Ткани растений в ЕГЭ - 2 часть
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

Бузмакова Ольга Леонидовна

Углубленный уровень по разделу биологии "Ботаника" ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tkani_rasteniy_v_ege_-_2_chast.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Ткани растений»

1. Какие ткани образуют листовую пластинку у сирени? Объясните, какие функции они выполняют в листе.

2. У растений различают простые и сложные ткани. Простые ткани состоят из практически однородных по строению клеток, выполняющих одну и ту же функцию. Сложные – из разных по строению, форме и выполняемой функции клеток. Объясните, почему к сложным тканям относят покровную часть листа и луб, а к простым тканям – основную ткань (мякоть) листа.

3. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 5, 6, 7? Какие функции они выполняют?

4. Какие ткани обеспечивают рост растения в длину и в толщину?

5. Растения растут в течение всей жизни. Какая ткань обеспечивает рост органов растения, каковы строение и жизнедеятельность её клеток? В чём особенность роста стебля злаковых растений? Ответ поясните.

6. У большинства древесных растений по мере роста молодых побегов зеленый цвет их стеблей сменяется бурым, а осенью начинается листопад. Оба явления сезонные и связаны с накоплением в клеточных оболочках жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса клетки опробковевают – становятся мёртвыми, толстостенными и заполняются воздухом, образуя слой пробки. Какие функции выполняет пробка в стеблях растений и при листопаде? Укажите не менее пяти функций.

7. Какое значение в стебле цветковых растений имеют механическая ткань? Сравните степень развития механической ткани у наземных и вторичноводных цветковых растений. Ответ поясните для обеих экологических групп.

8. У покрытосеменных растений имеются различные типы тканей, которые делят на две группы: образовательные и постоянные. Каковы особенности строения и функционирования клеток образовательных тканей? Укажите места расположения образовательных тканей при любом типе роста в длину осевых вегетативных органов.

9. Почему такие анатомические особенности травянистых растений, как густая сеть жилок и сильно развитая механическая ткань позволяют им адаптироваться к засушливым условиям? Ответ поясните.


Задания части 2 ЕГЭ по теме «Ткани растений»

1. Какие ткани образуют листовую пластинку у сирени? Объясните, какие функции они выполняют в листе.

Ответ

1) покровная ткань – обеспечивает защиту и проведение солнечных лучей, участвует в газообмене и испарении воды;
2) основная фотосинтезирующая ткань – обеспечивает синтез органических веществ (фотосинтез);
3) проводящая ткань – обеспечивает проведение воды в лист и отток из листа органических веществ;
4) механическая ткань – придает прочность листовой пластинке

2. У растений различают простые и сложные ткани. Простые ткани состоят из практически однородных по строению клеток, выполняющих одну и ту же функцию. Сложные – из разных по строению, форме и выполняемой функции клеток. Объясните, почему к сложным тканям относят покровную часть листа и луб, а к простым тканям – основную ткань (мякоть) листа.

Ответ

1) покровная ткань листа сложная, так как основная часть ее клеток не содержит хлоропластов, а замыкающие клетки устьиц отличаются по форме и имеют хлоропласты (некоторые клетки образуют волоски);
2) луб – сложная ткань, так как имеет разные по строению элементы: это ситовидные трубки и механические волокна;
3) основная ткань листа – простая ткань, так как ее клетки имеют одинаковое строение, содержат много хлоропластов, фотосинтезируют

3. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 5, 6, 7? Какие функции они выполняют?

Ответ

1) Цифрой 5 обозначены сосуды ксилемы, они обеспечивают транспорт воды и минеральных веществ в листья.
2) Цифрой 6 обозначены волокна механической ткани, придающие листу прочность.
3) Цифрой 7 обозначены ситовидные трубки флоэмы, они обеспечивают транспорт органических веществ из листа в другие органы.

4. Какие ткани обеспечивают рост растения в длину и в толщину?

Ответ

1) Рост растения обеспечивают образовательные ткани (меристемы).
2) Рост растения в длину обеспечивают верхушечные меристемы побега и корня.
3) У злаков рост в длину обеспечивают вставочные меристемы.
4) Рост растения в толщину обеспечивает камбий.

5. Растения растут в течение всей жизни. Какая ткань обеспечивает рост органов растения, каковы строение и жизнедеятельность её клеток? В чём особенность роста стебля злаковых растений? Ответ поясните.

Ответ

1) рост органов растения обеспечивает образовательная ткань (меристема);
2) клетки меристемы имеют тонкие оболочки, мелкие вакуоли, способны к постоянному делению и дифференциации в другие виды тканей;
3) у злаковых рост вставочный, так как образовательная ткань находится в междоузлиях

6. У большинства древесных растений по мере роста молодых побегов зеленый цвет их стеблей сменяется бурым, а осенью начинается листопад. Оба явления сезонные и связаны с накоплением в клеточных оболочках жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса клетки опробковевают – становятся мёртвыми, толстостенными и заполняются воздухом, образуя слой пробки. Какие функции выполняет пробка в стеблях растений и при листопаде? Укажите не менее пяти функций.

Ответ

1) пробка защищает от потери влаги (обеспечивает непроницаемость для воды);
2) пробка обеспечивает механическую защиту;
3) пробка предохраняет от резких колебаний температуры (уменьшает теплопроводность);
4) пробка предохраняет от проникновения болезнетворных микроорганизмов;
5) пробка обеспечивает газообмен (через чечевички);
6) при листопаде пробка образует отделительный слой в основании листа (способствует отделению листа от стебля)

7. Какое значение в стебле цветковых растений имеют механическая ткань? Сравните степень развития механической ткани у наземных и вторичноводных цветковых растений. Ответ поясните для обеих экологических групп.

Ответ

1) механическая ткань поддерживает тело растения в вертикальном положении (поддержка листьев, цветков, побегов);
2) у наземных растений механическая ткань развита хорошо;
3) у вторичноводных растений механическая ткань развита слабо;
4) воздух имеет более низкую плотность, чем вода (или наоборот), поэтому в воздушной среде необходима развитая механическая ткань (вода поддерживает растение за счет выталкивания).

8. У покрытосеменных растений имеются различные типы тканей, которые делят на две группы: образовательные и постоянные. Каковы особенности строения и функционирования клеток образовательных тканей? Укажите места расположения образовательных тканей при любом типе роста в длину осевых вегетативных органов.

Ответ

1) клетки мелкие (кубические, изодиаметрические, округлые);
2) клетки тонкостенные (имеют мелкие вакуоли);
3) клетки способны к многократному делению;
4) в кончике корня (зоне деления);
5) в верхушке побега (почке, конусе нарастания);
6) в междоузлиях.

9. Почему такие анатомические особенности травянистых растений, как густая сеть жилок и сильно развитая механическая ткань позволяют им адаптироваться к засушливым условиям? Ответ поясните.

Ответ

1) жилки содержат проводящую ткань (сосуды; ксилему)
ИЛИ 1) жилки содержат механические ткани;
2) густая сеть жилок обеспечивает более интенсивное движение
воды внутри растения (эффективное распределение воды)
ИЛИ 2) густая сеть жилок обеспечивает механическую прочность
листа (препятствует увяданию);
значение развитых механических тканей:
3) в засушливых условиях уменьшается тургор в клетках растений;
4) сильное развитие механических тканей позволяет избежать увядания растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ткани растений"

Презентация по биологии 6 класс....

контроль по темам: "Клеточное строение и ткани растений"

Клеточное строение, ткани и процессы жизнедеятельности растений Задание 1. Соотнесите части клетки с их функциями.   1). Клеточная стенка 1. Улавливает энергию солнечных луч...

Обобщающий урок-тренинг по теме "Ткани растений и животных"

Данный  материал может использоваться при проведении зачетного или контрольного урока. Задания носят тестовый характер различного уровня сложности. Построен с учетом дифференциации обучения, так ...

"Ткани растений. лабораторная работа "Рассматривание тканей растений""

Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с фле...

биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».

№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для...

Презентация по биологии 6 класс "Что такое ткань. Ткани растений"

Презентация по биологии 6 класс "Что такое ткань. Ткани растений"К учебнику Т.С.Суховой, Т.А. Дмитриева...

Ткани растений в ЕГЭ - 1 часть

Углубленный уровень по разделу биологии "Ботаника" ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение предмета....