Урок: "О чём рассказал скелет..."
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Бачурина Елена Александровна

Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся об опорно-двигательной системе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_sayt_bachurina_ea.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема :   «О чём рассказал скелет…»

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся об опорно-двигательной системе.

Задачи:

  1. Образовательные:

изучить типы соединения костей; обобщить и систематизировать знания учащихся по опорно-двигательной системе человека (ОДС);

  1. Развивающие: расширение кругозора учащихся, формирование познавательного интереса;
  2. Воспитательные:

формирование бережного отношения к здоровью;

  1. Здоровьесберегающие :

          увеличить двигательную активность детей на уроке, проводить             динамическую  и релаксационную паузы;

       формировать положительную мотивацию.

Оборудование: скелет человека, раздаточный материал, проектор, экран, компьютер, презентация.     

Контроль: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль   

                     

Ход урока

1. Организационный момент.

     Учитель ставит перед классом цель урока и кратко знакомит с различными формами работы. Учащимся выдаются листы, которые они заполняют постепенно по ходу урока.

    Ребята, вы изучаете раздел «Опорно-двигательная система человека» и сегодня обобщим, узнаем новое и систематизируем наши знания по этой теме, а также вас ждут диктанты, поисковые задачи и просто сюрпризы. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц. И, пожалуйста, настройтесь на урок.

Эпиграф урока:

Мы раскроем всем секрет

Про диковинный скелет.

Что за дивный агрегат?

Чем он только ни богат?

Кости, связки и суставы…

Это всё не для забавы!

Череп, голень, таз, плечо…

Что не названо ещё?

Обо всём поговорим!

Все детали повторим!

Для чего какая кость?

Где срослось, где не срослось?

Чем и как соединены?

Какой длины и толщины?

Чем прикрыты мозг и сердце?

К тайнам всем откроем дверцы!

2.  Актуализация знаний.  Повторение.

1 задание – терминологическая разминка.

За 1 минуту написать термины, связанные со словом «кость». Учитель засекает время, по истечении минуты, выявляют учеников, кто больше всех написал терминов. Затем учащиеся обмениваются листами с соседом и оценивает работы.

Критерии: 8-10 терминов – «5», 5-7 – «4», меньше 5 – «3».

  1. Состав кости.

По прочности кость сравнивают с некоторыми металлами (медью, железом). Прочность кости относится к прочности стали, как 1:10. Например, короткий сегмент большеберцовой кости может выдержать вес легкового автомобиля!

Кость очень прочна, а почему? (Постановка проблемы урока.)

А. Лабораторный опыт: “Свойства прокалённой и декальцинированной кости”

Мы постараемся ответить на этот вопрос с точки зрения состава. И для этого вспомним лабораторный опыт.

 Цель опыта - найти ответы на вопросы: “Чем определяется прочность кости? Влияет ли состав кости на её свойства? ”

Давайте вспомним: как мы получают прокалённую кость?

- Её прокаливают длительное время в духовом шкафу.

- Что происходило с органическими веществами кости при прокаливании?

- Органические вещества сгорали, остались неорганические.

- Из каких веществ состоит прокалённая кость?

- Из неорганических.

- Как мы получили декальцинированную кость?

- Мы поместили кость в раствор соляной кислоты.

- Что произошло с неорганическими веществами в соляной кислоте?

- Неорганические вещества растворились, а органические остались.

- Как вы понимаете слово “декальцинированная кость?” Из каких веществ состоит декальцинированная кость?

Итак, сравним свойства прокаленной, декальцинированной и нормальной кости и ответим на вопрос: какие вещества определяют прочность кости? Перед вами инструкционная карта. Читаем задание и выполняем его. Проверяем заполнение таблицы.

- Какое свойство наиболее характерно для прокалённой кости?

- Хрупкость.

- Какие свойства характерны для декальцинированной кости?

- Упругость, гибкость.

- Для нормальной?

- Твёрдость, упругость, гибкость, прочность.

- Какие вещества входят в состав кости?

- Органические и неорганические.

- Какое свойство кости зависит от органических веществ?

- Гибкость.

- Какое свойство кости зависит от неорганических веществ?

- Твёрдость.

- Уместно сказать о единстве живой и неживой природы, ведь в состав кости входит карбонат кальция, он же – мрамор, вспомните, какой он твердый!

- Сочетание твёрдости и гибкости определяют прочность кости.

Вывод. Свойства кости определяются её составом. Прочность кости определяется единством органических и неорганических веществ. Итак, мы убедились, что свойства кости зависят от состава. Но только ли состав влияет на свойства?

- От чего еще зависят уникальные свойства кости?

- От строения.

2. Повторение  материала по теме: “Строение кости”.

 Рассмотрим строение кости, и докажем, что ее свойства зависят от строения. - Ребята, назовите основную ткань, из которой построена кость?

Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества, имеющего у человека пластинчатое строение.

Снаружи кость покрыта надкостницей – тонкой, но весьма прочной оболочкой. Ее толщина у разных костей колеблется от 0,1 до 0,8 мм. В надкостнице можно выделить 2 слоя: внешний – более грубый, волокнистый, с множеством кровеносных сосудов и нервов, и внутренний – тонкий, нежный. Внешний слой выполняет функцию связи кости с сухожилиями, связками, мышцами, а внутренний – образует собственно кость. Именно этот слой восстанавливает ее при повреждениях и переломах, участвует в росте кости. Под надкостницей находится плотное компактное вещество – костное. В нем находятся кровеносные каналы и нервы. Ученые установили, что костные пластинки, входящие в состав костной ткани, располагаются не хаотично, а по направлению сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости.

За компактным веществом прячется губчатое. В губчатом веществе есть ячейки, в которых расположен красный костный мозг. У взрослых он содержится в плоских костях, в губчатых, и на концах (эпифизах) трубчатых костей. Приведите примеры указанных типов костей. В красном костном мозге находятся клетки крови и их предшественники, жировые клетки, кровеносные сосуды и межклеточное вещество. Красный костный мозг – орган кроветворения и орган иммунной системы человека. Полость в диафизах заполнена желтым костным мозгом, в котором много жировых клеток.

Губчатое вещество - более пористое по строению, и состоит из тонких перекладин. Они в основном параллельны костной оси и многократно соединяются друг с другом. Именно такие костные трубочки работают на сжатие и на изгиб, поэтому кости обладают значительным запасом прочности. Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной башни – Эйфелевой.

Повторим основные понятия по строению кости: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг.

Итак, мы рассмотрели строение кости, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли свойства кости от ее строения?”.

 Вывод: Свойства кости зависят не только от состава, но и от строения.

3.Повторение по теме: «Осевой скелет».

1 задание – цифровой диктант «Лови ошибку!». 

Из 10 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям. Если вы сделаете правильно, то в ответе получите какую-то интересную комбинацию цифр.

  1. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
  2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
  3. Скелет головы - череп.
  4. В черепе человека лицевой отдел преобладает над мозговым.
  5. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые.
  6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.
  7. В шейном отделе позвоночника – 12 позвонков.
  8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
  9. В позвоночнике выделяют 3 отдела.
  10. В шейном отделе позвоночника – 7 позвонков.

                   Правильный ответ – это сегодняшнее число и месяц: 13.10

По критериям, указанным на доске (листе), каждый оцените свою работу.

0 ошибок – «5», 1-2 ошибки  - «4», 3-4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «плохо». Поставьте на зачетном листе отметку.

2.  В строении скелета надо знать определенные цифры.

 На доске подготовлена запись:

К – 7                                    г – грудной отдел

Р -  12                                 у  - шейный отдел

А -  5                                   н  - поясничный отдел

Составьте пары букв, в строчку  на соответствие числа позвонков отделам позвоночника

( к-р-а-). Ответ: курган.

        - Ребята, как вы думаете, какое отношение к нашей теме имеет слово курган? 

Ученики предлагают свои версии, в том числе о городе Курган?

         - А чем знаменит этот город?

В Кургане работал кудесник-ортопед Илизаров, который сконструировал специальный аппарат, удлиняющий укороченные кости при серьезных переломах.

          - А вы знаете, что в России (из-за особенностей химического состава воды) повышенный травматизм, особенно страдают пожилые люди. Это заболевание называется остеопороз – хрупкость костей, из-за вымывания кальция из костной ткани. Самая опасная долго заживающая травма – перелом шейки бедра. Почему?

А)    На доске запись в два столбика:

Органическое вещество                            рост в толщину

Надкостница                                             твердость

Минеральные соли                                   упругость

- Ребята, с названными терминами установите причинно-следственные связи.

Оценивается  тот ученик, который первым выполнит задание.

    4. Изучение нового материала.

  1. Добавочный скелет.
  2. Скелет свободных конечностей.      

Закрепление (по ходу)

А) задание – спортивное. На доске приготовлена запись:

1.фаланги пальцев

2.лучевая кость

3.плюсна

4.предплюсна

5.запястье

6.теменная кость

7.плечевая кость

8.пястье

9.локтевая кость

       Выпишите цифры с названиями костей верхней конечности последовательно от кисти вверх. Работы проверяются у первых трех учащихся (присваивается «золото», «серебро», «бронза»).

     Правильный ответ – подсказка: первые верные цифры -  эта дата связана с достопримечательностью Раменского, которой гордится каждый житель города - городской парк, заложенный Павлом Михайловичем Волконским в 1788г. В центре парка расположено Борисоглебское озеро, а в его водах отражаются величественные строения Троицкой и Борисоглебской церквей. На территории парка находится источник Святой Троицы, вода из которого, по преданию, способна излечить многие душевные болезни человека. Эта главная церковь города и района была построена в 1852 г. на средства владельцев бумагопрядильной фабрики, купцов братьев Малютиных, при поддержке местной помещицы Анны Александровны Голицыной. В 1889 г. на средства Промышленного и торгового товарищества Малютиных к ней были пристроены приделы во имя Успения Божией Матери, Архангела Михаила, первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Николая чудотворца, и выстроена колокольня. В приход Троицкой церкви входило село Раменское, деревни Клишева, Дергаево, Игумново, Дементьево, Донино и Поповка.

Итак, если все верно: это дата постройки  историко-архитектурных памятников Раменского – Троицкая и Борисоглебская церкви, которые построены в 1852 году и в начале 18-го столетия соответственно.

Картинка 1 из 10               http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/43490243.28/0_60e42_6e4b8fd0_L

             Б. А теперь проверим, как вы усвоили тему  в виде физкультразминки.

- Если вы согласны с утверждением, то потягиваетесь, если нет, то – встаете с места.

Учитель читает текст:

  1. Скелет головы – череп.
  2. Плечевой пояс образован тазовыми костями.
  3. Пояс верхних конечностей образован лопатками и ключицами.
  4. Грудную клетку образуют грудина и рёбра.
  5. Стопа, голень и бедро – это отделы верхней конечности.

Верные утверждения: 1, 3. 4

3. Проблемный вопрос:

Почему при сильном бросании мяча рука не отрывается в плечевом суставе, а во время футбольного матча нога не отрывается в тазобедренном суставе?

1.Чтобы ответить на проблемный вопрос, мы с вами разберём материал: “Соединение костей”.

  1. Каково строение сустава?
  2. Какие существуют типы соединения костей, перечислите их.
  3. Покажите приспособленность соединения костей к выполняемым функциям.

 Различают 3 типа соединения костей:

- подвижное;

- полуподвижное;

- неподвижное.

2. Называют приспособленность соединения костей к выполняемым функциям на примере суставов (плечевого и тазобедренного).

3. Охарактеризовав строение сустава, учащиеся отметили, что подвижность конечностей обеспечивается тем, что на одной из сочленяющихся костей находится суставная впадина, куда входит головка другой кости, головка и суставная впадина по своим размерам и формам соответствуют друг другу.

Учитель:

Из выше сказанного следует сделать вывод (демонстрируя на скелете):

  1. Неподвижное соединение костей характерно для костей черепа, таза, крестцово- копчиковых позвонков. Неподвижное соединение кости образуют путём срастания между собой.
  2. Полуподвижное соединение характерно для позвонков и лонной кости, при этом они соединяются между собой хрящевыми прокладками, обладающими упругостью и эластичностью.
  3. Подвижное соединение – сустав, где имеется суставная сумка (впадина) и головка, самые подвижные суставы – плечевой и тазобедренный.

Всё сказанное можно представить в виде схемы

http://festival.1september.ru/articles/310446/img2.gif

         

           5.   Закрепление и контроль.

«Последний бой» - терминологический диктант

Оценивается учителем после сдачи учащимися зачетных листов. Работа выполняется по вариантам 1 и 2. Учащиеся 1 варианта отвечают только на нечетные вопросы, 2 вариант – на четные.

  1. Красный костный мозг –
  2. Желтый костный мозг –
  3. Что обеспечивает рост кости в длину –
  4. Что обеспечивает рост кости в толщину –
  5. Подвижное соединение костей –
  6. Полуподвижное соединение костей –
  7. Вещество, придающее кости упругость, гибкость-
  8. Вещество, придающее кости твердость –
  9. Различают 3 типа соединения костей -
  10. Костная ткань является разновидностью -

     В завершении учитель отмечает личный рост каждого ученика в изучении данной темы. Отметки за урок сразу могут быть поставлены особо активным ученикам, остальным учащимся  отметки объявляются на следующем уроке после проверки зачетных листов. Может быть выставлена ученику одна общая отметка за все задания или можно раздробить  и оценить выполненные задания отдельно.

  6. Домашнее задание

Предлагается на выбор выполнить один из проектов:

  1. Скелет человека в 3000 году.
  2. Диета для больных остеопорозом.
  3. Диета для пациентов с переломом кости.
  4. Кроссворд  «Опорно-двигательная система».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Строение и значение скелета"

Движение тела - функции мышц, но оно невозможно без опоры — костей....

Обобщающий урок биологии 8 класс "Скелет человека"

Это урок своего рода папка-накопитель, т.е.в презентации есть ссылки на различные методы, используемые на уроке обобщения. Здесь и игровы моменты, и игральные карты, и пазлы, и карточки, и презентации...

Обобщающий урок в 8 классе по ОДС "О чем рассказал скелет?"

урок-обобщения, где используется материал для подготовки к ГИА...

урок « Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных»

     Данный урок является первым по теме «Класс Земноводные» в цикле уроков по УМК  по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В.М. Констант...

Урок биологии 8 класс "Скелет человека, его строение и значение."

Урок по программе  «Человек. 8 Класс». Н.И. Сонин, М.Р. СапинУрок изучения нового материала на деятельностной основе. На уроке использованы технологии сотрудничества, самостоятельное изучен...

Разработка урока по теме: "Кости скелета"

Скелет осевой и добавочный. Череп, позвоночник, отделы позвоночника,  грудная клетка, позвонок. Скелет поясов конечностей и свободных конечностей....

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...