МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
статья по биологии
Основные методы преподавания биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные методы преподавания биологии | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Методика обучения биологии– наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета биологии.
Главная функция науки – исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитание и развитие учащихся по данному предмету.
Правильно подобранные методы работы обеспечивают качество знаний, кроме этого:
а) способствуют развитию понятий и умений учащихся;
б) обеспечивают прочность и осознанность знаний;
в) оказывают воспитывающее влияние, вырабатывают любовь ко всем живым организмам.
Учебный метод – это способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися.
Классификация методов:
• По источнику знаний.
Выделяется 3 группы методов:
а) методы, связанные с преобразованием действительности (практические);
б) методы восприятия образа (наглядные);
в) методы использования широких обобщений (словесные).
• Исходя из задач обучения:
Методы приобретения учащимися новых знаний:
а) подготовка к слушанию учителя;
б) изложение знаний учителем;
в) осмысление и закрепление материала;
г) самостоятельное приобретение знаний.
Методы формирования умений и навыков.
Методы практического применения приобретённых знаний.
Методы практической и творческой деятельности.
Методы повторения и проверки знаний.
Группы методов (Б.Е. Райков):
А) 1 – словесный (книжный); 2 – наглядный (предметный); 3 – моторный (активно двигательный).
Б) 1 – иллюстративный; 2 – исследовательский.
Основные группировки методов по следующим признакам:
а) источники, из которых учащиеся черпают знания;
б) характер деятельности учителя;
в) характер деятельности учащихся.
Рассмотрим следующие группы методов:
Словесные методы:
- Школьная лекция – используется в старших классах при объяснительно-иллюстративном, проблемном виде обучения.
- Рассказ – изложение материала учителем, но короче, чаще, чем лекция. Обычно сочетается с другими методами. Применяется при изложении сложного материала и при отсутствии опорных знаний у учащихся.
- Беседа – диалог, познавательная творческая деятельность (объяснительно-иллюстративная, проблемная). Специфика биологической беседы – хорошо иллюстрированные вопросы.
- Объяснение – короткий рассказ.
- Инструктаж – вводная беседа перед проведением практической или лабораторной работы.
Практические методы – опыты, упражнения, учебнопроизводственный труд.
Наглядные методы – применение иллюстраций, демонстрация опытов, наблюдение учащихся в природе.
- Работа с книгой – чтение, реферирование, беглый осмотр, цитирование.
- Работа с текстом – изложение, составление плана, конспектирование.
На выбор методов обучения влияют:
– содержание материала;
– специфика учебного предмета;
– дидактические задачи урока;
– возрастные особенности учащихся;
– уровень подготовки школьников;
– объем материала;
– методическая подготовка учителя и его мастерство.
Методические приёмы – элементы метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания.
Методические приёмы разделяются на следующие группы:
а) логические – выявление признаков, сравнение объектов по сходству и различию, выводы, обобщения;
б) организационные – направление внимания, организация работы учащихся;
в) технические – использование в обучении оборудования.
Использование опорных конспектов в методике преподавания биологии. В настоящее время важно не столько заучивание и запоминание учащимися всего программного материала, сколько мыслительные процессы восприятия и воспроизведения. Этому способствуют различные виды схематической наглядности:
– опорные сигналы и конспекты;
– структурно-логические схемы и т.д.
Если использовать на уроках только натуральные объекты и таблицы, память загромождается второстепенными деталями, поэтому, разработано рисуночно-идеографическое письмо – особая знаково-символическая система, которая состоит из отдельных изобразительных элементов – пиктограмм и идеограмм. Использованы законы схематизации географических изображений:
а) выделение существенного – преувеличение отличительных принципов и явлений;
б) упрощение формы достигается использованием географических фигур;
в) повторение достигается путем многократного использования графических элементов. При подготовке пиктограмм схематизируется не весь материал, а основное содержание учебного материала, центральные понятия, например общие признаки систематической группы животных: количество клеток, приспособленность к среде обитания, способы передвижения, добывания пищи. Принципы, используемые при разработке рисуночноидеографического письма: Компактность – кодировать только существенную информацию, без деталей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и зад...
Реферат. Применение педагогики В.А.Сухомлинского и современных методик обучения на уроках химии и биологии.
1.Введение2.Основная часть3.Заключение.4.Литература....
Методика профильного обучения биологии
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интерес...
Методика использования средств информационных технологий в обучении биологии
Автор предствляет методику использования средств информационных технологий в обучении биологии...
Методика обучения биологии в основной и средней школе в рамках ФГОС
Биологические знания – важнейшая составная часть общечеловеческой культуры – без знания биологии невозможно выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов ...
Проблема формирования научного мировоззрения у учащихся в теории и методике обучения биологии: исторический аспект
В настоящее время образование, являясь важнейшей сферой жизни общества, выполняет функцию становления и развития личности, а соответственно, способствует формированию научного мировоззрения учащихся....
методика обучения биологии
Описание различных методик преподования биологии...