Тема урока: "Процессы жизнедеятельности клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Свиридова Анастасия Викторовна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsessy_zhiznedeyatelnosti_kletki.docx174.13 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по биологии в 5 классе

Тема урока: "Процессы жизнедеятельности клетки"

Цели  урока:

1.Обучающие:

  • актуализировать знания учащихся о строении растительной и животной клетки; а так же о веществах, которые входят в состав клетки;
  • сформировать понятия: "деление клетки;
  • сформировать знания учащихся о процессах жизнедеятельности клетки;
  • создать условия для понимания и обоснования учащимися того факта, что клетка - основная структурная и функциональная единица живого.

2.Воспитывающие:

  • формирование научного мировоззрения.

3.Развивающие:

  • продолжать развивать у учащихся логику мышления, память, внимание, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • развивать навыки  работы с наглядными пособиями.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать процессы жизнедеятельности клетки и описывать их;

- понимать значение деления и обмена веществ для клетки;

- показывать взаимосвязь всех частей клетки;

Метапредметные:

        регулятивные: 

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

        коммуникативные: 

- -формировать навыки учебного сотрудничества в ходе выполнения индивидуальной и групповой работы;

        познавательные:

- работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять кластеры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

        Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса.

Оборудование:

1. Учебник;

2. Презентация;

3. Школьная доска, мел.

Методы обучения:

1. Словесные (объяснение с элементами беседы);

2. Наглядные (демонстрация презентации).

Тип урока:  комбинированный урок

План  урока:

1. Организационный момент (1 минута);

2. Повторение пройденного (12 минут);

3. Изучение нового материала (16 минут);

4. Закрепление (7 минут);

5. Рефлексия (2 минуты)

5. Домашнее задание (2 минуты).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного

        6 учеников работают по карточкам (приложение 1)

Фронтальный опрос:

  1. Из каких веществ состоят клетки живых организмов? На какие группы классифицируют эти вещества?
  2. Какие вещества можно обнаружить с помощью опытов?

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a0c/00099373-1233125b/img5.jpg http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_37/5/d-4156/7z-docs/3_html_7694cae2.png

  1. Какова роль воды и минеральных веществ в клетке?
  2. Какова роль белков, жиров и углеводов в клетке?

        Игра "Угадайка" совместно с физкультминуткой. Цель игры - угадать, о какой группе веществ идёт речь. Условия игры: если речь идёт об органических веществах, то учащиеся хлопают, если о неорганических - учащиеся топают.

  1. используются для приготовления киселя в качестве загустителя (органические);
  2. входят в состав раковин моллюсков (неорганические);
  3. являются источником энергии (органические);
  4. получают из свёклы (органические);
  5. составляет 80% от массы тела человека (неорганические);
  6. остаются после сгорания частей растения (неорганические);
  7. от них зависит объём и форма клетки(неорганические);
  8. в большом количества содержатся в семенах подсолнечника (органические).

3. Изучение нового

        1. Создание проблемы, формулировка темы урока

  • Подумайте, из чего состоят все живые организмы?
  • Какими свойствами обладают живые организмы?

        Можно ли утверждать, что и каждая клетка организма обладает данными свойствами?        

        Тема урока: "Процессы жизнедеятельности клетки"

        2. Постановка целей урока

  1. Вспомнить...
  2. Узнать...
  3. Понять...
  4. Научиться...

        3. Индивидуальная работа с учебником: заполнить кластер "Процессы жизнедеятельность клетки".

        4. Подробное рассмотрение процессов жизнедеятельности клетки. В ходе после просмотра видеороликов, беседы с учителем, учащиеся отвечают на вопросы и формулируют определения для следующих понятий:

  • питание,
  • дыхание,
  • обмен веществ,
  • рост,
  • развитие,
  • раздражимость,
  • движение,
  • деление.

4. Закрепление

        Задание 1. Установите верную последовательность этапов деления клетки. При верном выполнении получится фамилия немецкого учёного, одного из основоположников клеточной теории.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/h/HY90vtluqbwJ6rGQd4cACL3fUySB8eXh2WOxKVsoTa/slide-5.jpghttps://cf.ppt-online.org/files/slide/h/HY90vtluqbwJ6rGQd4cACL3fUySB8eXh2WOxKVsoTa/slide-5.jpghttps://cf.ppt-online.org/files/slide/h/HY90vtluqbwJ6rGQd4cACL3fUySB8eXh2WOxKVsoTa/slide-5.jpghttps://cf.ppt-online.org/files/slide/h/HY90vtluqbwJ6rGQd4cACL3fUySB8eXh2WOxKVsoTa/slide-5.jpghttps://cf.ppt-online.org/files/slide/h/HY90vtluqbwJ6rGQd4cACL3fUySB8eXh2WOxKVsoTa/slide-5.jpghttps://cf.ppt-online.org/files/slide/h/HY90vtluqbwJ6rGQd4cACL3fUySB8eXh2WOxKVsoTa/slide-5.jpg

В

Х

Р

В

О

И

Ответ: Вирхов

        Задание 2. Работа в парах. Докажите, что клетка - наименьшая структурная и функциональная единица всего живого.

5. Рефлексия

        Учащимся требуется дополнить выбранные предложения.

На уроке я работал (-а) ………..

Материал урока мне был ……….

Урок показался мне………..

Своей работой я………..

Моё настроение………

6. Домашнее задание

        Подготовить § 7 + вопросы после параграфа (устно) + ОК в тетради.


Приложение 1

Карточка № 1

Строение клетки и её химический состав

  1. Перечислите основные части клеток животных и растений.
  2. Назовите вещество, которое можно обнаружить с помощью  капли йода.
  3. Докажите, что в семенах подсолнечника есть жиры.

Карточка № 2

Строение клетки и её химический состав

  1. Перечислите особенности строения клеток растений.
  2. Назовите вещество, которое обнаруживают, когда опускают в воду кусочек теста в марле.
  3. Докажите, что в семенах подсолнечника есть жиры.


Карточка № 1

Строение клетки и её химический состав

  1. Перечислите основные части клеток животных и растений.
  2. Назовите вещество, которое можно обнаружить с помощью  капли йода.
  3. Докажите, что в семенах подсолнечника есть жиры.

Карточка № 2

Строение клетки и её химический состав

  1. Перечислите особенности строения клеток растений.
  2. Назовите вещество, которое обнаруживают, когда опускают в воду кусочек теста в марле.
  3. Докажите, что в семенах подсолнечника есть жиры.

Карточка № 1

Строение клетки и её химический состав

  1. Перечислите основные части клеток животных и растений.
  2. Назовите вещество, которое можно обнаружить с помощью  капли йода.
  3. Докажите, что в семенах подсолнечника есть жиры.

Карточка № 2

Строение клетки и её химический состав

  1. Перечислите особенности строения клеток растений.
  2. Назовите вещество, которое обнаруживают, когда опускают в воду кусочек теста в марле.
  3. Докажите, что в семенах подсолнечника есть жиры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по общей биологии. Темы: строение и жизнедеятельность клетки.

Тесты по общей биологии. Темы: строение и жизнедеятельность клетки.Для 9-10 класса....

Модульный урок № 3 Тема: «Жизнедеятельность клетки. Ткани».

Урок разработан с использованием модульной технологии.   В таблице указан учебный материал с заданиями и руководство по усвоению учебного материала. В конце урока ученик сам подсчитает баллы и вы...

Кроссворд по биологии. Тема «Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки».

1. РНК, образующиеся в ядре на ДНК, переходящие затем в цитоплазму клетки.2. Самые крупные из молекул, образуемых живыми организмами.3. Пятиуглеродный сахар.4. Азотистое основание тимин, заменен...

Тест по теме:" Жизнедеятельность клетки. Метаболизм.Фотосинтез"

Тест по биологии для учащихся 10 класса (базовый уроовень)...

Урок "Процессы жизнедеятельности клетки". 5 класс

Технологическая карта урока биологии "Процессы жизнедеятельности клетки" - 5 класс, программа И.Н.Пономаревой...

Самостоятельная работа по теме "Жизнедеятельность клетки", 5-6 классы

Самостоятельная работа по теме "Жизнедеятельность клетки", 5-6 классы...