Высшая нервная деятельность
план-конспект урока по биологии (8 класс)
1) Познакомить учащихся с понятием «Высшая нервная деятельность - ВНД», ее значением в восприятии окружающей среды.
2) Раскрыть суть наркомании как о факторе, разрушающем нервную деятельность человека.
3) Ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vysshaya_nervnaya_deyatelnost_8_klass.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Высшая нервная деятельность, нарушение и предупреждение.
Класс: 8
Цели урока:
Образовательная:
- Познакомить учащихся с понятием «Высшая нервная деятельность - ВНД», ее значением в восприятии окружающей среды.
- Раскрыть суть наркомании как о факторе, разрушающем нервную деятельность человека.
- Ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании.
Развивающая: выработка активной жизненной позиции по предотвращению поведенческих рисков.
-формирование у школьников универсальных умения и компетенции.
Воспитательная: профилактика наркомании среди учащихся.
Задачи:
- Дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем иммунитет человека.
Форма: интегрированный урок обобщение (биология, ОБЖ) с использованием коммуникативных технологий (круглый стол, дискуссия, беседа).
Методы и приемы: формирование у школьников универсальные умений и компетенций с помощью интерактивных объектов (схем), компетенции.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме “ Высшая нервная деятельность, нарушение и предупреждение ”, компьютер, мультимедийный проектор.
Подготовительная работа:
- заранее была проведена выставка рисунков (см. прил. №1), которая позволила учащимся выразить свое отношение к данной теме.
- Обучающимся было дано задание подготовить доклады по теме.
Ход урока:
…Объявляем бой наркомании всей!
Мы хотим видеть счастье планеты детей.
Если враг угрожает здоровью людей,
Значит, зло пресеки и навечно убей!
Нет наркотикам! Нет!
Будь здоровой, Земля!
Пусть очищены будут от зелья поля!
Дети в мире и в счастье живут среди нас.
Нет наркотикам! Нет!
Призываем мы вас!
План урока:
- Понятие ВНД человека.
2. Влияние наркотиков на ВНД человека.
3. Свойства наркомании
5. Формирование жизненных навыков.
6. Уголовная ответственность.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
- Орг.момент.
2. Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы проведем урок в нетрадиционной форме – круглый стол. Этот раздел мы будем изучать в течении 4 уроков. Сегодня мы знакомимся с понятием:
Высшая нервная деятельность, нарушение и предупреждение.
(На слайде проектора)
Записываем тему урока. Данную тему я связала с актуальными на сегодняшний день проблемами, которые напрямую оказывают влияние на нервную деятельность человека. На уроках мы часто говорим о том, как алкоголь, курение, наркотики влияют на организм человека.
Также мне хочется начать урок с пословицы, которая напрямую относится к нашей изучаемой теме: «Посеешь характер – пожнешь судьбу…»
-Как вы понимаете данную пословицу?
- Ребята, данная пословица связана с темой нашего урока, ведь именно характер является основой нервной деятельности человека, который определяет практически его судьбу.
- Как вы понимаете нервная деятельность человека с чем это связано?
3. Объяснение нового материала.
ВНД – Высшая нервная деятельность находится в исключительной зависимости от условий как внешней, так и внутренней среды организма человека.
Недостаточное питание, нерегулярный отдых, общие заболевания, отсутствие движений, неправильный образ жизни, могут нарушать функции коры и высшую нервную деятельность. Большое внимание на ВНД оказывает умственное и эмоциональное перенапряжение, вызываемое необходимостью переработки большого количества информации в короткие промежутки времени.
Обстановка, в которой живет человек, трудится, также влияет на его поведение самочувствие. Конфликтные ситуации в семье, школе, на работе могут вызвать болезненные изменения психики. Человек становится либо резким, грубым, либо замкнутым, молчаливым, излишне обидчивым. Все это больше осложняет его жизнь и порождает неуверенность в собственных силах. Особенно ранимы дети у которых центральная нервная система еще недостаточно зрелая. Поэтому они требуют со стороны взрослых постоянного внимания и доброжелательности.
Неблагоприятные факторы внешней среды могут как кратковременно, так и надолго нарушить процессы ВНД. Эти нарушения не всегда связаны с повреждением нервных клеток . чаще это чрезмерное и функциональное перенапряжение. При этом нарушаются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что ведет к нарушению образования условных рефлексов, ухудшению памяти, вызывает бессонницу. Нарушение ВНД сопровождается болезненными изменениями в деятельности внутренних органов.
Нарушенные процессы восстанавливаются, если устранить причины, их вызвавшие. Иногда достаточно сменить обстановку, хорошо отдохнуть.
В основе нервной деятельности лежит рефлекс.
-Что такое рефлекс?
(Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой).
- какие бывают рефлексы? (условные, безусловные).
- Чем они отличаются друг от друга? ( Условные – вырабатываются в течении длительного времени, а безусловные – это врожденные).
Подробнее с работой рефлексов мы познакомимся на следующем уроке.
Ребята, какие жизненные факторы могут нарушить ВНД человека?
(Алкоголь, курение, наркотические вещества)
Давайте, рассмотрим подробнее, как наркотики влияют на организм человека. Обратимся к презентации.
Слайд 1.
- Потребление различных наркотиков – наркомания – настоящий бич во многих странах мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей и уже определили сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные опухоли. Во всём мире идёт вал по наркомании среди мужчин и женщин. За ними втягиваются в этот омут юноши, девушки, подростки и даже дети.
Влияние наркотиков на ВНД человека.
Слайд 2.
Ученые не могут еще точно установить, как наркотики с такой быстротой включаются в обмен веществ человека и становятся необходимой составной частью него. Но уже доказано, что наркотики воздействуют на центр в головном мозге, который отвечает за “поощрение”. При этом происходит выброс дофамина в кровь и человек чувствует возбуждение.
Но наркотики отрицательно воздействуют на организм человека. Прежде всего, они снимают боль и снижают болевой порог чувствительности. Это равносильно снятию “службы охраны”.
Наркотики воздействуют на дыхательный центр и хеморецепторы, которые отвечают за количество кислорода в крови, не реагируют на углекислый газ и происходит кислородное голодание организма. Наркоманы часто умирают от паралича дыхательного центра в результате передозировки.
Наркотики также влияют на кашлевой центр. Кашель – это защитная реакция нашего организма, но у наркоманов отключается защитный механизм кашля. Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижению кровяного давления и замедлению пульса. По этой причине ухудшаются функции сердечно-сосудистой системы, функции всех клеток слабеют, и весь организм дряхлеет, как в старости.
Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения, у наркоманов притупляются все вкусовые и обонятельные ощущения, снижается аппетит, уменьшается выработка ферментов, желчи, желудочного и кишечного соков. Пища не в полной мере переваривается и усваивается. Наркоманы обрекают себя на хроническое голодание и имеют дефицит веса. Но также происходит и спазм гладкомышечной мускулатуры кишечника, что приводит в длительным запорам (5 – 10 дней). И все это время в организме происходят процессы гниения и разложения.
При наркомании угнетаются половые потребности и возможности. У девушек развиваются атрофические процессы, и они не могут даже заниматься проституцией из-за потери необходимых для этого качеств. У юношей происходит быстрое угасание потенции. У наркоманов обычно не бывает детей, а среди родившихся часты случаи уродств.
Слайд 3.
Организм требует новой встряски. И снова под воздействием наркотика возбуждается нервная система. Могут возникнуть экстаз, болезненный восторг, иллюзии или галлюцинации. Но потом будто бы происходит падение с вершины в глубокую пропасть – следует торможение. Настроение становится крайне угнетённым, подавленным, наступает тяжёлая депрессия.
Слайд 4.
Лечить наркоманов трудно, но и не всегда обеспечен успех. Сроки лечения зависят от того, в течение какого времени подросток употреблял наркотики. Чем дольше оно, тем процесс лечения длительнее, сложнее.
Свойства наркомании
Слайд 5.
Наркотические вещества, попадая во внутреннюю среду организма, оказывают сильнейшее воздействие, прежде всего на головной мозг, т.е . ВНД человека. С течением времени у человека появляются психическая, физическая зависимости и изменение чувствительности к наркотику (толерантность).
Быстрое привыкание к наркотическим веществам имеет свою специфику. Развитие психической зависимости от наркотика определяется воздействием на зоны поощрения, при которых возникают положительные эмоциональные состояния. Таким образом, употребление наркотика становится наиглавнейшим стимулом в получении положительных эмоций, а при отсутствии наркотика человек чувствует психологический дискомфорт.
Механизмы формирования физической зависимости от наркотиков до конца еще не ясны. Есть предположения, что они включаются в обменные процессы как необходимый и самостоятельный элемент на уровне регуляции функций жизнедеятельности организма. В процессе развития болезни происходит постепенное привыкание к наркотику. Он уже не вызывает того состояния, которое было в начале. Появляется состояние “ломки” или абсистентный синдром. Физиологическое явление привыкания к дозе наркотика называется – толерантностью.
Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами:
- Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами.
- Стремление увеличивать дозы.
- Зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.
Так называемый синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства.
Познакомимся с историей возникновения наркотических средств.
Слайд 6
- Во-первых, наркоманы плохие работники, их трудоспособность, физическая и умственная, снижена, все помыслы, доминанта связаны с наркотиками – где и как его добыть, употребить.
Слайд 7
- Во-вторых, наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб, являясь причиной несчастных случаев на производстве, на транспорте, в быту, причиной травматизма и заболеваемости различных правонарушений.
Слайд 8.
- В-третьих, наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, отравляя её своим присутствием, поведением, лишая средств к существованию, совершают тяжёлое преступление по отношению к потомству.
Слайд 9.
В-четвёртых, наркоманы, деградируя физически и морально, являются обузой для общества, втягивают в этот порок других людей, в первую очередь молодёжь, а затем преждевременно погибают.
Слайд 10.
- В-пятых, употребление наркотических средств безнравственно.
Слайд 11.
В-шестых, наркологическая болезнь во всех её видах – социально опасное психическое заболевание, угрожающее самому будущему нации, благополучию и здоровью населения всего государства.
- Закрепление изученного материала.
- С какой темой мы сегодня познакомились?
-Свяжите понятия Высшая Нервная деятельность и жизнь человека.
-Какую роль она играет приведите примеры?
- Перечислите причины, нарушающие нервную деятельность человека?
-
- Вывод по уроку.
Очень часто среди подростков можно услышать такие выражения: есть “легкие наркотики”, “есть наркотики, которые не вызывают привыкания”, “можно курить травку, от этого ничего не будет. А так ли это? Как показали медицинские исследования, никакой принципиальной разницы между наркотическими препаратами не существует, они все изменяют обменные процессы в структурах мозга, формируя психическую зависимость. Скоро эффекты от наркотиков перестают удовлетворять, возникает физическая зависимость. Чтобы излечиться от наркомании необходимо иметь огромную силу воли. Только вопрос в том, стоило ли вообще пробовать наркотики?
Может проще сказать сразу “нет наркотикам!”, “Да! Здоровому образу жизни!”?!
- Д/з.
Стр. по учебнику прочитать, в рабочей тетради по данной теме зад. 1,2,3,4,5,6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока биологии : "Высшая нервная деятельность"
Урок - презентация по теме ВНД человека...
Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)
Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...
презентация к уроку биологии 9 класс "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы"
Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, ...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл
Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл...
Формы высшей нервной деятельности
Презентация к уроку по теме "Формы высшей нервной деятельности". Рассмотрены: рефлексы, инстинкты, запечетления, рассудочная деятельность....
Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."
Особенности высшей нервной деятельности человека...