План-конспект урока биологии на тему "Испарение воды растением. Листопад"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Направление – естественно-научное.
Тема урока «Испарение воды растением. Листопад».
Класс 6, общеобразовательный.
В работе используется авторская программа В.В. Пасечника, рассчитанная на учащихся общеобразовательного класса.
Учебник: Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. М.: Дрофа, 2016, 207 с.
Тема раздела – Жизнь растений.
Количество часов в неделю 1,5 часа, в год - 51 час.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_biologii_na_temu_isparenie_vody_rasteniem._listopad.docx | 590.61 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока биологии.
Класс: 6 Учитель: Рыжова Ж.Н.
Тема раздела: Жизнь растений
Тема урока: Испарение воды растением. Листопад.
Цель: раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растения.
Тип: урок, раскрывающий содержание темы.
Вид: комбинированный урок (беседа + лабораторная работа(выполнение виртуального опыта)).
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с важной функцией листа — испарением воды;
- познакомить учащихся со значением листопада в жизни растений;
2. Воспитательные:
- трудовое воспитание через работу с учебником, таблицей, натуральными объектами;
- нравственное воспитание через формирование бережного отношения к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.
3. Развивающие:
- учить устанавливать причинную обусловленность процесса испарения воды листьями, его зависимость от факторов окружающей среды;
- продолжить развитие умения анализировать изучаемый материал, выделять в нем главное, делать выводы через самостоятельную познавательную деятельность при виртуальном лабораторном исследовании и просмотре видеофрагмента.
Методы: словесные (рассказ с элементами беседы);
наглядные (демонстрация таблиц, натуральных объектов);
практические (выполнение виртуального эксперимента);
частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением
опытов);
проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся знают о значении испарения воды и роли листопада в жизни растений.
Метапредметные: развиваются навыки исследовательской деятельности, умения наблюдать за жизнедеятельностью растений: фиксировать, анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов по изучению процессов
жизнедеятельности растений.
Личностные: формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру.
Оборудование: учебник, таблицы: «Клеточное строение листа растения», компьютер, виртуальный опыт «Испарение воды листьями», учебный фильм «испарение воды листьями».
Литература:
1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. М.: Дрофа, 2016. - 207 с.)
2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника». М.: Дрофа, 2015. – 95 с.
3.Учебный фильм «Испарение воды листьями». https://www.youtube.com/watch?v=oWnTFBXgJG4
4.Виртуальный эксперимент «Испарение воды листьями». http://daymultik.ru/voprosy-i-otvety/nauchnye-opyty-dlya-detej/2008-isparenie-vody.html
Ход урока
- Организационный момент (1-2 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с основными процессами жизнедеятельности растений. На предыдущих занятиях мы познакомились с процессами фотосинтеза и дыхания, а сегодня рассмотрим еще одним процесс, протекающий в организме растения. Но, сначала мы проверим, как вы усвоили материал прошлых занятий и выполним небольшую проверочную работу.
- Актуализация знаний: заполнение таблицы (5 - 7 мин)
(Карточки с таблицами у каждого учащегося)
Черты процесса | Фотосинтез | Дыхание |
В каких клетках происходит |
|
|
Какой газ поглощается |
|
|
Какой газ выделяется |
|
|
Что происходит с органическими веществами |
|
|
Световая энергия для протекания реакции |
|
|
Энергия в процессе |
|
|
(Проверка заполнения таблицы соседом по парте, взаимооценка).
Учитель: В каком органе растения протекают одновременно эти два процесса?
Учащиеся: Данные процессы протекают в листьях растения.
Учитель: Листья выполняют ещё одну функцию, какую?
Учащиеся: Они испаряют лишнюю влагу из организма растения.
Учитель: На основании выше сказанного сформулируйте тему урока.
Учащиеся формулируют тему и выполняют постановку задач урока.
- Изучение нового материала (25-30 мин)
Учитель: Записываем тему урока. Сегодня мы с вами попытаемся доказать, что процесс испарения идет в растениях; выясним, какие органы в этом участвуют.
Беседа с использованием таблицы «Клеточное строение листа», подготавливающая к восприятию нового материала.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, как устроен лист и как его строение связано с выполняемыми функциями. Ответьте на поставленные вопросы:
- Из каких растительных тканей образован лист и какую функцию они выполняют? (Покровная ткань (кожица листа) – защитная функция; губчатая и столбчатая ткани – фотосинтез.)
- А какая часть листа участвует в процессе испарения воды (транспирации)? (Устьица, через устьичную щель в лист проникает воздух, и происходит испарение воды).
Учитель: Все верно! Давайте же узнаем, как происходит процесс испарения.
3.1. Испарение воды листьями.
Учитель: Откройте учебники на странице 97 и изучите статью «Испарение воды листьями» (Учащиеся изучают статью).
(Беседа с элементами объяснения)
- Как вы думаете, почему колба с веточкой стала весить меньше? (Произошло испарение воды).
- Почему нарушилось равновесие весов? (Чаша, на которой стояла колба с растением стала легче, из-за того, что произошло испарение воды).
- Почему появились капельки на внутренних стенках колбы? (Ее испарили листья).
Итак, данные опыты доказывают, что листья испаряют воду. А теперь я предлагаю вам выступить в роли исследователей и выполнить виртуальный эксперимент. (Учащиеся садятся за компьютеры и принимают участие в эксперименте).
Ну что же, ребята, вы убедились, что растения действительно испаряют воду через листья.
Учитель: Растения на 80% состоят из воды. Откуда в растениях берётся вода? (Её поглощают корни растения из почвы).
Что заставляет подниматься воду из корней в другие части растения?
( Воду заставляет подниматься из корней в другие части растения корневое давление)
3.2. Значение испарения в жизни растений.
Растения испаряет до 80-90% воды, поглощенной корнем. Например, одно растение капусты из 1 литра воды испаряет 950 мл. Зачем? Об этом мы узнаем, изучив статью «Значение испарения в жизни растения» на странице 99 учебника. (учитель заслушивает ответы учащихся).
Итак, мы с вами выяснили, что испарение способствует передвижению воды в растении.
Благодаря испарению вода поступает из корня по стеблю в листья растения. Вместе с ней в листья поступают минеральные соли, которые необходимы для процесса фотосинтеза.
Опыт. Ребята намочите кожу на одной из рук. Что вы ощущаете? Какой руке холоднее? Почему? (Происходит испарение воды ).
Какой ещё можно сделать вывод о роли испарения воды с поверхности листа? (Охлаждает лист, предохраняет от перегрева.)
Ребята, а в где легче переносится жара - в лесу или под одиночно стоящими деревьями? Почему? (Ответы учащихся). Значит, испарение оказывает влияние и на климат.
3.3. Зависимость испарения от разных факторов (самостоятельная работа).
Прочитайте на стр.98-99 абзац. Запишите в тетрадь факторы, влияющие на испарение:
Время суток
Влажность
Температура
Состояние устьиц
Разные растения испаряют разное количество воды. При разных условиях одно и тоже растение также испаряет разное количество воды.
Сделайте предположение, в каком случае растением воды будет испаряться больше, а в каком меньше (Ответы учащихся).
Итак, ребята, мы выяснили, от чего зависит испарение, и какое значение оно имеет в жизни растения. Теперь я вам предлагаю просмотреть фильм и ответить на вопрос:
- Какое явление в жизни растения связано с процессом испарения?
(Просмотр фильма «Испарение воды листьями»)
Учитель: Какое же явление связано с процессом испарения? (Листопад. Он является приспособлением растений к условиям зимы — не только холодного, но и сухого времени года.)
Вывод: Испарение – это важнейший процесс жизнедеятельности растений.
4. Закрепление изученного материала. (Тестирование, карточки у каждого учащегося).
Испарение воды листьями. Листопад
1. Опыт, изображенный на рисунке, демонстрирует процесс:
А) газообмена у растений Б) испарения воды листьями
В) фотосинтеза Г) дыхания растений
2. Большая часть воды испаряется растением через:
А) стебель Б) корни В) листья Г) цветки и плоды
3. Открывая устьичные щели, растение:
А) уменьшает испарение воды Б) увеличивает испарение воды
В) не изменяет интенсивность испарения воды Г) прекращает испарение воды
4. Растение меньше всего испаряет воду, когда:
А) холодно и ветренно Б) жарко и ветер слабый
В) день жаркий и безветренный Г) ночь холодная
5. Испарение идет быстрее, если в листе устьиц:
А) много и они закрыты Б) много и они открыты
В) мало и они открыты Г) мало и они закрыты
6. Листопад – это:
А) приспособление растений к недостатку влаги Б) процесс питания
В) весеннее явление в жизни растений Г) удаление полезных веществ
7. Что на рисунке обозначено стрелкой?
А) устьице
Б) пробковый слой
В) пазуха листа
Г) разделительный слой
8. Окрас листьев большинства растений меняется осенью из-за:
А) похолодания Б) образования хлорофилла
В) разрушения хлорофилла Г) фильтрации веществ
9. Листья вечнозеленых растений, в отличие от листопадных:
А) никогда не опадают Б) опадают не одновременно
В) не испаряют влагу Г) испаряют влагу летом
5. Рефлексия
Учитель: Ребята! Вы сегодня потрудились на славу! А что скажете вы об уроке.
Вы видите на доске дерево после листопада. Я предлагаю вам «одеть» его в листочки. У меня на столе лежат листочки трех цветов: зеленые, синие и красные. Если вам по завершению урока весь его материал понятен – на веточку дерева помещаете зеленый листочек, если в течении урока возникали затруднения – синий листочек, если же вы вообще не поняли материал урока – красный листочек.
Итак, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. За урок вы получите две оценки: заполнение таблицы (проверка домашнего задания) и тестирование (усвоение нового материала).
6. Домашнее задание: §18, вопросы после §.
Дополнительное задание (творческое): Составить кроссворд на тему «испарение воды растением».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Испарение воды растениями. Листопад.
Урок проходит в виде исследования, с использованием результатов опытов, которые дети закладывают зарание. Стихи, загадки, ребусы, кроссворды, презентация, всё используется при проведении урока....
План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."
· Тип урока:· По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;· По спосо...
Испарение воды растениями.Листопад.
Разработка мультимедийного урока для 6 класса к учебнику В.В. Пасечника. Разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского района Краснодарского края Дворядкиной В.Н....
Открытый урок в 6 классе с использованием ИКТ "Испарение воды растениями. Листопад."
Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.Задачи урока:1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процесс...
Испарение воды растениями.Листопад.
Конспект урока по теме :"Испарение воды растением. Листопад."...
План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»
Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга...
Открытый урок для 6 класса "Испарение воды растениями. Листопад
Открытый урок...