Задания по ботанике для подготовки к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (7, 9 класс)

 Задания по ботанике для подготовки к ОГЭ собраны из разных источников в интернете. Они помогут ученикам  подготовиться к экзамену. Их можно использовать для составления итоговой работы для учащихся 6, 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_botanike.docx92.05 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.

3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).

4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.

6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

  1. Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)  Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.

2)  Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.

3)  Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.

4)  Листья шиповника непарноперистые, с 5−7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.

5)  Корневая система проникает на глубину до 5 м.

6)  Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.

  1. Известно, что картофель, или паслен клубненосный,  — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)  Картофель  — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.

2)  Родина картофеля  — побережье Чили и Перу.

3)  Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.

4)  До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.

5)  Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.

6)  Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.

4.  Известно, что подсолнечник масличный  — важнейшее пищевое, кормовое, техническое растение. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)  Подсолнечник является однолетним травянистым растением.

2)  Родина подсолнечника  — Мексика, где его называли «цветком солнца». Поэтому подсолнечник теплолюбивая культура и сеять его нужно весной, когда почва прогреется до 8−12 °C.

3)  Соцветие подсолнечника  — корзинка, плод-семянка.

4)  Подсолнечное масло идет в пищу, на изготовление маргарина, из тертых семян получают халву.

5)  Из стеблей и листьев подсолнечника производят силос и сенаж  — корма для травоядных животных. Также используют жмыхи, остающиеся после выжимания масла.

6)  Из подсолнечника можно делать бумагу, мыло, лакокрасочные материалы.

5.  Известно, что сахарный тростник  — злаковое разводимое растение, используемое человеком для получения сахара.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)  может образовывать заросли выше человеческого роста

2)  питательные вещества откладываются в стебле

3)  предпочитает теплый и влажный климат

4)  используется в корм скоту

5)  произрастает на обрабатываемых человеком почвах

6)  стебель тростника  — соломина

 6. Известно, что черноплодная рябина – декоративный кустарник, являющийся ценной плодовой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам

1)  созревает рябина в конце сентября и остается на дереве до зимы

2)  к почвам рябина малотребовательна

3)  из ягод готовят варенье, желе, мармелад, компоты, сухофрукты, соки

4)  растение специально высаживают в скверах и парках

5)  у растения несколько стволиков, растущих из одного узла

6)  цветет растение белыми цветами, имеет продолговатые листья

7. Известно, что сахарный тростник  — злаковое разводимое растение, используемое человеком для получения сахара.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)  может образовывать заросли выше человеческого роста

2)  питательные вещества откладываются в стебле

3)  предпочитает теплый и влажный климат

4)  используется в корм скоту

5)  произрастает на обрабатываемых человеком почвах

6)  стебель тростника  — соломина i

8. Известно, что черноплодная рябина – декоративный кустарник, являющийся ценной плодовой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам

1)  созревает рябина в конце сентября и остается на дереве до зимы

2)  к почвам рябина малотребовательна

3)  из ягод готовят варенье, желе, мармелад, компоты, сухофрукты, соки

4)  растение специально высаживают в скверах и парках

5)  у растения несколько стволиков, растущих из одного узла

6)  цветет растение белыми цветами, имеет продолговатые листья

9. Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ

Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани  — ___________ (Б)  — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля  — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) воздушное

2) древесина

3) дыхание

4) луб

5) почвенное

6) ситовидная трубка

7) сосуд

8) фотосинтез

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

10. Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путем диффузии. В листе они удаляются через особые образования  — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасенная в ходе ___________ (Г), происходящего в зеленых частях растения на свету.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода

2) испарение

3) кислород

4) транспирация

5) углекислый газ

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ

Поглощенный ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам  — ___________ (Б)  — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев  — листопад.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) корень

2) ситовидная трубка

3) сосуд

4) стебель

5) транспирация

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

12. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки  — ___________ (В)  — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) корневой чехлик

3) корневой волосок

4) лист

5) побег

6) стебель

7) устьица

8) фотосинтез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

13. Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Бóльшую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ___________ (А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Еще одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ___________ (Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая __________ (В), а также кустарник ___________(Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) коробочка

2) можжевельник

3) плод

4) сосна

5) споровое

6) хвойное

7) цветковое

8) шишка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

14. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б)  — особых пластидах зеленого цвета. Они содержат особое вещество зеленого цвета  — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) испарение

3) лейкопласт

4) питание

5) свет

6) фотосинтез

7) хлоропласт

8) хлорофилл

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

15. Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

МХИ

Мхи  — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах  — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зеленые мхи, например кукушкин лен, и белые мхи, например ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоемов: озер и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г)  — ценного удобрения и топлива.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) низшее

2) коробочка

3) семенное

4) сорус

5) споровое

6) сфагнум

7) торф

8) цветковое

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

16. Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению  — ___________ (В)  — по специальным клеткам проводящей ткани  — ___________ (Г)  — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) атмосферное

2) вода

3) корень

4) корневое

5) побег

6) ситовидная трубка

7) сосуд

8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

17. Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ХВОЩИ

Хвощи  — это ___________ (А) растения, размножающиеся при участии ___________ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: ___________ (В), на котором развиваются споры, и ___________ (Г), похожий на маленькую зеленую елочку. Появление хвощей на полях  — признак избыточного содержания кислот в почве.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) весенний

2) семейные

3) корневище

4) насекомое

5) летний

6) осенний

7) вода

8) споровые

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

18. Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИСТА

В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) жилка

2) кислород

3) кожица

4) поглощение

5) углекислый газ

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

19. Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительных клетках содержатся овальные тельца зеленого цвета  — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хромопласт

2) вакуоли

3) хлоропласт

4) хлорофилл

5) митохондрии

6) целлюлоза

7) гликоген

8) глюкоза

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

20. Вставьте в текст «Прорастание семян» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН

Семена могут долго лежать в бумажных пакетиках, в мешках из ткани, в зернохранилищах, находясь в состоянии покоя и не прорастая. Прорастающие семена начинают активно дышать, поглощая ___________ (А) и выделяя ___________ (Б). Во время дыхания выделяется энергия. При прорастании семени фасоли зародыш питается запасами веществ, отложенных в ___________ (В), а при прорастании зерновки пшеницы зародыш питается запасами веществ, отложенных в ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) свет

2) семядоля

3) зародышевый корешок

4) кислород

5) эндосперм

6) углекислый газ

7) органические вещества

8) семенная кожура

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

21. Вставьте в текст «Перемещение веществ по растению» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ПО РАСТЕНИЮ

У растения вещества перемещаются в двух направлениях: от ___________ (А) вверх перемещаются ___________ (Б) и растворенные минеральные вещества, от ___________ (В) вниз перемещаются растворенные органические вещества, образовавшиеся в ходе ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода

2) воздух

3) дыхание

4) корень

5) лист

6) стебель

7) углекислый газ

8) фотосинтез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

22. Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ПАПОРОТНИКИ

Папоротники  — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах  — сорусах. Из споры развивается ___________ (Б)  — особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ___________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима ___________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода

2) заросток

3) минеральная соль

4) проросток

5) семязачаток

6) зигота

7) споровые

8) цветковые

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

23. Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ___________ (А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул ___________ (Б) и синтез молекул ___________ (В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного ___________ (Г). Этот процесс называется фотолиз.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) ДНК

2) темновая

3) кислород

4) АТФ

5) сумеречная

6) гемоглобин

7) хлорофилл

8) углекислый газ

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

24. Вставьте в текст «Семейство Сложноцветные» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Семейство Сложноцветные

Сложноцветные  — одно из самых больших семейств ______________(А) растений.

Главный отличительный признак этого семейства состоит в том, что у него цветы  —________(Б), представляющие на самом деле целое соцветие из мелких цветочков  —______________(В). Эти цветочки сидят на общем цветоложе и окружены общей чашечкой, состоящей из одного или нескольких рядов _______________(Г) (маленьких листочков, расположенных на цветоножке)  — получается нечто наподобие корзиночки. Отдельные цветочки обычно совсем мелкие. Венчик сростнолепестный, по форме сильно различается, но выделяют два наиболее распространенных типа: трубчатый и ___________(Д), причем все пять его долей срастаются в одну пластинку, отогнутую в одну сторону.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) прицветник

2) прилистник

3) корзинка

4) двудольный

5) однодольный

6) язычковый

7) сложный

8) составной

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

25. Вставьте в текст «Семейство Бобовые» пропущенные термины из предло¬женного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последо¬вательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Семейство Бобовые

Бобовые  — семейство________(А) растений порядка Бобовоцветные, имеют очередное листорасположение. Листья обычно сложные с прилистниками, реже простые. Соцветие - кисть или головка. Цветки с________(Б) чашечкой и венчиком, как правило  —__________(В)-симметричные. У типичных бобовых верхний крупный лепесток принято называть парусом (флагом), боковые лепестки  — веслами (крыльями), а два сросшихся или слипшихся нижних  — лодочкой. Одногнездный плод с расположенными в ряд семенами называется________(Г). Семена, как правило,  — без эндосперма с крупными _____________(Д).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) стручок

2) боб

3) семядоля

4) однодольный

5) пятичленный

6) четырехчленный

7) двудольный

8) двусторонний

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

26. Вставьте в текст «Первые организмы на Земле» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.

Первые организмы на Земле

Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми в ходе эволюции на Земле возникли гетеротрофные _________ (А) организмы, питавшиеся _________ (Б) веществами «первичного бульона». По мере истощения «первичного бульона» возникла необходимость в дополнительном источнике органических веществ. Тогда стали появляться _________ (В) организмы. Первые из таких организмов использовали энергию _________ (Г) реакций, энергию солнечного света автотрофы стали использовать позднее.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1)  гетеротрофный           2)  автотрофный                  3)  прокариотический

4)  эукариотический        5)  неорганический             6)  органический

7)  окислительно-восстановительный                        8)  ионно-обменный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

27. Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Процессы жизнедеятельности листа

В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1)  жилка          2)  кислород             3)  кожица                4)  поглощение

5)  углекислый газ         6)  устьица                7)  фотосинтез               8)  чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

28. Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Пластиды

В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зеленые пластиды  — _________(А)  — обеспечивают процесс _________(Б) за счет наличия в их составе пигмента_________(В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или желтый пигменты. Такие пластиды называют_________(Г).

Перечень терминов:

1)  хромопласт              2)  хлорофилл               3)  лейкопласт               4)  фотосинтез

5)  вакуоль                    6)  дыхание                    7)  хлоропласт               8)  каротин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

29. Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Семя фасоли

В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега  —___________(А). В состав зародыша входят ___________(Б) толстые семядоли, в которых отложены ___________(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___________(Г) растения.

Перечень терминов:

1)  три          2)  цветок         3)  почечка                    4)  минеральные

5)  плоды     6)  две              7)  органические           8)  листья

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

30. Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Содержание соланина в различных сортах картофеля

Сорт

Глазок

Мякоть

клубня

Ягода

Листья

Стебель

Детскосельский

4

0,2

7,5

4,5

9

Синеглазка

5

0,1

9

6

7

Чугунка

4

0,2

8,5

5,5

9,5

Скала

1

0,4

6,8

4,8

11,2

Золушка

3

0,3

8

7,5

8

Ранняя роза

3

0,1

4

4,6

8,9

1)  В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?

2)  В какой части клубня соланин находится в большем количестве?

3)  Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?

31. Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.

Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)

в 19-летних сосновых посадках разной густоты

Густота насаждений

(в деревьях на гектар)

Ствол

Хвоя

Ветви

100

58,9

13,2

8,9

185

63,7

14,2

7,7

400

66,4

10,0

6,3

500

64,9

13,4

5,0

700

72,8

8,7

4,9

1)  В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?

2)  Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?

3)  Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?

32. Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность

основных сельскохозяйственных культур центральной

Наименование

культуры

2005 год

2006 год

площадь,

га

вал. сбор, т

урожай-ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, т

урожай-ность,

ц/га

Озимая пшеница

515

2777

54

545

3749

69

Клещевина

27

17

10

16

13

8

Подсолнечник

158

217

14

156

325

21

Лен масличный

157

135

9

122

202

17

 

1.  Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?

2.  Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3.  Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.

33. Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на нижеследующие вопросы.

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК.

Наименование

культуры

2005 год

2006 год

площадь,

га

вал. сбор, т

урожай-ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, т

урожай-ность,

ц/га

Горчица

166

145

9

96

121

13

Озимый рапс

50

98

17

75

184

25

Соя

328

559

17

232

688

30

Яровой рапс

30

45

8

50

67

13

 

1.  Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2006 году?

2.  Увеличился ли в 2006 году валовый сбор по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3.  Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.

 

34. Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Ученые решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трех различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.

Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:

1.  При какой концентрации СO2 фотосинтез идет наиболее эффективно?

2.  Какова сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестает расти?

3.  Объясните, почему при концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света?

Внимание! Не забывайте указывать размерность величин при ответе на вопросы!

Таблица 1

Количество поглощенного СO2 (в мкл/мин) при разной концентрации

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3772

 

35. Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

Название растения

Поверхность

верхняя

нижняя

число устьиц

кувшинка белая

406

0

овес

40

27

пшеница

47

32

маслина

0

625

дуб

0

346

репа

0

716

слива

0

253

яблоня

0

246

 

1)  Для чего нужны устьица растениям?

2)  У каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно объяснить?

3)  На какой стороне листа расположены устьица у кувшинки и почему?

   

36. Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм^2 листа» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

1)  Зачем нужны устьица растениям?

2)  У каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно объяснить?

3) Почему у кувшинки устьица расположены на одной стороне?

Число устьиц на 1 мм2 листа

Название растения

Поверхность

верхняя

нижняя

число устьиц

кувшинка белая

406

0

овес

40

27

пшеница

47

32

маслина

0

625

дуб

0

346

репа

0

716

слива

0

253

яблоня

0

246

 

37. Пользуясь таблицей «Влияние распыления углекислого газа на урожай растений» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы.

1)  Какое из растений дало самый большой прирост урожая?

2)  Как проникает углекислый газ в растения?

3)  Почему при распылении углекислого газа повышается урожай растений?

Влияние распыления углекислого гага на урожай растений

Название растения

Без опрыскивателя СO2

С опрыскивателем СO2

Увеличение урожая в процентах

Резеда

27

41

155

Бальзамин

36

66

180

Герань

45

118

262

Табак

30

54

180

Бегония

90

135

138

38. Ученица одной из московских школ изучала зависимость активности фотосинтеза от степени освещенности. Она отрезала корень у элодеи и поместила ее вверх ногами в раствор. Стакан с элодеей освещался лампочкой, которую ученица отодвигала на разное расстояние. Измерялось количество пузырьков, поднимающихся от среза стебля к поверхности стакана, за 3 минуты. Результаты своих измерений ученица занесла в таблицу.

Расстояние от

лампочки до растения, см

Число пузырьков за 3 минуты

Среднее число пузырьков

в минуту

повтор 1

повтор 2

повтор 3

средее

100

103

94

64

87

29

70

81

101

104

95

32

40

101

103

93

99

33

Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.

1.  Каково влияние освещенности на активность протекания фотосинтеза?

2.  На каком расстоянии от источника света фотосинтез идет наиболее активно?

3.  Как Вы думаете, как можно было бы достичь большей точности эксперимента?

 

39. Осмос – это явление, при котором молекулы воды поступают через полупроницаемую мембрану из области низкой концентрации растворенного вещества в область повышенной концентрации. Например, при погружении кожицы лука в концентрированный раствор соли наблюдается отслаивание цитоплазмы клетки от оболочки (плазмолиз) из-за того, что вода из цитоплазмы уходит в раствор.

Ученики одной из московских школ решили использовать явление осмоса для определения концентрации сахарозы в клубнях картофеля. Они поместили кусочки картофеля известной массы в пробирки с разной концентрацией сахарозы, выдержали там эти кусочки двое суток, после чего снова измерили их массу. Если концентрация сахарозы в картофеле выше, чем в растворе, то вода должна поступать в картофель и его масса должна увеличиваться. Если же концентрация в картофеле ниже, то, наоборот, его масса будет снижаться. По результатам своей работы ученики составили следующую таблицу.

Концентрация сахарозы, моль/л

Изменение массы картофеля, г

среднее, г

повтор 1

повтор 2

повтор 3

повтор 4

повтор 5

0,1

0,30

0,30

0,40

0.40

0,40

0,38

0,2

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,3

0,00

0,89

0,04

0,34

0,04

0,26

0,4

–0,75

–0,65

–0,45

–0,65

–0,40

–0,58

0,5

–0,15

–0,15

–0,25

–0,20

–0,20

–0,25

Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.

1.  Какова, по Вашему мнению, концентрация сахарозы в изучаемом картофеле, использованном для эксперимента? Ответ поясните.

2.  Каждый ученик выполнял эксперимент при одной из приведенных выше концентраций сахарозы. Все ли ученики добросовестно записали свои результаты? Ответ поясните.

 

40. Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растении 

Вид

Площадь поверхности листа, см2

Число устьиц в 1 см2

верхняя сторона

листа

нижняя сторона

листа

Капуста

14 100

22 600

Кукуруза

600–1350

5200

6800

Овес

12–15

2500

2300

Картофель

5100

16 100

Яблоня

18

29 400

Фасоль

49

4000

28 100

Пшеница

13–15

3300

1400

Подсолнечник

38

175

325

*Прочерк означает отсутствие данных.

1)  Для какого растения из числа приведенных характерна наибольшая листовая пластинка?

2)  Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?

3)  Каково назначение устьиц в дыхании растений?

 

41. Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещенности», в которую ученый записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Интенсивность света (в свечах)

Объем поглощенного углекислого газа за 1 мин. (в см3)

Серия 1

Серия 2

Серия 3

В среднем

100

15

17

16

16

200

34

36

38

36

300

52

49

49

50

400

67

69

68

68

500

88

85

85

86

600

101

101

101

101

 

1)  Чем можно объяснить, что данные, полученные в трех сериях опытов, несколько отличаются?

2)  Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещенности?

3)  Какой еще один фактор, кроме освещенности, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?

 

42. Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещенности», в которую ученый записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы.

 

Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещенности

 

Интенсивность

света (в свечах)

Объем поглощенного углекислого газа

за 1 мин. (в мл)

Серия 1

Серия 2

Серия 3

В среднем

100

15

17

16

16

200

34

36

38

36

300

52

49

49

50

400

67

69

68

68

500

88

85

85

86

600

101

101

101

101

 

1)  Чем можно объяснить, что данные, полученные в трех сериях опытов, несколько различаются?

2)  Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещенности?

3)  Какой еще один фактор, кроме освещенности, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?

43. Пользуясь «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино

 

Название растения

Покрытие площади 1 м2, %

Характер распределения

Процент цветущих растений по отношению к встреченным

Медуница мягкая

10

Отдельные группы

12

Фиалка удивительная

10–30

Отдельные группы

45

Хохлатка плотная

4

Одиночно

9

Сон-трава

3

Одиночно

7

Мать-и-мачеха обыкновенная

50–70

Равномерно

49

Адонис весенний

10–30

Отдельные группы

23

Гусиный лук желтый

10–30

Отдельные группы

35

Первоцвет крупночашечный

50–70

Равномерно

64

 

1)  Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе?

2)  Какие виды находятся под угрозой исчезновения?

3)  Укажите две меры, которые необходимо принять для охраны исчезающих видов.

 

44. Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений

 

Вид

Площадь поверхности листа, см2

Количество устьиц

Верхняя сторона

листа, 1 см2

Нижняя сторона

листа, 1 см2

Капуста

14 100

22 600

Кукуруза

600–1350

5200

6800

Подсолнечник

38

175

325

Пшеница

13–15

3300

1400

Фасоль

49

4000

28 100

Овес

12–15

2500

2300

Картофель

5100

16 100

Яблоня

18

0

29 400

 

Примечание. (—) обозначает отсутствие данных.

 

1)  Для каких растений из числа приведенных характерна наименьшая листовая пластинка? Приведите два примера.

2)  Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для двудольных растений, представленных в таблице?

3)  Какую роль играют устьица в охлаждении растений? 

45. Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Содержание соланина в различных сортах картофеля

Сорт

Глазок

Мякоть

клубня

Ягода

Листья

Стебель

Детскосельский

4,0

0,2

7,5

4,5

9,0

Синеглазка

5,0

0,1

9,0

6,0

7,0

Чугунка

4,0

0,2

8,5

5,5

9,5

Скала

1,0

0,4

6,8

4,8

11,2

Золушка

3,0

0,3

8,0

7,5

8,0

Ранняя роза

3,0

0,1

4,0

4,6

8,9

 

1)  В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина? (Укажите три органа)

2)  В какой части клубня соланин накапливается в наименьшем количестве?

3)  Объясните, какие сорта картофеля Вы могли бы рекомендовать для посадки в целях безопасного его использования в пищу?

46. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  в размножении зависят от воды

2)  имеют проводящие ткани

3)  имеют корни и побеги с листьями

4)  имеют вегетативные органы

5)  образуют семена

6)  размножаются спорами

47. Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  семена

2)  клубни

3)  надземные побеги

4)  цветки

5)  плоды

6)  корни

48. Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  размножение зависит от воды

2)  имеют проводящие ткани

3)  имеют побеги с листьями

4)  имеют корни

5)  образуют семена

6)  образуют шишки

49. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства высших растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  активно перемещаются

2)  имеют органы и ткани

3)  органические вещества получают путем фотосинтеза

4)  поворачиваются в сторону от солнца

5)  могут фотосинтезировать в темноте

6)  в клетках имеется целлюлозная клеточная стенка

50. Какие из перечисленных органов растений являются видоизмененными побегами? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  клубенек гороха

2)  корнеплод моркови

3)  кочан капусты

4)  клубень картофеля

5)  луковица тюльпана

6)  микориза березы

51. Какие из перечисленных органов растений являются видоизмененными корнями? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  кочан капусты

2)  микориза осины

3)  корнеплод свеклы

4)  луковица тюльпана

5)  клубеньки клевера

6)  клубень картофеля

52. Какие из приведенных характеристик характерны для двудольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  проводящие пучки содержат камбий

2)  одна семядоля

3)  стержневая корневая система

4)  всегда травянистые

5)  параллельное жилкование листьев

6)  число частей цветка кратно четырем или пяти

53. Какие из приведенных характеристик характерны для однодольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  могут быть древесными

2)  трехчленный цветок

3)  проводящие пучки без камбия

4)  две семядоли

5)  перистое жилкование

6)  мочковатая корневая система

54. Какие из перечисленных органоидов присутствуют только в растительной клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  хлоропласты

2)  центральная вакуоль

3)  эндоплазматическая сеть

4)  клеточная стенка из целлюлозы

5)  митохондрии

6)  аппарат Гольджи

55. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  является основной тканью растения

2)  служит для проведения воды от корней к листьям

3)  клетки имеют сильно вытянутую форму

4)  в клетках есть хлоропласты

5)  стенки клеток утолщены

6)  клетки живые

56. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  служит для проведения воды от корней к листьям

2)  является проводящей тканью растения

3)  клетки лишены клеточной стенки

4)  клетки содержат хлоропласты

5)  клетки лишены ядер

6)  клетки имеют клетки-спутницы

57. В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  способны образовывать обширные леса

2)  характеризуются многообразием жизненных форм

3)  размножаются семенами

4)  опыляются насекомыми и птицами

5)  имеют хорошо развитые вегетативные органы

6)  образуют сочные и сухие плоды

58. Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  мак полевой

2)  клевер красный

3)  ландыш майский

4)  нарцисс обыкновенный

5)  одуванчик обыкновенный

6)  тюльпан желтый

59. Какие характеристики могут быть использованы при обосновании сходства мхов и папоротников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  размножение спорами

2)  наличие листьев и стебля

3)  оплодотворение, не связанное с водой

4)  автотрофное питание

5)  перекрестное опыление насекомыми

6)  преобладание древесных форм

60. Что характерно для покрытосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  приспособления к разным видам опыления

2)  размножение спорами

3)  двойное оплодотворение

4)  наличие ризоидов

5)  наличие цветков и плодов

6)  внешнее оплодотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по алгебре для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Материал представляет собой задачник. Задачи разделены на три части: задания на 2 балла, задания на три балла, задания на четыре балла. Также прилагаются ответы к заданиям. Сборник можно использовать ...

Стратегии по подготовке выполнения заданий по аудированию, чтению (подготовка к ГИА и ЕГЭ)

Презентация будет интересна для учителей, работающих в 9, 11 класах при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Тесты по теме: "Ботаника" для подготовки к ЕГЭ 11 класс

Предлагаю Вашему вниманию тесты по разделу "Ботаника" ( "Водоросли", "Споровые", "Голосеменные", а также "Царство Бактерии и царство Грибы") для подготовки к ЕГЭ. Материал тестов взят из Открытого бан...

Летние задания по ботанике и зоологии

летние задания  с подробными действиями, результаты которые нужно записать в дневник наблюдения...

ОГЭ Задания по ботанике

В документе собраны задания по ботанике из открытого банка заданий с сайта ФИПИ. Удобно использовать для подготовки к экзаменам и контроля знаний....

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...