Урок по биологии 8 класс.
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород, д.3,4 тел.(496)-346-81-37 |
Урок биологии в 8 классе
Тема: «Морские рыбы».
Подготовила: Тарасова А.А.
Учитель естествознания
Наро-Фоминский городской округ
д. Вышегород
2023 год
Дата: 13.11.23
Конспект урока по биологии в 8 классе по теме «Морские рыбы»
Цель:
Познакомить учащихся с морскими рыбами на примере трески и сельди.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся представление о классификации рыб (морские и речные (пресноводные), подразделение их на мирных и хищных.
- Рассказать о практической значимости морских рыб;
- Познакомить с особенностями морских рыб.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать познавательные способности, восприятие, память, внимание, воображение посредством подготовки сообщений;
- Развивать умения выделять существенные признаки при сравнении рыб;
- Расширение активного словаря путем введения и использования новых терминов.
- Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету биология, через демонстрацию практической значимости изучения водных позвоночных.
На уроке учащиеся должны
Узнать:
Особенности внешнего строения и образа жизни трески и океанической сельди.
Научиться:
Отличать треску и сельдь от других рыб
Оборудование:
- Презентация
- Карточки
Тип урока.
- Комбинированный с презентацией
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель:
Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса:
Все готовы?
Ученики.
Да!
Учитель.
Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Быстренько начнем урок.
Кто дежурит сегодня по классу?
Какое сегодня число?
Кто отсутствует сегодня на уроке?
Ребята, вы обратили внимание, у нас сегодня присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им и отвернитесь, и больше не отвлекайтесь на уроке.
А сейчас закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я ученик, я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, я уверен в себе, я отвечаю на вопросы полными ответами». Откройте глаза. Я вам всем желаю успеха на уроке, и вы тоже пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. (дети желают удачи)
Спасибо.
- Повторение
Мы с вами знаем, что животный мир велик и разнообразен. А кто скажет, на какие большие две группы разделены все представители животного мира.
Ответы детей: позвоночные и беспозвоночные.
Учитель:
Позвоночные это –
Беспозвоночные это –
Учитель: Как одним словом назвать щуку, окуня, карпа, карася?
Дети: Рыбы
Учитель: Почему рыб относят к классу позвоночных?
Дети: Потому что они имеют скелет.
Учитель: Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Верно Речные рыбы. Вы готовились дома к уроку. Хорошо. Вот сейчас и проверим.
- Каких рыб называют речными?
- Какая река протекает в нашем селе?
- Назовите речных рыб, живущих в реке Протва?
- Где живет окунь?
- Чем питается окунь?
- Где живет щука?
- Чем питается щука?
- Почему в прудах, где разводят ценных рыб, соседство речного окуня и щуки может нанести вред?
Закончи предложения:
- Речной окунь живет … В ОЗЕРАХ И РЕКАХ
- Питается окунь … МЕЛКИМИ РЫБЕШКАМИ, ИНОГДА ПОЕДАЕТ СВОЮ МОЛОДЬ.
- Окраска тела …
- Из икринки развиваются … ЛИЧИНКИ, А ЗАТЕМ ЛИЧИНКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МАЛЬКА
- Щука живет … В ОЗЕРАХ И ПРУДАХ СО СТОЯЧЕЙ ВОДОЙ ИЛИ В РЕАКАХ С МЕДЛЕННЫМ ТЕЧЕНИЕМ.
- Форма тела у щуки… ДЛИННОЕ, ПОХОЖЕЕ НА БРЕВНО, МУСКУЛИСТОЕ ТЕЛО
- Щука питается… ЛЯГУШКАМИ, РЫБАМИ, И ДАЖЕ УТКАМИ
Учитель:
Почему окуня, щуку называют пресноводными рыбами?
Ответы детей:
Где еще могут обитать рыбы?
Ответы детей: в морях и океанах.
Учитель: а как называют рыб, живущих в морях и океанах?
Дети: Морские рыбы.
- Сообщение темы урока. Откройте тетради, запишите число 13 ноября.
Тема нашего сегодня урока «Морские рыбы».
Мы познакомимся на уроке с двумя видами морских рыб. А с какими вы узнаете, составив из букв слово:
Растке - треска
Ьдесль – сельдь
Запишите в тетради Треска и сельдь - морские рыбы.
- Физминутка
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя
Не знает дно морское.
- Изучение нового материала
Треска имеет удлиненное тело, постепенно сужающееся к хвосту туловище. Голова большая, с огромным ртом, верхняя челюсть нависает. На подбородке имеется длинный усик. С его помощью треска ощупывает дно и находит пищу. Спинных плавников 3, анальных 2; окраска от зеленовато-оливковой до буры с мелкими жёлто-коричневыми пятнышками, брюхо белое. Светлая боковая линия хорошо заметна.
Длина тела до 1,5 м, весит до 40 кг; в промысле преобладают рыбы дл. 40-80 см, весом до 10 кг.
В России треска обитает в Баренцевом, Балтийском и Белом морях и морях Дальнего Востока. Излюбленным местом обитания является глубина 100–120 м., т.е она ведет придонный образ жизни. Нерестится треска в апреле — мае на глубине 100 м. Самка способна выметать до 10 млн. икринок. Оплодотворенные икринки поднимаются и уносятся течением. Через 4 недели из икринок вылупляются мальки.
Треска хищник, питается сельдью, мойвой, песчанкой и другими рыбами, может питаться лягушками и даже утками.
Треска - одна из важнейших промысловых рыб. Печень Трески богата жиром (до 57%), из которого получают витамины А и D. Человек употребляет треску в пищу.
Океаническая сельдь обитает в России в Баренцевом и Белом морях. Это рыбы с телом, сжатым по бокам, покрытым закругленной чешуей. Причудливую форму имеет хвост сельдеобразных, напоминающий двузубую вилку. Большинство сельдеобразных — обитатели верхних слоев воды.
Собственно, сельдь имеет невысокое тело с закругленным брюшком. Окраска тела равномерная, без пятен. Спина темно–синяя или темно–серая, брюшко и бока серые с серебряным отливом. Примерный размер обычной рыбы — 20–25 см, но встречаются экземпляры длиной до 35 см. Немалую опасность для икринок представляет другая рыба, в большом количестве обитающая около мест нерестилища сельди. В связи с этим высокая плодовитость сельди является необходимостью для продолжения рода. Отнерестившаяся сельдь сносится течением в море, где она снова набирается сил. Встречаются такие рыбы, которые откладывают икру осенью и зимой, так что размножаются они практически круглый год. Питаются сельди мелкими беспозвоночными, мелкой рыбой.
Собираясь в огромные стаи (косяки), состоящие из сотен тысяч рыб, сельди держатся в верхних слоях воды. Косяку легче уйти от преследования, так как множество солнечных зайчиков, отраженных рыбьей чешуей, вызывает у хищника замешательство. https://youtu.be/3aNyvkr3lSc
Сельдь — самая распространенная рыба в мире. Копченая, соленая и маринованная сельдь была востребована в рационе многих народов во все времена. Эта рыба довольно часто является героиней фильмов, картин, о ней слагают песни и сказки. Такая популярность связана с питательной ценностью сельди как дешевого источника белка и способностью вносить разнообразие в ежедневный рацион.
Откройте учебник на странице 58
1). Прочитайте в учебнике о местах обитания:
- трески
- сельди, и покажи их на карте.
2). А теперь найдите в тексте описание размножения трески и сельди.
Чтение вслух.
Запишите в тетради новые слова.
Морскими называют рыб, вся жизнь которых проходит в соленых водоемах: морях и океанах.
Треска
Океаническая сельдь
Рыбьи стаи – КОСЯКИ.
- Первичное закрепление нового материала
Сравнительная таблица: треска и сельдь океаническая.
Вопросы | треска | сельдь |
вес, длина | Вес-40 кг, длина- 1,5 м | Длина- 35 см |
места обитания | Балтийское, Баренцево, Белое моря, моря Дальнего Востока | В северных морях: Баренцевом и Белом. |
образ жизни | придонный | Сельди живут стаями (косяками), состоящими из сотен тысяч рыб |
чем питается | Прожорливый хищник: питается рыбами, преимущественно сельдью. | Мелкими водными животными и водорослями |
где происходит размножение | В Норвежском море. Самка выметывает икринки на глубине. Морскими течениями икринки переносятся в Баренцево море, на восток. | В Норвежском море. Самка выметывает икринки на мелководье. |
особенности развития мальков | Мальки трески кормятся мелкими водными животными и через 2-3 года вырастают во взрослых рыб. | Вышедшие из икринок личинки переносятся течением к берегам Баренцева и Берингова морей. |
А сейчас послушайте и скажите правильно это или что-то не так?
Сережа и Вова живут в деревне. Рядом с их домом пруд. Ребята весной выпустили в пруд мальков окуня, щуки, трески и сельди. Всех их они наловили в реке.
Ответы: неправильно, потому что: 1. Сельдь – морская рыба, треска – морская рыба и они в реках не водятся.
Учитель:
Молодцы, заметили и объяснили ошибку.
- Рефлексия. (Подведение итогов занятия)
Урок наш подошел к концу. Давайте подведем итог
Вспомните тему урока?
Что нового узнали на уроке?
С какими рыбами познакомились на уроке?
Вы довольны своей работой на уроке?
8.Информация о домашнем задании. Читать текст учебника стр. 57-58 и ответить на вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов»...
разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»
Уникальность разработки заключается в методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...