"Применение современных технологий в учебно-воспитательном процессе"
материал по биологии (8, 9 класс)

Суркурак Аймраковна Мандаева

В докладе обозначены приоритетные задачи в сфере воспитания. Раскрыты вопросы, раскрывающие его актуальность на современный период. Поставлена и решена проблема, какие современные технологии применяют педагоги-практики в своей работе. Приведены данные анкетирования педагогов в виде графического изображения (Приложение). Изложена краткая характеристика, применяемых современных технологий в учебно-воспитательном процессе, внедрение которых обеспечивает развитие личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Мандаева Суркурак Аймраковна,

МОКУ «Лопчинская СОШ»,

учитель биологии, географии,

заместитель директора по воспитательной работе,

первая квалификационная категория,

8 983 583 0545

«Воспитание является одним из важных компонентов образования в интересах человека, общества, государства» – именно так сегодня расставлены приоритеты в системе образования. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении лежат современные технологии.

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приёмов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям [1].

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере личностного развития воспитания обучающих предусматривается «принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций» [2].

Согласно Стратегии развитие воспитания в системе образования предполагает:

- развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры [3].

В целях реализации, отмеченных пунктов Стратегии, педагогический коллектив МОКУ «Лопчинская СОШ» внедряет перспективные формы и методы в работе с обучающимися.

Сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Иное качество жизни требует поиска новых воспитательных технологий. Имея за плечами более 20 лет общего педагогического стажа и около трёх лет стажа школьного учителя и заместителя директора по воспитательной работе, я задаюсь вопросом: каким образом усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, какие технологии применить, чтобы пребывание в школе для наших детей стало максимально плодотворным. Провожу небольшое анкетирование педагогов школы и получаю такой результат (Приложение).

Итак, рассмотрим отдельные воспитательные технологии, которые применяют педагоги нашей школы в учебно-воспитательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся; создание благоприятного психологического климата на занятиях; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни [4].

Воспитание культуры здоровья в нашей школе реализуется через такие программы как «Азбука здоровья» в начальных классах, которая направлена на укрепление здоровья школьников и помогают им заботиться о своём здоровье, соблюдать правила личной гигиены, рационально организовывать свой труд и отдых. В старших классах - через внеурочную деятельность «Основы здорового образа жизни», «Спортивные игры», а также на уроках биологии, технологии, физической культуры и ОБЖ.

Для обеспечения двигательной активности на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, точечный массаж, цветотерапия; во внеучебное время - классные часы по правилам здорового питания, гигиены рук и тела, гигиены жилища. Стало традицией проводить 15 октября «День чистых рук» для начальной школы 8-классниками, семейные спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья», конкурсно-игровые программы с участием родителей «День защитника Отечества», Дни здоровья, Кросс нации.

Одним из актуальных в здоровьесберегающей технологии является экологическое направление. В 2021 году население посёлка поддержало проект создания спортплощадки на территории школы. Осенью состоялось открытие площадки ,и теперь школьники имеют возможность заниматься различными коллективными видами спорта - баскетбол, волейбол, футбол и другие. В рамках акции «Сад памяти» выпускники прошлого года высадили деревья и кустарники на пришкольной территории.

Таким образом, здоровьесберегающая технология скорее относится к организационным моделям: она основана на идее создания условий учебно-воспитательного процесса, способствующего сохранению и укреплению здоровья учащихся.

На протяжении почти трёх лет моей работы в этой школе активно применяется проектная технология. За данный период времени есть некоторые результаты. Проектную технологию педагоги применяют как в урочной, так и во внеурочной деятельности и в воспитательной работе.

В прошлом году новшеством в нашей школе стало выполнение проектных работ всеми желающими с 5 по 11 класс и защита их на апрельской научно-практической конференции школьников. Ребята самостоятельно определяют темы проекта и выбирают руководителя работы. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике [5].

Проектная технология наиболее полно находит своё отражение при подготовке выставок, конкурсных работ, проведении исследований. Например, в текущем году (впервые за три года) две работы от нашей школы были рекомендованы для участия в НПК школьников «Шаг в науку» на муниципальном уровне. Исследовательский проект Муратова Сергея (8 класс) «Личность в истории, история в личности» (диплом III степени). Примером практического проекта является работа Винниковой Виолетты (9 класс) по теме «Изучение технологии изготовления ферментированного чая из лекарственных растений Алтая (Кипрея узколистного L.)» (диплом II степени). Считаю, что такая высокая оценка выполненных работ, является результатом совместной деятельности учащегося, педагога и родителей.

Работа в этом направлении продолжается.

Широкое применение проектной технологии запланировано в разработанных программах по дополнительному образованию детей на следующий учебный год. Все образовательные блоки ДООП «На стыке рельсов» предусматривают формирование деятельностно - практического опыта у обучающихся. Занятия по данной программе помогут подросткам приобщиться к поисково-собирательской работе, изучению и описанию предметов, созданию коллекций, проведению экскурсий и походов. Содержание блоков программы по годам обучения «Сердцу милый край» и «Природа и люди родного края» предполагают выполнение обучающимися исследовательских и практических проектов. В первый год обучения дети изучают историю своей семьи, архив семьи, старые фотографии, семейные реликвии, описывают увлечения своей семьи. Достижение предполагаемых результатов могут позволить создать краеведческий кабинет в нашей школе.

К ожидаемым результатам реализации Стратегии развития воспитания до 2025 года является повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания [3].

Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях являются родители, дедушки и бабушки.

В этом году проектные работы старшеклассников приняли участие в областном этапе конкурса генеалогических исследований «Моя родословная» (2022). Выполнение проекта позволило ребятам создать конечный продукт - генеалогическое древо своей семьи, лично проследить взаимосвязь истории семьи и истории страны.

Проектная работа «С Алтайских гор до сопок Приамурья» Винниковой Виолетты (9 класс) заняла 2 место в номинации «Наша династия». Результат работы по изучению истории семьи Винниковых в ряду поколений был представлен на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Без срока давности». Историческая ценность данных проектов заключается в том, что изучение родословной это не только интересная и полезная работа, но и долг каждого человека, знак уважения к своим предкам.

Таким образом, я считаю, что использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе способствует развитию познавательного интереса к изучению отдельных предметов, формированию у учащихся умения проводить поиск информации, анализировать источник информации, различать факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Немаловажно формирование умения участвовать в дискуссиях по поставленным проблемам, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания себя гражданином России. Следовательно, можно утверждать, что проектная технология является важнейшим средством повышения эффективности работы в учебно-воспитательном процессе.

Рассмотрим, еще одну инновационную технологию, из практики педагогов нашей школы. Это Арт-технология.

Арт-технология - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного наряду с содержанием изучаемого предметного курса [5].

Не имея возможности заниматься в профессиональной художественной школе или в школе искусств, наши дети принимают участие в конкурсах рисунков и не раз становились призёрами муниципального и областного уровня. Например, Муратов Сергей стал призёром в фотоконкурсе «В объективе – Приамурье» с работой «Под куполом неба» (2021).

Результативное участие детей в творческих конкурсах «Охрана труда глазами детей», «Дорогою добра», «Моя Конституция», «День рододендрона - 2022» и другие доказывают эффективность применения данной технологии в учебно-воспитательном процессе.

В районном конкурсе «Новогодние игрушки – 2022» наша школа удостоилась диплома «ГРАН-ПРИ», отправив восемь работ! Семь из них стали победителями. Представленные на конкурс игрушки - это не просто игрушки, а результат совместной творческой работы педагогов, обучающихся и родителей.

В рамках реализации мероприятий, приуроченных к Году народного творчества, нами запланировано проведение Фестиваля народов России на начало нового учебного года. Сейчас идёт подготовительный этап - создание национальных костюмов и/или их элементов. Первый арт-объект «Головной убор как национальный маркер» создан с участием семьи Панёвиной Алисы (1 класс), а именно бабушкой Алисы – Байбулатовой Фаридой Бариевной. Работа отправлена на региональный этап конкурса «Зелёная планета – 2022» .

Следует отметить, что воспитательное значение создания любого конечного продукта, оказывает влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

На протяжении нескольких лет в нашей школе реализуется ШОУ – технология, которая прочно вошла в жизнь наших школьников в формате реализации ДОО программы «Школа КВН».

Достижение цели и результатов реализации Стратегии невозможно без использования современных информационных и коммуникационных технологий, в том числе новейших электронных информационно-методических ресурсов [3].

Информационные технологии широко используются при проведении мероприятий в любой из представленных технологий, так как применение ИКТ позволяет эффективно решать вопросы обновления приёмов воспитательной деятельности. ИКТ - технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения и воспитания, соблюдая санитарно-гигиенические требования [7].

В рабочей программе воспитания школы выделена воспитательная ценность урока, которому отводится определённое место и роль. Применение ИКТ позволяет педагогам пользоваться материалами Всероссийских открытых уроков. Например, только в этом учебном году прошли уроки «Эколята – молодые защитники природы», «Уроки Генетики», уроки Арктики «Полярные экспедиции: история и современность», «Перепись населения», уроки Цифры, уроки ОБЖ.

Огромно воспитательное значение киноуроков. Произведения экранного искусства обладают большими возможностями для формирования мировоззрения, патриотизма, нравственного и эстетического воспитания школьников [8].

Таким образом, внедрение ИКТ в образовательную деятельность – необходимый ресурс для активизации воспитательной работы в новых условиях.

В завершение рассмотрим технологию КТД (коллективные творческие дела), разработанную И.П. Ивановым.

Технология коллективного творческого дела – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов [9].

Виды коллективных дел подразделяют на трудовые, интеллектуальные, художественные, спортивные, экологические.

Из практики школ известно, что воспитание сводится к набору мероприятий, организуемых как правило, педагогами для детей, где дети часто являются просто их участниками, потребителями того, что сделано другими. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания.

Роль ключевых общешкольных дел для воспитания школьников очень значительна, так как часто именно они становятся традиционными, образуя своеобразный костяк воспитательной работы в школе. Крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения, укрепляют во всех детях и взрослых чувство «мы», укрепляют школьную общность [5].

Одним из таких дел в нашей школе можно назвать патриотические акции «Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», возложение гирлянды к стене памяти в Дни воинской Славы, в День памяти и скорби.

В процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в части трудового воспитания коллектив школы ежегодно принимает участие в социальной акции «Чистый посёлок».

В этом году ключевым КТД можно назвать праздничный концерт, посвященный 40-летнему юбилею школы. Любимым праздником детей остаётся встреча Нового года. Вся школа принимает участие в оформлении кабинетов, рекреаций, создавая новогоднюю атмосферу. По традиции первоклассники и выпускники школы наряжают ёлку. Дети составляют сценарий проведения праздника, распределяют роли.

Новшеством текущего года в нашей школе является посвящение в ряды Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» учащихся 3-8 классов. Пополнив ряды юнармейцев Амурской области, наши воспитанники расширят свою деятельность и, мы надеемся, что они проявят себя в многочисленных мероприятиях патриотической направленности.

Необходимо отметить важное обстоятельство, что рамки общешкольного ключевого дела достаточно свободны, они не только позволяют, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариантность самовыражения классов и отдельно каждого учащегося.

Организация интересных и личностно развивающих ключевых общешкольных дел в практике мало реализуется. Практика показывает, что многие затруднения в организации общешкольных ключевых дел связаны именно с этапом планирования. Ошибки возникают тогда, когда 1) педагоги самостоятельно осуществляют планирование, представляя учащимся творческий простор и инициативу в разработке лишь уже намеченных взрослыми дел; 2) в планировании дел участвует небольшая группа наиболее активных и инициативных ребят, в результате чего они становятся и основными исполнителями принятых решений [7].

Чтобы преодолеть данные затруднения, мы считаем необходимо развитие и укрепление «Организации ученического самоуправления».

Ввести в школе самоуправление – это значит предоставить ребятам возможность занять позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. Самоуправление подразумевает определение каждому ребёнку своей зоны ответственности в соответствии с его возрастными и личностными особенностями.

- Как прийти к такому самоуправлению?

- Только создав условия для реализации возможности функционирования самоуправления в школе на всех четырёх уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы) можно достигнуть эффективности от технологии ключевых общешкольных дел [7].

И это было последнее, что я хотела отметить.

Таким образом, применение в воспитательном процессе современных технологий или их элементов позволяют нам как учителям и классным руководителям выполнить триаду действий: замысел – реализация – продукт, превращают традиционное обучение и воспитание в процесс развития личности, дают возможность повышать качество образования и воспитания.

И последнее, ориентируясь на стандарты третьего поколения, мы не можем упускать использование технологий воспитания на основе системно - деятельностного подхода. Ведущей целью здесь является ориентация на личность воспитанников, их интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Результатом использования современных воспитательных технологий в нашей школе считаю:

- повышение количества участников в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах и их результативность;

- формирование ключевых компетентностей учащихся;

- приобретение навыка самостоятельно организовывать творческую деятельность;

- активизация творческой и познавательной активности учащихся;

- формирование положительных личностных качеств учащихся;

- формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Главным положительным результатом воспитательной работы с применением современных технологий является высокая активность детей, пробуждается интерес к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Воспитание нравственности: технологический аспект: метод. пособие / автор-сост. В.Ц. Попова; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009. – 71 с.

2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. – 333 с.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – М., 2015.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2010. - 118 с.

Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России. - М.: Педагогика, 2008.- № 9. - С. 3.

5. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

6. Поляков С.Д. Воспитательные технологии. – М.: Владос, 2009. – 284 с.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: «Академия», 2002. – 272 с.

8. Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. - 152 с.

9. Бархатова Е.А. Современные воспитательные технологии // Интернет ресурс: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/sovremennye-vospitatelnye-tehnologii

10. Беляева Г.А. Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса // Интернет ресурс: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/metodicheskaya-rekomendaciya-dlya-pedagogov-dopolnitelnog-0

Приложение

Результаты анкетирования педагогов-предметников

«Применение современных технологий педагогами»

(в %, от количества опрошенных педагогов – 12 человек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

Применение здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе

Использование здоровьесберегающей технологии в ходе учебно-воспитательного процесса...

«Воспитание с применением современных технологий. ИКТ в воспитательном процессе»

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов во...

Применение современных технологий в организации образовательного процесса на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Целью моей педагогической деятельности  является обеспечение  благоприятныхусловий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможн...

Современные технологии в учебно-воспитательном процессе

Современные технологии в учебно-воспитательном процессе...