Программа внеурочной деятельности по биологии
рабочая программа по биологии
Программа внеурочной деятельности по биологии (Точка роста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochnoy_deyatelnosti_po_biologii_liniya_zhizni_8-9_klass.docx | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Линия жизни»
Целевая аудитория: 8 - 9 класс
Срок реализации программы: 1 год (35 часов)
2022 г.
- Пояснительная записка
Курс «Линия жизни» для 8-9 класса составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Внеурочная деятельность «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Преподавание внеурочной деятельночти предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Внеурочная деятельность рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации.
Задачи курса:
- Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
- Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
- Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
II. Планируемые результаты освоения содержания курса
Личностные результаты обучения.
- Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;
- формирование целостного научного мировоззрения;
- осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
- знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
- формирование экологического мышления.
Метапредметные результаты обучения.
- планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- участвовать в совместной деятельности;
- оценивать свою работу и работу одноклассников;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- сравнивать объекты, факты по заданным критериям;
- высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;
- выявлять причинно-следственные связи;
- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;
- работать с текстом и его компонентами;
- создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий.
- организовывать свою учебную деятельность;
- ставить учебные задачи;
- планировать и корректировать свою познавательную деятельность;
- объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
- сравнивать и классифицировать объекты;
- определять проблемы и предлагать способы их решения;
- применять методы анализа и синтеза;
- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета;
- представлять информацию в различных формах;
- составлять аннотации, рецензии, резюме;
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
-определять роль различных веществ в природе и технике;
-объяснять роль веществ в их круговороте;
-приводить примеры химических процессов в природе;
-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
-объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
-перечислять отличительные свойства химических веществ;
-различать основные химические процессы;
-определять основные классы неорганических веществ;
-понимать смысл химических терминов;
-характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение)
и их роль в познании природы;
-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
-использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических
препаратов;
-различать опасные и безопасные вещества.
В результате изучения курса ученик должен научится понимать :
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
- Формы и виды учебной деятельности
- процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся являются:
- метод слухового восприятия и словесной передачи информации;
приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, выступление;
3
- метод стимулирования и мотивации;
приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление требований, заинтересованность результатами работы;
- метод передачи информации с помощью практической деятельности;
приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание выступлений, составление схем и таблиц;
- метод контроля;
приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты, выступления на занятиях, защита проекта.
Формы организации обучения:
- групповые;
- индивидуальные;
- фронтальные.
IV Формы контроля результатов освоения программы
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
V Содержания курса внеурочной деятельности I. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
- Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
- Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
IV. Человек и его здоровье (16 часов)
4
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины
- предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
V. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
VI. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (3 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.
VI Тематическое планирование
Кол- | Использование | |||
№ | оборудования центра | |||
Тема занятия | во | |||
п/п | естественнонаучной и | |||
часов | ||||
технологической | ||||
5
направленностей | |||
«Точка роста» | |||
I. Введение | 1 | ||
1. | Биология как наука. Методы биологии | Цифровая лаборатория по | |
Практическая работа № 1: «Решение тестовых | биологии (базовый | ||
заданий по темам: «Биология как наука», «Методы | уровень) | ||
биологии», «Признаки живых организмов» | |||
II. Признаки живых организмов | 4 | ||
2. | Клеточное строение организмов как | Цифровая лаборатория по | |
доказательство их родства, единства живой | биологии (базовый | ||
природы. Гены и хромосомы. | уровень) | ||
3. | Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки | ||
организмов. Наследственность и изменчивость – | |||
свойства организмов. | |||
4. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | Цифровая лаборатория по | |
Ткани, органы, системы органов растений и | биологии (базовый | ||
животных, выявление изменчивости организмов. | уровень) | ||
5. | Приемы выращивания и размножения растений и | ||
домашних животных, ухода за ними. | |||
III. Система, многообразие и эволюция живой | 7 | ||
природы. | |||
6. | Царство Бактерии. | Цифровая лаборатория по | |
биологии (базовый | |||
уровень) | |||
7. | Царство Грибы | Цифровая лаборатория по | |
биологии (базовый | |||
уровень) | |||
8. | Роль лишайников в природе, жизни человека и | ||
собственной деятельности. | |||
9. | Царство Растения Практическая работа № 2: | Цифровая лаборатория по | |
«Решение тестовых заданий по темам: | биологии (базовый | ||
«Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | уровень), комплект | ||
гербариев | |||
демонстрационный | |||
10. | Царство Животные. Роль животных в природе, | Цифровая лаборатория по | |
жизни человека и собственной деятельности. | биологии (базовый | ||
Практическая работа № 3: «Решение тестовых | уровень), комплект | ||
заданий по темам: | влажных препаратов | ||
«Царство Животные, Учение об эволюции | демонстрационный | ||
органического мира» | |||
11. | Учение об эволюции органического мира. Ч. | ||
Дарвин – основоположник учения об эволюции. | |||
Усложнение растений и животных в процессе | |||
эволюции | |||
12. | Биологическое разнообразие как основа | ||
устойчивости биосферы и результата эволюции. | |||
IV. Человек и его здоровье | 16 | ||
13. | Сходство человека с животными и отличие от них. | ||
Общий план | |||
строения и процессы жизнедеятельности человека. | |||
14. | Нейрогуморальная регуляция процессов | ||
жизнедеятельности организма. Нервная система. | |||
Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа |
6
№ 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ | ||
по биологии» -2016 год | ||
«Общий план строения человека», | ||
«Нейрогуморальная регуляция | ||
организма» | ||
15. | Железы внутренней секреции. Гормоны. | |
16. | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в | |
пищеварении. | ||
17. | Дыхание. Система дыхания. Практическая работа | Цифровая лаборатория по |
№ 5: «Решение тестовых заданий по темам: | биологии (базовый | |
«Система пищеварения, дыхание» | уровень) | |
18. | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, | |
тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. | ||
19. | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая | |
системы. | ||
20. | Обмен веществ и превращение энергии в | Цифровая лаборатория по |
организме человека. Витамины. Практическая | биологии (базовый | |
работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: | уровень) | |
«Внутренняя среда организма», «Транспорт | ||
веществ» и «Обмен | ||
веществ» | ||
21. | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система | |
выделения. | ||
22. | Покровы тела и их функции. | |
23. | Размножение и развитие организма человека. | |
Наследование признаков у человека. | ||
Наследственные болезни, их причины и | ||
предупреждение. Практическая работ № 7: | ||
«Решение тестовых заданий по темам «Система | ||
выделения», «Покровы тела», «Размножение и | ||
развитие человека» | ||
24. | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | |
25. | Органы чувств, их роль в жизни человека. | |
Практическая работа № 8: «Решение тестовых | ||
заданий по темам: | ||
«Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | ||
26. | Психология и поведение человека. Высшая | |
нервная деятельность Условные и безусловные | ||
рефлексы, их биологическое значение. | ||
Познавательная деятельность мозга. Сон, его | ||
значение | ||
27. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и | |
правил здорового образа жизни. Переливание | ||
крови. Профилактические прививки. Уход за | ||
кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: | ||
аутотренинг, закаливание |
- Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам:
7
«Психология и поведение человека», «Гигиена. | |||
Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой | |||
помощи» | |||
V. Взаимосвязи организмов и окружающей | 4 | ||
среды. | |||
29. | Влияние экологических факторов на организмы. | Комплект коллекций | |
Приспособления организмов к различным | демонстрационный (по | ||
экологическим факторам. Популяция. | разным темам курса | ||
биологии) | |||
30. | Взаимодействия разных видов (конкуренция, | ||
хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные | |||
изменения в живой природе. Экосистемная | |||
организация живой природы. | |||
31. | Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | ||
Особенности агроэкосистем. | |||
32. | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека | ||
в биосфере. Экологические проблемы, их влияние | |||
на собственную жизнь и жизнь других людей. | |||
Последствия деятельности человека в экосистемах, | |||
влияние собственных поступков на живые | |||
организмы и экосистемы. Практическая работа № | |||
10: «Решение тестовых заданий по теме: | |||
«Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | |||
VI. Решение демонстрационных вариантов | 3 | ||
ОГЭ. | |||
33- | Характеристика структуры и содержания | ||
35. | экзаменационной работы. Распределение заданий | ||
экзаменационной работы по содержанию, | |||
проверяемым умениям и видам деятельности. |
VII Перечень рекомендуемых источников
Литература для учителя
- Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
- ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.
- Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
- Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
- Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
- Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО
«Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:
Учебники
- «Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл. В.В. Пасечник, 2015г.
- «Биология. Животные» 7 кл. В.В. Пасечник, 2016 г.
- «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2016
- «Основы общей биологии» 9 кл.
Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ
- Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители:
В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.
- ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009..
- Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы-составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.:
Эксмо, 2009.
- ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель,
2009.
- ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы -составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов -
Астрель, 2010-2016г.
Дополнительная литература
- Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития»,
1997.-128 с.
- Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др.
– М.: Дрофа, 2008.
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)
В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....
Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".
Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...
Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"
Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектирование. Биология"
Представлен опыт в составлении программы по внеурочной деятельности "Проетирование. Ьиология". Программа рассчитана на 3 года, 5 - 7 класс....
Программа внеурочной деятельности "Юный биолог", 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии для 5 классов "Юный биолог", расчитана на 1 час в недлю....
Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"
Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....