Применение квест-технологий на уроках биологии в коррекционных школах.
методическая разработка по биологии (7 класс)
В данной методичской разработке подведены итоги применению здоровьесберегающих технологий для детей с девиантным поведением и ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение квест технологий для детей с ОВЗ. | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии ГБОУ школа №370
Т.А.Высоцкая
Методическая разработка:
Применение квест-технологий на уроках биологии в коррекционных школах.
Основная цель работы школы заключается в совершенствовании образовательного процесса в направлении сохранения психического, нравственного и физического здоровья обучающихся.
Современная система школьного образования требует новую интерпретацию термина “образование”. Оно не должно осознаваться только как система усвоения знаний, а предполагает воспитание всесторонне развитой личности, но главное – здоровой личности.[1],[2]
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Исследователь проблемы Н.К. Смирнов отмечает: «Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении».[3]
В ГБОУ школе №370 Московского района Санкт - Петербурга создана и постоянно развивается программа здоровьесбережения учеников и учителей.
Программа здоровьесбережения школы включает следующие компоненты:
1. образование в области здоровья по дисциплинам общеобразовательного цикла (химия, биология, физика, ОБЖ, физическая культура)
2. физическое воспитание;
3. медицинскую службу;
4. службу питания;
5. совет здоровья школы;
6. психологическую службу;
7. социальные службы;
8. участие родителей и общественности в организации учебного процесса.
Родители и учителя хотят видеть не только социально адаптированных, но и здоровых детей. В силу специфики учебы, ограничениями в подвижности будут заболевания опорно – двигательной системы, аллергические заболевания и нарушения зрения. В целях профилактики данного спектра заболеваний необходимо создание благоприятной среды в образовательном учреждении, так как ученики проводят в нем 70% времени своего бодрствования.[4]
Одним из элементов программы здоровьесбережения учеников и учителей школы является совершенствование материально-технической базы ОУ.
Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни современных людей. Однако неправильное и чрезмерное их использование детьми и подростками приводит к нарушению режима дня и интернет-зависимости. Обязательным элементом каждого урока по любому предмету, где используется компьютер и интерактивная доска в начале каждой четверти, является инструктаж по технике безопасности, включающий в себя правила как свести к минимуму нагрузку от компьютера на зрение. Ученики разучивают и регулярно выполняют гимнастику для глаз (памятка с упражнениями прикреплена к каждому монитору). В настоящее время все мониторы замены на жидкокристаллические, ориентированные на сохранение зрения.
. Ряд мероприятий стали традиционным, однако формы их проведения меняются в зависимости от контингента обучающихся, их потребностей и творческих способностей:
- «Я не курю, а ты?», посвященное Дню отказа от курения;
- Передвижная выставка «О вреде вейпов для организма»;
В школе организована и успешно работает социально-психологическая служба сопровождения. Основными задачами в работе службы являются:
- Охрана здоровья обучающихся.
- Адаптация учеников первых классов. Организация работы по формированию образа самосознания «Я – ученик» в первом классе.
- Организация работы с учениками в общей школе на формирование у них образа «Я – будущий специалист».
- Проводить психологические консультации для родителей учеников.
- Оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.
- Индивидуальная работа.
- Профилактика употребления учениками ПАВ, асоциального поведения, экстремизма, формирование толерантности.
В рамках сотрудничества с районными и городскими службами ученики участвуют в беседах, лекциях, работе круглых столов и посещении экспозиций:
- СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».
- Музей гигиены СПб КГУЗ «Городской центр медицинской профилактики».
В течение всего учебного года «Совет здоровья» регулярно обновляет «Уголок здоровья» и «ЗОЖ».
Существенный вклад в здоровьесберегающие мероприятия вносят уроки физкультуры и внеурочные мероприятия спортивной направленности. Ежегодно организуется и проводится внутри школьная спартакиада (осенняя и весенняя легкоатлетическая декады, осенние и весенние первенство по футболу, настольный теннис, шашки и шахматы,).
Спортивные мероприятий сочетаются с духовно-нравственным воспитанием и являются элементами акций посвященных Дня Героев Отечества, Дню защитника отечества «А ну-ка, парни!», Дню Победы в ВОВ, Дню защиты детей, ежегодно проводимых в школе. Организация физической паузы осуществляется с учётом особенностей урока и его порядком в расписании (упражнения, которые помогают использовать оба полушария гармонично и делать их перекрёстную работу лучше «Ленивые восьмёрки», упражнение для снятия эмоционального напряжения, гимнастику для глаз).
Учащиеся имеют возможность на переменах восполнить нехватку двигательной активности, играя в рекреациях школы в настольный теннис. В теплое время года на 20 минутных переменах они могут выйти на разминку на стадион.
Для оптимизации визуальной и воздушной среды большое количество комнатных растений расположено в рекреациях школы и кабинетах. Растения размещены на специальных подставках, в соответствии с требованиями СанПиНа, подоконники-свободные. Видовой состав растений соответствует рекомендуемым для ОУ.
В школе организована и работает во внеурочное время спортивная секция: «Футбол», «Волейбол».
Программа развития «Школа будущего» на 2022-2024 гг. разработанная и принятая в школе учитывает запросы всех заинтересованных сторон, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья.[5] Кроме того, в школе систематически по четвертям ведется мониторинг состояния здоровья обучающихся.
Перед началом учебного года до членов педагогического коллектива доводиться информация о учащихся с хроническими заболеваниями. Ученики, с ЗПР, имеют возможность оформить посещение занятий по индивидуальному плану. Каждый случай разбирается индивидуально вместе с родителями, классным руководителем, после прохождения специальной комиссии по медицинским показаниям.
Реализация программы здоровье сбережения реализуется на всех уровнях взаимодействия: индивидуально, на уровне группы (тематические классные часы, родительские собрания «Здоровый образ жизни»,
«Наркомания – проблема века, ученик + родитель + школа», «Значение семьи в успешной социализации подростка»).
Список литературы:
1. Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.
2. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
3. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
5. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
6. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
7. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
8. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
9. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
10. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
[1] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 4 июня 2014 г № 453 о государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 гг.
[2] Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
[3] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающих образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИКИ, 2003. 270 с.
[4] Колесникова М.Г. Мониторинг здороьесозидающей образовательной среды как компонент оценки качества общего и дополнительного образования детей / Академический вестник. СПб.: СПб АППО, 2009. Вып. 2(7). С. 49-57.
[5] Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...
урок биологии в коррекционной школе VIII вида
Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...
урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Строение семени фасоли"
Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы).
Пример выступление на педагогическом совете по данной теме....
Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.
Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида....
Применение игровых технологий на уроках математики в коррекционной школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)
Данный доклад описывает эффективное использование на уроках математики в коррекционной школе игровой технологии. При применении игровой технологии уроки становятся интересными, разнообразными, "ж...
Применение игровой технологии на уроках математики в коррекционной школе
Данная презентация добавлена к статье "Применение игровой технологии на уроках математики в коррекционной школе". Автор - учитель математики Белая Н.А....
- Мне нравится (1)