Урок "Общая характеристика класса Млекопитающие
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Цель: выделить основные признаки животных класса Млекопитающие.
Задачи:
1) показать черты усложнения класса Млекопитающие по сравнению с классом Пресмыкающиеся;
2) продолжить учить делать выводы о взаимосвязи строения организма с условиями существования;
3) расширить знания о систематике животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass_mlekopitayuschie.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: выделить основные признаки животных класса Млекопитающие.
Задачи:
1) показать черты усложнения класса Млекопитающие по сравнению с классом Пресмыкающиеся;
2) продолжить учить делать выводы о взаимосвязи строения организма с условиями существования;
3) расширить знания о систематике животных.
Оборудование:
Таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся». Инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты «Однопроходные».
Класс Млекопитающие
Ход урока
- Организационный момент
- Вступительное слово о целях и задачах урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающие.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «млекопитающие»? (Питаются молоком, покрыты волосяным покровом, теплокровные, другое название – звери.)
- Где можно встретить млекопитающих?
- 3. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.
Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?
Для ответа на этот проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающие.
4. Изучение нового материала
Общая характеристика млекопитающих
Вспомним, по каким пунктам мы составляем план характеристики класса животных. Составим структурно-логическую схему.
Самостоятельно прочитайте статью учебника «Общая характеристика класса Млекопитающие» (обратите внимание на таблицы) и составьте краткую характеристику класса Млекопитающие.
Сравните строение млекопитающих и пресмыкающихся. (У пресмыкающихся 6 шейных позвонков, туловище располагается близко к поверхности земли, так как конечности находятся по бокам туловища, нет коры больших полушарий головного мозга, сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые легкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.)
• В чем проявляются прогрессивные черты организации животных класса млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?
Прогрессивные черты.
- Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий головного мозга.
- Перемещение конечностей с боков тела под туловище.
- Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детенышей молоком.
- Появление шерстного покрова.
- Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
- Возникновение альвеолярных легких.
Вывод: прогрессивные особенности строения млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.
Характеристика класса Млекопитающие
План характеристики | Характеристика |
1. Среда обитания. 2. Количество видов. 3. Внешнее строение. 4. Внутреннее строение. – Особенности строения скелета. – Особенности строения нервной системы и органов чувств. – Особенности строения кровеносной системы. – Особенности строения дыхательной системы. 5. Размножение. 6. Происхождение. 7. Систематика. 8. Значение. |
– шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем. Дифференцированные зубы; – высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; – кровеносная система замкнутая. Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения; – легкие альвеолярные. 5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве. 6. Произошли от неспециализированных рептилий 160-170 млн лет назад в мезозойскую эру в триасовый период. 7.
|
Систематика млекопитающих
В процессе эволюции млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых в конце триаса дала начало однопроходным (утконос, ехидна), а вторая уже в меловом периоде была представлена группами высокоорганизованных зверей: сумчатыми (современные представители – кенгуру, коала и др.) и плацентарными (современные представители – кошка, лошадь и др. ).
Задание классу
Прочитайте текст «Однопроходные», лежащий у вас на столе. Ответьте на вопросы инструктивной карточки.
Однопроходные
Однопроходные не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пресмыкающихся и птиц, имеется клоака. К однопроходным относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.
- Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.
- Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.
- Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детеныши слизывают.
- Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.
- Температура тела низкая и колеблется от 26° до 34°С.
- Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются
млечные железы и которая образуется только на время размножения. - Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом.
Инструктивная карточка «Характеристика подкласса Яйцекладущие или Первозвери».
- Рассмотрите изображение однопроходного животного и опишите его внешний вид.
- Объясните, почему однопроходных относят к древним млекопитающим.
- Объясните, почему однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся.
- Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве однопроходных и пресмыкающихся.
Предполагаемые ответы
- Тело покрыто шерстью (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка.
- Примитивные черты строения: клоака, клюв, низкая температура тела, размножаются, откладывая яйца, нет сосков и плаценты.
- Вскармливают детенышей молоком.
- Есть клоака, сходно строение скелета плечевого пояса.
Значение млекопитающих
1. Значение млекопитающих для человека.
Человек использует млекопитающих как рабочую силу, как сторожей и помощников на охоте. Млекопитающие дают важные продукты питания (мясо и молоко) и огромное количество производимых из них или с их помощью продуктов. Одежду и обувь, а также предметы роскоши, атрибуты этноса (ковры, меха, украшения из кости) человек изготавливает из материалов, которые также дают млекопитающие.
Лечебные сыворотки, прививочная вакцина для борьбы с многими инфекциями изготавливаются из крови млекопитающих. Фармацевтическая промышленность широко использует различные фракции из организмов животных для получения лекарств и общеукрепляющих препаратов. Например, желчь, стекловидное тело, кровь (в гематогене).
История человеческой культуры имеет много примеров, когда животные вдохновляли человека на создание шедевров: поэм, стихов, песен, сказок, художественных полотен и скульптур. На юге Франции в пещере, где находилась стоянка доисторических людей, найдено на стене изображение лошади, сделанное охрой рукой древнего человека. В испанском городе Сантадера имеется памятник корове, так как почти все коренные жители г. Сантадера являются потомками пастухов. Сам же город сейчас – крупнейший центр молочной промышленности.
Совсем недавно жители одного из Канарских островов водрузили на пьедестал верблюда – самого трудолюбивого помощника человека. Скульптурные изображения лошадей – явление само собой разумеющееся. Есть и изваяния осла. В римском парке Боргезе памятник ослу сооружен по случаю сражения итальянцев с австровенгерскими войсками. На одном из пьедесталов стоит итальянский стрелок, на втором – осел, нагруженный воинским снаряжением.
В Швейцарии в монастыре Сент-Себастьян поставлен памятник прославленному псу породы сенбернар Барри, спасшему от снежных завалов и мороза более 100 человек. В С.-Петербурге на территории института вирусологии поставлен памятник собаке – жертве науки во имя жизни и здоровья человека. В г. Урюпинске совсем недавно установлен памятник пуховой козе.
Древнеегипетские сфинксы – доказательство обожествления человеком животных в древности и желание подражать его силе и мощи. На гербах многих городов, в том числе и российских, нашли себе место животные из класса Млекопитающие.
2. Роль млекопитающих в природе.
Целесообразно дать схему, которая поможет лучше усвоить этот материал.
Значение млекопитающих в природе
Звери Псковской области, подлежащие охране.
Домашнее задание
- ответить на вопросы к параграфу о млекопитающих;
- заполнить таблицу «Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих»
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих
Черты строения и образ жизни | Пресмыкающиеся | Млекопитающие |
Место обитания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»
МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»...
Презентация к уроку Общая характеристика класса Млекопитающих
файл содержит видео (добавлено в видеофайлы), для воспроизведени которого необходимо скопироват его в ту же папку....
Открытый урок "Класс Млекопитающие. Внутреннее строение млекопитающих"
В данной методической разработке представлен подробный план урока, разработаны подробно этапы урока, представлен дидактический материал....
Урок биологии в 7 классе по теме: "Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни"
Кто такие Млекопитающие? Разнообразие видов. Среда обитания, происхождение, размножение....
Класс Млекопитающие, общая характеристика
Презентация по теме «Класс Млекопитающие. Общая характеристика»Категория учащихся: 7 класс. Возраст 12-13 лет.Цель урока: обобщить и систематизировать знания о млекопитающих, их строение, ...
Дистанционный урок биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих"
Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется рабочая программа по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический...