«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов»
методическая разработка по биологии

Петрова Лариса Валерьевна

      Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно  добывать и использовать новые знания.

   Это станет возможным, если на каждом  уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

  • работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
  • - работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
  • - работа с текстом: оценка информации.

  Эти УУД нужно формировать на всех предметах, в том числе и на биологии, как одни из важнейших компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии  как средство формирования метапредметных результатов»

      Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно  добывать и использовать новые знания.

   Это станет возможным, если на каждом  уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

  • работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
  • - работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
  • - работа с текстом: оценка информации.

  Эти УУД нужно формировать на всех предметах, в том числе и на биологии, как одни из важнейших компетенций.

При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные  учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений.

Проблемы здесь возникали уже на начальном этапе  - при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к выполнению какого-то “своего задания”.

 Безоговорочное доверие людей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока.

Что такое полное понимание текста?

Это вычитывание трёх видов текстовой    информации:

фактуальной (о чём в тексте сообщается в явном виде);  подтекстовой (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»); концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

Приемы формирования познавательных УУД в 5-6 классах:

Назовите основные части…

Сгруппируйте вместе все…

Изложите в форме текста… Объясните причины того, что…

Сравните … и …, а затем обоснуйте…

Раскройте особенности…

Постройте классификацию… на основании …

Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

Приемы формирования познавательных УУД в 7-9 классах:

Составьте список понятий, касающихся…

Расположите в определенном порядке…

 Изложите в форме текста

Изобразите информацию о … графически

Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

Сравните … и …, а затем обоснуйте…

Рассчитайте на основании данных о…

Раскройте особенности…

Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

Проведите экспертизу состояния …

Формирование читательских умений:

при работе с учебником или дополнительной литературой,  необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских  умений:

•        целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

•        составлять план к прочитанному тексту;

•        умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

•        логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

•        отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

•        извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

•        обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;

•        находить в тексте описание к иллюстрациям;

•        сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

•        самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

•        готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

     Таким образом, учитель биологии сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создания обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики

Презентация подготовлена к выступлению на районном методическом объединении учителей физики. Раскрыты основные аспекты  развития навыков смыслового чтения на уроках физики. Использованы теоритече...

Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии.

Выступление на семинаре заместителей директоров по УВР....

Развитие навыков смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"

Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», &la...

статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...