Рабочий лист по биологии, 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс)

Шалагина Наталья Геннадьевна

Методическая разработка планирования и проведения (конспекта) урока биологии в 8 классе по систематике.  Тема урока "Основные систематические категории животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rl_b8_sistematika.docx511.32 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ, 8 класс

Основные систематические категории животных

Цель урока:  ответить на вопросы:

  • Зачем биологи разных стран до сих пор говорят на латинском языке?
  • Почему в современной систематике киты считаются копытными?

Первые учёные-биологи столкнулись с проблемой: в разных народах и на разных территориях люди могли называть один и тот же организм по-разному. Например, полынь по-другому именуют укропным деревом, божьим деревом. Расставить организмы “в правильном порядке” помогла новая наука – систематика

 Вклад К. Линнея и Ж.Б. Ламарка в развитие систематики

Первой удачной попыткой написания такой системы стали труды Карла Линнея.

Карл Линней – шведский ботаник, зоолог и минералог.

Чем он отличился:

  • описал 1200 родов и 8000 видов живых организмов;
  • ввёл в научный обиход основные систематические категории (род, отряд, вид);
  • предложил систему классификации животных и растений;
  • дал определение виду как элементарному таксону;
  • создал бинарную номенклатуру.

C:\Users\User\Desktop\БХ\carl_von_linne-768x928.jpg

Бинарная номенклатура

По бинарной номенклатуре научное название каждого вида состоит из двух слов: родового существительного и видового прилагательного. 

Пример: в словосочетании Ромашка обыкновенная слово “ромашка” – название рода растения, а “обыкновенная” – видовой эпитет. 

Главное преимущество таких названий в том, что в любом уголке света вид будет называться на латыни одинаково. Так биологи точно никогда не запутаются в названиях.

Жан Батист Ламарк – французский учёный-естествоиспытатель.

Что сделал Ламарк:

  • впервые выдвинул гипотезу о том, что виды не просто существуют в природе, но и изменяются со временем;
  • считал, что все существующие организмы произошли от примитивных форм.

Такие идеи позволили Ж.Б. Ламарку создать новую усложнённую и более верную систему органического мира, в основе которой лежали родственные связи живых организмов и принцип градации.

Принцип градации: от наиболее примитивных форм жизнь развивается к сложным дифференцированным организмам.

C:\Users\User\Desktop\БХ\jean-baptiste_de_lamarck.jpg

Так как учёные определяют, к какому таксону отнести конкретный организм?

Для этого были выведены определенные критерии – признаки, которые характерны только для представителей конкретного таксона.

Современная систематика органического мира базируется на следующих признаках:

  1. Морфологические особенности

Внешнее строение организмов играет ключевую роль в соотнесении живых организмов к определенным таксонам, потому что морфологические сходства можно просто обнаружить невооруженным глазом. 

  1. Внутреннее строение

Однако, как мы уже выяснили, внешнее сходство может быть обманчивым.

Многие виды мимикрируют под более защищенных особей, при этом относятся к разным родам, а иногда даже классам. Например, муха-журчалка по внешнему строению схожа с осой, однако это представители разных отрядов насекомых. Но “прикид” осы помогает ей избегать лишних конфликтов с окружающими. Эта хитрость в биологии называется мимикрией.

Мимикрия – приспособительная окраска, похожесть менее защищенного вида на более приспособленный.

Внешнее сходство организмов, проживающих в одной среде обитания, также усложняет использование морфологического критерия в систематике. Червяга – безногое пресмыкающееся – на первый взгляд очень похоже на змею, однако они относятся к разным отрядам. Кит напоминает рыбу, но относится к классу Млекопитающие. Оба, и червяга, и кит, используют чит под названием “конвергенция”.

Конвергенция – формирование схожих признаков у разных групп организмов. 

Именно поэтому учёные при описании видов и их таксономии также рассматривают внутреннее строение. Так, у кита можно заметить наличие тазового пояса, характерного для млекопитающих.

Внутреннее строение кита

  1. Экологические особенности

К экологическим особенностям относятся способ питания, среда обитания, образ жизни. Однако представители разных видов могут питаться одним и тем же и обитать на одной территории, поэтому опираться на этот критерий нельзя. 

  1. Внутреннее строение клетки

Одним из главных критериев выделения таксонов является внутреннее строение клетки и особенности строения органоидов. Так, например, мы можем отличить растительную клетку от животной.

  1. Генетические данные

Этот критерий вида считается наиболее точным, ведь у каждого вида есть свой индивидуальный кариотип! 

Кариотип – присущий определенному виду набор признаков хромосом (их форма, размер и количество).

Почему киты считаются парнокопытными?

Долгое время ученые гадали, откуда взялись китообразные. Понятно, что они относятся к млекопитающим и являются вторичноводными животными, но вот загадка – от кого они произошли?

Именно новые молекулярно-генетические данные свидетельствуют о том, что китообразные — близкие родственники парнокопытных, в частности гиппопотамов. Да-да, получается, кит – это нечто вроде “морской коровы”. 

Вторичноводные животные – живущие в воде организмы, которые имеют наземного предка.

Важно запомнить!

Только с помощью комплекса всех перечисленных признаков можно установить возникновение нового вида или отнести его к какому-то таксону. 

Классификация и систематика животных

Для того, чтобы правильно указать систематическое положение какого-либо животного, необходимо последовательно назвать следующие таксоны: Царство → Подцарство → Тип → Класс → Отряд → Семейство → Род → Вид.

C:\Users\User\Desktop\БХ\5-3-1-768x857.png

Например, мы хотим расписать систематическое положение Ночницы усатой. Оно будет выглядеть примерно так:

  • Царство  Животные,
  • Подцарство  Многоклеточные, 
  • Тип  Хордовые,
  • Класс  Млекопитающие,
  • Отряд  Рукокрылые,
  • Семейство  Гладконосые летучие мыши,
  • Род  Ночница,
  • Вид  Ночница усатая.

Важно знать!

Систематические категории
Тип и Отряд встречаются только в систематике животных. У растений им соответствуют Отдел и Порядок.

ЗАПОМНИ!

  • Систематика (кладистика) изучает филогению и соподчинённость таксонов в биологии. 
  • Филогения – историческое развитие видов.
  • Таксон – систематическая категория.
  • Карл Линней  ввёл в научный обиход основные систематические категории (род, отряд, вид), предложил систему классификации животных и растений, дал определение виду как элементарному таксону, создал бинарную номенклатуру.
  • Жан Батист Ламарк впервые выдвинул гипотезу о том, что виды не просто существуют в природе, но и изменяются со временем.

ВЫВОД:    Современная систематика органического мира базируется на следующих признаках: морфологические и анатомические особенности, экология вида, его кариотип. 

Проверь себя

Задание 1.
Какой учёный ввёл бинарную номенклатуру? 

  1. К. Линней
  2. Ж. Б. Ламарк
  3. Ч. Дарвин
  4. Т. Шванн

Задание 2.
Кому принадлежит гипотеза о том, что виды не только существуют в природе, но и развиваются? 

  1. К. Линней
  2. Ж. Б. Ламарк
  3. Ч. Дарвин
  4. Т. Шванн

Задание 3.
Синоним термина «систематика» -… 

  1. морфология
  2. анатомия
  3. кладистика
  4. филогения

Задание 4.
Наиболее современный критерий открытия нового вида:

  1. морфологический
  2. экологический
  3. анатомический
  4. генетический

Ответы: 1 – 1; 2 – 2; 3 – 3; 4 – 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы по биологии

Перечень заданий для закрепления знаний учащихся на уроке по теме: "Происхождение жизни на Земле"....

Рабочий лист для 6 класса по теме: " Погода и климат"

Этот материал разработан к учебной линии "Полярная звезда" под редакцией АлексееваА.И. Он поможет организовать самостоятельную работу класса при изучении темы: "Погода и к лимат"...

рабочий лист по 5 класс " Наземно -воздушная среда" по учебнику Сухоруква Л.И.

Этот лист разработан для лучшего усвоения знаний по этой теме.Дети самостоятельно или с помощью учитела работают с книгой....

Рабочий лист по биологии "Сравнение простейших"

Рабочий лист "Сравнение амебы обыкновенной и эвглены зеленой"...

Рабочий лист по биологии 11 класс «Естественный отбор и его формы»

Рабочий лист по биологии 11 класс «Естественный отбор и его формы» ...

Рабочий лист по биологии для обучающихся 6 класса по теме "Корень"

Рабочий лист по теме "Корень, его значение и строение" предназначен для закрепления знаний , полученных  на уроке...

Рабочий лист по биологии для обучающихся 7 класса по теме "ПТИЦЫ"

Рабочий лист для самостоятельной работы обучающихся во время урока...