Технологическая карта урока «Размножение растений и его значение»
рабочие листы по биологии (6 класс)
Цель учебного занятия | Создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как важного процесса, происходящего в природе. Сформировать знания о размножении растений, о биологическом значении полового и бесполого размножения, о способах размножения, особенностях бесполого размножения. |
Тип учебного занятия | Урок открытия новых знаний |
Форма проведения учебного занятия | Урок-исследование |
Термины и понятия | Гамета, зигота, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, вегетативное размножение, спора, спорообразование, сперматозоид, яйцеклетка. |
Наглядно – демонстрационный материал | Схема «Способы размножения растений» |
Методы и формы обучения | Основной: проблемно-поисковый Дополнительные: - словесные (беседа, диалог); - наглядные (работа с рисунками, схемами); - практические (составление схем, поиск информации, практическая работа); - дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka_razmnozhenie.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Размножение растений и его значение»
Предмет | Биология | |||
Класс | 6 | |||
Ф.И.О. учителя | Васькина Татьяна Михайловна | |||
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ с.Романово | |||
Тема | Способы размножения растений | |||
Образовательные ресурсы | В. В. Пасечник . Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.- 207. | |||
Цель учебного занятия | Создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как важного процесса, происходящего в природе. Сформировать знания о размножении растений, о биологическом значении полового и бесполого размножения, о способах размножения, особенностях бесполого размножения. | |||
Тип учебного занятия | Урок открытия новых знаний | |||
Форма проведения учебного занятия | Урок-исследование | |||
Термины и понятия | Гамета, зигота, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, вегетативное размножение, спора, спорообразование, сперматозоид, яйцеклетка. | |||
Наглядно – демонстрационный материал | Схема «Способы размножения растений» | |||
Методы и формы обучения | Основной: проблемно-поисковый Дополнительные: - словесные (беседа, диалог); - наглядные (работа с рисунками, схемами); - практические (составление схем, поиск информации, практическая работа); - дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) | |||
Планируемые результаты | ||||
Личностные достигаются в течении всего занятия | Предметные достигаются в течении всего занятия | |||
–формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений; - формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям; - представление об основных моральных нормах поведения на уроке; - формирование этических чувств на основании анализа простых ситуаций; - понимание заданных критериев успешности учебной деятельности - умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий. | - определение значения процесса размножения как жизненно необходимого в жизни любого организма; - выявление существенных признаковотличия полового размножения от бесполого; - формирование представлений о значении процесса размножения в природе; - выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов; - выявление значимости процессов размножения групп растений. | |||
Метапредметные | ||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||
- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. - находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе; - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию; - устанавливать причинно-следственные связи - предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - осуществлять синтез, как составленное целого из частей; | –формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение. - формировать умения выражать свои мысли и идеи; - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой); - иметь представления о правилах общения в классе; - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п); учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов. | –формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта. - принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результаты своих действий; |
Организационная структура урока
1.Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Здравствуйте, ребята! -С каким настроением пришли на этот урок? (хорошим) - Каким бы вы хотели увидеть наш урок? (интересным) - А какими вы должны быть, чтобы всё было так, как вы хотите? (активными) Запишите д/з на четверг следующей недели параграф 36, составить кроссворд по теме 7-10 слов |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Ребята! На предыдущих уроках мы изучили важные процессы, происходящие в растениях. Работа с карточками (приложение 1) Задание 1.Проверка д/з(работа с таблицей) | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Задание 2. Почему картофель можно размножать вегетативно, а морковь нельзя? Смогли бы мы ответить на данный вопрос? Затрудняемся ответить. Скажите О каком процессе идет речь? (о размножении) | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Что же такое «Размножение»? Размноженье, размноженье Спор, борьба за жизнь, сраженье, Чтобы не исчезнуть в лето Надо дать побольше деток. Можно просто поделиться, Почкованью подивиться, Как грибам рассеять споры – главное при этом - скорость. Можно корнем и листом, Клубнем, отпрыском, усом… Черенками размножаться И … по миру расселяться О чем говорится в стихотворении? Тема урока: Размножение организмов и его значение Какова цель нашего урока? Цели урока:
Учащиеся добавляют в строки нужные слова. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | В процессе роста и развития растения накапливают различные питательные вещества, достигнув определенного возраста, приступают к размножению. Почему процесс размножения необходим в природе? Что произойдет, если организмы не будут размножаться?
Работа с текстом учебника
2. Рассмотрите рисунок в учебнике как выглядит спора под микроскопом. Перед вами спора. Спора- специализированная клетка. К споровым растениям относят папоротники, водоросли, мхи, хвощи и плауны.
Какое размножение называют вегетативным? Таким образом, растения могут размножаться черенком, луковицей, усами, т.е своей частью, при этом получаются организмы как две капли воды похожие на материнский организм. Составляем класстер. А сейчас мы с вами на практике узнаем, что такое вегетативное размножение. 4. «Практическое задание» страница в учебнике 153 Перед тем как начать лабораторную работу, необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности. Правила поведения и техники безопасности во время проведения лабораторной работы: 1.Содержать в чистоте свое рабочее место. 2. Не раскидывать землю 3.Аккуратно обращаться с режущими предметами. 4.После завершения работы руки аккуратно протереть влажной салфеткой Формулируем выводы вместе с учащимися Вегетативное размножение осуществляется с помощью частей растений. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.
ВИДЕО Пользуясь учебником с.152, определите и запишите определения указанные в задании. Самостоятельная работа с текстом учебника | |
Физкультминутка. | Вот мы деревце сажали, Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами) Вырос тоненький росток, (Руки вверх, потянуться) Он и строен, и высок, (Руки в стороны.) И другие распустились, Дружно так зашевелились. (Махи руками влево вправо.) К солнцу ветки протянули, Ствол свой стройный растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Ребята, послушайте одну историю. (работа в группах) Задание. Собрались однажды все органы растений, да и заспорили. Мы – генеративные органы (плоды с семенами) утверждаем, что семенное размножение самое лучшее… Крайне не согласны с Вами, - возмутились вегетативные органы. Ребята, давайте поможем им и разрешим их спор. В чём суть спора? Итак, наша задача выяснить, какой способ размножения лучше (семенное или вегетативное)? Необходимо оценить возможности каждого способа (преимущества и недостатки). Оформить в виде плаката. Проанализировать данные и сделать вывод. Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?! однообразие растений, не будет видового разнообразия, а значит и развития (эволюции) растительного мира. Назовите плюсы бесполого размножения? Быстрота размножения. Сохранение признаков родителей. Каковы плюсы полового размножения? Потомство приобретает новые признаки, что позволяет выживать, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Вывод: Оба способа необходимы растениям. Семенное обеспечивает разнообразие биологического материала. Бесполое размножение отличается быстротой, позволяет захватывать новые территории. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Давайте закрепим полученные знания. Выполните задания в маршрутном листе в любой последовательности.
Выберите те предложения которые верны: 1. Размножение заключается в уменьшении числа особей. (-) 2. Размножение может быть половым и бесполым. (+) 3. Спермии – неподвижные половые клетки. (+) 4. При вегетативном размножении новая особь совершенно не похожа на родительскую. (-) 5. При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (гамет). (+) | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | - Установите соответствие между способами размножения и их признаками. - Распределите выданные вам гербарии на размножающиеся спорами и семенами растения. Почему вы так решили? (дополнительное) (Одна группа размножается спорами, а вторая группа размножается семенами. Спора – одна клетка, семя - многоклеточный орган). |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Давайте вернемся к девизу нашего урока. Скажите, мы добились целей, поставленных в начале урока? Оцените свою работу. Все работали очень активно и эффективно. Вы сегодня молодцы поработали все от души! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока. "Размножение и развитие земноводных"
Разработка урока по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина "Биология. Многообразие живых организмов."7 класс...
Технологическая карта урока "Размножение и оплодотворение растений" класс
Класс6Тема урокаРазмножение и оплодотворение растений.Цель урокапознакомить учащихся с особенностями полового размножения у покрытосеменных растений, дать представление о двойном оплодотво...
технологическая карта урока "Размножение организмов"
Размножение организмов половым и бесполым путем. Сравнение полового и бесполого размножений . Положительные и отрицательное стороны обоих форм размножения...
Технологическая карта урока по теме "Содержание и значение уроков физической культуры"
Представленная вашему вниманию технологическая карта урока по теме "Содержание и значение уроков физической культуры" позволит сформировать представление о правилах поведения во время заняти...
Технологическая карта урока биологии в 5 кл "Значение растений в природе и жизни человека"
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...