Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности
статья по биологии
В работе с одаренными детьми я ставлю перед собой цель - создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей на уроках биологии и во внеурочной деятельности по биологии и экологии.
Наиболее распространёнными являются следующие формы работы с одаренными детьми:
• проведение школьных интеллектуальных соревнований: предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций;
• поддержка участия в муниципальных интеллектуальных соревнованиях;
• поддержка участия в региональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и конференциях;
• организация работы научного общества учащихся в образовательном учреждении;
• поддержка участия в городском научном обществе учащихся «Эврика».
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предметов биологии и экологии. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности
С.В. Бирюкова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»
«Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
Василий Александрович Сухомлинский.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и их проявления; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда.
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. В соответствии с требованиями ФГОС работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности современной школы.
Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Чтобы развить одарённого человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.
В работе с одаренными детьми я ставлю перед собой цель - создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей на уроках биологии и во внеурочной деятельности по биологии и экологии.
Наиболее распространёнными являются следующие формы работы с одаренными детьми:
• проведение школьных интеллектуальных соревнований: предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций;
• поддержка участия в муниципальных интеллектуальных соревнованиях;
• поддержка участия в региональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и конференциях;
• организация работы научного общества учащихся в образовательном учреждении;
• поддержка участия в городском научном обществе учащихся «Эврика».
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предметов биологии и экологии. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Урочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
• проблемно-развивающее обучение,
• проектно-исследовательская деятельность,
• игровые технологии,
• информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации,
• развитие способностей (разно уровневые тесты, презентации, тренажёры),
• творческие и нестандартные задания.
Проблемно-развивающее обучение.
На уроках создаётся ситуация познавательного затруднения, при которой учащиеся поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектно-исследовательская деятельность.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», где учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- экологический кружок «Зелёная планета»,
- ДОО экологической направленности «Зелёная планета»,
- экологический кружок на базе зоопарка «Лимпопо» «Юный натуралист»,
- летние экологические экспедиции в Пустынский заказник и летние экологические лагеря в Керженском заповеднике,
- предметные недели по биологии и экологии,
- индивидуальные занятия по подготовке к олимпиадам и конкурсам,
- групповые занятия по подготовке к олимпиадам и конкурсам,
- олимпиады и конкурсы.
Система работы.
Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.
После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на занятиях. Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы вносятся соответствующие коррективы.
Свою работу с одарённым ребёнком я начинаю с разработки и построения индивидуального маршрута развития.
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая ученику позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Выявив в ученике творческие задатки, создав ему мотивацию учитывая его профессиональные планы на будущее, я выстраиваю для него учебный план, сочетающий необходимость выполнения основной учебной программы и исследовательской работы, которая является одним из решающих факторов развития их способности самостоятельно учиться, готовности к самостоятельным действиям и принятию решения. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.
Наиболее полно эта технология представлена в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии (К. Роджерс). Самоактуализация по К. Роджерсу - это актуализация врожденной у человека тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является по своей природе. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала - только создать соответствующие условия. Согласно этим исследованиям, основная задача педагога состоит в оказании помощи ребенку в его личностном росте: на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное доверие к ним; помогать учащимся формулировать цели и задачи предстоящей деятельности; быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому можно всегда обратиться; быть активным участником группового и субъект-субъектного взаимодействия; стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка; хорошо знать себя и свои возможности.
Таким образом, основными показателями технологий поддержки выступают: внимательное, приветливое отношение к ребенку, доверие к нему, взаимопонимание и сотрудничество, использование деятельностного содержания, позитивная оценка достижений и др.
Технология развития критического мышления.
В основе технологии, разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (видеофильмы, учебные тексты, лекции и др.). Использование данной технологии позволяет в итоге сформировать такие умения у школьников, как:
- умение решать учебные и реальные проблемы;
- умение выделять из текста основные смысловые единицы;
- способность к продуктивной совместной работе в группе;
- корректность в работе с источниками информации;
- способность отказаться от своей точки зрения, если она не позволяет объяснить тот или иной факт или входит в противоречие со здравым смыслом, логикой, научными доказательствами.
В основе технологии критического мышления лежит базовая модель, состоящая из 3-х стадий:
1стадия-вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации)
2 стадия-осмысление (получение новой информации)
3 стадия-рефлексия (осмысление и рождение нового знания).
Возможные приемы и методы, используемые на каждой стадии: мозговой штурм, корзина идей, графическая систематизация материала (кластеры, таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, толстые и тонкие вопросы (предполагают полный развёрнутый ответ или однозначный краткий фактический ответ на вопрос), выделение ключевых слов, инсерт (чтение с пометками), фишбоун (схема, в которой изученная информация систематизируется и конкретизируется), написание творческих работ (синквейн, эссе, диаманта), лови ошибку и др.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Поэтому в работе с одарёнными детьми я применяю метод проектов, который относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.
Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
В своей работе цель проектного обучения я вижу в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения;
- развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Ещё одним из направлений деятельности по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебный процесс. Это проведение медиа – уроков, использование электронных учебников; использование ресурсов сети Интернет, организация интернет-олимпиад и конкурсов по предметам биология и экология. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся.
Основные принципы организации моей работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности:
1. Одной из форм работы с одаренными учащимися стали учебно-тренировочные занятия в каникулярное время для учащихся, готовящихся к предметным олимпиадам, конкурсам, ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Процесс подготовки к ним включает проработку различных информационных источников, подготовку исследовательских проектов, отрабатывание навыков научной дискуссии, прорешивание заданий предыдущих олимпиад, совместно с учениками анализируется их деятельность, планируются этапы дальнейшей групповой и индивидуальной подготовки.
2. Социальное партнерство. Большое значение имеет соревновательность между учениками. Однако со временем они перестают видеть друг в друге конкурентов, осознанно становятся партнёрами. Участвуя в работе школьного экологического кружка и детского общественного объединения «Зелёная планета», ребята приобретают бесценный опыт командной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи.
3. Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, организациями (Общероссийская программа с международным участием «Зеленые Школы». Цель программы - сформировать сообщество школ России и СНГ, ориентированных на непрерывное экологическое просвещение, внедряющих на своей базе конкретные экологические меры и реализующие экологические проекты и программы в местном сообществе. Движение ЭКА (межрегиональная общественная организация). Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) Факультет естественных, математических и компьютерных наук Кафедра экологического образования и рационального природопользования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Московского района», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия», Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области", Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 28 имени академика Б.А.Королёва» и др.), что позволяет углубить теоретическую и практическую подготовку учащихся, увидеть пробелы в знаниях и определить их новую образовательную траекторию.
4. Сотрудничество с родителями одаренных учащихся является приоритетом, поскольку именно родители являются социальными заказчиками нашей деятельности. Практика показала, что наиболее устойчивые высокие результаты достигаются при самом активном участии семьи в личностном развитии учащегося, в формировании и развитии мотивации к познавательной деятельности (поездки детей на конкурсы, конференции, олимпиады, как в пределах Нижегородской области, так и в г. Санкт-Петербург, Казань и др.)
5. Организация научно - исследовательской деятельности и работа в школьном НОУ. Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: развивает творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки; формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; даёт возможность проверить профессиональную ориентацию; воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
6. Одной из важнейших форм деятельности является составление и решение олимпиадных заданий, что в свою очередь, обеспечивает эффективность подготовки победителей и призёров предметных олимпиад разных уровней.
7. Использование информационных технологий.
8. Использование технологии тьюторского сопровождения школьников при организации проектно-исследовательской деятельности и создании открытого образовательного пространства для учащихся.
9. Экологические экспедиции школьников на базе учебно-исследовательского полевого стационар «Сережа» в с. Пустынь Арзамасского района Нижегородской области, в которых ребята получают знания о природе и экологии животных и растений Нижегородского края в полевых условиях. Экспедиция - это праздник детской души, удивление чудом природы и общение со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми, ненавязчивая подзарядка знаниями и энергией.
Именно серьезная летняя экспедиционная работа с детьми позволяет обеспечить непрерывность и всеобщность экологического образования через тесное общение с природой и заботу о природе.
Основными особенностями организации летней экологической экспедиции со школьниками являются следующие:
- общение с природой для формирования чувства благоговения перед жизнью;
- использование современных информационных технологий для обучения и проведения учебно-исследовательской деятельности;
- создание среды взаимодействия, сочувствия друг другу, природе;
- направленность на развитие личности, увеличение социальной адаптации детей;
- постоянная исследовательская и природоохранная работа.
Все эти особенности экологических экспедиций способствуют овладению учащимися приемами практических работ, получению новых знаний, самостоятельному выполнению проектов, обеспечивают получение значимых для учащихся результатов, выявление закономерностей, содействуют укреплению физического и психо-эмоционального здоровья, освоению навыков экологического туризма.
Экологическая экспедиция ставит перед собой следующие задачи:
- освоение школьниками эмпирических методов: наблюдение (прямое и косвенное) с целью описания биотических, абиотических компонентов природной системы;
- формирование умений экспериментирования;
- овладение методами: количественного учета живых существ в единицах пространства и времени, инвентаризации природных объектов (разработка цели, формы документов, метода учета, способов обобщения результатов), слежения (мониторинг) за состоянием окружающей среды;
- овладение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
- освоение школьниками теоретических методов (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), социологических методов (анкетирование, опрос, беседа, тестирование);
- пропаганда опыта лучших юных исследователей;
- расширение творческих контактов между юными исследователями и коллективами, создание благоприятных условий для учебно-исследовательской и научно-практической деятельности школьников.
В экспедиции ребята собирают полевые материалы по широкому кругу тем, все собранные материалы обрабатываются окончательно в учебном заведении и оформляются в виде исследовательских работ, рефератов, докладов, гербариев, коллекций. Эти материалы могут быть использованы на уроках, факультативных занятиях, в кружковой работе. Со своими исследовательскими работами ребята выступают на конференциях различного уровня и принимают участие в конкурсах исследовательских работ.
Таким образом, экспедиционная научно-исследовательская деятельность способствует выработке у учащихся общетрудовых навыков, формированию ответственности за достоверность полученных результатов, развивает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, товарищество, экологически целесообразное поведение, бережное отношение к окружающей среде.
10. Во внеурочной деятельности работа с одарёнными детьми продолжается в рамках экологического кружка «Зелёная планета», ДОО экологической направленности «Зелёная планета», экологического кружка на базе зоопарка «Лимпопо» «Юный натуралист». Цель ДОО: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии. Основные направления деятельности: исследовательская; проектная; научная; учебная; досуговая; игровая; олимпиадная.
11. Профессиональный рост и конкурентоспособность учителя.
Успешных учеников может подготовить только успешный учитель, который постоянно стремится к повышению своего профессионального уровня. Иначе говоря, важное средство мотивации учеников – личность учителя, его мастерство, профессионализм, человеческие качества, увлеченность своим предметом, понимание интересов учащихся.
Я являюсь получателем гранта Губернатора Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2012г. и победителем конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2014 и в 2023гг.
Повышение моего профессионального мастерства осуществляется путём самообразования, разработки программ, собственных проектов, участия в МО и семинарах и др.
- Районный семинар учителей биологии по теме "Проблема оценки внеурочных достижений учащихся в системе оценки качества воспитания в образовательном учреждении". Темы выступления: «Воспитательный потенциал детского общественного объединения «Зеленая планета», «Изучение ценностей детей и подростков как основы эффективного функционирования детских общественных объединений на примере ДОО «Зелёная планета».
- Районный семинар по теме «Система работы учителя биологии по формированию здорового образа жизни учащихся». Тема выступления: «Уроки биологии сквозь призму здоровьесбережения».
- Городской семинар «Традиции и инновации в воспитательной системе школы». Тема выступления: «Воспитательный потенциал детского общественного объединения экологической направленности «Зеленая планета».
- Международная научно-практическая конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность».
Тема выступления: «Школьные экологические экспедиции: обобщение опыта».
- 3 Всероссийская научно-инновационная конференция школьников «Открой в себе учёного». Тема выступления: «Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся».
- Участник семинара «Модель воспитания и социализации обучающихся в «Школе интеллектуального воспитания» в форме творческих мастерских методических разработок по направлениям учебной и внеучебной деятельности: практика сценирования урока для достижения личностных и метапредметных результатов ФГОС (метапредметный урок по физике и биологии в 6 классе по теме «Капиллярные явления в физике и биологии») и детские общественные объединения в воспитательном пространстве лицея в рамках Федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования» ГБОУ ДПО НИРО и реализации программы работы по итогам отбора юридических лиц на предоставление грантов в рамках реализации целевой программы развития образования на 2016-2020гг., конкурс «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся».
Ожидаемые результаты в работе с одарёнными детьми.
Личностные результаты: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные результаты: умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Результативность работы с одарёнными детьми.
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои ученики принимают участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и занимают призовые места.
Ребята принимали участие в районном конкурсе экологических агитбригад, районном и городском конкурсах по внутришкольному озеленению «Несущие радость», городском конкурсе экологических научно–исследовательских проектов «Наш дом - Нижний Новгород», областном конкурсе учебно-исследовательских работ школьников «Юный исследователь» в рамках фестиваля "Путь в науку" ННГУ им. Лобачевского, городской конференции НОУ «Эврика»; в региональной естественнонаучной конференции школьников «Школа юного исследователя» Министерства образования Нижегородской области, Федерального исследовательского центра Института прикладной физики Российской академии наук, во всероссийской научно-инновационной конференции школьников «Открой в себе учёного» в городе Санкт-Петербурге.
Список литературы:
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Богданова Н.В. Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. [Электронный ресурс] http://pedsovet.su/load/138-1-0-8323
3. Боровик В.Г. Работа с одаренными детьми в образовательных школах-интернатах в условиях модернизации образования. – Белгород, 2003.
4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
5. Мельникова Е.А. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/19/rabota-s-odarennymi-detmi
6. Мельникова Е.А. Формы и методы работы с одарёнными детьми. [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/19/rabota-s-odarennymi-detmi
7. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
8. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова
9. Одаренные дети//Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Просвещение, 1991. – 212 с.
10. Психология одаренных детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтиса. – М., 2000
11. Савенков А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей. Педагогика. - №3, 1999.
12. Семененко Н. М. Подходы к организации работы с одаренными детьми в рамках введения ФГОС ООО. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 416–420. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65154.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время
презентация содержит материал опыта работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время...
Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности....
Педагогический проект: "Организация работы с одарёнными детьми на уроках математики"
При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познават...
Никитина Н.Н, учитель химии , МОУ "Лицей № 47" г. Саратов "Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности".-из опыта работы
В опубликованной презентации я делюсь некоторыми наработками из своего опыта работы со способными и одаренными детьми на уроках химии и во в...
Работа с одарёнными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выявление одарённых детей на уроках географии, используя работу с картой. Во внеурочное время: это игры на переменах и внеклассная работа, к которой относится проведение предметных недель, олимп...
Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельностиФедеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном...
Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...