«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов»
методическая разработка по биологии
Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
- - работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
- - работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
- - работа с текстом: оценка информации.
Эти УУД нужно формировать на всех предметах, в том числе и на биологии, как одни из важнейших компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов»
Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
- - работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
- - работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
- - работа с текстом: оценка информации.
Эти УУД нужно формировать на всех предметах, в том числе и на биологии, как одни из важнейших компетенций.
При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений.
Проблемы здесь возникали уже на начальном этапе - при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к выполнению какого-то “своего задания”.
Безоговорочное доверие людей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока.
Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трёх видов текстовой информации:
• фактуальной (о чём в тексте сообщается в явном виде); подтекстовой (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»); концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
Приемы формирования познавательных УУД в 5-6 классах:
Назовите основные части…
Сгруппируйте вместе все…
Изложите в форме текста… Объясните причины того, что…
Сравните … и …, а затем обоснуйте…
Раскройте особенности…
Постройте классификацию… на основании …
Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…
Приемы формирования познавательных УУД в 7-9 классах:
Составьте список понятий, касающихся…
Расположите в определенном порядке…
Изложите в форме текста
Изобразите информацию о … графически
Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…
Сравните … и …, а затем обоснуйте…
Рассчитайте на основании данных о…
Раскройте особенности…
Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…
Проведите экспертизу состояния …
Формирование читательских умений:
при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:
• целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
• составлять план к прочитанному тексту;
• умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
• логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
• отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
• извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
• обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;
• находить в тексте описание к иллюстрациям;
• сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
• самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
• готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).
Таким образом, учитель биологии сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создания обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-310977-1381199222.jpg)
Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики
Презентация подготовлена к выступлению на районном методическом объединении учителей физики. Раскрыты основные аспекты развития навыков смыслового чтения на уроках физики. Использованы теоритече...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-29675-1556472103.jpg)
Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии.
Выступление на семинаре заместителей директоров по УВР....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-458789-1415830334.jpg)
Развитие навыков смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"
Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», &la...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/09/picture-1131795-1554828486.jpg)
Курсовой проект "Развитие навыков смыслового чтения на уроке иностранного языка"
Возможности овладения навыками смыслового чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-1144329-1569150307.jpg)
статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания
статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-50632-1396870887.jpg)
Педагогический проект«Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».
Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...