Главные вкладки
методика обучения биологии
статья по биологии
Описание различных методик преподования биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_biologii.docx | 53.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения биологии
I блок
Программированное обучение биологии.
Дидактические игры на уроках биологии.
В современной методике обучения биологии всё большее значение уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных форм и методов обучения. Что позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая особенности биологических курсов, возрастных особенностей учащихся. В связи с этим в педагогике возникает проблема разработки методов, средств и приемов более эффективного и плодотворного учебно-воспитательного процесса, одновременно не допускающих перегрузок учащихся, которые не только вызывают отрицательное отношение к учебе, но и пагубно сказываются на здоровье детей.
Эту проблему, отчасти, можно решить, используя в процессе обучения наряду с традиционными методами и приемами такое средство обучения, как дидактическая игра.
Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.
Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.
Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
Осмысление собственного опыта позволяет мне сделать вывод, что дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса. В своей работе я применяю следующие виды дидактических игр и игровых упражнений.
Ирга «Шифрограммы». Необходимо определить доминантный или рецессивный ген, указанный в первой колонке, а затем по цепочке собрать выражение. Эту игру можно применять для зашифровки темы урока.
Гены | Рецессивные | Доминантные |
a | мо | ма |
D | ши | но |
f | гиб | на |
b | рид | пе |
A | нет | ное |
e | скре | та |
k | щи | нар |
H | ко | ва |
l | ние | лог |
Игра «Крестики - нолики». Создаются две команды – “Крестики” и “Нолики”. Количество человек в команде – 10. На доску вешают игровое поле “Крестики-нолики”, на котором 9 игровых клеток:
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Команда (например, “крестики”) выбирает игровое поле. Ведущий задает вопрос. Если команда, отвечавшая на вопрос, дает правильный ответ, на игровом поле появляется знак их команды. Если нет – команды соперников. Игра заканчивается, если одна из команд закрывает линию на игровом поле как при игре “Крестики-нолики”. Если линии не получается, команда - победитель определяется по очкам.
Вопрос для определения первого хода: Дать понятие термину генетика. Вопросы
1. У женщины первая группа крови, а у мужчины вторая. Какие группы крови возможны у их детей?
2. Что такое моногибридное скрещивание?
3. У женщины первая группа крови, а у мужчины четвертая. Какие группы крови возможны у их детей?
4. Что такое анализирующее скрещивание?
5. Сформулируйте первый закон Менделя.
6. Что такое дигибридное скрещивание?
7. У женщины первая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?
8. Сформулируйте второй закон Менделя.
9. У женщины вторая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?
Игра «Биологический пасьянс». Каждой группе выдаётся конверт с названиями растений, которые необходимо разложить согласно схеме:
Растения
Мхи Водоросли Лишайники Папоротники Голосеменные Покрытосеменные
ягель | вишня | ламинария | сосна | риччия |
сфагнум | кипарис | тюльпан | томат | лилия |
кедр | лук | яблоко | ксантория | пихта |
ульва | улотрикс | соя | можжевельник | арахис |
туя | ель | подорожник | хламидомонада | щитовник |
хлорелла | горошек | кукушкин лен | бородач | порфира |
Игра «Биологический лабиринт».
Слуховые косточки располагаются в …
II блок
Методика преподавания раздела «Животные ».
Опыты и наблюдения при изучении животных.
Опыты и наблюдения за обитателями уголка живой природы проводят члены кружка «Юный зоолог». Некоторые наблюдения ведутся всеми учащимися во внеурочное время, например, наблюдения за проявлением различных жизненных отправлений у простейших (питание, фототаксис, хемотаксис и т. д.). Для организации таких наблюдений ребята из разных классов разделяются на группы по 5 — 7 человек. Они в назначенное время поочередно приходят в уголок живой природы, и выполняют поставленные задачи.
В школьной практике ученики чаще работают с зоологическими объектами аквариума. В результате могут быть получены выводы, имеющие существенное значение при изучении различных вопросов школьного курса биологии.
Опыты и наблюдения в уголке живой природы с зоологическими объектами, как и с аквариумными растениями, способствуют углублению знаний учащихся по школьному курсу биологии, развитию познавательных интересов и вместе с тем расширяют их общий биологический кругозор.
Более четкой организации опытов и наблюдений способствуют специальные задания, подготовленные учителем в соответствии с темами и целями занятий, что особенно важно для V—VII классов. Эти задания определяют последовательность работы, направляют внимание учащихся на самые важные моменты в ней, конкретизируют наблюдения или опыт. Задания могут быть рассчитаны как на фронтальную, так и на индивидуальную работу учащихся. Индивидуальные задания лучше организуют и стимулируют активность ребят. Они больше нравятся школьникам тем, что при их выполнении дети они чувствуют себя в роли настоящих исследователей.
Опыт: Проявление положительной реакции на свет у эвглены зеленой
Объект исследования: эвглена зеленая.
Оборудование: пробирки, черная бумага, лупа.
Проведение опыта:
1. В две пробирки налить на 2/3 густонаселенную культуру эвглены зеленой.
2. Затенить нижнюю половину первой пробирки. Для этого использовать черную бумагу, плотно привязав ее к пробирке, или опустить пробирку в прорезь картонного ящичка, оклеенного черной бумагой. Поставить пробирку на яркоосвещенное место на 30 — 40 мин.
3. Затенить аналогичным способом верхнюю половинку второй пробирки и также поставить на яркоосвещенное место на 30 — 40 мин.
4. Поочередно быстро освободить пробирки от затемнения. Рассмотреть их содержимое невооруженным глазом и через лупу.
5. Записать в дневник условия и результаты наблюдений. Дать объяснения.
6. Изменить вариант наблюдения (затенить среднюю часть пробирки или всю пробирку, оставив только круглое отверстие, направленное к источнику света и т. п). Сделать записи в дневнике наблюдений.
Опыт: Отрицательная реакция инфузории-туфельки на химическое раздражение
Объект исследования: инфузории туфелька.
Оборудование: предметное стекло, пипетка, стакан, лупа или микроскоп.
Проведение опыта:
1. На предметное стекло нанести каплю настоя с инфузориями-туфельками. Рядом на расстоянии 0,5 — 1 см нанести другой пипеткой каплю чистой воды или сенного настоя без инфузорий. Соединить обе капли «мостиком».
2. С края капли с инфузориями положить кристаллик поваренной соли.
3. Наблюдать за реакцией инфузорий через лупу или микроскоп. Отметить время, за которое все инфузории переплыли из одной капли в другую.
4. Наблюдения записать в дневник, дать объяснения и сделать выводы.
Опыт: Изучение особенностей питания гидры
Объект исследования: гидра
Оборудование: чашка Петри, миллиметровая бумага.
Проведение опыта:
1. Отсадить накормленную гидру в чашку Петри, поставленную на миллиметровую бумагу.
2. При помощи миллиметровой бумаги, пользуясь лупой, измерить длину тела и щупалец успокоившейся гидры. Сделать рисунок ее.
3. Выпустить над гидрой поочередно 2 — 3 циклопов или бросить над щупальцами маленький кусочек мяса.
4. Наблюдать реакцию гидры при соприкосновении с пищей: действие щупалец, заглатывание пищи, изменение формы тела.
5. Измерить длину тела и щупалец насытившейся гидры. Сделать рисунок ее.
6. Провести сравнение гидры до кормления и после кормления.
7. В дневнике сделать соответствующие записи и выводы, полученные в результате наблюдений.
Результаты опыта можно использовать в курсе «Зоология» - 7 класс.
Тема «Простейшие животные»
Опыт: Влияние температуры воды на окраску рыб
Объект исследования: аквариумные рыбки (гуппи) 6-8 шт.
Оборудование: два аквариума, терморегулятор, термометр ля измерения температуры воды.
Проведение опыта предлагают нескольким участникам. Для этого воду в одном аквариуме подогревают терморегулятором до заданной температуры, вода в другом аквариуме – комнатной температуры. Когда вода в аквариумах достигнет заданной температуры, в них помещают по 2-3 рыбки одного вида, одинаковой окраски и размера и наблюдают через какое время произойдет изменение окраски рыб.
При проведении опыта учащиеся делают вывод о том, что при температуре воды 16-18 0С окраска рыб менее выразительна, а при более высокой температуре воды 24-26 0С окраска рыб более яркая и выразительная.
Результаты опыта можно использовать в курсе «Зоология» - 7 класс
Тема: «Строение и жизнедеятельность рыб».
Опыт: Выработка условных рефлексов на звуковой сигнал у хомяков
Объект исследования: хомячки.
Оборудование: клетка с животным, столик для еды, лесенка.
Проведение опыта: в клетке с животным делают на высоте столик для еды или подвешивают полочку. Два дня хомячку не дают есть, а на третий день на полочку или столик кладут небольшой кусочек вареного картофеля и к полочке поставляют деревянную лесенку и звонят в колокольчик. Когда хомячок начнет, есть корм, продолжают звонить в колокольчик. Как только он съест корм, ему необходимо еще положить маленькую порцию корма и звонить в колокольчик. Опыт продолжают до тех пор, пока хомячок не будет бежать на полочку или столик при отсутствии и на них корма, но услышав сигнал колокольчика.
Учащимся предлагается выяснить через сколько сеансов выработается условный рефлекс у хомячка. Повторно опыт проводят через месяц.
Результаты опыта можно использовать при изучении курса «Зоологии –7кл» Тема: «Нервная система млекопитающих»
Использование заданий для проведения различных опытов и наблюдений помогает успешно их выполнить и получить нужные результаты. Наибольший воспитательный эффект обеспечивается при создании таких условий работы в уголке живой природы, когда учащиеся осознают необходимость тщательного, аккуратного выполнения любого вида деятельности по определенному плану с последующими выводами, которые могут помочь развитию творческой инициативы, а следовательно, усовершенствованию работы, улучшению ее качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и зад...
Реферат. Применение педагогики В.А.Сухомлинского и современных методик обучения на уроках химии и биологии.
1.Введение2.Основная часть3.Заключение.4.Литература....
Методика профильного обучения биологии
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интерес...
Методика использования средств информационных технологий в обучении биологии
Автор предствляет методику использования средств информационных технологий в обучении биологии...
Методика обучения биологии в основной и средней школе в рамках ФГОС
Биологические знания – важнейшая составная часть общечеловеческой культуры – без знания биологии невозможно выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов ...
Проблема формирования научного мировоззрения у учащихся в теории и методике обучения биологии: исторический аспект
В настоящее время образование, являясь важнейшей сферой жизни общества, выполняет функцию становления и развития личности, а соответственно, способствует формированию научного мировоззрения учащихся....
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Основные методы преподавания биологии...