Рабочая программа по биологии 7-9 кл УО (ИН) 1 вариант
рабочая программа

Попова Наталья Викторовна

Рабочая программа по биологии 7-9 кл УО (ИН) 1 вариант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7-9_kl_1_var.docx606.81 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\СКАНЫ ТИТУЛЬНЫХ\007.jpg

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для обучающихся 7-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана на основе ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушаемыми) (вариант 1) в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  • Учебным планом образовательной организации.

Программа по «Биологии» продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся в 5 и 6 классах получили элементарную естественнонаучную подготовку. Основными целями рабочей программы по биологии являются:

-обеспечение целостности биологического курса,

-привитие правильного поведения обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

-формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

-формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

-воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства ответственности за ее сохранность.

Изучение биологического материала в 7—9 классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания детей и подростков.

Основные задачи изучения биологии:

-сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

-показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

-сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

-развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

1.Учебник: «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида; автор: З.А.Клепинина, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2009 г.

2.Учебник «Биология. Животные» для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида; авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2008 г.

3.Учебник «Биология. Человек» для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIIIвида; авторы: Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. М.:«Просвещение», 2010 г.

Курс «Биология»  состоит   из   трех   разделов:   «Растения.   Грибы.   Бактерии»,

«Животные», «Человек».

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий

Курс биологии начинается с раздела «Растения» (7 класс), в котором обучающиеся знакомятся с общими признаками растений и изучают отдельные группы растений в соответствии с биологической классификацией растительного мира. В разделе

«Животные» (8 класс) большое внимание уделяется установлению причинно- следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил). В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.

В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания и во внеурочное время.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Биология. Растения. Грибы. Бактерии»- 7 класс, «Биология. Животные»- 8 класс, «Биология. Человек»- 9 класс входят в предметную область

«Естествознание» и относятся к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Класс

7 класс

8 класс

9 класс

Количество часов в неделю

2 ч

2 ч

2 ч

Итого в год

68 ч

68 ч

68 ч

IV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

 Личностные результаты:

  • Осознание необходимости охраны природы;
  • Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира растений;
  • Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила выполнения проведения простейших опытов по изучению растений, грибов, бактерий, правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам);
  • Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;
  • Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы);
  • Формирование готовности к самостоятельной жизни;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
  • Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.

АООГТ определяет два уровня овладения предметными результатами:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
  • выполнение несложных   заданий   под

контролем учителя;

  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации
  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
  • выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
  • участие в беседе; обсуждение изученного;

проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических        норм        в отношении изученных объектов и явлений;
  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Дифференцированный уровень        включает уч-ся, имеющих в силу        своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • представления о назначении изученных объектов;
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);
  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под

контролем взрослого);

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под

контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета:

Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы; динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.

В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.

Критерии для оценивания устных ответов:

Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Умение творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя. Умение применять полученные знания на практике в стандартных ситуациях.

Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Умение работать на уровне воспроизведения.

Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. Или выставляется, если знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отсутствие умений работать на уровне воспроизведения.

Критерии для оценивания письменных и контрольных работ:

Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущено одна-две ошибки или два-три недочета (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 работы, при этом в работе допущено от трех до пяти ошибок или более трех – четырех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» – не ставится. Или если правильно выполнено менее половины работы, если допущенное количество ошибок выше нормы, при которой может быть выставлена отметка «3».

Критерии для оценивания практических (лабораторных) работ: 

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • правильно определил цель опыта;
  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
  • самостоятельно провел все опыты в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
  • правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, вычисления и сделал выводы;
  • проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Отметка "4" ставится, если ученик:

  • опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
  • было допущено два-три недочета;
  • было не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  • эксперимент проведен не полностью;
  • в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал  неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  • правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
  • подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
  • допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» – не ставится.

Комплексная оценка:

Отметка «5» cтавится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Отметка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Отметка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.

V.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 класс

«Растения. Грибы. Бактерии»

Введение (2)

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

Общее знакомство с цветковыми растениями (2)

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Подземные и наземные органы цветкового растения.

Цветок. (6)

Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семена растений. (8)

Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Корни и корневые системы. (4)

Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня.

Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. (7)

Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.

Стебель (3)

Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей.

Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растений.

Растение — целостный организм (3)

Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания.

Многообразие растений

Многообразие бесцветковых растений (5) Мхи (2)

Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники (1) Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные. (2) Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.

Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (21)

Покрытосеменные или цветковые. (3) Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения (6)

Злаки (3): пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные (2). Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные растения (1) открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Лабораторная работа:

Строение луковицы.

Двудольные растения (12)

Пасленовые (4). Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен, душистый табак.

Бобовые (2). Горох. Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные (2). Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника.

Биологические особенности растений сада (1). Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные (3). Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.

Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Лабораторная работа: Строение клубня картофеля. Практическая работа.

Выращивание рассады.

Многообразие бактерий и грибов (4)

Бактерии (2) Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы (2). Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Практические работы (3)

Пересадка и перевалка комнатных растений.

Рыхление земли, обрезка старых ветвей кустарников малины. Уборка прошлогодней листвы.

Экскурсия (1): Весенние явления в природе.

8 класс

Курс «Животные»

Введение (2)

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные (12)

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви (4)

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые (8)

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание.

Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация видеофильмов о насекомых.

Позвоночные животные (55)

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. (7) Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация видеофильмов о рыбах, свежей рыбы (карась, щука)

Земноводные. (3) Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Демонстрация видеофильмов о земноводных.

Пресмыкающиеся (4). Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Демонстрация: видеофильма о пресмыкающихся.

Птицы. (13) Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, цапли).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация строения яйца, фильмов о птицах, птицеферме.

 Млекопитающие, или звери. (16)

Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей (3): волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация: таблиц, видеофильма.

Грызуны (2): мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные (2): заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери (4): волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные (1): тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные (1): кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные (2): дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.

Приматы (1) Общая характеристика.

Сельскохозяйственные млекопитающие (12)

Корова (3). Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овцы (2). Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Верблюды (1). Особенности строения – приспособленность к жизни в пустыне. Значение верблюдов в народном хозяйстве.

Северные олени (1). Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свиньи (3). Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного по-

крова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Лошадь (1). Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного по крова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Повторение (1) Общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

9 класс

Курс «Человек»

Введение (2)

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека (4)

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Опора тела и движение (12)

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация

Модели скелета человека, черепа.

Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение (8)

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).

Демонстрация модели сердца человека

Лабораторные работы

  1. Микроскопическое строение крови.
  2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание (6) 

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение (10)

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пище вых отправлений и глистных заражений.

Лабораторная работа

1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
  2. Действие слюны на крахмал.
  3. Действие желудочного сока на белки.

Почки (2)

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Демонстрация модели почки человека.

Кожа (5)

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожениях.

Нервная система (9)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств (6)

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации (3)

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес. Онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.

VI.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Биология»

7 класс

Раздел

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение (2ч)

Многообразие живой природы.

1

Значение растений и их охрана.

1

Общее знакомство с цветковыми растениями (2ч)

Внешнее строение цветкового растения.

1

Органы цветкового растения.

1

Цветение и плодоношение растений (6ч)

Цветок.

1

Соцветия

1

Опыление и оплодотворение цветков.

1

Разнообразие плодов и семян.

1

Распространение плодов и семян.

1

Осенние явления в природе и жиз ни растений. Экскурсия

1

Семена растений (8ч)

Строение семян.

1

Строение семени с двумя семядолями.

1

Строение семени с одной семядолей.

1

Условия, необходимые для прорастания семян.

1

Всхожесть семян.

1

Определение всхожести семян

1

Правила заделки семян в почву.

1

Размножение семенами.

1

Корни и корневые системы (4ч)

Разнообразие и значение корней.

1

Строение корня.

1

Видоизменение корней.

1

Корни и корневые системы.

1

Лист (7ч)

Внешнее строение листа.

1

Листья простые и сложные.

1

Определение двудольных и однодольных растений по жилкованию листьев.

1

Значение листьев в жизни растений.

1

Испарение воды листьями.

1

Дыхание растений.

1

Листопад и его значение.

1

Стебель (3ч)

Строение и значение стебля.

1

Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами.

1

Разнообразие стеблей и видоизме нение побегов.

1

Растение – целостный организм (3ч)

Взаимосвязи органов растения.

1

Взаимосвязи растений с окружаю щей средой обитания.

1

Растение – целостный организм.

Повторение.

1

Многообразие бесцветковых растений (6ч)

Мхи. Кукушкин лен

1

Торфяной мох сфагнум.

1

Папоротники.

1

Голосеменные растения.

1

Сосна и ель – хвойные деревья.

1

Покрытосеменные растения – цветковые растения.

1

Многообразие цветковых (покрытосеменных) растений (20ч)

Различия однодольных и двудольных растений.

1

Однодольные растения. Семейство злаки.

1

Хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень

1

Злаки – овес, кукуруза.

1

Однодольные растения. Декоратив ные лилейные растения.

1

Лук и чеснок – овощные лилейные растения.

1

Строение луковицы.

1

Двудольные растения. Семейство пасленовые.

1

Картофель – пищевое пасленовое растение.

1

Строение клубня картофеля.

1

Выращивание рассады

1

Двудольные растения. Семейство Бобовые.

1

Кормовые бобовые растения.

1

Двудольные растения. Семейство Розоцветные.

1

Особенности выращивания садовых растений.

1

Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод.

1

Двудольные растения. Семейство. Сложноцветные.

1

Подсолнечник – пищевое сложноцветное растение.

1

Декоративные сложноцветные растения.

1

Многообразие покрытосеменных растений.

1

Многообразие бактерий и грибов (4ч)

Бактерии, их разнообразие и размножение.

1

Значение бактерий в природе и жизни человека.

1

Строение и размножение грибов.

1

Разнообразие грибов.

1

Практические работы с комнатными растениями (3ч)

Выращивание комнатных растений.

1

Пересадка и перевалка комнат ных растений

1

Урок обобщение. Растение – живой ор ганизм

1

8 класс

Раздел

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение(2ч)

Многообразие животного мира.

1

Значение животных и их охрана.

1

Беспозвоночные животные. Черви (4ч)

Общие признаки червей.

1

Дождевой червь.

1

Круглые черви – паразиты человека.

1

Обобщающий урок по теме: ЧЕРВИ

1

Насекомые (8ч)

Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1

Бабочка – капустница.

1

Яблонная плодожорка.

1

Майский жук.

1

Комнатная муха.

1

Медоносная пчела.

1

Тутовый шелкопряд.

1

Обобщающий урок по теме: НАСЕКОМЫЕ

1

Позвоночные животные. Рыбы. (7ч)

Общие признаки позвоночных Внешнее строение и скелет рыб.

1

Внутреннее строение рыб.

1

Размножение рыб.

1

Речные рыбы.

1

Морские рыбы.

1

Рыболовство и рыбоводство.

1

Рациональное использование и охрана  рыб.

1

Земноводные (3ч)

Общие признаки земноводных. Среда  обитания и внешнее строение лягушки.

1

Внутреннее строение земноводных.

1

Размножение и развитие лягушки.

1

Пресмыкающиеся (4ч)

Общие признаки пресмыкающихся.

1

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

1

Внутреннее строение пресмыкающихся.

1

Размножение и развитие пресмыка ющихся.

1

Птицы (13ч)

Общие признаки птиц.

1

Особенности внешнего строения птиц.

1

Особенности скелета птиц.

1

Особенности внутреннего строения птиц.

1

Размножение и развитие птиц.

1

Птицы, кормящиеся в воздухе.

1

Птицы леса.

1

Хищные птицы.

1

Птицы пресных водоемов и болот.

1

Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

1

Домашние куры.

1

Домашние утки и гуси.

1

Птицеводство.

1

Млекопитающие или звери (16ч)

Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих.

1

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

1

Внутренние органы млекопитающих.

1

Грызуны.

1

Значение грызунов в природе и жизни      человека.

1

Зайцеобразные.

1

Разведение домашних кроликов.

1

Хищные звери.

1

Дикие пушные звери.

1

Разведение норки на зверофермах.

1

Домашние хищные звери.

1

Ластоногие.

1

Китообразные.

1

Парнокопытные.

1

Непарнокопытные.

1

Приматы.

1

Сельскохозяйственные млекопитающие (11ч)

Корова.

1

Содержание коров на фермах.

1

Выращивание телят.

1

Овцы.

1

Содержание овец и выращивание ягнят

1

Верблюды.

1

Северные олени.

1

Домашние свиньи.

1

Содержание свиней на свиноводческих фермах.

1

Выращивание поросят.

1

Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят.

1

9 класс

Раздел

№ п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Введение (2ч)

Введение. Анатомия. Физиология. Гигиена.

1

Место человека в живой природе

1

Общий обзор организма человека (4ч)

Клетка.

1

Химический состав клетки Жизнедеятельность клетки

1

Ткани.

1

Органы. Системы органов. Обобщение знаний по теме: Общий обзор организма человека.

1

Опорнодвигательная система (12ч)

Значение опорнодвигательной системы. Скелет человека. Состав ко стей.

1

Состав костей

1

Строение и соединение костей.

1

Скелет головы.

1

Скелет туловища.

1

Скелет конечностей.

1

Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, перело мах костей.

1

Строение и значение мышц.

1

Основные группы мышц.

1

Работа мышц. Утомление.

1

Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека.

1

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1

Значение крови и органы кровообращения

1

Состав крови.

1

Сердце: его строение и работа.

1

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

1

Движение крови по сосудам.

1

Первая помощь при кровотечениях.

Переливание крови.

1

Предупреждение заболеваний кровеносной системы

1

Вредное влияние табака, спиртных напитков на сердце и сосуды.

1

Дыхательная система (6ч)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

1

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Влияние физического тру- да и спорта на развитие дыхательной системы.

1

Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух. Их предупреждение.

1

Гигиена органов дыхания. Охрана воздушной среды.

1

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.

Обобщение по теме: Кровеносная и дыхательная системы человека.

1

Пищеварительная система (10ч)

Значение и состав пищи.

1

Витамины.

1

Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

1

Строение и значение зубов.

1

Пищеварение в ротовой полости и желудке

1

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Гигиена и нормы питания.

1

Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний.

1

Пищевые отравления.

1

Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему.

1

Выделительная система (2ч)

Значение выделения. Строение почек.

1

Предупреждение почечных заболеваний.

1

Кожа (5ч)

Значение и строение кожи.

1

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма.

1

Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении.

1

Гигиена кожи.

1

Гигиенические требования к одежде и обуви.

1

Нервная система (9ч)

Значение и строение нервной системы.

1

Спинной мозг, его строение и значение.

1

Головной мозг, его строение и значение.

1

Особенности высшей нервной деятельности. Речь.

1

Эмоции. Внимание и память.

1

Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна.

1

Гигиена нервной деятельности. Режим дня.

1

Нарушения нервной деятельности.

Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

1

Нервная система. Обобщение.

1

Органы чувств (6ч)

Значение органов чувств

1

Орган зрения.

1

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

Орган слуха.

1

Гигиена слуха.

1

Органы осязания, обоняния и вкуса.

1

Охрана здоровья (3ч)

Здравоохранение в Российской Федерации. Организация охраны труда и отдыха в России.

1

Социальное обеспечение трудящихся России.

1

Здоровый образ жизни.

1

Обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ

Рабочая программа  по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...