Современные методы контроля
методическая разработка по биологии

Конакова Екатерина Сергеевна
Мометоды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….…..3

1.Основная часть……………………….………………………………………....4

1.1. Цели контроля знаний и  в учебном процессе………..……………..……...4

1.2. Функции  контроля знаний и в учебном процессе…………………..……..6

1.3. Принципы контроля   в учебном процессе .…………………….….……....8

1.4. Типы  контроля знаний…………………………………………..………....10

1.5. Виды контроля знаний…………………………………………….…….….12

1.6. Формы контроля знаний………………………………………………........15

1.7. Методы контроля знаний ………………………………….……….……....23

2.  Образцы измерителей знаний при обучении биологии……………………27

2.1. Примеры самостоятельной работы ………………………..……………...27

2.2. Примеры контрольной работы …………………………………………….28

2.3. Примеры тестов……………………………………………………………..31

2.4. Примеры терминологических диктантов…………………………………37

2.5 Примеры вопросов для устного контроля ………………………………..38

2.6. Пример контрольной лабораторной работы………………………………39

Заключение……………………………………………………………………….40

Литература...……………………………………………………………………..41

Приложения в электронном виде.

Введение

             Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет  оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

 Хорошо поставленный контроль позволяет  не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные неудачи и промахи.

Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала. Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разнообразен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Эта система сведений применена при изучении предметов естественнонаучного цикла.

Без хорошо  налаженной проверки  и  своевременной  оценки результатов  нельзя говорить об эффективности обучения. Прежде чем проводить контроль знаний, необходимо определить с какой цельюон проводится, каковы его функции и принципы. Нужно также определиться с типами, видами, формами и методами контроля знаний   и его местом в обучении.

1.Проблема контроля знаний в психолого-педагогической литературе

1.1.Цели контроля знаний и умений учащихся.

          Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль
является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем
этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об
эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие
цели контроля знаний и умений учащихся:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
  • учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
  • определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

            Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и
умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении
контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе
обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это
приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее
на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать
целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль
должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а
как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у
него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют
предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны
добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения
соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему,
является основной.

               Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений
учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике.
Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к
деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения
результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка
результатов и проставление отметок может производиться самими
учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля,
выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются
самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не
появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и
умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.
С другой стороны представляется непонятным, как учитель может
корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях
учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить
лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их
корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные
задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего
этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и
умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей
корректировке, если она необходима.

              Согласно замечаниям, приведенным выше, я предлагаю сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

  • подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые
    знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
  • получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся
    знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла
    знаний);
  • получить информацию о том, научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по
    развитию изучения темы (цикла знаний).

             При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.

1.2.Функции контроля знаний и умений учащихся.

  • Контролирующая
  • Обучающая
  • Диагностическая
  • Прогностическая
  • Развивающая
  • Ориентирующая
  • Воспитывающая

              Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

        Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

      Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

          Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы ). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

      Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

       Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

             Воспитывающая функция контроля состоит  в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Проверка побуждает  более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. 

                 Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и  сам учебный процесс.

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.

1.3. Принципы контроля знаний и умений учащихся.

  • Целенаправленность
  • Объективность
  • Всесторонность
  • Регулярность
  • Индивидуальность

Раскроем эти принципы контроля подробнее.

           Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы:

  • что должно проверяться,
  •  кто должен опрашиваться,
  • какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки,
  •  какой ожидается эффект от проведения проверки.

 

          При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

               Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие:

  • четкое выделение общих и конкретных целей обучения,
  •  обоснованность выделения и отбора и содержания контроля,
  •  обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля,
  • организованность проведения контроля.

 От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

                Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных, фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методики выделения и сбора объектов проверки.

                 Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

                Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого учащегося.

1.4. Типы контроля

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие  три типа контроля.

  • Внешний (осуществляется учителем над деятельностью учащегося)
  • Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)
  • Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью)

 Внешний контроль

    В процессе контроля преподавателем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:

  • Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля.
  • Оценка результатов учебной деятельности учащихся.
  • Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.

Содержание контроля

    Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для контроля знаний и умений учащихся.

Рассмотрим два из них:

             Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности.

              Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности.

Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.

  Оценка и отметка знаний учащихся

             Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.

Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.

Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.

        Для учителя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе учитель – учащийся. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося. В школах знания и умения учащихся  оцениваются по пятибалльной системе. Хотя в настоящее время это является не эффективным, необходима десяти или даже двенадцатибальная система оценки знаний и умений учащихся.

            Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности учащегося, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет учащегося о том, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.

Взаимный контроль

           Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности учащихся трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает  осуществить проверку знаний учащихся. В учебном заведении сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ).

     Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, их взаимоотношение с товарищами.

Самоконтроль

          На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы.

        В другом – в формировании критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Многие учащиеся боятся приступать к решению проблемных вопросов, процесс решения которых им неизвестен.  Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один – прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом учащиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

1.5. Виды контроля

Различают следующие виды контроля:

  • предварительный,
  • текущий,
  • рубежный, (периодический)  и итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, учитель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретным классом, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности учителя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым. При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации. Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого учащегося. В этом случае учащиеся перестают регулярно готовится к занятиям, а следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в год. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки. Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами. Рубежный контроль охватывает учащихся всего класса и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, компьютерного и простого тестирования, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах.

Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Итоговый контроль осуществляется по итогам четверти, года, курса обучения.

1.6. Формы контроля знаний и умений учащихся.

              Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные,
разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт  образования обозначил
обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках : "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта  образования….Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).
          Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета, компьютерная проверка знаний и умений  и др.

                  Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

                  К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта. В
практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки  используется следующий критерий: если ученик правильно
выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей
вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении
данным учеником требований стандарта.

              Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к
различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам.
Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.

            Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте   естественнонаучного образования является наличие в них экспериментальных умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.

                  В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, которые  представлены в этой работе:

  • терминологический диктант
  • тестовое задание
  • компьютерная проверка знаний и умений
  • краткая самостоятельная работа
  • письменная контрольная работа
  • контрольная лабораторная работа
  • устный контроль: зачет по изученной теме, устный опрос индивидуальный или фронтальный , семинар

Ниже я постараюсь ответить на вопрос, какая именно деятельность
скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений
учащихся, а также дам собственную оценку целесообразности использования
данных форм на различных этапах обучения.

          Терминологический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов терминологического диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью терминологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:

  • буквенные обозначения элементов, величин, их названия и т.п.;
  • определения, формулировки законов, связь между величинами, формулировки научных фактов;
  • структурные составляющие, названия, и др.

          Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах
учащихся. терминологический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения  является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает
часть нагрузки с остальных форм, а также, как будет показано ниже, может
быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
         
Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно   2-5, вариантов ответов на вопрос, из которых надо выбрать (один или несколько) правильный. Есть и другие типы тестовых заданий, такие как: «найди ошибку в тексте…», «допиши предложение…», «вставь пропущенное слово…» и т.п. (см. приложение)  Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью  диктанта, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием  явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.            Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов
ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем
без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень
легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а
только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта.
Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный
тест без теоретической подготовки. Рассмотрев работы учителей и
методистов по созданию тестов можно сделать вывод, что идеология составления подобных заданий примерно одинакова у
разных авторов: "на каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, среди
которых один (реже несколько) являются правильными, а остальные - неполные, неточные или неверные, большая часть неверных ответов - типичные или вероятные ошибки учащихся. Однако, существуют тестовые
задания, отличающиеся от привычной схемы их построения, например:
составить текст из фрагментов, рассудить спор на уроке.

             Последнее задание мне показалось наиболее интересным, т.к. ученик,
прослеживая доводы разных учеников в споре и пытаясь выяснить, кто прав,
а кто ошибается, сам проводит похожие рассуждения. Трудность состоит в
том, что доводы обеих сторон достаточно правдоподобны: здесь тоже
прослеживается общая идея составления тестов, следовательно - найти ошибку в рассуждениях подчас бывает очень нелегко.

              Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность
проверить ограниченную область знаний и умений учащихся, оставляя в
стороне деятельность по созданию объектов, воспроизведению
конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и  
явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может
проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, способности
построения логически связанного ответа в устной форме.
Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда
эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например,
они особенно удобны с применением различного типа контролирующих
машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что
тесты не могут заменить других форм контроля, однако что они открывают
много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе
контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и
письменных ответов учащихся на поставленный вопрос. Отмечается один из
основных недостатков этого метода: тестовый контроль не проверяет умение
учащихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке
науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. В этой связи - многие
авторы предлагают после проведения тестового контроля проверять,
насколько правильно учащиеся могут устно обосновать ответы, которые они
дали в тестовых заданиях, причем на это должен отводиться еще один
контрольный урок.  Я не согласна с таким решением проблемы, т.к. при
этом теряется основное преимущество такой формы контроля: возможность
проверить большой объем знаний за небольшой промежуток времени. По-
моему, решение этой проблемы может быть только одно - сочетание тестовых заданий с другими формами контроля, которые смогут проверить области, недоступные тестам, не дублируя их результаты.
Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои
обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические
вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку
умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации,
сформулированные или показанные с целью проверить умения учащихся.
задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды  деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть небольшое, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в
школьной практике. Традиционно контрольные работы по химии, биологии и физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Таким образом, составленная контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: умение решать задачи по теме, а также различные умения по применению физических знаний при решении экспериментальных задач. Поэтому я стараюсь на практике  понятие «контрольная работа»  расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется  как форма контроля знаний и умений учащихся в конце изучения темы. Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом.
В школе применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как
можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым
учеником. Я же использую чаще один - два разноуровневых варианта. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества
времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к
появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов
одинаковой сложности. С другой стороны, недоверие к ученикам мне
кажется необоснованным, т.к. списывать, зачастую,  их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать
самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не
увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней.
           
 Контрольная лабораторная работа. Ею может стать лабораторная работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и явлениям. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в средних классах.

             Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как физический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.
         
Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает
комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может
решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с
учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать
сформированность естественнонаучного мировоззрения, пробелы в знаниях,
рассмотреть непонятные места в курсе.

  Отличает зачет от других форм контроля то, что это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающий учеников. Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Т.к. зачет является наиболее длительной формой контроля (особенно в школах с большой наполняемостью классов), то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Я считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Близкой по характеру к зачету является семинар. В методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и  проведения зачетов и семинаров по теме:

  • отводится не более 2 уроков;
  • подготовка ведется заблаговременно, учитель уже в начале
    изучения темы сообщает дату проведения  и перечень теоретических вопросов, которые войдут в зачет или семинар;
  • теоретических вопросов должно быть не более 20;
  • принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов и семинаров только в старших классах.

1.7. Методы контроля

             Методы контроля – это способы деятельности учителя  и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.

Основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др. Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и учителем, на основании которой  устанавливается, как учащиеся  воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение  позволяет  регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений учащихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

            Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала. Устный опрос требует от учителя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

                Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с детьми. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность класса к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

              Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа ( “Что произойдет…”, “Как изменится…”); на сравнение (“ В чем сходство и различие…” , “Чем отличается…”); на объяснение причины (“Почему…”, “Для чего…”); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств  (“Укажите важные особенности, свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие условия …”); на установление знания того или иного явления, процесса (“Какое значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем объяснить…”, “Как обосновать…”).

            Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.

            Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следовательнные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся.

              Вопросы обычно задают всему классу и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося. Для того чтобы класс слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам  рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявит ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.

              Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, учительтель предлагает классу задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.

Для организации коллективной работы во время индивидуального опроса учитель может дать и такое задание, как приведение примеров по тому или иному положению ответа.

              Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всего класса, целесообразно сочетать индивидуальный  и фронтальный опрос.

Важное значение имеет умение учителя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, учитель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не подсказывая ему правильного ответа.

2.Образцы измерителей знаний

2.1. Примеры краткой самостоятельной работы

 «Сравнительная характеристика биологического прогресса и биологического регресса»  и  «Строение половой и выделительных систем птиц»

Заполните таблицу:

Признаки (свойства)

Биологический прогресс

Биологический регресс

Изменение численности размножения

Изменение численности группы

Изменение размера ареала

Изменение интенсивности конкуренции с родственными организмами

Изменение интенсивности давления отбора

Изменение числа подчиненных систематических групп

Рассмотри рисунок и ответь на вопросы к нему

2.2. Примеры контрольных работ

Контрольная работа по теме «Моногибридное скрещивание»

Упражнение 1. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак – доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Упражнение 2. В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена. Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В, 0. Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами АА или А0 – вторую, BB или В0 – третью, АВ – четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0, тогда как друг друга они не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, а у отца – первая?

Задача 2. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Задача 3. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Задача 4. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

Контрольная работа по теме:

« Кровь. Кровообращение. Дыхательная система»

1. Продолжительность жизни эритроцитов 10 суток

А-да      Б-нет

2.Голосовые связки находятся в гортани

А- да     Б- нет

3. Запишите определения:

Вены – это…

Сердечный цикл – это…

Антигены – это…

Фибриноген – это…

4.ответте на вопросы:

Что такое иммунитет?

Какие виды иммунитета существуют?

5. Докажите, что строение воздухоносных путей соответствует выполняемым функциям.

6. Почему при резкой остановке во время бега может произойти потеря сознания?

Контрольная работа по биологии 7 кл.

1.Укажите, какие утверждения верны.

  1. Все микробы – бактерии.
  2. Все заболевания человека вызываются бактериями.
  3. Скопления бактерий называют колониями.
  4. Бактерии видны только в микроскоп.
  5. Клетки бактерий имеют ядро.
  6. Бактерии размножаются делением клетки.
  7. Бактерии – древние обитатели нашей планеты.
  8. Бактерии могут жить без доступа воздуха.
  9. Формы бактерий разнообразна.
  10. Некоторые бактерии могут фиксировать атмосферный азот.

2.Допишите предложения.

Грибы выделяют в самостоятельное _____. Известно не менее _____ видов грибов. По способу питания они _____, так как лишены _____. Грибы появились на планете _____. Произошли они, вероятно, от _____. Грибы имеют грибницу, или _____, который состоит из _____. У большинства грибов _____ разделен перегородками на _____. В перегородках имеются _____, через которые сообщается цитоплазма соседних клеток.

4.Заполните таблицу.

Признаки для сравнения

Эукариоты

Прокариот

1. Органоиды движения

2. Клеточная оболочка

3.Цитоплазматическая мембрана

4. Цитоплазма

5. Ядро

6. Митохондрии

7. Пластиды

8. Рибосомы

9. Эндоплазматическая сеть

10. Комплекс Гольджи

11. Вакуоль

2.3. Примеры тестов

Тест  вида –выберите правильный ответ.

Тесты на тему: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА» 1-вариант

1. Где расположен высший центр дыхания, координирующий частоту и глубину дыхательных движений при различных состояниях человека?

А)продолговатый мозг В)шейный отдел спинного мозга

С)средний мозг Д)грудной отдел спинного мозга Е)кора больших полушарий

2. Внутреннее дыхание – это…?

А)обмен кислородом и углекислым газом между легочными альвеолами и внешней средой

В)обмен О2 и СО2 между альвеолами лёгких и лёгочными капилярами

С)обмен О2 и СО2 между кровью и тканями

Д)окисление органических веществ в клетках и тканях с образованием энергии

Е)переход СО2 из клеток и тканей в кровь и выделение во внешнюю среду

3. Чему будет равна минутная вентиляция легких, если за минуту человек совершает 16 дыхательных движений?

А)500 мл В)1500 мл С)350 мл Д)3000 мл Е)8000 мл

4. Какое значение имеет отрицательное давление в грудной клетке и плевральной полости?

А)влияет на жизненную емкость легких

В)обеспечивает всасывание воздуха в легкие из внешней среды

С)способствует всасыванию крови в полые вены

Д)влияет на минутную вентиляцию легких

Е) В, С

5. В табачном дыме содержится более 3 тыс. вредных веществ. Назовите некоторые из них:

1)бензол 2)тироксин 3)треонин 4)никотин 5)триптофан 6)аммиак 7)мелатонин 8)деготь

А)1,3,5,7,4 В)1,4,6,8 С)1,2,3,4 Д)5,6,7,8,4 Е)1,2,7,4,8

6. Чему равна поверхность слизистой оболочки носа и чем это объясняется?

А)100 см2, перегородками В)2 м2 , несколькими слоями

С)1 м2, складками Д)8 м2, многочисленными складками

Е)80 см2, несколькими слоями

7. Для каких органов характерен мерцательный эпителий с мелкими железками?

А)легких В)бронхов и легких С)желудка Д)альвеол Е)носа, трахей, бронх

8. При каких условиях у человека развивается гипоксия?

А)при недостатке азота в воздухе В)при избытке кислорода в воздухе

С)при недостатке кислорода в воздухе Д)при уменьшении атмосферного давления

Е)при увеличении атмосферного давления

9. Что не пропускает пищу в гортань?

А)надгортанник В)щитовидный хрящ С)язык Д)хрящевые полукольца Е)носоглотка

10. Какова причина перехода О2 и СО2 из воздуха в кровь и обратно?

А)диффузия В)окисление органических соединений

С)разность давления Д)распад органических соединений

Е)синтез органических веществ

11. В следствии чего возникает расслабление мышц диафрагмы, опускание ребер и повышение давления в легких?

А)выдоха В)вдоха С)сокращения дыхательных мышц

Д)расслабления дыхательных мышц Е)жизненной емкости легких

12. Некоторые люди полагают, что чем чаще и громче будет плакать ребенок, тем лучше будет развиваться его голосовой аппарат. Каково ваше мнение?

А)да, поскольку при крике и плаче усиливается газообмен в легких

В)нет, в голосовых связках ребенка при крике образуются пузырьки и его голос может

стать грубым и хриплым

С)да, голосовые связки укрепляются и голос становится сильным

Д)да, голос станет мелодичным

Е)нет, так как плачь ребенка на формирование голоса влияния не оказывает

13. В каком состоянии находится углекислый газ в венозной крови?

А)в соединении с гемоглобином эритроцитов

В)в соединении с гемоглобином, НСО3- , бикарбонатов Na

C)растворенном в плазме

Д)в виде газа

Е)в соединении с белками

14. В каком из ответов правильно названо условие, при котором голосовая щель имеет вид равно-бедренного треугольника?

А)при разговоре В)при шепоте С)при пении Д)при молчании Е)при всех названных

15. Какие отделы центральной нервной системы регулируют дыхание человека?

1)средний мозг 2)продолговатый 3)промежуточный 4)мост 5)шейный отдел спинного мозга

6)грудной отдел спинного мозга

А)1,4,6 В)2,4,6 С)3,4,5 Д)2,5,6 Е)1,5,6

16. Профилактикой заразной болезни туберкулеза является:

А)прививка В)закаливание С)введение антител Д)режим питания Е)занятие спортом

17. С какой системой органов связано происхождение в процессе эволюции дыхательной системы

А)кровеносной В)нервной С)пищеварительной Д)выделительной

Е)опорно-двигательной

18. Где расположены центры регуляции дыхания в организме человека?

А)в продолговатом мозге, легких В)в спинном мозге, межрёберных мышцах

С)в коре больших полушарий, спинном мозге, в продолговатом мозге

Д)в коре головного мозга, в продолговатом мозге ; Е)в продолговатом мозге

Тест вида установите

Установите последовательность

1. вид

 2. род  

3. семейство  

4. царство  

5. отряд  

6. тип

7. класс     _________________________________

Тест вида выберите все правильные варианты  ответов

1.К простейшим животным относятся

А-амеба;

Б-гидра;

В-инфузория;

Г-хламидомонада.

2. Признаками членистоногих являются

А- хитиновый покров;

Б- наличие органов зрения;

В- наличие членистых конечностей;

Г- паразитический образ жизни

3. к типу хордовых относятся

А- млекопитающие;

Б- моллюски;

В- пресмыкающиеся;

Г- кишечнополостные

4. Оплодотворение внутреннее, не зависит от воды у

А- амфибий;

 Б – птиц;

В- пресмыкающихся;

Г – рыб.

5. Непрямое развитие с полным превращением у

А- капустной белянки;

Б- саранчи;

В-ужа;

Г – лягушки

6. Выберите признаки характерные для птиц

А- хладнокровность;

Б- теплокровность;

В- забота о потомстве;

Г-живорождение

7. Выберите представителей класса млекопитающих

А- лошадь;

Б- страус;

В- мышь полевка;

Г- кобра.

8. Признаки класса млекопитающих это

А- развитие детеныша внутри организма матери (в матке);

Б- вскармлевание детеныша молоком;

В- развитие детеныша вне организма матери;

 Г- отсутствие заботы о потомстве

Тест вида найдите ошибки

выпишите номера предложений с ошибками в о характеристике земноводных

1.откладывают икру в воде; 2.холоднокровные животные; 3.у взрослых сердце двухкамерное; 4. дышат только легкими; 5.есть один круг кровообращения; 6.обитают во влажных местах.

_____________________________________

2.Системы земноводных, имеющих выход в клоаку:

1.пищеварительная;

2.кровеносная;

3;выделительная;

4.дыхательная;

5.половая.

 _________________________________

Тесты вида вставьте пропущенные слова

Процесс образования сложных органических соединений в клетке из более простых веществ называется ____________. Между ___________ и внешней средой  непрерывно происходит обмен веществ. Свойства живых клеток и тканей реагировать на внешнее и внутреннее воздействие называется _____________________. Для человеческого организма характерен ________________  ________________ деления клеток.

Впишите номера соответствующих правильных ответов вместо пропусков.

1 распад,

 2. биосинтез,

3. раздражимость,

4. клетка,

5. возбудимость,

6.прямое деление,

7. непрямое деление.

Допишите предложения.

Подцарство Оксифотобактерии включает несколько групп бактерий, в том числе _____. Их нередко называют сине-зеленые _____. Форма клеток этих бактерий _____. Нитчатые формы способны усваивать _____ _____ из воздуха, образуя вещества, необходимые другим клеткам. В отличие от настоящих бактерий, _____ не имеют _____. Размножаются путем _____ клетки. По способу питания они _____. Вступая в _____ с грибами, образуют лишайники. Большинство видов живет в _____ воде.

2.4.Пример терминологического диктанта

Системы органов:

Часть организма, выполняющая определенную функцию…

Органы, объединенные определенной физиологической функцией, образуют...

Система, включающая органы ротовой полости, глотку, пищевод, желудок, кишечник-…

Система, участвующая в обеспечении организма кислородом и освобождении его от углекислого газа, - …

Система, выполняющая функцию удаления продуктов обмена веществ, -…

Система, выполняющая функцию размножения, -…

Система, включающая различные железы внутренней секреции, -…

Система, объединяющая все другие системы, регулирующая и согласовывающая их деятельность,-…

Специальные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды в специфическую активность нервной системы, -…

Схема уровней строения организма: молекулы - клеточные органоиды –клетки – ткани -…- системы органов - … .

2.5. Примеры вопросов для устного контроля.

Дайте определение понятий:

  1. ткань –
  2. орган –
  3. репродуктивный орган –
  4. спорангий –
  5. спора –
  6. эмбриональный период –
  7. постэмбриональный период –
  8. Гетеротрофы –
  9. Автотрофы –
  10. Хемосинтез –
  11. Фотосинтез –
  12. Аэробы –
  13. Симбионты –
  14. Патогенные –

Ответьте на вопросы:

  1. Покажите, что живое на Земле чрезвычайно разнообразно. Выделите признаки их классификации.
  2. Какие организмы являются древнейшими представителями растительного мира Земли?
  3. Назовите основные таксономические категории систематики растений.
  4. Назовите основные таксономические категории систематики животных.
  5. Назовите главные направления эволюции в мире растений.
  6. Назовите главные направления эволюции в мире животных.
  7. Назовите основы современной классификации. Покажите отражение в современной классификации хода эволюции.
  8. Приведите примеры у растений, иллюстрирующих главные направления эволюции.
  9. Приведите примеры у растений, иллюстрирующих главные направления эволюции.

2.6. Пример контрольной лабораторной работы

Тема: Определение систематического положения растений

Цель: определить систематическое положение выданных гербарных экземпляров растений.

Ход:

1. рассмотрите выданные гербарные экземпляры растений.

2. определите их систематическое положение, полагаясь на свои знания.

3. проверьте правильность своего предположения по определительной карточке.

4. сделайте вывод.

2.7. Пример компьютерного тестирования приведен в приложении в тестовой оболочке «КРАБ»

Заключение
В своей работе я выполнила поставленные цели, а именно рассмотрела
проблему контроля в методической литературе, выяснила цели, формы и
место проведения контрольных мероприятий, а также внесла некоторые свои
замечания и изменения в сложившееся в методической литературе
понимание этих вопросов. Привела примеры практического использования описанного ряда форм современного контроля знания по биологии. Однако нужно учитывать тот факт, что хотя большинство справляется с заданием за какое-то среднее время, мы не можем рассчитывать таким образом на всех учащихся, т.к. скорость выполнения задания, безусловно, у всех людей различна, поэтому я пришла к выводу, что в конце урока необходимо оставить 7-8 минут на доработку заданий теми учащимися, которые не успели закончить их в отведенное время. Хочу заметить, что это привело к хорошему результату, т.к. ребята еще раз просмотрели свои работы и исправили некоторые неточности и недоработки, связанные не столько с отсутствием знаний, сколько с нехваткой времени и вытекающей отсюда невнимательностью. Однако часть класса  сделала все задания в отведенное время, им можно  представить дополнительное, заслуживающее отдельной отметки, задания.

                 В качестве приложения представлена компьютерная презентация в поддержку курсовой работы, пример компьютерной проверки знаний в тестовой оболочке «КРАБ», и презентация в поддержку урока «Зрительный анализатор» 8 класс.


Список литературы:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.
  2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М., 2000.
  3. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. Сборник нормативных документов. Биология.- М.: Дрофа,2004.
  4. Н.А.Пугал, Т.А.Козлова Лабораторные и практические занятия по биологии, М.: ВЛАДОС,2003.
  5. Немов Р.С. Психология: В трех томах. - М., 1999.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие/Под ред. Смирнова С.А. - М., 1998.
  7. Талызина Н.ФЙ. Педагогическая психология - М., 1998.
  8. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология - М.:
    Дрофа 2008г.
  9. Н.А.Лемеза Биология для поступающих в ВУЗы – МН.:Юниперс 2002
  10. Тесты по биологии. -  Еженедельное приложение к газете "Первое сентября",
  11. Учебники биологии линии Сонина за 6-9 классы М.: Дрофа,2004-2008
  12. Методические пособия к учебникам биологии 6-9 кл. линии Сонина Н.И. издательства Учитель.: Волгоград 2006-2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Тестирование как один из современных методов контроля в обучении русскому языку

Эта статья посвящена использованию тестовых технологий на уроках русского языка...

Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. Здоровьесберегающие технологии как современные методы в профессиональном образовании.

Аннотация. Статья раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", объясняет необходимость применения их в образовательном процессе. Основное внимание в работе акцентируется  на непреры...

Современные методы контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы

1. Теоретические основы контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся1.1. Сущность контроля, оценки и проверки как элементов учебного процесса1.2. Функции контроля и оценки1.3. Виды контроля ...

Педсовет "Современные формы, методы контроля и оценки знаний учащихся"

Текущий контроль на уроке математике при изучении темы «Сложение целых чисел» (6 класс)....