Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
материал по биологии по теме
Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 часть презентации | 2.93 МБ |
2 часть презентации | 765.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний
Задача. В растительном мире происходят следующие явления: Различные цветковые растения открывают и закрывают свой венчик в разное время. Как человек может использовать эту закономерность?
Даёт возможность всем ученикам участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, умение активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие разногласия и т.д.) Использование коллективного способа обучения
задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений; задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности; задания на прогнозирование ситуаций. Использование системы заданий повышенной сложности
Задача. « Известно, что в южных странах – в тропиках и субтропиках- национальные блюда чрезвычайно сильно сдобрены острыми специями, а большинство продуктов жарят в масле. В умеренных широтах, напротив, потребляют более спокойные, по сравнению с южными , блюда. Для людей умеренного пояса южные кушанья слишком остры и жирны. Но на юге никогда не думали перейти на «спокойную» пищу. Предложите объяснение этому факту .
1.Создание проблемных ситуаций. 2. Проведение нетрадиционных уроков 3. Лекционно- семинарская форма изучения отдельных тем 4. Использование нетрадиционных форм проверки знаний( рефераты, тесты разной степени сложности, рецензирование ответов товарищей и т.д). 5. Работа с различными источниками знаний по заданиям 6. Организация проектной деятельности 7. Использование компьютерных технологий Применение на уроках современных средств обучения позволяет раскрывать потенциал талантливых детей и их индивидуальность.
- вопросы ученика, обращённые к учителю(самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину; - стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых вопросов, в дополнениях, поправках товарищей, в желании высказать свою точку зрения - активное оперирование приобретёнными знаниями и умениями; - стремление поделиться с другими новой, свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения. Показателями успеха данной деятельности являются следующие действия ученика:
Создание постоянных (элективные курсы, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации 2. Организация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.
Занятия с учениками по индивидуальному плану (работа над исследовательскими проектами)
Федеральный детский эколого – биологический центр. Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды. Город Москва 21-25 марта 2013года. В финал конкурса, где будут определяться победители, вышли 125 участников из 49 субъектов Российской Федерации. В список участников финала вошла ученица МБОУ гимназии №2, 9-б класса Смирнова Ульяна .
Награждение победителей
Проведение предметных олимпиад различного уровня является одним из эффективных механизмов выявления одаренных детей. Олимпиада является своеобразной формой развития, формирования и оценки творческой одаренности учащихся. Эффективность отбора талантов и ранжирование учеников по степени знаний на олимпиаде во многом зависит от качества подготовки заданий. 3.Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, состязаний.
Задания, проверяющие степень информированности (объем информации) школьников по биологии (энциклопедичность). Задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития – степени владения учащимися основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация, абстрагирование, конкретизация) по биологии и предметам образовательной области «Естественные науки» (интеллектуальность); Задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска (креативность). Все олимпиадные задания можно разделить на несколько типов:
первый этап - в учреждениях образования – школьные олимпиады. На этом этапе используются задания, проверяющие теоретические знания и умения учащихся называть, характеризовать, обосновывать и применять информацию. Школьные олимпиады призваны выявить тех, кто проявляет интерес к изучению отдельных предметови. Именно школьная олимпиада призвана сделать предварительный отбор учащихся, с которыми будет проводиться работа и дальнейший отбор для участия в последующих этапах. - второй этап - районный На втором этапе, как правило, предлагаются задания на информированность школьников и задания на степень владения основными мыслительными операциями в знакомой и измененной ситуациях. Уровень этого этапа олимпиады преследует цель: выявить и отобрать учащихся, которые владеют знаниями на повышенном и углубленном уровнях (повышенный уровень сложности); третий этап – краевой. Третий этап ставит своей целью провести отбор учащихся имеющих не только глубокие теоретические знания, но и обладающих практическими навыками и умениями. На данном этапе обязательным является проведение практического тура. - четвертый этап - Всероссийский. Заключительный этап направлен на проверку степени информированности учащихся, уровень их интеллектуального развития, самостоятельного комбинирования знаний и известных способов деятельности в измененной и принципиально новой ситуациях. Олимпиада имеет свою систему, которая реализуется в нескольких последовательных этапах, позволяющих провести отбор более одаренных учащихся.
Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами школьных и городских научно-практических конференций. Отсутствие неуспевающих по предмету. Высокий уровень познавательного интереса к предмету. Критерии эффективности:
Таланты трудно распознать Не всякий может в них поверить Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий, кто понятлив: Таланты может воспитать Учитель,если сам талантлив. Только творческий увлеченный учитель может воспитать компетентную личность способную воплотить в жизнь свои мечты и стремления. Одаренные дети - золотой фонд общества
Спасибо за внимание!
Используемая литература: Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83. Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Из опыта работы с одарёнными детьми...
Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время
презентация содержит материал опыта работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время...
Никитина Н.Н, учитель химии , МОУ "Лицей № 47" г. Саратов "Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности".-из опыта работы
В опубликованной презентации я делюсь некоторыми наработками из своего опыта работы со способными и одаренными детьми на уроках химии и во в...
Работа с одарёнными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выявление одарённых детей на уроках географии, используя работу с картой. Во внеурочное время: это игры на переменах и внеклассная работа, к которой относится проведение предметных недель, олимп...
Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельностиФедеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном...
Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...
Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В работе с одаренными детьми я ставлю перед собой цель - создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей на уроках биологии и во внеурочной деятельности по биологии ...