Программа внеурочной деятельности по биологии
рабочая программа по биологии

 Зайцева Надежда Александровна

Программа внеурочной деятельности по биологии (Точка роста)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

к основной общеобразовательной программе

основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Линия жизни»

Целевая аудитория: 8 - 9 класс

Срок реализации программы: 1 год (35 часов)

2022 г.

  1. Пояснительная записка

Курс «Линия жизни» для 8-9 класса составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

Внеурочная деятельность «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Преподавание внеурочной деятельночти предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

Внеурочная деятельность рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.

Цель курса:

Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации.

Задачи курса:

  1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

  1. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

  1. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

II. Планируемые результаты освоения содержания курса

Личностные результаты обучения.

  • Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству;

  • формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;
  • формирование целостного научного мировоззрения;
  • осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
  • знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование экологического мышления.

Метапредметные результаты обучения.

  • планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • выделять главные и существенные признаки понятий;
  • сравнивать объекты, факты по заданным критериям;
  • высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;
  • работать с текстом и его компонентами;
  • создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий.
  • организовывать свою учебную деятельность;
  • ставить учебные задачи;

  • планировать и корректировать свою познавательную деятельность;
  • объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
  • сравнивать и классифицировать объекты;
  • определять проблемы и предлагать способы их решения;
  • применять методы анализа и синтеза;

  • использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета;

  • представлять информацию в различных формах;
  • составлять аннотации, рецензии, резюме;

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

-определять роль различных веществ в природе и технике;

-объяснять роль веществ в их круговороте;

-приводить примеры химических процессов в природе;

-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

-объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

-перечислять отличительные свойства химических веществ;

-различать основные химические процессы;

-определять основные классы неорганических веществ;

-понимать смысл химических терминов;

-характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение)

и их роль в познании природы;

-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

-использовать  знания  химии  при  соблюдении  правил  использования  бытовых  химических

препаратов;

-различать опасные и безопасные вещества.

В результате изучения курса ученик должен научится понимать :

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

  1. Формы и виды учебной деятельности

  • процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся являются:

  • метод слухового восприятия и словесной передачи  информации;

приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, выступление;

3

  • метод стимулирования и мотивации;

приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление требований, заинтересованность результатами работы;

  • метод передачи информации с помощью практической деятельности;

приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание выступлений, составление схем и таблиц;

  • метод контроля;

приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты, выступления на занятиях, защита проекта.

Формы организации обучения:

  • групповые;
  • индивидуальные;
  • фронтальные.

IV Формы контроля результатов освоения программы

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

V Содержания курса внеурочной деятельности I. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

  1. Признаки живых организмов (4часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

  1. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

IV. Человек и его здоровье (16 часов)

4

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины

  • предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

V. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

VI. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (3 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.

VI Тематическое планирование

Кол-

Использование

оборудования центра

Тема занятия

во

п/п

естественнонаучной и

часов

технологической

5

направленностей

«Точка роста»

I.  Введение

1

1.

Биология как наука. Методы биологии

Цифровая лаборатория по

Практическая работа № 1: «Решение тестовых

биологии (базовый

заданий по темам: «Биология как наука», «Методы

уровень)

биологии», «Признаки живых организмов»

II. Признаки живых организмов

4

2.

Клеточное строение организмов как

Цифровая лаборатория по

доказательство их родства, единства живой

биологии (базовый

природы. Гены и хромосомы.

уровень)

3.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки

организмов. Наследственность и изменчивость –

свойства организмов.

4.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Цифровая лаборатория по

Ткани, органы, системы органов растений и

биологии (базовый

животных, выявление изменчивости организмов.

уровень)

5.

Приемы выращивания и размножения растений и

домашних животных, ухода за ними.

III. Система, многообразие и эволюция живой

7

природы.

6.

Царство Бактерии.

Цифровая лаборатория по

биологии (базовый

уровень)

7.

Царство Грибы

Цифровая лаборатория по

биологии (базовый

уровень)

8.

Роль лишайников в природе, жизни человека и

собственной деятельности.

9.

Царство Растения Практическая работа № 2:

Цифровая лаборатория по

«Решение тестовых заданий по темам:

биологии (базовый

«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

уровень), комплект

гербариев

демонстрационный

10.

Царство Животные. Роль животных в природе,

Цифровая лаборатория по

жизни человека и собственной деятельности.

биологии (базовый

Практическая работа № 3: «Решение тестовых

уровень), комплект

заданий по темам:

влажных препаратов

«Царство Животные, Учение об эволюции

демонстрационный

органического мира»

11.

Учение об эволюции органического мира. Ч.

Дарвин – основоположник учения об эволюции.

Усложнение растений и животных в процессе

эволюции

12.

Биологическое разнообразие как основа

устойчивости биосферы и результата эволюции.

IV. Человек и его здоровье

16

13.

Сходство человека с животными и отличие от них.

Общий план

строения и процессы жизнедеятельности человека.

14.

Нейрогуморальная регуляция процессов

жизнедеятельности организма. Нервная система.

Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа

6

№ 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ

по биологии» -2016 год

«Общий план строения человека»,

«Нейрогуморальная регуляция

организма»

15.

Железы внутренней секреции. Гормоны.

16.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в

пищеварении.

17.

Дыхание. Система дыхания. Практическая работа

Цифровая лаборатория по

№ 5: «Решение тестовых заданий по темам:

биологии (базовый

«Система пищеварения, дыхание»

уровень)

18.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа,

тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

19.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая

системы.

20.

Обмен веществ и превращение энергии в

Цифровая лаборатория по

организме человека. Витамины. Практическая

биологии (базовый

работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам:

уровень)

«Внутренняя среда организма», «Транспорт

веществ» и «Обмен

веществ»

21.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система

выделения.

22.

Покровы тела и их функции.

23.

Размножение и развитие организма человека.

Наследование признаков у человека.

Наследственные болезни, их причины и

предупреждение. Практическая работ № 7:

«Решение тестовых заданий по темам «Система

выделения», «Покровы тела», «Размножение и

развитие человека»

24.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

25.

Органы чувств, их роль в жизни человека.

Практическая работа № 8: «Решение тестовых

заданий по темам:

«Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

26.

Психология и поведение человека. Высшая

нервная деятельность Условные и безусловные

рефлексы, их биологическое значение.

Познавательная деятельность мозга. Сон, его

значение

27.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и

правил здорового образа жизни. Переливание

крови. Профилактические прививки. Уход за

кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья:

аутотренинг, закаливание

  1. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам:

7

«Психология и поведение человека», «Гигиена.

Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой

помощи»

V. Взаимосвязи организмов и окружающей

4

среды.

29.

Влияние экологических факторов на организмы.

Комплект коллекций

Приспособления организмов к различным

демонстрационный (по

экологическим факторам. Популяция.

разным темам курса

биологии)

30.

Взаимодействия разных видов (конкуренция,

хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные

изменения в живой природе. Экосистемная

организация живой природы.

31.

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

Особенности агроэкосистем.

32.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека

в биосфере. Экологические проблемы, их влияние

на собственную жизнь и жизнь других людей.

Последствия деятельности человека в экосистемах,

влияние собственных поступков на живые

организмы и экосистемы. Практическая работа №

10: «Решение тестовых заданий по теме:

«Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

VI. Решение демонстрационных вариантов

3

ОГЭ.

33-

Характеристика структуры и содержания

35.

экзаменационной работы. Распределение заданий

экзаменационной работы по содержанию,

проверяемым умениям и видам деятельности.

VII Перечень рекомендуемых источников

Литература для учителя

  1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
  2. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.

  1. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.

  1. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.

  1. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
  2. Настольная  книга  учителя  биологии/  Авт.-сост.  Калинова  Г.С.,  Кучменко  В.С.-М:  ООО

«Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:

Учебники

  1. «Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл. В.В. Пасечник, 2015г.
  2. «Биология. Животные» 7 кл. В.В. Пасечник, 2016 г.

  1. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2016
  2. «Основы общей биологии» 9 кл.

Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ

  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители:

В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.

  1. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

  1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009..

  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы-составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.:

Эксмо, 2009.

  1. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель,

2009.

  1. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы -составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов -

Астрель, 2010-2016г.

Дополнительная литература

  1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития»,

1997.-128 с.

  1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др.

– М.: Дрофа, 2008.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)

В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....

Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".

Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...

Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"

Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектирование. Биология"

Представлен опыт в составлении программы по внеурочной деятельности "Проетирование. Ьиология". Программа рассчитана на 3 года, 5 - 7 класс....

Программа внеурочной деятельности "Юный биолог", 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии для 5 классов "Юный биолог", расчитана на 1 час в недлю....

Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"

Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....