Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов"
методическая разработка по биологии (11 класс)

Леганова Наталья Николаевна

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов" на примере озера Светлояр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_na_eng_po_teme_smena_biogeotsenozov.docx391.31 КБ

Предварительный просмотр:

Задания на формирование естественно-научной грамотности

Урок биологии 11 класс «Смена биогеоценозов»

  1. Проанализируйте данную информацию, предложите возможные варианты решения данной проблемы

Озеро Светлояр  в Воскресенском районе имеет большое рекреационное значение. Оно привлекает множество туристов и любителей природы: ежегодно озеро посещают тысячи и тысячи людей.

Но популярность имеет и обратную сторону. Берегам святого озера грозит вытаптывание и другие нежелательные последствия антропогенной нагрузки.

Недавно построенная насыпная асфальтовая дорога как глухая дамба перекрыла сток из Светлояра в Люнду через северо-восточный ручей.

 В результате необдуманного нарушения режима стока могут измениться гидрологический и гидрохимический режимы уникального озера, что приведет к самым неожиданным последствиям.

Ботаники уже отметили смену прибрежной растительности на этом участке с луговой на болотную, а это свидетельствует о том, что сток замедлился, началось подтопление и заболачивание в северо-восточной части озера.

https://nia.eco/wp-content/uploads/2021/09/%D0%9E%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%BE%D1%8F%D1%80-750x430.jpgПредположите, как может развиваться ситуация в дальнейшем?

  1. Рассмотрите рисунок и прочитайте текст, выполните задания

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=115a574a429f3436d20f71826a55e75f6a449db3-5142631-images-thumbs&n=13

Процесс, последовательной смены биогеоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории, называют сукцессией (лат. successio — «преемственность»), а цепь сменяющихся биогеоценозов — сукцессионным рядом или серией биогеоценозов.

Зарастание небольшого озера.

В придонных слоях в условиях нехватки кислорода редуценты не успевают перерабатывать все отмирающие части растений и животные остатки. В результате образуются торфяные отложения, озеро постепенно мелеет и превращается в болото. В дальнейшем болото зарастает с краёв, превращаясь в луг, а позднее в лес. Таким образом, полностью меняется видовой состав и растительной, и животной части экосистемы. На месте бывшего озера формируется экосистема леса.

Выполните задание:

Установите последовательность смены растительных сообществ в процессе первичной сукцессии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Установите последовательность этапов зарастания озера и превращения его в болото. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) обмеление водоёма
2) изменение растительности и животного мира биоценоза
3) образование стоячего водоёма и уменьшение кислорода в воде
4) образование большого количества ила

  1. Из приведенных фактов, взятых из СМИ выберите примеры, подтверждающие процесс смены биогеоценоза озера Светлояр

1. Нижний Новгород, 7 апреля - АиФ-НН.

« После массового замора рыбы в озере Светлояр в Воскресенском районе Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия провело проверку и выявило, что в водоеме содержание загрязняющих веществ превышено в 10 раз. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

Напомним, массовый замор рыбы произошел в конце марта. Тогда было обнаружено около 4 тысяч мертвых рыб.

Лабораторные исследования показали, что содержание железа, меди, аммония, БПК5 в воде озера превышает норму в 1,1 - 10,7 раза»

2.Природный парк «Воскресенское Поветлужье»

« В 10 раз превышено содержание загрязняющих веществ в озере Светлояр.

https://aif-s3.aif.ru/images/031/895/fb59737018ff7e752e73eeded3456bee.jpg

природный парк "Воскресенское Поветлужье" в ВК

Вероятная причина –  удар по озёрной экосистеме в результате бурного развития планктонной водорослей жарким летом Массовая гибель гидробионтов (включая рыб) от отравления привела к обогащению воды и донных отложений озера биогенными элементами. Резкое увеличение доступных питательных веществ обусловило вспышки численности планктона и «цветение» воды. Отмирание повышенного количества организмов ежегодно приводит к быстрому сокращению запасов кислорода в озере в подлёдный период и очередному замору рыбы».

3. Местные СМИ и администрация Воскресенского района

 Администрацией  памятника природы «Озера Светлояр», а в настоящее         время – руководства природного парка «Воскресенское Поветлужье» в

 периоды 2010–2014 гг. и 2010–2023гг. на Светлояре проводились регулярные работы по слежению за температурным, кислородным режимом, водородным показателем (рН) и прозрачностью его вод. Кроме этого, велись гидробиологические наблюдения: отбирались пробы фитопланктона и зоопланктона, оценивалась интенсивность процессов синтеза и распада органического вещества.

При малом содержании органики в водах озера всегда содержалось большое количество кислорода. Поэтому-то в Светлояре обитали требовательные к высокому содержанию кислорода речные виды рыб (пескарь, язь, елец), речные раки, а также индикаторы вод повышенной чистоты – инфузории (стокензия, спиростомум и бурсария), занесённые в Красную книгу Нижегородской области.

Оказалось, что за годы в пределах вышеуказанных периодов в экосистеме озера Светлояр произошли существенные изменения. Первое и наиболее заметное из них – это значительное уменьшение прозрачности вод, определяемой по белому диску. Если раньше она доходила до 6 м, то сейчас не превышает 4 м. Изменился и цвет воды, что особенно заметно в летний период. Голубая окраска его вод сменилась на светло-зелёную, каковую придают ей бурно развивающиеся водоросли фитопланктона. Не наблюдавшееся раньше в Светлояре «цветение» воды последние годы стало обычным явлением.

Массовое купание на Светлояре.jpg

Как вы думаете, скоро ли  Светлояр оправится от данных последствий, присутствуют ли токсические вещества в озёрных водах, не опасно ли купание в озере?  Какова дальнейшая судьба озера? Как предотвратить смену биогеоценоза озера на болото и тд.

Предложите свои варианты спасения озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

Задания по формированию естественно-научной грамотности для учеников 6 класса

  Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследова...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Лист, функции листа"

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересовать...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"

Предлагаются задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Лист, функции листа"

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересовать...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов"

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов"...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"

Предлагаются задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"...