Урок биологии в 8 классе
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе по теме: « Головной мозг, его строение и функции»
Цели: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов; способствовать развитию интереса к биологии через проведение опытов; содействовать осознанию учащимися изучаемого материала;
осуществлять самоконтроль.
Деятельность учащихся: выполнение заданий по выбору, работа в парах, работа с моделью головного мозга, заполнение схемы и таблицы, проведение опытов.
Оборудование: презентация «Головной мозг», тестовые задания; модели головного мозга (разборные). На каждой парте : по две витаминке (драже) и по две половинке чищенного грецкого ореха, складные листки “настроения”, распечатка лабораторной работы .
Структура урока: комбинированная с использованием презентации.
Ход урока
1.Организационный момент.
Готовность к уроку, настроение.
– Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листочке. Поставьте цифру 1 с той рожицей которая соответствует вашему настроению сейчас(приложение4). Что бы у вас осталось хорошее настроение нам с вами нужно для этого потрудиться.
2. Проверка домашнего задания.
Каждый учащийся выбирает одно из заданий(Приложение 1), выполняет и проверяет по ключу на СЛАЙДЕ 2.
3. Актуализация знаний.
- Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)
- Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)
- Чем представлена центральная часть? (головным и спинным мозгом)
- Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
- Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
-Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)
4. Мотивация к обучению. Постановка темы и задач урока.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)
- Тема сегодняшнего урока «Головной мозг, его строение и функции» СЛАЙД 3-запись в тетрадь
- Задачи урока:
- познакомиться (со строением головного мозга);
- узнать (функции его отделов);
- провести опыты.
5. Изучение новой темы.
Просмотр видео о строении и функциях головного мозга.
- За 3 минуты вам рассказали всё, что вы сегодня должны узнать о головном мозге.
Можете ли воспроизвести выданную вам информацию? (затруднения обучающихся)
Фронтальная беседа.
-Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
-Какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
-А как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
-В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно- мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
- Головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
-Вспомните видео, обратитесь к рисунку 93.Заполните схему: «Отделы головного мозга».СЛАЙД 4
- Найдите все отделы на модели головного мозга. СЛАЙД 5
-Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя) СЛАЙД 6-7
- Строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением головного мозга? (Его функции)
-Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы.
(Приложение 2)
Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”. СЛАЙД 8
-Вам необходимо, поработать в парах, выполнить опыты, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией. Результаты своей работы занести в таблицу:
Строение и функции головного мозга
Отдел головного мозга | Структуры отделов | Функции |
Ствол | Продолговатый мозг | Рефлекторная, проводящая |
| Мост | Проводящая и центр, связанный с мимикой, жевательными функциями |
| Средний мозг | Рефлекторная регуляция движений, возникающих под влиянием импульсов: изменение величины зрачка, кривизны хрусталика и т.п. |
| Промежуточный мозг | Проводит импульсы от рецепторов кожи, органов чувств к коре полушарий большого мозга. |
Мозжечок |
| Координация движений. |
ПРОВЕРКА ТАБЛИЦЫ – СЛАЙД 9
6.Закрепление материала
- Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки – драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это – пример работы какого отдела мозга? (Продолговатого мозга)
- А рефлекс?(Глотания и выделени на пищу слюны).
-А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)
- Почему может возникнуть укачивание на качелях? (Возникает нарушение пространственной ориентации, тошнота, рвота.)
- Функцию какого отдела мозга мы не выяснили на уроке?(Большие полушария)
-Самая молодая в эволюционном отношении часть центральной нервной системы это большие полушария, которые относятся к переднему мозгу. Перед вами на столах в чашках лежат чищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они?
– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему?( Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми)
– Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе
Существует такая пословица:
“И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.
Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.
- Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). Приложение 3
7.Домашнее задание. СЛАЙД 10
1. Изучить параграф 45
2. Выполнение практических заданий по выбору учащихся:
а) изобразить рис.93 на стр.228 и подписать отделы головного мозга- оценка «3»
б) выполнить лабораторную работу на стр.229-оценка «4»
в) стр. 230 задания под ! 1-2- оценка «5»
V. Рефлексия СЛАЙД 11
Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – заполнить 5 строчек синквейна и поставить цифру 2 в листке настроения.
Приложение 1
1.Тест по теме «Строение спинного мозга»
1. Спинной мозг находится:
а) в позвоночном канале; б) в спинномозговом канале;
в) в грудном отделе позвоночника.
2. Диаметр спинного мозга равен:
а) 1 мм; б) 1 см; в) 2 см.
3. От спинного мозга отходят:
а) 30 пар спинномозговых нервов; б) 31 пара спинномозговых нервов;
в) 33 пары спинномозговых нервов.
4. Спинной мозг -это часть:
а) центральной нервной системы б) периферической нервной системы
5. У человека среди функций спинного мозга:
а) преобладает рефлекторная; б) преобладает проводниковая;
в) обе функции равнозначны
2. задание по рисунку (назовите части спинного мозга, отмеченные цифрами);
3. устный ответ у доски с использованием таблицы;
4. работа с текстом.Задание: вставить пропущенные термины.
МОЗГ, центральный отдел ………………. системы животных и человека. Состоит из нервной ткани: ………….. вещества (скопление главным образом нервных клеток) и …………. вещества (скопление главным образом нервных волокон). У позвоночных различают ……….. мозг и ………… мозг. У беспозвоночных животных мозгом называется скопление нервных клеток на переднем конце тела.
Ключ.
1. 2.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
а | б | б | а | в |
4. нервной, серого, белого, спинной, головной.
Приложение 2
Лабораторная работа
Выявление в ходе экспериментальной работы функций отделов головного мозга.
Выявите функции продолговатого мозга.
Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?
Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.
Ответьте на вопросы:
- Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
- Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?
Выявите функции мозжечка
Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?
Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает сурку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?
Ответь на вопросы:
- Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?
- Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?
Выявите функции среднего мозга
Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментуемому, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?
Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?
Ответь на вопрос:
- Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?
Выявите функции промежуточного мозга
Опыт 1. Работу проводите в парах. Занимайтесь своими делами. Экспериментатор неожиданно дает громкую команду “Замри”. Что Вы наблюдаете?
Ответь на вопрос:
- Центры каких рефлексов находятся в промежуточном мозге?
Приложение 3
Вариант 1
1.Головной мозг человека состоит из:
А) ствола Б) мозжечка В) полушарий головного мозга Г) моста
2.Отделы ствола:
А) продолговатый мозг Б) мозжечок В) мост Г) средний мозг Д) промежуточный мозг
3.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
4.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
5.Обеспечивает изменение величины зрачка:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
6.Проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
7.Принимает участие в координации движений:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг
8.Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:
А) меньше 950 г Б) 950-1100 г В) 1100-2000 г.
9.Продолговатый мозг является продолжением:
А)среднего мозга Б) спинного мозга В) промежуточного мозга
10.Самый маленький отдел головного мозга:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг
Вариант 2
1.Головной мозг человека состоит из:
А) ствола Б) мозжечка В) полушарий головного мозга Г) моста
2.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
3.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
4.Отделы ствола:
А) продолговатый мозг Б) мозжечок В) мост Г) средний мозг Д) промежуточный мозг
5.Проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
6.Обеспечивает изменение величины зрачка:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
7.Самый маленький отдел головного мозга:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг
8.Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:
А) меньше 950 г Б) 950-1100 г В) 1100-2000 г.
9.Продолговатый мозг является продолжением:
А)среднего мозга Б) спинного мозга В) промежуточного мозга
10.Принимает участие в координации движений:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг
Приложение 4
Листок настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»
Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы
Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...
Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови
Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...
Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
Презентация к уроку "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...