методика обучения биологии
статья по биологии

Описание различных методик  преподования биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_biologii.docx53.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения биологии

I блок

Программированное обучение биологии.

Дидактические игры на уроках биологии.

В современной методике обучения биологии всё большее значение уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных форм и методов обучения. Что позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая особенности биологических курсов, возрастных особенностей учащихся. В связи с этим в педагогике возникает проблема разработки методов, средств и приемов более эффективного и плодотворного учебно-воспитательного процесса, одновременно не допускающих перегрузок учащихся, которые не только вызывают отрицательное отношение к учебе, но и пагубно сказываются на здоровье детей.

Эту проблему, отчасти, можно решить, используя в процессе обучения наряду с традиционными методами и приемами такое средство обучения, как дидактическая игра.

Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.

Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

Осмысление собственного опыта позволяет мне сделать вывод, что дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса. В своей работе я применяю следующие виды дидактических игр и игровых упражнений.

Ирга «Шифрограммы». Необходимо определить доминантный или рецессивный ген, указанный в первой колонке, а затем по цепочке собрать выражение. Эту игру можно применять для зашифровки темы урока.

Гены

Рецессивные

Доминантные

a

мо

ма

D

ши

но

f

гиб

на

b

рид

пе

A

нет

ное

e

скре

та

k

щи

нар

H

ко

ва

l

ние

лог

Игра «Крестики - нолики». Создаются две команды – “Крестики” и “Нолики”. Количество человек в команде – 10. На доску вешают игровое поле “Крестики-нолики”, на котором 9 игровых клеток:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Команда (например, “крестики”) выбирает игровое поле. Ведущий задает вопрос. Если команда, отвечавшая на вопрос, дает правильный ответ, на игровом поле появляется знак их команды. Если нет – команды соперников. Игра заканчивается, если одна из команд закрывает линию на игровом поле как при игре “Крестики-нолики”. Если линии не получается, команда - победитель определяется по очкам.

Вопрос для определения первого хода: Дать понятие термину генетика. Вопросы

1. У женщины первая группа крови, а у мужчины вторая. Какие группы крови возможны у их детей?

2. Что такое моногибридное скрещивание?

3. У женщины первая группа крови, а у мужчины четвертая. Какие группы крови возможны у их детей?

4. Что такое анализирующее скрещивание?

5. Сформулируйте первый закон Менделя.

6. Что такое дигибридное скрещивание?

7. У женщины первая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?

8. Сформулируйте второй закон Менделя.

9. У женщины вторая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?

Игра «Биологический пасьянс». Каждой группе выдаётся конверт с названиями растений, которые необходимо разложить согласно схеме:

Растения

Мхи Водоросли Лишайники Папоротники Голосеменные Покрытосеменные

ягель

вишня

ламинария

сосна

риччия

сфагнум

кипарис

тюльпан

томат

лилия

кедр

лук

яблоко

ксантория

пихта

ульва

улотрикс

соя

можжевельник

арахис

туя

ель

подорожник

хламидомонада

щитовник

хлорелла

горошек

кукушкин

лен

бородач

порфира

Игра «Биологический лабиринт».

Слуховые косточки располагаются в …

наружном ухе

внутреннем ухе

среднем ухе

1. В середине радужки находится зрачок.

нет

2. За склерой находится сосудистая оболочка.

3. Снаружи глазное яблоко покрыто белочной оболочкой

↓ да

да

нет

да

нет

4.Наковальня располагается в наружном ухе.

нет

5. За зрачком располагается хрусталик.

нет

6. Рецепторы сетчатки- палочки и колбочки.

нет

да

↓ да

↓ да

7. В среднем ухе располагается костный лабиринт.

да

8. Хрусталик поддерживается ресничным телом.

нет

9. Наковальня – слуховая косточка.

нет

↓ да

да

нет

10. обонятельные рецеп-торы располагаются в ротовой полости.

да

11. Глазное яблоко располагается в глазнице.

да

12. Роговица – самая сильная «линза» глаза.

нет

нет

нет

да

нет

13. Анализатор состоит из трёх звеньев.

14. В передней части сосудистая оболочка переходит в радужку.

да

15. Анализатор состоит из 2 звеньев.

↓ да

нет

↓ да

нет

16. Слуховой анализатор состоит из 3 частей.

нет

17. В ухе отсутствует барабанная перепонка.

нет

18. Сетчатка состоит из 2 частей.

↓ да

нет

↓ да

↓ да

19. Цвет радужки определяет цвет глаз.

да

20. Зрение двумя глазами называется бинокулярным.

да

21. Молоточек располагается в среднем ухе.

нет

нет

нет

↓ да

Финиш

Финиш

Финиш

II блок

Методика преподавания раздела «Животные ».

Опыты и наблюдения при изучении животных.

Опыты и наблюдения за обитателями уголка живой природы проводят члены кружка «Юный зоолог». Некоторые наблюдения ведутся всеми учащимися во внеурочное время, например, наблюдения за проявлением различных жизненных отправлений у простейших (питание, фототаксис, хемотаксис и т. д.). Для организации таких наблюдений ребята из разных классов разделяются на группы по 5 — 7 человек. Они в назначенное время поочередно приходят в уголок живой природы, и выполняют поставленные задачи.

В школьной практике ученики чаще работают с зоологическими объектами аквариума. В результате могут быть получены выводы, имеющие существенное значение при изучении различных вопросов школьного курса биологии.

Опыты и наблюдения в уголке живой природы с зоологическими объектами, как и с аквариумными растениями, способствуют углублению знаний учащихся по школьному курсу биологии, развитию познавательных интересов и вместе с тем расширяют их общий биологический кругозор.

Более четкой организации опытов и наблюдений способствуют специальные задания, подготовленные учителем в соответствии с темами и целями занятий, что особенно важно для V—VII классов. Эти задания определяют последовательность работы, направляют внимание учащихся на самые важные моменты в ней, конкретизируют наблюдения или опыт. Задания могут быть рассчитаны как на фронтальную, так и на индивидуальную работу учащихся. Индивидуальные задания лучше организуют и стимулируют активность ребят. Они больше нравятся школьникам тем, что при их выполнении дети они чувствуют себя в роли настоящих исследователей.

Опыт: Проявление положительной реакции на свет у эвглены зеленой

Объект исследования: эвглена зеленая.

Оборудование: пробирки, черная бумага, лупа.

Проведение опыта:

1. В две пробирки налить на 2/3 густонаселенную культуру эвглены зеленой.

2. Затенить нижнюю половину первой пробирки. Для этого использовать черную бумагу, плотно привязав ее к пробирке, или опустить пробирку в прорезь картонного ящичка, оклеенного черной бумагой. Поставить пробирку на яркоосвещенное место на 30 — 40 мин.

3. Затенить аналогичным способом верхнюю половинку второй пробирки и также поставить на яркоосвещенное место на 30 — 40 мин.

4. Поочередно быстро освободить пробирки от затемнения. Рассмотреть их содержимое невооруженным глазом и через лупу.

5. Записать в дневник условия и результаты наблюдений. Дать объяснения.

6. Изменить вариант наблюдения (затенить среднюю часть пробирки или всю пробирку, оставив только круглое отверстие, направленное к источнику света и т. п). Сделать записи в дневнике наблюдений.

Опыт: Отрицательная реакция инфузории-туфельки на химическое раздражение

Объект исследования: инфузории туфелька.

Оборудование: предметное стекло, пипетка, стакан, лупа или микроскоп.

Проведение опыта:

1. На предметное стекло нанести каплю настоя с инфузориями-туфельками. Рядом на расстоянии 0,5 — 1 см нанести другой пипеткой каплю чистой воды или сенного настоя без инфузорий. Соединить обе капли «мостиком».

2. С края капли с инфузориями положить кристаллик поваренной соли.

3. Наблюдать за реакцией инфузорий через лупу или микроскоп. Отметить время, за которое все инфузории переплыли из одной капли в другую.

4. Наблюдения записать в дневник, дать объяснения и сделать выводы.

Опыт: Изучение особенностей питания гидры

Объект исследования: гидра

Оборудование: чашка Петри, миллиметровая бумага.

Проведение опыта:

1. Отсадить накормленную гидру в чашку Петри, поставленную на миллиметровую бумагу.

2. При помощи миллиметровой бумаги, пользуясь лупой, измерить длину тела и щупалец успокоившейся гидры. Сделать рисунок ее.

3. Выпустить над гидрой поочередно 2 — 3 циклопов или бросить над щупальцами маленький кусочек мяса.

4. Наблюдать реакцию гидры при соприкосновении с пищей: действие щупалец, заглатывание пищи, изменение формы тела.

5. Измерить длину тела и щупалец насытившейся гидры. Сделать рисунок ее.

6. Провести сравнение гидры до кормления и после кормления.

7. В дневнике сделать соответствующие записи и выводы, полученные в результате наблюдений.

Результаты опыта можно использовать в курсе «Зоология» - 7 класс.

Тема «Простейшие животные»

Опыт: Влияние температуры воды на окраску рыб

Объект исследования: аквариумные рыбки (гуппи) 6-8 шт.

Оборудование: два аквариума, терморегулятор, термометр ля измерения температуры воды.

Проведение опыта предлагают нескольким участникам. Для этого воду в одном аквариуме подогревают терморегулятором до заданной температуры, вода в другом аквариуме – комнатной температуры. Когда вода в аквариумах достигнет заданной температуры, в них помещают по 2-3 рыбки одного вида, одинаковой окраски и размера и наблюдают через какое время произойдет изменение окраски рыб.

При проведении опыта учащиеся делают вывод о том, что при температуре воды 16-18 0С окраска рыб менее выразительна, а при более высокой температуре воды 24-26 0С окраска рыб более яркая и выразительная.

Результаты опыта можно использовать в курсе «Зоология» - 7 класс

Тема: «Строение и жизнедеятельность рыб».

Опыт: Выработка условных рефлексов на звуковой сигнал у хомяков

Объект исследования: хомячки.

Оборудование: клетка с животным, столик для еды, лесенка.

Проведение опыта: в клетке с животным делают на высоте столик для еды или подвешивают полочку. Два дня хомячку не дают есть, а на третий день на полочку или столик кладут небольшой кусочек вареного картофеля и к полочке поставляют деревянную лесенку и звонят в колокольчик. Когда хомячок начнет, есть корм, продолжают звонить в колокольчик. Как только он съест корм, ему необходимо еще положить маленькую порцию корма и звонить в колокольчик. Опыт продолжают до тех пор, пока хомячок не будет бежать на полочку или столик при отсутствии и на них корма, но услышав сигнал колокольчика.

Учащимся предлагается выяснить через сколько сеансов выработается условный рефлекс у хомячка. Повторно опыт проводят через месяц.

Результаты опыта можно использовать при изучении курса «Зоологии –7кл» Тема: «Нервная система млекопитающих»

Использование заданий для проведения различных опытов и наблюдений помогает успешно их выполнить и получить нужные результаты. Наибольший воспитательный эффект обеспечивается при создании таких условий работы в уголке живой природы, когда учащиеся осознают необходимость тщательного, аккуратного выполнения любого вида деятельности по определенному плану с последующими выводами, которые могут помочь развитию творческой инициативы, а следовательно, усовершенствованию работы, улучшению ее качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и зад...

Методика профильного обучения биологии

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интерес...

Методика использования средств информационных технологий в обучении биологии

Автор предствляет методику использования средств информационных технологий в обучении биологии...

Методика обучения биологии в основной и средней школе в рамках ФГОС

Биологические знания – важнейшая составная часть общечеловеческой культуры – без знания биологии невозможно выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов ...

Проблема формирования научного мировоззрения у учащихся в теории и методике обучения биологии: исторический аспект

В настоящее время образование, являясь важнейшей сферой жизни общества, выполняет функцию становления и развития личности, а соответственно, способствует формированию научного мировоззрения учащихся....

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Основные методы преподавания биологии...