Рабочий лист по биологии, 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс)
Методическая разработка планирования и проведения (конспекта) урока биологии в 8 классе по систематике. Тема урока "Основные систематические категории животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rl_b8_sistematika.docx | 511.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ, 8 класс
Основные систематические категории животных
Цель урока: ответить на вопросы:
- Зачем биологи разных стран до сих пор говорят на латинском языке?
- Почему в современной систематике киты считаются копытными?
Первые учёные-биологи столкнулись с проблемой: в разных народах и на разных территориях люди могли называть один и тот же организм по-разному. Например, полынь по-другому именуют укропным деревом, божьим деревом. Расставить организмы “в правильном порядке” помогла новая наука – систематика
Вклад К. Линнея и Ж.Б. Ламарка в развитие систематики
Первой удачной попыткой написания такой системы стали труды Карла Линнея.
Карл Линней – шведский ботаник, зоолог и минералог.
Чем он отличился:
- описал 1200 родов и 8000 видов живых организмов;
- ввёл в научный обиход основные систематические категории (род, отряд, вид);
- предложил систему классификации животных и растений;
- дал определение виду как элементарному таксону;
- создал бинарную номенклатуру.
Бинарная номенклатура
По бинарной номенклатуре научное название каждого вида состоит из двух слов: родового существительного и видового прилагательного.
Пример: в словосочетании Ромашка обыкновенная слово “ромашка” – название рода растения, а “обыкновенная” – видовой эпитет.
Главное преимущество таких названий в том, что в любом уголке света вид будет называться на латыни одинаково. Так биологи точно никогда не запутаются в названиях.
Жан Батист Ламарк – французский учёный-естествоиспытатель.
Что сделал Ламарк:
- впервые выдвинул гипотезу о том, что виды не просто существуют в природе, но и изменяются со временем;
- считал, что все существующие организмы произошли от примитивных форм.
Такие идеи позволили Ж.Б. Ламарку создать новую усложнённую и более верную систему органического мира, в основе которой лежали родственные связи живых организмов и принцип градации.
Принцип градации: от наиболее примитивных форм жизнь развивается к сложным дифференцированным организмам.
Так как учёные определяют, к какому таксону отнести конкретный организм?
Для этого были выведены определенные критерии – признаки, которые характерны только для представителей конкретного таксона.
Современная систематика органического мира базируется на следующих признаках:
- Морфологические особенности
Внешнее строение организмов играет ключевую роль в соотнесении живых организмов к определенным таксонам, потому что морфологические сходства можно просто обнаружить невооруженным глазом.
- Внутреннее строение
Однако, как мы уже выяснили, внешнее сходство может быть обманчивым.
Многие виды мимикрируют под более защищенных особей, при этом относятся к разным родам, а иногда даже классам. Например, муха-журчалка по внешнему строению схожа с осой, однако это представители разных отрядов насекомых. Но “прикид” осы помогает ей избегать лишних конфликтов с окружающими. Эта хитрость в биологии называется мимикрией.
Мимикрия – приспособительная окраска, похожесть менее защищенного вида на более приспособленный.
Внешнее сходство организмов, проживающих в одной среде обитания, также усложняет использование морфологического критерия в систематике. Червяга – безногое пресмыкающееся – на первый взгляд очень похоже на змею, однако они относятся к разным отрядам. Кит напоминает рыбу, но относится к классу Млекопитающие. Оба, и червяга, и кит, используют чит под названием “конвергенция”.
Конвергенция – формирование схожих признаков у разных групп организмов.
Именно поэтому учёные при описании видов и их таксономии также рассматривают внутреннее строение. Так, у кита можно заметить наличие тазового пояса, характерного для млекопитающих.
Внутреннее строение кита
- Экологические особенности
К экологическим особенностям относятся способ питания, среда обитания, образ жизни. Однако представители разных видов могут питаться одним и тем же и обитать на одной территории, поэтому опираться на этот критерий нельзя.
- Внутреннее строение клетки
Одним из главных критериев выделения таксонов является внутреннее строение клетки и особенности строения органоидов. Так, например, мы можем отличить растительную клетку от животной.
- Генетические данные
Этот критерий вида считается наиболее точным, ведь у каждого вида есть свой индивидуальный кариотип!
Кариотип – присущий определенному виду набор признаков хромосом (их форма, размер и количество).
Почему киты считаются парнокопытными? |
Вторичноводные животные – живущие в воде организмы, которые имеют наземного предка.
Важно запомнить! |
Классификация и систематика животных
Для того, чтобы правильно указать систематическое положение какого-либо животного, необходимо последовательно назвать следующие таксоны: Царство → Подцарство → Тип → Класс → Отряд → Семейство → Род → Вид.
Например, мы хотим расписать систематическое положение Ночницы усатой. Оно будет выглядеть примерно так:
- Царство Животные,
- Подцарство Многоклеточные,
- Тип Хордовые,
- Класс Млекопитающие,
- Отряд Рукокрылые,
- Семейство Гладконосые летучие мыши,
- Род Ночница,
- Вид Ночница усатая.
Важно знать! |
ЗАПОМНИ!
- Систематика (кладистика) изучает филогению и соподчинённость таксонов в биологии.
- Филогения – историческое развитие видов.
- Таксон – систематическая категория.
- Карл Линней ввёл в научный обиход основные систематические категории (род, отряд, вид), предложил систему классификации животных и растений, дал определение виду как элементарному таксону, создал бинарную номенклатуру.
- Жан Батист Ламарк впервые выдвинул гипотезу о том, что виды не просто существуют в природе, но и изменяются со временем.
ВЫВОД: Современная систематика органического мира базируется на следующих признаках: морфологические и анатомические особенности, экология вида, его кариотип.
Проверь себя
Задание 1.
Какой учёный ввёл бинарную номенклатуру?
- К. Линней
- Ж. Б. Ламарк
- Ч. Дарвин
- Т. Шванн
Задание 2.
Кому принадлежит гипотеза о том, что виды не только существуют в природе, но и развиваются?
- К. Линней
- Ж. Б. Ламарк
- Ч. Дарвин
- Т. Шванн
Задание 3.
Синоним термина «систематика» -…
- морфология
- анатомия
- кладистика
- филогения
Задание 4.
Наиболее современный критерий открытия нового вида:
- морфологический
- экологический
- анатомический
- генетический
Ответы: 1 – 1; 2 – 2; 3 – 3; 4 – 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие листы по биологии
Перечень заданий для закрепления знаний учащихся на уроке по теме: "Происхождение жизни на Земле"....
Рабочий лист для 6 класса по теме: " Погода и климат"
Этот материал разработан к учебной линии "Полярная звезда" под редакцией АлексееваА.И. Он поможет организовать самостоятельную работу класса при изучении темы: "Погода и к лимат"...
рабочий лист по 5 класс " Наземно -воздушная среда" по учебнику Сухоруква Л.И.
Этот лист разработан для лучшего усвоения знаний по этой теме.Дети самостоятельно или с помощью учитела работают с книгой....
Рабочий лист по биологии "Сравнение простейших"
Рабочий лист "Сравнение амебы обыкновенной и эвглены зеленой"...
Рабочий лист по биологии 11 класс «Естественный отбор и его формы»
Рабочий лист по биологии 11 класс «Естественный отбор и его формы» ...
Рабочий лист по биологии для обучающихся 6 класса по теме "Корень"
Рабочий лист по теме "Корень, его значение и строение" предназначен для закрепления знаний , полученных на уроке...
Рабочий лист по биологии для обучающихся 7 класса по теме "ПТИЦЫ"
Рабочий лист для самостоятельной работы обучающихся во время урока...