Рабочая программа по биологии 7-9 кл УО (ИН) 1 вариант
рабочая программа
Рабочая программа по биологии 7-9 кл УО (ИН) 1 вариант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7-9_kl_1_var.docx | 606.81 КБ |
Предварительный просмотр:
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для обучающихся 7-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана на основе ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушаемыми) (вариант 1) в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
- Учебным планом образовательной организации.
Программа по «Биологии» продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся в 5 и 6 классах получили элементарную естественнонаучную подготовку. Основными целями рабочей программы по биологии являются:
-обеспечение целостности биологического курса,
-привитие правильного поведения обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
-формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
-формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
-воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства ответственности за ее сохранность.
Изучение биологического материала в 7—9 классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания детей и подростков.
Основные задачи изучения биологии:
-сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
-показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
-сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
-развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
1.Учебник: «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида; автор: З.А.Клепинина, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2009 г.
2.Учебник «Биология. Животные» для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида; авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2008 г.
3.Учебник «Биология. Человек» для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIIIвида; авторы: Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. М.:«Просвещение», 2010 г.
Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Растения. Грибы. Бактерии»,
«Животные», «Человек».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий
Курс биологии начинается с раздела «Растения» (7 класс), в котором обучающиеся знакомятся с общими признаками растений и изучают отдельные группы растений в соответствии с биологической классификацией растительного мира. В разделе
«Животные» (8 класс) большое внимание уделяется установлению причинно- следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил). В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания и во внеурочное время.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Биология. Растения. Грибы. Бактерии»- 7 класс, «Биология. Животные»- 8 класс, «Биология. Человек»- 9 класс входят в предметную область
«Естествознание» и относятся к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Количество часов в неделю | 2 ч | 2 ч | 2 ч |
Итого в год | 68 ч | 68 ч | 68 ч |
IV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
- Осознание необходимости охраны природы;
- Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира растений;
- Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила выполнения проведения простейших опытов по изучению растений, грибов, бактерий, правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам);
- Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;
- Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы);
- Формирование готовности к самостоятельной жизни;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.
АООГТ определяет два уровня овладения предметными результатами:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
контролем учителя;
|
|
проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
| |
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
контролем взрослого);
контролем взрослого);
|
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета:
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы; динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.
В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Умение творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя. Умение применять полученные знания на практике в стандартных ситуациях.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Умение работать на уровне воспроизведения.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. Или выставляется, если знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отсутствие умений работать на уровне воспроизведения.
Критерии для оценивания письменных и контрольных работ:
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущено одна-две ошибки или два-три недочета (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 работы, при этом в работе допущено от трех до пяти ошибок или более трех – четырех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» – не ставится. Или если правильно выполнено менее половины работы, если допущенное количество ошибок выше нормы, при которой может быть выставлена отметка «3».
Критерии для оценивания практических (лабораторных) работ:
Отметка "5" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно провел все опыты в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
- правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, вычисления и сделал выводы;
- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик:
- опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- было допущено два-три недочета;
- было не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- эксперимент проведен не полностью;
- в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
- подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
- допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» – не ставится.
Комплексная оценка:
Отметка «5» cтавится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Отметка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Отметка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.
V.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
«Растения. Грибы. Бактерии»
Введение (2)
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
Общее знакомство с цветковыми растениями (2)
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Подземные и наземные органы цветкового растения.
Цветок. (6)
Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семена растений. (8)
Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корни и корневые системы. (4)
Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня.
Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. (7)
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель (3)
Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей.
Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растений.
Растение — целостный организм (3)
Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания.
Многообразие растений
Многообразие бесцветковых растений (5) Мхи (2)
Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники (1) Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. (2) Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.
Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (21)
Покрытосеменные или цветковые. (3) Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения (6)
Злаки (3): пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные (2). Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения (1) открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа:
Строение луковицы.
Двудольные растения (12)
Пасленовые (4). Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые (2). Горох. Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные (2). Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника.
Биологические особенности растений сада (1). Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные (3). Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.
Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа: Строение клубня картофеля. Практическая работа.
Выращивание рассады.
Многообразие бактерий и грибов (4)
Бактерии (2) Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы (2). Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы (3)
Пересадка и перевалка комнатных растений.
Рыхление земли, обрезка старых ветвей кустарников малины. Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия (1): Весенние явления в природе.
8 класс
Курс «Животные»
Введение (2)
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные (12)
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви (4)
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые (8)
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание.
Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация видеофильмов о насекомых.
Позвоночные животные (55)
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. (7) Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация видеофильмов о рыбах, свежей рыбы (карась, щука)
Земноводные. (3) Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация видеофильмов о земноводных.
Пресмыкающиеся (4). Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Демонстрация: видеофильма о пресмыкающихся.
Птицы. (13) Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, цапли).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация строения яйца, фильмов о птицах, птицеферме.
Млекопитающие, или звери. (16)
Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей (3): волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация: таблиц, видеофильма.
Грызуны (2): мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные (2): заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери (4): волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные (1): тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные (1): кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные (2): дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.
Приматы (1) Общая характеристика.
Сельскохозяйственные млекопитающие (12)
Корова (3). Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овцы (2). Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Верблюды (1). Особенности строения – приспособленность к жизни в пустыне. Значение верблюдов в народном хозяйстве.
Северные олени (1). Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свиньи (3). Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного по-
крова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь (1). Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного по крова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Повторение (1) Общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
9 класс
Курс «Человек»
Введение (2)
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека (4)
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Опора тела и движение (12)
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация
Модели скелета человека, черепа.
Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение (8)
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Демонстрация модели сердца человека
Лабораторные работы
- Микроскопическое строение крови.
- Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание (6)
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение (10)
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пище вых отправлений и глистных заражений.
Лабораторная работа
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Демонстрация опытов:
- Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
- Действие слюны на крахмал.
- Действие желудочного сока на белки.
Почки (2)
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Демонстрация модели почки человека.
Кожа (5)
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожениях.
Нервная система (9)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств (6)
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (3)
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.
Болезни цивилизации: герпес. Онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.
VI.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология»
7 класс
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Введение (2ч) | Многообразие живой природы. | 1 | |
Значение растений и их охрана. | 1 | ||
Общее знакомство с цветковыми растениями (2ч) | Внешнее строение цветкового растения. | 1 | |
Органы цветкового растения. | 1 | ||
Цветение и плодоношение растений (6ч) | Цветок. | 1 | |
Соцветия | 1 | ||
Опыление и оплодотворение цветков. | 1 | ||
Разнообразие плодов и семян. | 1 | ||
Распространение плодов и семян. | 1 | ||
Осенние явления в природе и жиз ни растений. Экскурсия | 1 | ||
Семена растений (8ч) | Строение семян. | 1 | |
Строение семени с двумя семядолями. | 1 | ||
Строение семени с одной семядолей. | 1 | ||
Условия, необходимые для прорастания семян. | 1 | ||
Всхожесть семян. | 1 | ||
Определение всхожести семян | 1 | ||
Правила заделки семян в почву. | 1 | ||
Размножение семенами. | 1 | ||
Корни и корневые системы (4ч) | Разнообразие и значение корней. | 1 | |
Строение корня. | 1 | ||
Видоизменение корней. | 1 | ||
Корни и корневые системы. | 1 | ||
Лист (7ч) | Внешнее строение листа. | 1 | |
Листья простые и сложные. | 1 | ||
Определение двудольных и однодольных растений по жилкованию листьев. | 1 | ||
Значение листьев в жизни растений. | 1 | ||
Испарение воды листьями. | 1 | ||
Дыхание растений. | 1 | ||
Листопад и его значение. | 1 | ||
Стебель (3ч) | Строение и значение стебля. | 1 | |
Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами. | 1 | ||
Разнообразие стеблей и видоизме нение побегов. | 1 | ||
Растение – целостный организм (3ч) | Взаимосвязи органов растения. | 1 | |
Взаимосвязи растений с окружаю щей средой обитания. | 1 | ||
Растение – целостный организм. Повторение. | 1 | ||
Многообразие бесцветковых растений (6ч) | Мхи. Кукушкин лен | 1 | |
Торфяной мох сфагнум. | 1 | ||
Папоротники. | 1 | ||
Голосеменные растения. | 1 | ||
Сосна и ель – хвойные деревья. | 1 | ||
Покрытосеменные растения – цветковые растения. | 1 | ||
Многообразие цветковых (покрытосеменных) растений (20ч) | Различия однодольных и двудольных растений. | 1 | |
Однодольные растения. Семейство злаки. | 1 | ||
Хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень | 1 | ||
Злаки – овес, кукуруза. | 1 | ||
Однодольные растения. Декоратив ные лилейные растения. | 1 | ||
Лук и чеснок – овощные лилейные растения. | 1 | ||
Строение луковицы. | 1 | ||
Двудольные растения. Семейство пасленовые. | 1 | ||
Картофель – пищевое пасленовое растение. | 1 | ||
Строение клубня картофеля. | 1 | ||
Выращивание рассады | 1 | ||
Двудольные растения. Семейство Бобовые. | 1 | ||
Кормовые бобовые растения. | 1 | ||
Двудольные растения. Семейство Розоцветные. | 1 | ||
Особенности выращивания садовых растений. | 1 | ||
Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод. | 1 | ||
Двудольные растения. Семейство. Сложноцветные. | 1 | ||
Подсолнечник – пищевое сложноцветное растение. | 1 | ||
Декоративные сложноцветные растения. | 1 | ||
Многообразие покрытосеменных растений. | 1 | ||
Многообразие бактерий и грибов (4ч) | Бактерии, их разнообразие и размножение. | 1 | |
Значение бактерий в природе и жизни человека. | 1 | ||
Строение и размножение грибов. | 1 | ||
Разнообразие грибов. | 1 | ||
Практические работы с комнатными растениями (3ч) | Выращивание комнатных растений. | 1 | |
Пересадка и перевалка комнат ных растений | 1 | ||
Урок обобщение. Растение – живой ор ганизм | 1 |
8 класс
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Введение(2ч) | Многообразие животного мира. | 1 | |
Значение животных и их охрана. | 1 | ||
Беспозвоночные животные. Черви (4ч) | Общие признаки червей. | 1 | |
Дождевой червь. | 1 | ||
Круглые черви – паразиты человека. | 1 | ||
Обобщающий урок по теме: ЧЕРВИ | 1 | ||
Насекомые (8ч) | Внешнее строение и образ жизни насекомых. | 1 | |
Бабочка – капустница. | 1 | ||
Яблонная плодожорка. | 1 | ||
Майский жук. | 1 | ||
Комнатная муха. | 1 | ||
Медоносная пчела. | 1 | ||
Тутовый шелкопряд. | 1 | ||
Обобщающий урок по теме: НАСЕКОМЫЕ | 1 | ||
Позвоночные животные. Рыбы. (7ч) | Общие признаки позвоночных Внешнее строение и скелет рыб. | 1 | |
Внутреннее строение рыб. | 1 | ||
Размножение рыб. | 1 | ||
Речные рыбы. | 1 | ||
Морские рыбы. | 1 | ||
Рыболовство и рыбоводство. | 1 | ||
Рациональное использование и охрана рыб. | 1 | ||
Земноводные (3ч) | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | 1 | |
Внутреннее строение земноводных. | 1 | ||
Размножение и развитие лягушки. | 1 | ||
Пресмыкающиеся (4ч) | Общие признаки пресмыкающихся. | 1 | |
Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | 1 | ||
Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1 | ||
Размножение и развитие пресмыка ющихся. | 1 | ||
Птицы (13ч) | Общие признаки птиц. | 1 | |
Особенности внешнего строения птиц. | 1 | ||
Особенности скелета птиц. | 1 | ||
Особенности внутреннего строения птиц. | 1 | ||
Размножение и развитие птиц. | 1 | ||
Птицы, кормящиеся в воздухе. | 1 | ||
Птицы леса. | 1 | ||
Хищные птицы. | 1 | ||
Птицы пресных водоемов и болот. | 1 | ||
Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 1 | ||
Домашние куры. | 1 | ||
Домашние утки и гуси. | 1 | ||
Птицеводство. | 1 | ||
Млекопитающие или звери (16ч) | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. | 1 | |
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 1 | ||
Внутренние органы млекопитающих. | 1 | ||
Грызуны. | 1 | ||
Значение грызунов в природе и жизни человека. | 1 | ||
Зайцеобразные. | 1 | ||
Разведение домашних кроликов. | 1 | ||
Хищные звери. | 1 | ||
Дикие пушные звери. | 1 | ||
Разведение норки на зверофермах. | 1 | ||
Домашние хищные звери. | 1 | ||
Ластоногие. | 1 | ||
Китообразные. | 1 | ||
Парнокопытные. | 1 | ||
Непарнокопытные. | 1 | ||
Приматы. | 1 | ||
Сельскохозяйственные млекопитающие (11ч) | Корова. | 1 | |
Содержание коров на фермах. | 1 | ||
Выращивание телят. | 1 | ||
Овцы. | 1 | ||
Содержание овец и выращивание ягнят | 1 | ||
Верблюды. | 1 | ||
Северные олени. | 1 | ||
Домашние свиньи. | 1 | ||
Содержание свиней на свиноводческих фермах. | 1 | ||
Выращивание поросят. | 1 | ||
Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1 |
9 класс
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол-во уроков |
Введение (2ч) | Введение. Анатомия. Физиология. Гигиена. | 1 | |
Место человека в живой природе | 1 | ||
Общий обзор организма человека (4ч) | Клетка. | 1 | |
Химический состав клетки Жизнедеятельность клетки | 1 | ||
Ткани. | 1 | ||
Органы. Системы органов. Обобщение знаний по теме: Общий обзор организма человека. | 1 | ||
Опорнодвигательная система (12ч) | Значение опорнодвигательной системы. Скелет человека. Состав ко стей. | 1 | |
Состав костей | 1 | ||
Строение и соединение костей. | 1 | ||
Скелет головы. | 1 | ||
Скелет туловища. | 1 | ||
Скелет конечностей. | 1 | ||
Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, перело мах костей. | 1 | ||
Строение и значение мышц. | 1 | ||
Основные группы мышц. | 1 | ||
Работа мышц. Утомление. | 1 | ||
Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека. | 1 | ||
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | 1 | ||
Значение крови и органы кровообращения | 1 | ||
Состав крови. | 1 | ||
Сердце: его строение и работа. | 1 | ||
Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. | 1 | ||
Движение крови по сосудам. | 1 | ||
Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови. | 1 | ||
Предупреждение заболеваний кровеносной системы | 1 | ||
Вредное влияние табака, спиртных напитков на сердце и сосуды. | 1 | ||
Дыхательная система (6ч) | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | 1 | |
Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | 1 | ||
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Влияние физического тру- да и спорта на развитие дыхательной системы. | 1 | ||
Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух. Их предупреждение. | 1 | ||
Гигиена органов дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | ||
Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания. Обобщение по теме: Кровеносная и дыхательная системы человека. | 1 | ||
Пищеварительная система (10ч) | Значение и состав пищи. | 1 | |
Витамины. | 1 | ||
Значение пищеварения. Система органов пищеварения. | 1 | ||
Строение и значение зубов. | 1 | ||
Пищеварение в ротовой полости и желудке | 1 | ||
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | ||
Гигиена и нормы питания. | 1 | ||
Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний. | 1 | ||
Пищевые отравления. | 1 | ||
Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему. | 1 | ||
Выделительная система (2ч) | Значение выделения. Строение почек. | 1 | |
Предупреждение почечных заболеваний. | 1 | ||
Кожа (5ч) | Значение и строение кожи. | 1 | |
Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. | 1 | ||
Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении. | 1 | ||
Гигиена кожи. | 1 | ||
Гигиенические требования к одежде и обуви. | 1 | ||
Нервная система (9ч) | Значение и строение нервной системы. | 1 | |
Спинной мозг, его строение и значение. | 1 | ||
Головной мозг, его строение и значение. | 1 | ||
Особенности высшей нервной деятельности. Речь. | 1 | ||
Эмоции. Внимание и память. | 1 | ||
Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна. | 1 | ||
Гигиена нервной деятельности. Режим дня. | 1 | ||
Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. | 1 | ||
Нервная система. Обобщение. | 1 | ||
Органы чувств (6ч) | Значение органов чувств | 1 | |
Орган зрения. | 1 | ||
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 | ||
Орган слуха. | 1 | ||
Гигиена слуха. | 1 | ||
Органы осязания, обоняния и вкуса. | 1 | ||
Охрана здоровья (3ч) | Здравоохранение в Российской Федерации. Организация охраны труда и отдыха в России. | 1 | |
Социальное обеспечение трудящихся России. | 1 | ||
Здоровый образ жизни. | 1 | ||
Обобщающий урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...