Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов"
методическая разработка по биологии (11 класс)
Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов" на примере озера Светлояр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_na_eng_po_teme_smena_biogeotsenozov.docx | 391.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания на формирование естественно-научной грамотности
Урок биологии 11 класс «Смена биогеоценозов»
- Проанализируйте данную информацию, предложите возможные варианты решения данной проблемы
Озеро Светлояр в Воскресенском районе имеет большое рекреационное значение. Оно привлекает множество туристов и любителей природы: ежегодно озеро посещают тысячи и тысячи людей.
Но популярность имеет и обратную сторону. Берегам святого озера грозит вытаптывание и другие нежелательные последствия антропогенной нагрузки.
Недавно построенная насыпная асфальтовая дорога как глухая дамба перекрыла сток из Светлояра в Люнду через северо-восточный ручей.
В результате необдуманного нарушения режима стока могут измениться гидрологический и гидрохимический режимы уникального озера, что приведет к самым неожиданным последствиям.
Ботаники уже отметили смену прибрежной растительности на этом участке с луговой на болотную, а это свидетельствует о том, что сток замедлился, началось подтопление и заболачивание в северо-восточной части озера.
Предположите, как может развиваться ситуация в дальнейшем?
- Рассмотрите рисунок и прочитайте текст, выполните задания
Процесс, последовательной смены биогеоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории, называют сукцессией (лат. successio — «преемственность»), а цепь сменяющихся биогеоценозов — сукцессионным рядом или серией биогеоценозов.
Зарастание небольшого озера.
В придонных слоях в условиях нехватки кислорода редуценты не успевают перерабатывать все отмирающие части растений и животные остатки. В результате образуются торфяные отложения, озеро постепенно мелеет и превращается в болото. В дальнейшем болото зарастает с краёв, превращаясь в луг, а позднее в лес. Таким образом, полностью меняется видовой состав и растительной, и животной части экосистемы. На месте бывшего озера формируется экосистема леса.
Выполните задание:
Установите последовательность смены растительных сообществ в процессе первичной сукцессии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите последовательность этапов зарастания озера и превращения его в болото. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) обмеление водоёма
2) изменение растительности и животного мира биоценоза
3) образование стоячего водоёма и уменьшение кислорода в воде
4) образование большого количества ила
- Из приведенных фактов, взятых из СМИ выберите примеры, подтверждающие процесс смены биогеоценоза озера Светлояр
1. Нижний Новгород, 7 апреля - АиФ-НН.
« После массового замора рыбы в озере Светлояр в Воскресенском районе Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия провело проверку и выявило, что в водоеме содержание загрязняющих веществ превышено в 10 раз. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Напомним, массовый замор рыбы произошел в конце марта. Тогда было обнаружено около 4 тысяч мертвых рыб.
Лабораторные исследования показали, что содержание железа, меди, аммония, БПК5 в воде озера превышает норму в 1,1 - 10,7 раза»
2.Природный парк «Воскресенское Поветлужье»
« В 10 раз превышено содержание загрязняющих веществ в озере Светлояр.
природный парк "Воскресенское Поветлужье" в ВК
Вероятная причина – удар по озёрной экосистеме в результате бурного развития планктонной водорослей жарким летом Массовая гибель гидробионтов (включая рыб) от отравления привела к обогащению воды и донных отложений озера биогенными элементами. Резкое увеличение доступных питательных веществ обусловило вспышки численности планктона и «цветение» воды. Отмирание повышенного количества организмов ежегодно приводит к быстрому сокращению запасов кислорода в озере в подлёдный период и очередному замору рыбы».
3. Местные СМИ и администрация Воскресенского района
Администрацией памятника природы «Озера Светлояр», а в настоящее время – руководства природного парка «Воскресенское Поветлужье» в
периоды 2010–2014 гг. и 2010–2023гг. на Светлояре проводились регулярные работы по слежению за температурным, кислородным режимом, водородным показателем (рН) и прозрачностью его вод. Кроме этого, велись гидробиологические наблюдения: отбирались пробы фитопланктона и зоопланктона, оценивалась интенсивность процессов синтеза и распада органического вещества.
При малом содержании органики в водах озера всегда содержалось большое количество кислорода. Поэтому-то в Светлояре обитали требовательные к высокому содержанию кислорода речные виды рыб (пескарь, язь, елец), речные раки, а также индикаторы вод повышенной чистоты – инфузории (стокензия, спиростомум и бурсария), занесённые в Красную книгу Нижегородской области.
Оказалось, что за годы в пределах вышеуказанных периодов в экосистеме озера Светлояр произошли существенные изменения. Первое и наиболее заметное из них – это значительное уменьшение прозрачности вод, определяемой по белому диску. Если раньше она доходила до 6 м, то сейчас не превышает 4 м. Изменился и цвет воды, что особенно заметно в летний период. Голубая окраска его вод сменилась на светло-зелёную, каковую придают ей бурно развивающиеся водоросли фитопланктона. Не наблюдавшееся раньше в Светлояре «цветение» воды последние годы стало обычным явлением.
Как вы думаете, скоро ли Светлояр оправится от данных последствий, присутствуют ли токсические вещества в озёрных водах, не опасно ли купание в озере? Какова дальнейшая судьба озера? Как предотвратить смену биогеоценоза озера на болото и тд.
Предложите свои варианты спасения озера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...
Задания по формированию естественно-научной грамотности для учеников 6 класса
Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследова...
Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Лист, функции листа"
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересовать...
Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"
Предлагаются задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"...
Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Лист, функции листа"
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересовать...
Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов"
Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов"...
Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"
Предлагаются задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"...