Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goncharov_v.e._vysshaya_nervnaya_deyatelnost_cheloveka_biologiya_8_kl.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюкеевская средняя общеобразовательная школа
Камскоустьинского муниципального района РТ
Открытый урок, проведённый на конкурсе «Учитель года РТ»
учителем I кв. категории Гончаровым В.Е.
2008
Тема: Особенности высшей нервной деятельности человека
Цели:
- Образовательная: сформировать представление об особенностях высшей нервной деятельности человека, речи, сознании, познавательном процессе
- Развивающая: развитие основ нестандартного мышления детей, наблюдательности, формирование навыков критического анализа.
- Воспитательная: воспитание творческого подхода к разрешению ситуаций, активности, внимательного отношения к окружающим и себе.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Вид урока:
Эвристическая беседа с использованием мультимедиа.
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор мультимедиа
- Презентация Power Point «Высшая нервная деятельность»
План урока:
- Организационный момент - 2 мин.
- Актуализация знаний учащихся – 8 мин.
- Изучение нового материала - 20 мин.
- Работа по закреплению изученного материала – 12 мин.
- Подведение итогов –3 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
Шутит жизнь над нами подчас,
Тьма вопросов и мало ответов,
Что такое – мир вокруг нас?
И кто сами мы в мире этом?
Как смогли мы разумными стать,
И какими мы дальше будем?
Наша цель сегодня, узнать,
Почему мы не звери, а люди!
II. Актуализация знаний учащихся.
Посмотрите на экран (слайд – кошка и человек) – что общего у этих существ?
Что нужно кошке для существования?
Пища, вода, воздух, общение.
Нужно ли это всё человеку? Достаточно ли этого для его нормального развития?
Нет, человеку кроме перечисленного необходимы: предметы пользования (вторичные материальные) и духовные потребности – искусство, чтение, творческая деятельность.
III. Изучение нового материала.
Особенность человека, отличающая его от животных – высшая нервная деятельность, это тема нашего урока.
Как вы считаете – у кого способность к познанию мира выше, у человека, или у животных? Почему?
У человека, т.к. животные ориентируются только на объекты и явления, человек же, кроме того, использует словесные символы.
Понятия – 1-ая и 2-ая сигнальные системы (слайд).
(Описание работы 2-ой сигнальной системы на примере образа лимона)
Может ли вторая система работать самостоятельно, без первой?
(На примере стаффа)
Всегда ли информация, полученная с помощью 2-ой сигнальной системы правдивая?
Нет, она должна быть проверена на практике.
В жизни человек постоянно решает задачи (личный опыт) и видит, как их решают другие (чужой опыт).
Что такое интуиция?
Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта.
Как формируется 2-я сигнальная система у маленьких детей?
Взрослые показывают действия и предметы и называют их.
Познавательные процессы:
- Ощущение – отражение отдельных свойств предмета
- Восприятие – отражение предмета в целом
- Память
- Воображение
- Мышление
Объект восприятия – то, что в центре внимания, остальное – фон.
Примеры, когда нам не нужно выделять объект…
Охота, война.
Примеры, когда нужно выделить объект…
Реклама, дорожные рабочие
Физкультминутка - энергизатор
Наблюдение – целенаправленное восприятие.
Что такое память?
Память – процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.
Память бывает механическая – повторение до запоминания, и логическая – взаимосвязь между предметами и явлениями.
Память: зрительная, слуховая, моторная (примеры).
Воображение – активное и пассивное (примеры). Чем они отличаются?
Мышление – обобщенное и опосредованное познание действительности.
Свойства: самостоятельность, критичность. Консерватизм.
Пример с крутым яйцом – поставить его «на попа».
IV Закрепление изученного материала.
Вспомните тему нашего занятия.
Тестовые вопросы (слайды)
V Подведение итогов.
Оценка работы учащихся на уроке, выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 281-287 учебника, найти и записать определения новых терминов, которые узнали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока биологии : "Высшая нервная деятельность"
Урок - презентация по теме ВНД человека...
Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)
Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...
презентация к уроку биологии 9 класс "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы"
Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, ...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Формы высшей нервной деятельности
Презентация к уроку по теме "Формы высшей нервной деятельности". Рассмотрены: рефлексы, инстинкты, запечетления, рассудочная деятельность....
Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."
Особенности высшей нервной деятельности человека...
Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»
Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...