«Подготовка к Всероссийским проверочным работам по биологии»
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Цель Всероссийских проверочных работ - обеспечить единство образовательного пространства, поддержать введение ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_2019.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
Доклад на тему:
«Подготовка к Всероссийским проверочным работам по биологии»
Подготовила: Гордеева И.А., учитель биологии
МБОУ Платоновская СОШ
2019
#1053;азначение всероссийской проверочной работы
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования в Российской Федерации реализуется поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках этого процесса начиная с сентября 2015 г. обучающиеся 5 классов во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом. Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников. Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР могут быть использованы общеобразовательными организациями для совершенствования методики преподавания биологии на начальном этапе обучения предмету, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности общеобразовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Цель Всероссийских проверочных работ - обеспечить единство образовательного пространства, поддержать введение ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Особенность Всероссийских проверочных работ – единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от № 1/15)) и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень на 2016 / 17 учебный год.
Специалисты Рособрнадзора и Минобрнауки утверждают, что ежегодное тестирование обучающихся позволит:
- Дать ученикам хорошую психологическую подготовку к экзаменам в 11-м и 9-м классах (ОГЭ и ЕГЭ);
- Проверить объем и качество знаний, полученных в течение учебного года;
- ВПР заставят школьников систематически заниматься на протяжении всего учебного процесса, а не только в выпускных классах;
- Будут видны недостатки учебной программы по экзаменационным дисциплинам;
- Родителям будет понятна общая картина знаний ученика;
- ВПР помогут усовершенствовать региональную систему образования. Принципы ВПР — это новые технологии, которые обеспечивают единую работу учащихся всех школ страны, и единая система проведения, оценки и подхода к формированию заданий.
ВПР проходит по следующим правилам:
Федеральной службой образования каждому предмету отведен определенный день;
Для выполнения заданий по каждой дисциплине ученикам отводится 45 минут.
Запрещено использовать при выполнении заданий справочные материалы и словари (только черновики).
Результаты выставляются в журнал как оценки за контрольную работу.
Результаты Всероссийских проверочных работ объявляются в течение 2 недель. Оценки уровня знаний учеников конкретной школы, класса будут находиться в открытом доступе.
В заданиях отсутствовала тестовая часть, все вопросы условно делились на практические и общеобразовательные.
Ключевыми особенностями ВПР по биологии в 5 классе являются: • соответствие ФГОС основного общего образования; • соответствие отечественным традициям преподавания учебного предмета «Биология»; • учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; • отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни и продолжения образования; Изучение биологии в 5 классе и содержание ВПР по биологии для 5 класса базируются на образовательных результатах освоения обучающимися предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Так по итогам обучения в начальной школе обучающиеся могут различать явления природы; знают о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), необходимых для жизни растения условиях (свет, тепло, воздух, вода), разнообразии растений (деревья, кустарники, травы; основные дикорастущие и культурные растения; растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений); понимают роль растений в природе и жизни людей; знают о разнообразии животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия и др.; дикие и домашние животные; животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений), условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища), понимают роль домашних животных в природе и жизни людей. К окончанию обучения в начальной школе ученики также умеют описывать на основе предложенного плана объекты живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; работать с естественнонаучной информацией и мн. др.
Как подготовить ребенка к ВПР?
Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно. Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь часть учебного процесса. Пусть пишет то, что знает.
Какие пособия выбрать для подготовки к ВПР?
Рабочих тетрадей и методических пособий для подготовки к ВПР в 5 и 6 классе сейчас выпускают много. В основном это издания, представляющие собой шаблонные задания по Демоверсии с минимумом обучающих моментов. Их особенность в том, что они направлены на осознанное обобщение и систематизацию усвоенных ребёнком знаний, умений, способов действий.
Важно в этот период проследить, чтобы школьник соблюдал правильный режим дня. Здоровый сон, обязательные прогулки на свежем воздухе, полноценное питание помогут ученику физически и психологически подготовиться к проведению аттестации.
А главная задача родителей — убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР. Многие родители запугивают своих детей, давят на них психологически, отсюда и неуверенность в себе. Надо очень много разговаривать с детьми, вести именно диалог. Посоветовать родителям познакомиться с сайтами «НИКО», « Решу ВПР 5 , 6 классы» ,«Образовательные тесты», «Современный учительский портал», демонстрационные версии Н. В. Котикова, В.В. Саленко. Они помогут в подготовке детей к ВПР.
Контрольные измерительные материалы (далее КИМ) ВПР направлены на проверку сформированности у обучающихся естественнонаучных требований: - формирование целостной научной картины мира; - овладение научным подходом к решению различных задач; - овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; ВПР 2019. БИОЛОГИЯ, 5 класс © 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации - овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями окружающего мира; - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; - формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у обучающихся предметных требований: - формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии; - приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека; - освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Где проводятся ВПР?
Все ВПР проводятся в той же школе, которую посещает ученик.
На что влияют результаты ВПР?
С одной стороны, ВПР ни на что не влияет. Это просто контрольные работы, нужные для оценки уровня подготовки конкретного ученика и устранения имеющихся пробелов в знаниях. Ни на дальнейшее обучение ребёнка, ни на его итоговую аттестацию в конце года, ни на поступление его в ВУЗ результаты ВПР не влияют. Даже Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок учащимся. С другой стороны, результаты ВПР в 5 и 6 классах могут быть частью портфолио ученика. Конечно, эти результаты могут быть учтены только по желанию ребенка и его родителей. Например, при переходе в другую школу.
Зачем нужны ВПР?
Ежегодное тестирование учеников позволит:
- выявить недостатки учебной программы по разным предметам;
- проверить качество и уровень знаний, даваемых конкретной школой, в сравнении с результатами других школ России;
- развить единые образовательные стандарты для всех школ;
- дать ученикам возможность подготовиться психологически к ЕГЭ (т.к. способы проведения ВПР похожи на ЕГЭ, а значит, ребёнок будет чувствовать себя спокойнее, выполняя похожую работу не в первый раз);
- заставить школьников заниматься на протяжении каждого учебного года, а не только в выпускном классе.
Кроме того, результаты проверочных работ нужны:
- школьникам и их родителям, ведь они могут оценить, насколько качественное образование даёт школа, а также выявить пробелы в знаниях;
- педагогам, так как они получат независимую оценку качества своей работы;
- директорам школ. Они в свою очередь тоже могут объективно оценить работу учителей начальных классов;
- департаментам образования, ведь они увидят слабые школы. Для таких школ разрабатываются специальные меры поддержки.
Структура варианта проверочной работы.
Вариант проверочной работы в 5 классе состоит из 10 заданий, которые
различаются по содержанию и проверяемым требованиям.
Задания 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10 основаны на изображениях конкретных
объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и
статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану,
классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку,
применения биологических знаний при решении практических задач.
В задании 5 требуется классифицировать растения (), по разным
основаниям, а далее восстановить последовательность этапов выполнения
определенных действий (), например посадки растения. Задание 8 проверяет
умение распределять растения и животных по природным зонам. Задание 10
проверяет связь учебного курса биологии с выбором будущей профессии.
Рекомендации по переводу первичных баллов
в отметки по пятибалльной шкале в 5 классе
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–8 | 9–16 | 17–22 | 23–27 |
Вариант проверочной работы в 6 классе состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач.
Задания 1, 2, 4, 5, 7–10 проверяют знания и умения обучающихся
работать с изображениями биологических объектов, научными приборами,
графиками, схемами, таблицами с целью охарактеризовать их по
предложенному плану и продемонстрировать уровень сформированности
предметных биологических знаний и умений.
Задание 3 предполагает работу по восстановлению текста
биологического содержания с помощью избыточного перечня биологических
терминов и понятий.
Задание 8 проверяет умение обучающихся формулировать гипотезу
биологического эксперимента, оценивать полученные результаты и делать
обоснованные выводы.
Задание 9 проверяет умение использовать полученные теоретические
знания в практической деятельности.
Рекомендации по переводу первичных баллов
в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–11 | 12–18 | 19–25 | 26–30 |
Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?
(рекомендации для учителей)
1. Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем учащимся.
Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на них внимание.
4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.
5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8. Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
9. Общайтесь с коллегами!
Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
Как поддержать учащихся во время подготовки к ВПР?
(рекомендации для учителей)
Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.
Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".
Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.
Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации психологов для педагогов:
- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
- создайте ситуацию эмоционального комфорта;
- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;
- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";
- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";
- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";
- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;
- помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;
- помогайте ребенку избежать ошибок;
- поддерживайте учащихся при неудачах;
- подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;
- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- опираться на сильные стороны ребенка;
- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;
- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.
Следующую информацию можно разместить в классном уголке, предварительно обсудив ее с учащимися. Не будет лишним познакомить с ней и родителей. Кстати, я всегда напоминаю об этих правилах нашим старшим выпускникам. И особое внимание обращаю на пункт: "ЧИТАЙ ЗАДАНИЕ ДО КОНЦА!" Так как многие ребята, не дочитав до конца, предположив по первым словам, о чем идет речь, начинают выполнять задание и в итоге делают это неправильно.
Как вести себя во время написания ВПР?
Материалы ВПР сгруппированы из заданий разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой.
Итак, позади период подготовки. Подыши, успокойся. Вот и хорошо! А теперь.
Будь внимателен! В начале работы тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Соблюдай правила поведения на ВПР! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос учителю, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланка, или в случае возникновения трудностей с текстом (опечатки, не пропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
Сосредоточься! После заполнения бланка задания, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
Будь спокоен! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Пропускай трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто нелепо написать недостаточно хорошо только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс выполнить хорошо.
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за основное время пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над «трудными», которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Удачи тебе!
Еще несколько советов для родителей из социальной сети для учителей.
Совет №1
Любой экзамен — это стресс. Бедные дети!
Что делать: выдохните — есть одно очень существенное отличие Всероссийской проверочной работы от ГИА после 9-го класса и ЕГЭ после 11-го. Даже в случае неудачи ребенок в любом случае продолжит дальнейшее обучение.
«Задания в тестах составлены таким образом, что набрать минимально необходимое количество баллов сможет практически любой ребенок. В данной ситуации за результаты работ больше переживают сами учителя. Нам тоже декларируется, что это просто мониторинг общего развития школьников и выявление «белых пятен» в образовательных программах. Но при этом нам опять «ставят проценты», что может спровоцировать не совсем объективную оценку работ при проверке».
Совет № 2
Но все равно же волнительно и страшно!
Что делать: некоторые психологи считают, что дети, в отличие от их родителей, более адаптированы к таким ситуациям. «Хочу отметить, что современные дети к подобным проверкам и экзаменам относятся гораздо проще, чем мы в свое время. В том числе этому способствуют и регулярные олимпиады, которые также проводятся в тестовом формате и в которых многие школьники участвуют, начиная уже с первого класса». Более того, по ее мнению, экзамены, которые проводятся с начальной школы и которые приближены по своему формату к ЕГЭ, помогут психологически подготовить ребенка к главному школьному экзамену, практически нивелировав эффект неожиданности и снизив по максимуму стрессовую составляющую.
Совет №3
Порой сами родители способны все «испортить». Из лучших побуждений они «накручивают» ребенка, предъявляют ему строгие требования и повышенные ожидания. Чаще всего это происходит, потому что родители чуть ли не больше своего ребенка боятся предстоящих испытаний и проецируют свои страхи на него.
Что делать: выдохните еще раз, теперь не за ребенка, а за себя. «Ни в ком случае нельзя запугивать ребенка перед экзаменами и грозить ему наказанием в случае неудачи. Именно это чаще всего становится основной стрессовой составляющей в экзаменационный период, а не сами проверочные задания.
Она советует не стращать школьника ужасными последствиями, а поддержать его, настроив на положительный результат.
«При этом не стоит говорить с ребенком общими фразами, например: «все будет хорошо». Тут стоит конкретизировать: «Ты справишься, потому что… ты хорошо учился и старался весь год. Тут стоит ориентироваться на сильные стороны своего ребенка и делать на них акцент», — говорит психолог.
Совет №4
Зачастую в попытке «догнать уходящий поезд» родители перед экзаменом начинают усиленно заниматься с ребенком, хаотично и бессистемно «впихивая» в него все, что проходили по программе не один год.
Что делать: достаточно выявить слабые места и пробелы в знаниях ребенка и целенаправленно подтянуть эти направления. Психолог утверждает, что не стоит нагружать школьника учебой сверх меры. Это конечно не значит, что нужно вообще отказаться от дополнительных занятий, но и ежедневно сидеть с учебниками до ночи ребенку ни к чему.
Совет №5
«Иногда приходится слышать от родителей фразы типа «это твои задания, сам и решай», «я свое в школе отучился», «со мной никто не сидел». Сейчас многие учебные программы составлены таким образом, что изначально требуют участия взрослого человека». Что делать: «Не стоит отмахиваться от просьб ребенка о помощи в решении школьных заданий и оставлять его один на один с проблемами и вопросами», — считает психолог.
Совет №6
Как пережить этот непростой период без потрясений?
Что делать: у школьника должно оставаться время на прогулки и занятия личными делами — игры, общение с детьми.
«Поставьте себя на место ребенка. Вам тоже хочется отдохнуть от служебных дел после работы. Так и для ученика школа тоже работа. Не забывайте, что детям 11- 12 лет, нужны игры и общение с друзьями. А вот доступ к телевизору и компьютерным играм следует ограничить, а еще лучше исключить в этот период»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сайт для подготовки к Всероссийским проверочным работам. http://www.eduniko.ru/
В разделе "Банк заданий" можно просмотреть и использовать задания для подготовки к Всероссийским проверочным работам по всем предметам.На базе предложенных материалов можно разработать новые варианты ...
Методическая разработка проверочной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе, 11 класс
Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Данная методическая разработка позволит учителю подготвоить учащихся 11-х классов к итоговой ат...
Организация и подготовка к Всероссийским проверочным работам. (из опыта работы)
МБОУ «Ивановская ООШ»...
Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку
Здесь можно узнать о формах организации учебной деятельности при подготовке учащихся 5-8-х классов к ВПР, познакомиться с электронными ресурсами, которые помогут успешно подготовиться к ВПР...
Анализ результатов всероссийской проверочной работы по биологии обучающихся 8 класса в 2020 г.
Анализ результатов всероссийской проверочной работы по биологии...
Анализ всероссийской проверочной работы по биологии 6.doc
Анализ всероссийской проверочной работы по биологии 6.doc...
Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой,...