Урок биологии в 5 классе на тему "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок биологии в 5 классе на тему "Лишайнии". Соответсвует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_biologii_24.04.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе
Тема: «ЛИШАЙНИКИ»
Учитель Захаркина Е.С.
Предмет биология
Класс 5
Тема урока Лишайники
Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.
Задачи урока: 1)раскрыть особенности строения и жизнедеятельности лишайников; 2)узнать о многообразии лишайников; 3)выяснить их значение в природе и жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Учащиеся получают представление о лишайниках, как особой группе симбиотических организмов, об особенностях их строения, питания и размножения, о практической значимости для человека.
Метапредметные
Развивается умение находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, таблицы, умение работать в группе.
Личностные
Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Основные понятия: лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.
Методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, обсуждение), наглядный.
Формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. УУД: регулятивные (осуществлять волевую регуляцию, самоорганизацию, самодисциплину) | ||
1.1.Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. 1.2.Эмоциональный настрой на урок. У: сегодня на уроке от вас потребуется внимательность, сосредоточенность, дисциплинированность, активность. Я надеюсь, урок пройдет продуктивно и вы узнаете много нового. | Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2.Формулировка темы, постановка цели урока, обеспечение восприятия их учащимися. УУД: познавательные (слушать, понимать и извлекать информацию, осуществлять анализ, делать обобщение, выводы); регулятивные (формулировать цель и задачи урока, планировать пути достижения поставленных целей и задач); коммуникативные (строить понятные высказывания для выражения своих мыслей). | ||
2.1.Учитель организует работу, направленную на формулирование темы и цели урока. У: на прошлых уроках мы изучали такие организмы как грибы, водоросли, мхи. Сегодня мы будем знакомиться с новым организмом. А что это за организм вы узнаете, разгадав кроссворд. У: тема нашего урока «Лишайники». Откройте тетради и запишите тему урока. СЛАЙД У: ребята, а вы знаете, что такое лишайник, как он устроен? У: Давайте поставим перед собой цель. Вы не знаете, что такое лишайник. Значит нужно это выяснить. Наша цель: выяснить, что такое лишайник. СЛАЙД У: что нам нужно, чтобы достигнуть цели урока? Задачи:
| Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда, формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Учащиеся формулируют цель урока. Отвечают на вопрос, формулируют задачи урока (узнать строение и жизнедеятельность лишайников, их многообразие, значение в природе и жизни человека). | |
3. Изучение нового материала. УУД: познавательные (работают с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника, анализируют и оценивают информацию, переводят текст учебника в форму таблицы, изучают натуральные объекты); коммуникативные (работают в парах, выслушивают чужое мнение, высказывают свое, находят совместное решение проблемы) | ||
3.1.Учитель ставит проблемный вопрос. У: великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал лишайники сфинксами. Кто такие сфинксы? Что вы знаете о них из истории? Вернемся к этому вопросу позже. Учитель сообщает сведения о распространении лишайников в природе. У: Если бы были объявлены соревнования на самые выносливые существа, то лишайники могли бы в них победить. Если где-то они выросли, значит там экологически чистая природа. Могут они расти на голых камнях, бетоне, стекле, даже на ржавых металлах. Терпеливые к засухе, они выживают при температурах от -47 до +80 °С. Послушайте стихотворение. Лишайники Не пугают нас снега, Ни поземка, ни пурга. Хоть не очень мы красивы, Но зато неприхотливы! Мы без почвы можем жить, Мы должны лишь воду пить, Да приносит нам привет Золотистый солнца свет. Можем жить мы на камнях, На березовых ветвях. Хоть мы медленно растем, Очень много лет живем. Нас олени, лоси ищут. Мы всегда даем им пищу. Живут лишайники и в самых трудных условиях. Можете догадаться в каких? Они растут в пустынях, например, в Сахаре. А еще около 200 видов этих растений обитают в Антарктике. У: что же такое лишайник? Этот организм состоит из гриба и водорослей. Поэтому ученые долго не знали, к какому царству их отнести. Сейчас их относят к самостоятельной группе организмов. У: как называются отношения, когда организмы разных видов живут совместно? 3.2.Учитель обобщает ответы учащихся. У: между организмами может быть симбиоз или паразитизм. 3.3.Учитель формулирует проблемный вопрос. У: какие же отношения между двумя организмами в лишайнике? Чтобы понять это, обратимся к тексту учебника. Стр. 167-168. Изучите пункты о строении и жизнедеятельности лишайников. 3.5. Учитель организует изготовление модели лишайника. У: у вас на столе лежит кусочек картона, пластилин 2-х цветов. Пользуясь рис.71, попробуйте изготовить модель внутреннего строения лишайника. 3.6. Учитель организует глубокое осмысление текста. У: 1. Что на вашей модели изображают тонкие белые нити? 2. Как вы изобразили водоросли? Почему вы взяли зеленый пластилин? 3. Какой способ питания у водоросли? Она сама создает органические вещества из неорганических. 4. Клетки водорослей располагаются внутри. Почему? Какую роль играют гифы гриба? (защищают от высыхания, повреждения, прикрепляют тело лишайника к субстрату, обеспечивают водой, минеральными солями). 5. Какой способ питания у грибов? (гетеротрофный). Это значит, они питаются готовыми органическими веществами. А где они их берут? (у водорослей). 3.7. Формулируется вывод. У: итак, ребята, мы с вами выяснили, что гифы гриба защищают клетки водорослей, поглощают воду и минеральные вещества. Водоросли из них создают органические вещества и делятся с грибом. - Так какой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике?(Симбиоз-взаимовыгодные отношения). Запишите в тетради. Лишайники - это симбиотическая группа организмов, состоящая из водоросли гриба. У: водоросли, входящие в состав лишайника могут существовать и самостоятельно, а грибы нет. Настолько они приспособились к совместному существованию с водорослями. У: в рабочем листе/тетради подпишите части лишайника. 3.8.Физкультминутка. Закройте глаза, поводите глазами под веками влево, вправо, вверх, вниз. Опустите голову вперед, назад, поверните влево, вправо. Встаньте. Руки в замок. Потянитесь вверх. Руки на пояс. Повернитесь к соседу справа, слево. Сядьте. 3.9. Наука о лишайниках называется лихенология. Сделайте соответствующую запись в тетради/рабочем листе. У: я просила вашего одноклассника узнать, откуда произошло название лишайник. Сообщение
3.10. Составление КЛАСТЕРА У: на какие группы делятся лишайники по форме слоевища? Один из вас может выйти к доске и составить соответствующий кластер. А все остальные сделают это в рабочем листе/тетради. 3.11. Работа в парах. Заполнение таблицы. У: ребята, пользуясь учебником, заполните таблицу. У: в учебнике не так много примеров. Предлагаю вам посмотреть на слайдах фото некоторых лишайников. Это поможет вам дополнить информацию в таблицах. 3.12. Работа в парах с образцами лишайников. У: у вас на столах есть образцы лишайников, попробуйте определить их. Посоветуйтесь друг с другом, работайте в паре. 3.13.Учитель сообщает сведения о росте и размножении лишайника. У: Лишайники - самые медленно растущие организмы. На сколько вырастает лишайник за 1 год? Кто внимательно работал с текстом? За год их слоевище увеличивается примерно на 2 - 8 мм. Альпийский лишайник за 200 лет вырастает всего на миллиметр. Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. В 1981г. было установлено, что возраст некоторых антарктических лишайников - как минимум 10 тыс. лет. Благодаря лишайникам учёные установили возраст знаменитых гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. СЛАЙД Измерив по фотографиям, насколько выросли за полвека, поселившиеся на статуях лишайники, учёные вычислили их возраст, более 400 лет. Причиной медленного роста лишайников ученые связывают с тем, что водоросль, которая обеспечивает пищей и себя и гриб в лишайнике занимает всего 10% объема лишайника. У: как размножается лишайник? Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. СЛАЙД ВИДЕО! 3.15. Совместное открытие новых знаний. У: каково значение лишайников? КЛАСТЕР
| Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопрос. Предположительные ответы: симбиоз, паразитизм. Работают с текстом, анализируют новую информацию. Моделируют строение лишайника. Отвечают на вопросы. \ Делают запись в тетради\рабочем листе. Делают подписи к рисунку. Выполнят упражнения. Записывают определение науки. Составляют кластер. Один ученик рассказывает сообщение В 1860 г русский ученый Андрей Николаевич Бекетов предложил термин "лишайник". Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей. Работают с учебником, заполняют таблицу. Работают со слайдами, продолжают заполнять таблицу примерами. Определяют образцы лишайников (ксантория, пармелия). Высказывают предполажения. Слушают новую информацию, отвечают на вопрос, находят сведения в учебнике. Заполняют кластер на доске, рабочем листе/тетради. | |
4.Первичное закрепление знаний. УУД: познавательные (закрепляют полученные знания, систематизируют материал). | ||
4.1. Учитель организует работу с заданием на выбор правильного суждения. У: у вас на столах есть карточка с утверждениями и таблицей. Вам нужно изучить утверждения и заполнить таблицу. В нужную клетку ставим знак +. | Выполняют задания. | |
5.Рефлекия. УУД: регулятивные (осуществлять самоконтроль процесса обучения), коммуникативные (формулировать свое мнение) | ||
5.1.Учитель проводит рефлексию. У: над какой темой мы сегодня работали? У: напомните мне, пожалуйста, какую проблему мы ставили с вами в начале урока? (СФИНКС СЛАЙД) Так почему наши лишайники были названы сфинксами? Конечно! Вы большие молодцы! У: мы достигли поставленных целей и задач? Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Познакомились с необычным организмом – лишайником. А сейчас я попрошу вас оценить свою работу в течение всего урока. Посмотрите, у нас есть схема лишайника, но она неполная. Чего на ней не хватает? Правильно. Давайте оживим наш лишайник. Если вы на уроке узнали много нового и вам понравилось работать в группах – используем зеленые водоросли; Если своей работой вы довольны, но некоторые вопросы вам не ясны – используем золотистую водоросль Если вам было скучно и неинтересно и вы не усвоили урок – используем красную водоросль. Возьмите нужный кружочек, Подойдите к нашей схеме и дополните ее водорослями нужного цвета. Урок окончен. Всем спасибо! СЛАЙД | Отвечают на вопросы. Заполняют схему лишайника. | |
Д.З. Для всех п. 26 выучить, в.1-5 устно. Задания 1,2 по желанию. Творческое задание по желанию – сочинить сказку или рассказ о лишайниках. | ||
Тик-тэк-тоу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....
Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»
Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...
урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"
Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...
Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"
Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые. Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...
Класс Головоногие моллюски урок биологии 7 класс УМК Пономарёвой
Презентация содержит биологические задачи по теме Класс Двустворчатые моллюски, слайды по теме Головоногие моллюски и закрепление по теме Головоногие моллюски...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
Презентация к уроку "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....