Урок биологии в 8 классе
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Головной мозг, его строение и функции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse_po_teme.docx365.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе  по теме: « Головной мозг, его строение и функции»

Цели: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов; способствовать развитию интереса к биологии через проведение опытов; содействовать осознанию учащимися изучаемого материала;

осуществлять самоконтроль.

Деятельность учащихся: выполнение заданий по выбору, работа в парах, работа с моделью головного мозга, заполнение схемы и таблицы, проведение опытов.

Оборудование: презентация «Головной мозг», тестовые задания; модели головного мозга (разборные). На каждой  парте : по две витаминке (драже) и по две половинке чищенного грецкого ореха, складные листки “настроения”, распечатка лабораторной работы .

Структура урока: комбинированная с использованием презентации.

                                           Ход урока

1.Организационный момент.

Готовность к уроку, настроение.

– Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листочке. Поставьте цифру 1 с той рожицей которая соответствует вашему настроению сейчас(приложение4). Что бы у вас осталось хорошее настроение нам с вами нужно для этого потрудиться.

2. Проверка домашнего задания.

 Каждый учащийся выбирает одно из заданий(Приложение 1), выполняет и проверяет по ключу на СЛАЙДЕ 2.

3. Актуализация знаний.

- Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)

- Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)

- Чем представлена центральная часть? (головным и спинным мозгом)

- Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)

- Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)

-Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)

4. Мотивация к обучению. Постановка темы и задач урока.

-  О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)

- Тема сегодняшнего урока «Головной мозг, его строение и функции» СЛАЙД 3-запись в тетрадь

- Задачи урока:

  • познакомиться (со строением головного мозга);
  • узнать (функции его отделов);
  • провести опыты.

5. Изучение новой темы.

Просмотр видео о строении и функциях головного мозга.

- За 3 минуты вам рассказали всё, что вы сегодня должны узнать о головном мозге.

Можете ли воспроизвести выданную вам информацию? (затруднения обучающихся)

Фронтальная беседа.

-Где располагается головной мозг. (В полости черепа)

-Какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)

-А как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)

-В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно- мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)

- Головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.

-Вспомните видео, обратитесь к рисунку 93.Заполните схему: «Отделы головного мозга».СЛАЙД 4

- Найдите все отделы на модели головного мозга. СЛАЙД 5

-Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)  СЛАЙД 6-7

- Строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением головного мозга? (Его функции)

-Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы.

(Приложение 2)

Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”. СЛАЙД 8

-Вам необходимо, поработать в парах, выполнить опыты, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией. Результаты своей работы занести в таблицу:

Строение и функции головного мозга

Отдел головного мозга

Структуры отделов

Функции

Ствол

Продолговатый мозг

Рефлекторная, проводящая

 

Мост

Проводящая и центр, связанный с мимикой, жевательными функциями

 

Средний мозг

Рефлекторная регуляция движений, возникающих под влиянием импульсов: изменение величины зрачка, кривизны хрусталика и т.п.

 

Промежуточный мозг

Проводит импульсы от рецепторов кожи, органов чувств к коре полушарий большого мозга.

Мозжечок

 

Координация движений.

ПРОВЕРКА ТАБЛИЦЫ – СЛАЙД 9

6.Закрепление  материала

- Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки – драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это – пример работы какого отдела мозга? (Продолговатого мозга)

- А рефлекс?(Глотания и выделени на пищу слюны).

-А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

- Почему может возникнуть укачивание на качелях?  (Возникает нарушение пространственной ориентации, тошнота, рвота.)

- Функцию какого отдела мозга мы не выяснили на уроке?(Большие полушария)

-Самая молодая в эволюционном отношении часть центральной нервной системы это большие полушария, которые относятся к переднему мозгу. Перед вами на столах в чашках лежат чищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они?

– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему?( Нет, не может.  Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми)

– Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе

Существует такая пословица:        

“И в маленькой голове

 Большому уму не тесно”.

Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.                

- Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). Приложение 3

7.Домашнее задание. СЛАЙД 10

 

      1. Изучить параграф 45

      2. Выполнение практических заданий по выбору учащихся:

а) изобразить рис.93 на стр.228 и подписать отделы головного мозга- оценка «3»

б) выполнить лабораторную работу на стр.229-оценка «4»

в) стр. 230 задания под ! 1-2- оценка «5»

V. Рефлексия СЛАЙД 11

Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – заполнить  5 строчек синквейна и поставить цифру 2 в листке настроения.

 Приложение 1

1.Тест по теме «Строение спинного мозга»

1. Спинной мозг находится:

а) в позвоночном канале;       б) в спинномозговом канале;

 в) в грудном отделе позвоночника.

2. Диаметр спинного мозга равен:

а) 1 мм;        б) 1 см;               в) 2 см.

3. От спинного мозга отходят:

а) 30 пар спинномозговых нервов;     б) 31 пара спинномозговых нервов;

 в) 33 пары спинномозговых нервов.

4. Спинной мозг -это часть:

   а) центральной нервной системы      б) периферической нервной системы

5. У человека среди функций спинного мозга:

а) преобладает рефлекторная;   б) преобладает проводниковая;

   в) обе функции равнозначны

2.     задание по рисунку (назовите части спинного мозга, отмеченные цифрами);

3.     устный ответ у доски с использованием таблицы;

4.     работа с текстом.Задание: вставить пропущенные термины.

 МОЗГ, центральный отдел ……………….  системы животных и человека. Состоит из нервной ткани: …………..    вещества (скопление главным образом нервных клеток) и ………….   вещества (скопление главным образом нервных волокон). У позвоночных различают ……….. мозг и ………… мозг. У беспозвоночных животных мозгом называется скопление нервных клеток на переднем конце тела.

Ключ.

1.                                  2.  

1.

2.

3.

4.

5.

а

б

б

а

в

 

 

4.  нервной, серого, белого, спинной, головной.

Приложение 2

Лабораторная работа

Выявление в ходе экспериментальной работы функций отделов головного мозга.

Выявите функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?

Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
  2. Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?

Выявите функции мозжечка

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает сурку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?

Ответь на вопросы:

  1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?
  2. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?

Выявите функции среднего мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментуемому, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Ответь на вопрос:

  1. Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?

Выявите функции промежуточного мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Занимайтесь своими делами. Экспериментатор неожиданно дает громкую команду “Замри”. Что Вы наблюдаете?

Ответь на вопрос:

  1. Центры каких рефлексов находятся в промежуточном мозге?

Приложение 3

Вариант  1

1.Головной мозг человека состоит из:

А) ствола     Б) мозжечка     В) полушарий головного мозга    Г) моста

2.Отделы ствола:

А) продолговатый мозг Б) мозжечок В) мост Г) средний мозг Д) промежуточный мозг

3.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:

А) продолговатый мозг   Б) промежуточный мозг   В) мост  Г) средний мозг

4.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:

А) продолговатый мозг   Б) промежуточный мозг   В) мост   Г) средний мозг

5.Обеспечивает изменение величины зрачка:

А) продолговатый мозг   Б) промежуточный мозг   В) мост   Г) средний мозг

6.Проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств:

А) продолговатый мозг   Б) промежуточный мозг   В) мост  Г) средний мозг

7.Принимает участие в координации движений:

А) продолговатый мозг  Б) промежуточный мозг  В) мозжечок  Г) средний мозг

8.Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:

А) меньше 950 г  Б) 950-1100 г  В) 1100-2000 г.

9.Продолговатый мозг является продолжением:

А)среднего мозга   Б) спинного мозга   В) промежуточного мозга

10.Самый маленький отдел головного мозга:

А) продолговатый мозг  Б) промежуточный мозг  В) мозжечок  Г) средний мозг

Вариант  2

1.Головной мозг человека состоит из:

А) ствола  Б) мозжечка  В) полушарий головного мозга  Г) моста

2.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:

А) продолговатый мозг  Б) промежуточный мозг  В) мост Г) средний мозг

3.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:

А) продолговатый мозг  Б) промежуточный мозг   В) мост   Г) средний мозг

4.Отделы ствола:

А) продолговатый мозг  Б) мозжечок  В) мост Г) средний мозг Д) промежуточный мозг

5.Проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств:

А) продолговатый мозг  Б) промежуточный мозг В) мост  Г) средний мозг

6.Обеспечивает изменение величины зрачка:

А) продолговатый мозг  Б) промежуточный мозг  В) мост  Г) средний мозг

7.Самый маленький отдел головного мозга:

А) продолговатый мозг  Б) промежуточный мозг  В) мозжечок  Г) средний мозг

8.Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:

А) меньше 950 г  Б) 950-1100 г    В) 1100-2000 г.

9.Продолговатый мозг является продолжением:

А)среднего мозга   Б) спинного мозга      В) промежуточного мозга

10.Принимает участие в координации движений:

А) продолговатый мозг  Б) промежуточный мозг   В) мозжечок  Г) средний мозг

  Приложение 4

Листок настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...