Внеклассное мероприятие
план-конспект по биологии
ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ЗДОРОВАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА –ДЕЛО КАЖДОГО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_-_eto_zhizn.docx | 287.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ЗДОРОВАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА –ДЕЛО КАЖДОГО»
Цель: продолжить знакомство с важным минералом Земли - водой, ее свойствами, выяснить значение воды в природе и в жизни человека; расширить и углубить знания учащихся об общих гидрографических особенностях территории Украины, выяснить основные проблемы использования и охраны водных ресурсов; продолжить формирование навыков самообразовательной деятельности при работе с различными источниками учебной информации, развивать умение анализировать эту информацию и генерализировать ее, способствовать расширению кругозора учащихся, формированию экологического мышления и экологической культуры личности; развивать культуру общения учащихся; воспитывать бережное отношение к водным богатствам мира, любовь к природе родного края.
Оборудование: настенные карты, картины, иллюстрации, компьютер, экран.
Форма проведения урока: устный журнал.
Ход урока
- Организационный момент
- Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
(Выступают 2 ученика. Фон - слайды № 1, 2 презентации «Мир воды»)
Ученик
Вода - джерело життя,
Без неї немає буття.
Вода - це озера, моря,
Острови омиває вона.
По воді можна й пливти,
Через неї будують мости.
Вода - це молекули й частки
Вода - водоспади й струмки.
Вода заростає рослинами,
Вона ще наповнена рибами.
Потрібно її берегти,
І чимось їй допомогти.
Не висушуй ставки із болотами
Й не отримаєш, зайві ти клопоти.
Без води немає життя.
Теорема доведена ця.
Ученица. Николай Мищенко пишет так о воде: «Если бы мне пришлось писать гимн жизни, непременно начал бы его с песни в честь воды, и закончил бы глубочайшей благодарностью этой питательной жидкости». Почему такое поклонение? Вода - это жизнь. Именно из воды вышли все живые существа, поэтому и мы - дети воды. Она утоляет нашу жажду, дает жизнь полям, согревает дома, стелется перед кораблями.
Ученик. Поэтому, эпиграфом нашего урока будут слова Л. Забашты:
«Жива вода дає життя
Всьому живому в світі.
Якщо живе жива вода,
Тоді земля у квіті.»
Учитель. Представьте себе, что вы стоите на берегу горной реки. Слышите, как журчит чистая горная река летнего погожего дня, неся свои прохладные воды? Слышите? И что напоминает вам это пение? Вероятно, эта музыка напоминает трели цимбал. А утром над водами стоят сизые туманы. Сверкают в первых лучах солнца капельки серебряной росы ... Хорошо кругом. Правда? Так и хочется полюбоваться этой красотой, слиться с ней, ибо эта красота пленит сердце, манит душу. И хочется, чтобы эта старая-старая сказка, которую по велению Бога создала сама матушка природа жила всегда. Что для этого нужно? Совсем мало: сохранить ее. Но как? Мы поговорим сегодня на уроке о сохранении чистой воды, которая становится сейчас редкостью.
III. Восприятие и осмысления нового материала
Учитель. Итак, "пишем" страницы гидрологического журнала.
(Ученики заранее объединились в 3 группы (в каждой по 4 ученика), по страницам рубрик подготовили необходимую информацию)
Содержание
I рубрика. Диво дивное вода.
1 страница. Где река - там вода.
2 страница. Вода - ценнейший минерал на Земле.
3 страница. Живая вода.
II рубрика. Реки Украины - неотъемлемая часть жизни украинского народа.
1 страница. Сколько вас - рек Украины? Какие Вы?
2 страница. Чудеса чудес.
3 страница. Животоки.
III рубрика. Сохранить навечно.
1 страница. Золотая вода.
2 страница. Вода - для жизни. Цели развития тысячелетия.
3 страница. Здоровая жизнь возможна только на чистой Земле.
Учитель. Первую рубрику «Диво дивное вода» представляет первая группа учащихся. 1 страница - "Где река - там вода"
1 ученик. Леонардо да Винчи писал: "Когда вы опускаете руку в текучий поток, вы прикасаетесь к прошлому для тех, кто живет выше по течению, и будущего для тех, кто живет ниже". Реки текут на всех континентах, обеспечивая жизнь человеку, животным, растениям. Силой своего извечного движения реки обогащают и изменяют внешний облик Земли. Каньоны, поймы, ущелья, широкие речные долины, пороги, водопады - все это создано водой, стекающей с возвышенностей к месту встречи с морем. Рекой, в отличие от ручья, балки, канавы, принято называть постоянно действующий водосток, первоначально образованный естественным путем, имеющий течение воды в течение года (а если пересыхает или перемерзает, то на короткое время и не каждый год). Но с появлением на Земле человека реку надо рассматривать не просто как природный объект, а как соучастника экономического и социального развития человечества. Именно в Украине реки являются основным источником водоснабжения. В народе говорят: "Где река - там вода". А что говорит народная мудрость о реке? Какие знаете пословицы, загадки, высказывания? (Ответы учащихся класса, см. Приложение 1)
2 страница. Вода - ценнейший минерал на Земле.
2 ученик. Потребность в воде не ограничивается только использованием ее для питья и приготовления пищи. Человеку вода необходима и для поддержания чистоты тела, обеспечения необходимых санитарных условий, для поливки улиц (в городах), для полива приусадебных участков и других нужд. С каждым годом расходы воды на бытовые нужды растут. Если в средние века житель города обходился двумя-тремя ведрами воды в сутки, то сегодня на одного жителя Ташкента приходится 1060л воды, Душанбе – 1113л, Тбилиси - 911, Баку - 876 л, Москвы около 700л. По словам Петра Блинова, Украина достаточно хорошо обеспечена таким природным ресурсом как вода и, в частности, подземной водой. Это особенно ценно, учитывая, что она имеет постоянный химический состав и не поддается такому влиянию, как поверхностная пресная вода. На одного украинца приходится около 350 литров воды в сутки (при численности 46 млн. человек) - это более чем на 100 литров больше, чем на жителей многих соседей Украины в Европе. Но, в отличие от них, использование этого ресурса в Украине является крайне неэффективным - потери при поставке доходят до 40-50%
3 ученик. Сейчас вода остается одним из наиболее используемых веществ для развития промышленности, сельского хозяйства, рыбного хозяйства, транспорта, организации отдыха населения. Промышленность Украины использует 53% общего объема водопотребления, причем почти 85% воды расходуется на охлаждение агрегатов в теплоэлектроэнергетике, металлургии, машиностроении, химической промышленности и только 15% - на изготовление продукции. Для выплавки 1 т стали необходимо 218воды, из них 30 свежей, на производство 1т синтетического волокна - почти 1100 и 237свежей. Тепловая электростанция при производстве 1тыс. кВт./час электроэнергии безвозвратно теряет на испарение до 6 воды. Чтобы обеспечить все возрастающее население Земли продуктами питания, тоже необходимо большое количество воды. В настоящее время 98% продуктов питания составляют сельскохозяйственные культуры. Для производства продуктов питания расходуется 80% общего количества воды, используемой для всех потребностей человечества. Так, для производства 1т пшеницы растения расходуют на транспирацию 800-1200 воды, сена - 1000-1600 , сахарной свеклы - 200-300 , риса - до 7000 , овощей - от 500 до 1500 воды. На юге Украины для орошения сельскохозяйственных культур на 1 га следует подавать в среднем 4,5-5 тыс. воды. Потребление воды в Украине за последние 25 лет увеличилось более чем в 2 раза. Итак, вода нужна везде.
3 страница. Вода - необходимое условие жизни на Земле.
4 ученик. На всех этапах своего развития человечество познавало суть одного из самых необычных веществ на свете - воды и осознавало главную истину: вода есть везде и без нее не может обойтись ничто живое. Воду заменить нечем. И неудивительно, что следы древних цивилизаций найдены на берегах рек: Тигра и Евфрата в Месопотамии, Нила в Египте, Инда в Индии, Желтой в Китае. Постепенно человек научился создавать системы водоснабжения, строить плотины, регулировать русла рек, прокладывать осушительные и оросительные каналы. Остатки этих сооружений свидетельствуют о том, что люди уже давно имели определенные знания о способах использования воды, ее возможностях, о бедах, которые она может нанести. Древний человек считал воду самой мощной из четырех первичных стихий: Воды, Огня, Земли, Воздуха. Воду заменить нечем, сегодня она стала одной из главных ценностей на Земле. С возникновением жизни вода стала важной составной частью всех живых организмов. Она лежит в основе биохимических и физиологических процессов, происходящих в организмах, растворяет и переносит вещества, участвующие в процессе жизнедеятельности, составляет большую часть массы тела любого живого организма. Вот как насыщена водой окружающая среда. Меньше ее в мхах и лишайниках - 5-7%, в семенах злаковых культур - 12-14, в насекомых - 45-65, млекопитающих - 60-68, рыбе - около - 70, листьях деревьев - 75-85, картофеля - 80, яблоках, грушах - 85, огурцах, помидорах, моркови, грибах - 90-96, водорослях - до 98, медузах – 95 - 98%. Организм взрослого человека на 70% состоит из воды. С возрастом количество воды в организме уменьшается и после 50 лет составляет лишь 61% у мужчин и 54% - у женщин. При потере 25% воды человек погибает. Для поддержания нормальной жизнедеятельности организма взрослому человеку в умеренных широтах нужно 2-3 л воды в сутки, в жарких климатических условиях – 3 - 3,5 л, а при работе на открытом воздухе в условиях повышенной влажности при температуре 39 - С - 6-6,5 л. За всю свою жизнь человек потребляет в среднем 50-60 т воды!
1 ученик. Так что же такое вода? Ее формула - О. Еще в 1789 году французский химик Антуан Лавуазье и Менье определили химический состав воды и уточнили, что 2 г водорода соединяются с 16 г кислорода и засомневались в "простоте" воды. Вода - единственное вещество, которое в обычных условиях может быть в трех состояниях. (Демонстрация презентации: «Мир воды», раздел: «Агрегатное состояние воды» слайд № 3-6)
2 ученик. Хотя этот странный минерал принят физиками за эталон меры, однако вода - наиболее аномальная из всех известных в природе веществ. Не будь этих аномалий всему живому было бы трудно.
3 ученик. Первая аномалия. Вода медленно нагревается и медленно остывает. Поэтому обитателям водоемов не грозит ни перегрев, ни переохлаждение.
4 ученик. Вторая аномалия. У воды скрытая теплота испарения и теплота плавления. Для испарения нужно затратить в 5,5 раз больше тепла, чем для кипения. Если бы вода не имела этого свойства, то реки, озера и моря испарились бы, а в атмосфере всегда стоял бы туман.
1 ученик. Третья аномалия. При замерзании вода расширяется и объем ее увеличивается на 9%. Легкий лед образуется на поверхности водоемов, и обитатели водоемов под такой шубой не замерзают, иначе моря, озера, реки промерзали бы до дна.
2 ученик. Четвёртая аномалия. Необычная. При охлаждении до температуры +С вода сжимается, а при дальнейшем охлаждении снова расширяется и замерзает. Тяжелая вода опускается на дно с воздухом для обитателей водоемов.
3 ученик. Пятая аномалия. Вода имеет высокое (после ртути) поверхностное натяжение. Эта сила способствует поступлению воды из глубоких слоев почвы к корням растений. То же происходит и в организме человека и животных: кровь поднимается в верхние части тела.
4 ученик. Вода растворяет другие вещества, но сама при этом не изменяется. Вот почему она стала носителем жизни. После таяния льда вода в течение некоторого времени сохраняет "память" о своей ледяной структуре, а для белковых молекул организма такая структура удобная. Вот почему к ручьям талой воды тянутся животные. Опыты показывают, что талая вода обладает омолаживающим действием на растения и животные: повышается урожайность сельскохозяйственных культур, прирост молодняка, молочность коров, яйценоскость кур ... Дети часто любят сосать лед. Видимо, это не баловство, как думают взрослые, а потребность организма в воде, имеющей ледяную структуру. Вот как свежо и чисто сказал о ней Антуан де Сент - Экзюпери: "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете ...
Учитель. На этом и остановим свои размышления и перейдем ко второй рубрике.
II рубрика. «Реки Украины - неотъемлемая часть жизни украинского народа»
1 страница. Сколько Вас - рек Украины? Какие Вы?
1 ученик. Нет такого села или города в Украине, которые не стояли бы на берегу реки или вблизи нее. И для каждого из нас река еще с детства стала неотъемлемой частью жизни. Незабываемый Довженко, выдающийся украинский режиссер и писатель писал: "Река моя, жизнь моя ... Люблю я твою воду ласковую, животворную. И берега твои чистые, и всех людей, которые трудятся, живя на твоих берегах. Кланяюсь тебе за ласку, за богатство, что дала ты моему сердцу. За то, что глядя на тебя, становлюсь я добрым, человечным и счастливым, что могу любить тебя всю жизнь, река моя, душа моего народа "(Демонстрация презентации: «Мир воды», раздел: «Водоемы Украины», слайды № 7-12)
2 ученик. Территория Украины имеет густую речную сеть. Подавляющее большинство рек относится к бассейнам Черного и Азовского морей и только 4% - к бассейну Балтийского моря. На территории Украины выделяют 9 основных водосборных бассейнов, крупнейшие из них - бассейны Днепра, Дуная, Днестра, Южного Буга, Вислы (Западного Буга), Северского Донца. Всего в Украине насчитывается около 73 тысяч водостоков, из них более 4000 длиной более 10 км, 131 - свыше 100 км, 14 - более 500 км. Воды рек пригодны для хозяйственного использования, в частности для водоснабжения и орошения. Поскольку воды у нас распределяются неравномерно, то чтобы удовлетворить потребности в воде созданы искусственные реки - каналы. А именно: Северский Донец - Донбасс, Днепр - Донбасс, Днепр - Кривой Рог, Северо-Крымский и др.
2 страница. Чудеса чудес (страница интересной гидрологии).
3 ученик. Странной рекой в Украине считается Мокрая Волноваха на юго-западе Донецкого бассейна. На своем пути она несколько раз исчезает или теряет часть воды, а затем появляется вновь. Например, от верховья до балки Антон-тарама происходит накопление воды за счет разгрузки подземных вод в русле самой реки и вследствие впадения водостоков с 9 небольших боковых балок. От устья балки Антон-тарама до с. Стили вода исчезает и появляется только к югу от села. Накопление воды продолжается до последних выходов гранита возле устья балки Каменной. По мнению одних ученых, подземное течение реки проходит по карстовым пещерам, другие считают, что река питается самостоятельно системой подземных вод.
4 ученик. На звание удивительной реки может "претендовать" и река Слепая Турия, на Волыни. Она почти нигде не упоминается, а «Словарь гидронимов Украины" информирует, что "водосток ее определяется как река, которая никуда не впадает", и предоставляет ей "прописку" - бассейн Припяти. Свое начало река берет от источника в Щетининских и Чарчинских болотах, имеет свое русло и течение, местами достигает ширины 20 м, а затем через несколько километров исчезает. Не сумев добраться до Туры или Припяти, Слепая Турия остается водяным аппендиксом на равнинных болотах. «Легкомысленной» считается река Великая Репида, вытекающая из озера Кургулуй, на юго-западе Украины, и впадающая в Дунай. Но во время наводнения, когда уровень воды в Дунае становится выше уровня воды в озере Кургулуй, река поворачивает свое течение в обратном направлении от Дуная до озера. Вот такие чудеса.
3 страница. Животоки
1 ученик. Правильно ли мы понимаем, какое это сокровище - река? Говорят, можно заново построить разрушенный город, посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую реку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать невозможно. Когда речь идет об обмелении Дона, Днепра или другой крупной реки, не все часто понимают, в чем суть проблемы. Вода после хозяйственного использования включает в себя различные химические и бактериальные загрязнители, и, попадая в реки, ухудшает качество их вод. 1 неочищенной воды может загрязнить 300 свежей. Это и обусловливает возможность "водного голода" в будущем. Время узнать и научиться понимать реку, которую мы сегодня жестоко эксплуатируем, осушая болота, загрязняя воду отходами производства, разрушая природную среду. Источник, который только-только пробился из земли, без пользы не течет. Но кроме благ и радостей, которые река отдает всему живому в русле и на ее берегах, она упорно несет свою воду в "общий котел", из которого «пьют» сегодня огромные города, промышленные центры, сельскохозяйственные районы. И если мелеют большие реки, то первую причину этого следует искать там, где размещаются "капилляры" водной системы, а именно, на малых реках. Здоровье каждой великой реки - в ее притоках.
2 ученик. О реках и их значении в природе и обществе написано много. И далеко не все сегодня представляют, почему все-таки возникла водная проблема, в чем ее суть, какие пути решения. Еще сравнительно недавно считалось, что вода - безграничный и бесплатный дар природы. Сегодня почти нет стран, которые не испытывают трудности с водой. Почему же появилась проблема "водного голода"? Ведь вода - наиболее распространенная вещество на Земле. Ею покрыты почти 3/4 поверхности Земли, но жизнь на Земле зависит от количества пресной воды, которой только 2,5%. Большая часть этого богатства труднодоступна: 69% пресной воды «законсервированы» в ледниках, около 30% - в водоносных подземных горизонтах и только 0,006% - в руслах рек, а именно эти воды являются важными для человечества, ведь для жизни нужна не любая вода, а только пресная и чистая. Многие люди старшего поколения, вспоминая свои юношеские годы на украинских реках, даже не подозревали, какие над ними сгущаются тучи. Чистая вода тогда еще не вызывала удивления, она была нормой. А сейчас водоемы Украины все больше и больше теряют свое величие и богатство. (Демонстрация презентации «Екосигнал»)
Воды наши - грехи наши, капли воды - капли времени ... Трагедия состоит в том, что чистая и безвредная вода повсюду становится редкостью.
Учитель. Постараемся "написать" страницы третьей рубрики: «Сохранить навечно!"1страница. Золотая вода.
3 ученик. Что касается состояния дел в Украине, то по определению Европейской экономической комиссии ООН, государство, водные ресурсы которого не превышают 1,5 тыс. годового стока на человека, считается водонеобеспеченным. По запасам воды, доступным для использования в Украине, в середневодные года на человека приходится 1,09 тыс., а в маловодные-0,62 тыс.воды. Централизованным водоснабжением обеспечено 65% украинцев: 83% - в городах, 26% в сельской местности (по данным отчета COWI, 2002). Водой из колодцев пользуется около 11 млн. граждан Украины. По официальным данным, 1,8 млн. колодцев загрязнены. Еще совсем недавно во многих странах мира проблемы воды не существовало, а сейчас ассигнируются огромные суммы для создания запасов чистой воды. Угрожающее положение с питьевой водой сложилась в Голландии. В Роттердаме продают обычную речную воду, привезенную из Норвегии по 50 центов за 1л. Водоснабжение Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Омана, Бахрейна полностью или в значительной степени основывается на промышленном опреснении морской воды. Так зачем и нам, украинцам, действительно та "золотая вода", когда еще есть определенный шанс пить чистую.
4 ученик. Я хочу познакомить вас с экологической социальной рекламой проблемы водных ресурсов, на которую обращает внимание природоохранное сообщество Египта. Ахмед Отман (Ahmed Othman), графический дизайнер из Египта, на протяжении 2009 года создал для местного агентства Heights четыре версии экологического плаката "Save Water ... Save Life" (Берегите воду ... Берегите жизнь). Предлагаем вам посмотреть его работы. (Демонстрация презентации: «Мир воды», раздел: «Экологическая реклама, слайд № 13,14)
1 ученик. Пути к воссозданию водных источников пока существуют, но с каждым годом они становятся все тяжелее. Мы говорим сегодня о том, как много воды потребляется в крупных городах. Хорошо это или плохо? Не так давно мы бы восприняли эти цифры как повышение уровня жизни народа, улучшение его бытовых условий. Сегодня же речь идет о том, что нужно повысить культуру водопотребления. Опыт организации водосбережения свидетельствует, что комфортных условий можно достичь и за счет обеспечения разумных потребностей и рационального водопользования. Это же подтверждается данными с водопотребления населения в городах Западной Европы: в Амстердаме - 204 л в сутки, Барселоне - 272, Вене - 276, Гамбурге - 221, Риме - 257, Лондоне - 337. Следовательно, необходимо не только стабилизировать расход воды на одного человека, но и начать работу по совершенствованию нормативных потребностей при условии, что это не вызовет отрицательных санитарно-гигиенических последствий и ухудшения бытовых условий.
В промышленности:
- внедряются в производство оборотные, повторные и последовательные системы водоснабжения;
- осуществляется переход на более прогрессивные технологии производства, на применение газовоздушных систем охлаждения;
- внедряются безводные системы, в частности в химической промышленности, где уже много технологических линий работает без воды. Уже сегодня на многих предприятиях Украины внедрены безводные и маловодные технологические процессы.
В сельском хозяйстве для орошения:
- нужно создать экономичные и надежные в эксплуатации оросительные системы с механизированным и автоматизированным распределением воды;
- проводить облицовку магистральных и распределительных каналов;
- строить технологически совершенные закрытые системы. Итак, мир меняется в своем отношении к природе.
Ширится экологическое движение, появляются новые, более чистые и менее енегро- и водосодержащие технологии, человек начинает понимать опасность мышления старыми категориями потребления. Екомышление, екосовесть становятся обычными понятиями. Молодежь, напуганная угрожающей перспективой, объединяется и требует решительных действий. Все это способно прекратить разрушительные процессы, но не освободить от них. Однако сейчас самое важное - прекратить!
2 страница. Вода - для жизни. Цели развития тысячелетия.
2 ученик. В декабре 1992 года Генеральная ассамблея ООН по рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию приняла резолюцию о ежегодном проведении 22 марта Всемирного дня воды, начиная с 1993 года. Главной целью установления дня воды является активное информирование широких слоев населения и привлечения внимания общественности и политиков к проблемам воды. Каждый год Всемирный день воды имеет свою тематику и посвящен решению определенной проблемы, а именно:
1994 - Забота о водных ресурсах, дело каждого;
1995 - Женщины и вода;
1996 - Вода для жаждущих городов;
1997 - Вода мира: или ее достаточно?;
1998 - Подземные воды - невидимый ресурс;
1999 - Каждый живет ниже по течению;
2000 - Вода для XXI века;
2001 - Вода и здоровье;
2002 - Вода в интересах развития;
2003 - Вода для будущего;
2004 - Вода и катастрофы.
Всемирный день воды 2005 начинает Международную декаду "Вода для жизни" - десятилетие (2005 -2015гг) активных действий для улучшения обеспечения людей питьевой водой и условиями санитарии. Впервые цель по улучшению доступа к питьевой воде была сформулирована в Декларации тысячелетия, принятой в сентябре 2000 года руководителями 189 стран членов ООН. Этот документ определил основные направления и четко сформулировал цели развития тысячелетия, установив количественные и срочные показатели прогресса в решении основных проблем глобального развития человечества. В 2002 г. на Всемирном Саммите по вопросам устойчивого развития в Йоханнесбурге было решено включить вопросы санитарии и переформулировать «Цель 10» с учетом необходимости улучшения доступа к адекватным условиям санитарии: «к 2015 г. сократить вдвое число людей, не имеющих постоянного доступа к безопасной питьевой воде и необходимых условий санитарии».
Для достижения целей развития тысячелетия:
- по водоснабжению - необходимо в течение десятилетия до 2015 года обеспечивать доступ к безопасным источникам воды дополнительно
260 000 человек в день;
- по санитарии - необходимо в течение десятилетия до 2015 года обеспечить доступ к условиям санитарии дополнительно 370 000 человек в день.
При этом ожидается, что между 2002 и 2015 гг население планеты возрастет на 74,8 миллиона человек. На настоящее время 1,1 млрд. людей в мире не имеют доступа к безопасной питьевой воде (это около 1/3 всего человечества) и 2,6 млрд. людей не обеспечены условиями санитарии. Водный дефицит испытывают 250 млн. человек в 26 странах. Ежегодно 250 млн. человек страдают от болезней, связанных с дефицитом воды и 2,2 млн. человек в мире ежегодно умирают от таких болезней. 6000 детей ежедневно умирают от болезней из-за недостатка воды и отсутствия санитарных условий. 40% человечества живет в регионах, страдающих от высокого уровня водного стресса. Всемирный день воды в 2011 году проходит под лозунгом «Вода для городов».
3 страница. Здоровая жизнь возможна только на чистой Земле.
3 ученик. В ближайшей перспективе удовлетворять растущий спрос на чистую воду будем только благодаря усиленной экономии повсюду - на предприятиях, в сельском хозяйстве, в быту. И от каждого из нас зависит очень многое. Да-да, именно от нас. Например, в городе, при истечении воды из кранов в виде капель в сутки расходуется до 60 л, а в виде струи в поперечнике со спичку - до 500 л воды. Вот так! Пути к воссозданию водных источников пока существуют, но с каждым годом они становятся все тяжелее. И каждая река, каждый водоем, ручей, озеро или источник, независимо от того, используются или нет их воды для ежедневных потребностей, сельского хозяйства или рыболовства, должны быть чистыми, потому здоровая жизнь возможна только на чистой Земле.
4 ученик. Поэтому надо беречь озера, реки и ручьи, каждый источник. Пусть чистыми и полноводными будут они для нас и для наших потомков. Будем хорошими хозяевами, ведь обмелели они, чего греха таить. Посадим на берегах деревья, кусты, укрепим их, не будем загрязнять реки нечистотами, химикатами. Тогда снова в реке появится рыба, а в тех, что есть - приумножится. Надо беречь воду - потому что это сама жизнь.
IV. Итог урока
Ученик. "Первый друг, первая игрушка, первая сказка - все это она, река". Так пусть всегда в сердце каждого у нас звенит чистая река нашего детства!
Ученица.
Ти посади на берегах
Кущі, дерева, трави
Коли прийдеш під тінь гілок,
Можливо, блисне риба,
А вдячний соловейко
Заспіває тобі: спасибі! бі!
ЛИТЕРАТУРА
Апостолюк С.А., Джигирей В.С., Апостолюк А.С. Промышленная экология: Учебное пособие. - М.: Знание, 2005. - 474с.
Бобков А.С., Блинов А.А. и др. Охрана труда и экологическая безопасность в химической промышленности. - М.: Химия, 1998. - 399с.
Бойко В. М., Михеля С.В. Общая география: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Пед. Пресса, 2006.
ГОСТ 17.2.1.02-76. Атмосфера. Выбросы вредных веществ автомобилями, тракторами и двигателями. Основные термины и определения.
ГОСТ 17.0.0.04-90. Экологический транспорт промышленного предприятия. Основные положения.Джигирей В.С., Сторожук В.М. и др..
Основы экологии и охрана окружающей среды. - Л.: Афиша, 2000. - 272с.
Постановление Верховной Рады Украины: «Об Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности».
Физическая география Украины: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / П. Г. Шищенко, Н. В. Мунич. - М.: Зодиак - ЭКО, 2008.
Все уроки географии. 8 класс / Л. Капирулина, М. В. Сорока - М.: Изд. группа «Основа», 2008.
Приложение 1
1. Пословицы
Много снега - много хлеба.
Чтобы рыбу есть, надо в воду лезть.
Ранние пташки росу пьют, а поздние - слезки льют.
2. Скороговорки.
Босой парень сено косит, роса росит ноги босые.
3. Загадки.
Какую реку легко переломить? (Прут)
Какая река самая страшная? (Волчья)
Не лошадь, а бежит,
Не лес, а шумит? (Река)
Стоит корыто воды налито. (Пруд)
Когда нет - ждут, а когда приду - убегают. (Дождь)
В какую бочку нельзя налить воды? (В полную)
Где нельзя просверлить дырку? (В воде)
4. Фразеологизмы.
Выйти сухим из воды
У многих народов мира существовал обычай: обвиняемого в чем-то испытывали водой. Очень редко кому удавалось избежать смерти. Итак, о том, кому повезло, говорили, что он вышел сухим из воды.
Золотой дождь.
По народным преданиям, Зевс был богом дождя, грома, отцом всех богов и людей. Ко многим из них, чтобы очаровать их, Зевс появлялся в другом обличье. К красавице Данаи, которую по приказу отца заточили в подземелье, он проник в виде золотого дождя. С тех пор это выражение стало означать неожиданное богатство, внезапное обогащение.
Седьмая вода на киселе.
Это та вода, которая в седьмой раз промывает муку для киселя. Понятно, что она будет почти чистой: все забрали с собой предыдущие воды. Итак, в седьмой воде будет так мало от любимого народного блюда - киселя, как у дальнего родственника каких-то родственных черт с определенным человеком. Седьмая вода на киселе - так называют очень дальних родственников.
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E4%E0
http://www.greenmama.ru/nid/36145/
http://ilovemyblog.ru/voda-–-eto-zhizn/
http://bjni.am/?lang=ru&page_id=436
http://5ballov.qip.ru/referats/preview/82002/?referat-rol-vodyi-v-jizni-cheloveka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...