Игра "Экологический марафон" 5-9 класс
презентация к уроку по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Игра состоит из трех модулей, в которых необходимо ответить на различные вопросф
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulekologiya.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 вопрос У многих пустынных растений (например, кактусов) листья полностью исчезли или превратились в колючки. Почему это произошло? За ответ от 0 до 2 баллов. Примерный вариант ответа: С поверхности листьев испаряется очень много воды. Исчезновение листьев позволяет экономить воду в пустыне, где её всегда не хватает.
2 вопрос Все быстроплавающие организмы имеют обтекаемую форму тела, что делает их очень похожими друг на друга (например, дельфин и акула). Чем объясняется такое сходство? За ответ от 0 до 2 баллов. Примерный вариант ответа: Обтекаемая форма тела позволяет преодолевать сопротивление воды, только имея обтекаемую форму тела можно быстро плавать.
3 вопрос Некоторые виды рыб могут производить за свою жизнь несколько миллионов икринок. Почему при это они не увеличивают свою численность в миллионы раз? За ответ от 0 до 2 баллов. Примерный вариант ответа: Среди вылупившихся мальков лишь немногие доживают до взрослого возраста, т. к. нет заботы о потомстве
4 вопрос В африканских саваннах крупных копытных животных (буйволов, антилоп, носорогов) часто сопровождают ярко окрашенные птицы, которые называются буйволовы скворцы. Они спокойно садятся на спины зверей и проводят там много времени. Почему буйволы и их родственники терпят присутствие птиц? Как называется такой тип взаимодействий в природе? За ответ от 0 до 4 баллов. Примерный вариант ответа: Птицы склевывают с поверхности кожи (паразитов ) кровососущих насекомых и клещей, чем сильно облегчают жизнь копытных. 2. Такой тип взаимодействия называется симбиоз (мутуализм)
5 вопрос Самый известный антибиотик пенициллин получен из плесневого гриба пеницилла . Объясните, зачем плесневые грибы вырабатывают антибиотики. За ответ от 0 до 2 баллов. Примерный вариант ответа : Пеницилл выделяет антибиотик для защиты своего организма от бактерий
6 вопрос У большинства растений сначала появляются листья, а затем цветы. Но известны растения, которые зацветают раньше, чем появляются листья. Объясните это явление За ответ от 0 до 2 баллов. Примерный вариант ответа : У ветроопыляемых растений цветение наблюдается раньше, чем появляются листья для того, чтобы листья не мешали ветру распространять пыльцу.
7 вопрос Липа мелколистная может прожить до 300 лет. Однако, в городских условиях она доживает до 100 лет. Как вы считаете, почему? За ответ от 0 до 6 баллов. Примерный вариант ответа : В основном на растение влияет загрязнение воздуха (пыль, оксиды азота, серы и другие вещества) и почвы (засоление, тяжёлые металлы и др.). Также причинами могут являться вытаптывание территории, неправильные агротехнические приёмы ( кронирование деревьев).
8 вопрос Как вы думаете, почему тараканы стали синантропными видами? Что привлекает тараканов и других синантропных насекомых в жилище человека? Какие особенности формы тела помогают им жить в жилище человека? За ответ от 0 до 4 баллов. Примерный вариант ответа : Жить рядом с человеком дало ряд преимуществ тараканам – это тепло, пищевые запасы (всеядность), относительная безопасность. У таракана плоское тело, благодаря которому он смог приспособиться и жить в очень узких щелях дома, квартиры .
Экологические задачи Читайте – думайте – делайте выводы и запоминайте…
Задача 1. К загрязнениям атмосферы относят накопление в воздухе пыли (твердых частиц). Она образуется при сжигании твердого топлива, при переработке минеральных веществ и в ряде других случаев. Атмосфера над сушей загрязнена в 15-20 раз больше, чем над океаном, над небольшим городом в 30-35 раз, а над большим мегаполисом в 60-70 раз больше. Пылевое загрязнение атмосферы несет вредные последствия для здоровья человека. Почему?
Задача 2. Количество злокачественных опухолей у коренного населения некоторых арктических районов оказывается заметно выше среднего. Исследователи связывают этот факт с резким увеличением поступления в организм людей на Севере радиоактивных веществ по цепи питания: лишайник – олень – человек. Как вы это понимаете?
Задача 3 . Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?
Задача 4. Профессор А.М. Мауринь предложил несложный метод анализа изменений окружающей среды в городе. При этом используются срезы деревьев в городе и за его пределами. В чем заключается суть метода?
Задача 5 . На карте России восточнее Камчатки отмечены в Тихом океане две маленькие точки – это Командорские острова. Острова были открыты в 1741 году экспедицией русского мореплавателя Витуса Беринга. Командоры – два острова (Беринга и Медный) с уникальным животным миром, бесценной сокровищницей самых разных зверей и птиц. Лет 30 назад на остров Беринга были завезены норки и создана звероферма. Но нескольким ловким зверькам удалось сбежать из клетки на волю. Последствия для природы острова оказались печальны. Почему?
Задача 6. Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему?
Задача 7 . Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда в прорубь вставляют стебли тростника. С какой целью это делается?
Задача 8. « Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню». Объясните смысл поговорки.
соображариУМ Читайте – думайте – делайте выводы и запоминайте…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....