от температуры в диапазоне 28–31 °С.
5.
Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.
Элементы:
1) вирус
2) углевод дезоксирибоза
3) ДНК
4) полинуклеотидная цепь
5) капсид
6) нуклеотид
Запишите соответствующую последовательность цифр.
6.
Михаил заварил себе с утра чашку зернового кофе из смеси сортов. Кофеин полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям тела. Вес Михаила — 80 кг.
|
|
Рассчитайте, через какое время после приема (в часах) кофеин перестанет действовать на организм Михаила, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижется на 0,23 мг/л в час. Ответ округлите до десятых.
7.
Объясните, руководствуясь этой схемой, образование полосатой окраски у предков современной зебры.
Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы.
8.
На рисунке изображен эогиппус - вымершее животное, обитавшее 50 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ - на уровне рода)
Геохронологическая таблица
ЭРА | Период и | Животный и растительный мир | |
Название и | Возраст | ||
Кайнозойская (новой жизни), | 67 | Антропоген, 1,5 | Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик |
Неоген, 23,5 | Господство млекопитающих и птиц | ||
Палеоген, 42 | Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений | ||
Мезозойская (средней жизни), | 230 | Меловой, 70 | Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений |
Юрский, 58 | Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание головоногих моллюсков. Господство голосеменных | ||
Триасовый, 35 | Начало расцвета пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб | ||
Палеозойская (древней жизни), | Возможно, 570 | Пермский, 55 | Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных |
Каменноугольный, | Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Появление летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных папоротников | ||
Девонский, 60 | Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых | ||
Силурийский, 30 | Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных — щитковых. Выход растений на сушу — псилофиты. Широкое распространение водорослей. | ||
Ордовикский, 60 | Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей | ||
Протерозойская (ранней жизни), | 2700 | Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых — подтипа бесчерепных | |
Архейская (самая древняя в истории Земли), | Возможно, | Следы жизни незначительны |
Ответы:
Вариант № 54842
1. Задание 1.1 № 2096
На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
К какому типу — к половому или бесполому — относится данный приём размножения растений?
Пояснение.
Ответ: бесполый ИЛИ Вегетативное размножение растений ИЛИ черенкование.
2. Задание 1.2 № 2256
На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Приведите другие примеры подобного способа размножения растений.
Пояснение.
Размножение луковицами ИЛИ размножение при помощи спор ИЛИ споровое размножение растений.
3. Задание 3 № 2426
Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема клеточного цикла. Какая его фаза обозначена вопросительным знаком?
Пояснение.
Ответ: профаза.
4. Задание 4 № 2493
Наталья изучала зависимость роста крыльев у самцов дрозофилы от температуры. Она помещала по 10 только вылупившихся самцов в пробирки и держала их неделю при определённой температуре. Затем она измеряла длину крыльев у самцов. По результатам эксперимента Наталья построила график (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — средняя длина крыла (в мм)).
Опишите зависимость размера крыльев самцов дрозофилы от температуры в диапазоне 28–31 °С.
Пояснение.
Экспоненциально растёт (с увеличивающейся скоростью).
5. Задание 5 № 1997
Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.
Элементы:
1) вирус
2) углевод дезоксирибоза
3) ДНК
4) полинуклеотидная цепь
5) капсид
6) нуклеотид
Запишите соответствующую последовательность цифр.
Пояснение.
Последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего:
1) вирус → 5) капсид → 3) ДНК → 4) полинуклеотидная цепь → 6) нуклеотид → 2) углевод дезоксирибоза.
Ответ: 153462.
6. Задание 6.1 № 2229
Михаил заварил себе с утра чашку зернового кофе из смеси сортов. Кофеин полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям тела. Вес Михаила — 80 кг.
|
|
Рассчитайте, через какое время после приема (в часах) кофеин перестанет действовать на организм Михаила, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижется на 0,23 мг/л в час. Ответ округлите до десятых.
Пояснение.
Изначальная концентрация кофеина равна 113 : 48 = 2,35 мг (113 мг кофеина в порции зернового кофе, 48 л — общий объем жидкости в мужчине массой 80 кг).
Чтобы найти время, спустя которое кофеин перестанет действовать, нужно разность между начальной и конечной концентрациями разделить на скорость убывания (2,35 − 2) : 0,23 = 1,54 часа.Ответ округляем до десятых 1,5 часа.
Ответ: 1,5.
7. Задание 13 № 2375
Объясните, руководствуясь этой схемой, образование полосатой окраски у предков современной зебры.
Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы.
Пояснение.
1) Так как в популяции особи обладают изменчивостью, то изначально у предков зебры были особи с разной окраской, причём лучше выживали те из них, кто был менее заметен.
2) Более приспособленные организмы чаще давали потомство, что приводило к изменению генетического состава популяции.
3) В результате естественного отбора в каждом следующем поколении число особей с полосатой окраской увеличивалось.
8. Задание 14 № 1216
На рисунке изображен эогиппус - вымершее животное, обитавшее 50 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ - на уровне рода)
Геохронологическая таблица
ЭРА | Период и | Животный и растительный мир | |
Название и | Возраст | ||
Кайнозойская (новой жизни), | 67 | Антропоген, 1,5 | Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик |
Неоген, 23,5 | Господство млекопитающих и птиц | ||
Палеоген, 42 | Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений | ||
Мезозойская (средней жизни), | 230 | Меловой, 70 | Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений |
Юрский, 58 | Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание головоногих моллюсков. Господство голосеменных | ||
Триасовый, 35 | Начало расцвета пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб | ||
Палеозойская (древней жизни), | Возможно, 570 | Пермский, 55 | Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных |
Каменноугольный, | Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Появление летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных папоротников | ||
Девонский, 60 | Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых | ||
Силурийский, 30 | Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных — щитковых. Выход растений на сушу — псилофиты. Широкое распространение водорослей. | ||
Ордовикский, 60 | Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей | ||
Протерозойская (ранней жизни), | 2700 | Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых — подтипа бесчерепных | |
Архейская (самая древняя в истории Земли), | Возможно, | Следы жизни незначительны |
Пояснение.
Гиракотерий, или эогиппус, — самый древний представитель семейства лошадиных. Трудно поверить, что это маленькое, размером не более лисицы животное с короткими ногами (на передних было четыре, а на задних три пальца) — прародитель современной лошади. Гиракотерий жили в раннем эоцене, около 50 миллионов лет назад, в лесах Европы и Северной Америки. Они питались листьями, нежными ветвями кустарников, мягкой болотной растительностью. Их зубы еще мало были похожи на зубы лошадей — короткие, с низкой коронкой, они не были приспособлены к перетиранию жесткой травы. В ходе эволюции лошадиные увеличивались в размерах, их зубы становились крупнее и прочнее, ноги, особенно кисть и стопа, — длиннее. От опоры на всю ступню животные перешли к опоре только на пальцы, число их сократилось, современные лошади опираются только на один палец.
ЭРА: Кайнозойская
Период: Палеоген
Возможный «родственник»: лошадь, ИЛИ зебра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по музыке за курс 3 класса
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по музыке за курс 3 класса....
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по технологии за курс 3 класса
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по технологии за курс 3 класса\...
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 3 класса
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 3 класса....
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _8_ класса
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _8_ класса. Содержит спецификацию контрольно–измерительны...
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _9_ класса.
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _9_ класса....
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _7_ класса.
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _7_ класса. Содержит спецификацию контрольно–измерительны...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по биологии 8 класс
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по биологии 8 класс содержат пояснительную записку, два варианта работы и критерии оценивания....