Изучение условий содержания птенцов Стрижа черного с целью подготовки их к полету
творческая работа учащихся по биологии (9 класс)
Изучение условий содержания птенцов Стрижа черного с целью подготовки их к полету
Скачать:
Предварительный просмотр:
3
Введение
Союз птиц России ежегодно посвящает очередной наступивший год одной из птиц. 2014 год был годом Чёрного Стрижа, а 2022г объявлен годом белой синицы, или князка.
13июля 2021 года в Онохойской сош №1 работала бригада, которая осуществляла замену старых деревянных окон на новые – пластиковые. При замене окна в подсобке кабинета биологии строители обнаружили под деревянным блоком рамы гнездо с 2 птенцами и одним яйцом. В это время в кабинете биологии школы находился мой научный руководитель, ей строители передали птенцов, а она предложила мне попробовать выкормить птенцов, и если получиться выпустить их на волю. Мне стало интересно, и я согласился.
По фотографиям в сети интернет, мы определили, что это птенцы черного стрижа.
В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение стрижа: «семейство птиц отряда стрижеобразных. Небольшая птица с длиной тела от 10 до 24 см и массой от 5 до 140 г. Голова крупная и уплощенная, разрез рта заходит за глаза, клюв короткий. Крылья длинные, серповидные. Ноги короткие и слабые с когтями. Окрашены с преобладанием черных или серых тонов, брюшная сторона обычно светлее. Самцы и самки окрашены одинаково. Основу питания составляют насекомые. Они летают со скоростью 160-170 км/час. На лету они пьют воду, захватывая ее подклювьем с поверхности водоёмов».
Особенности стрижей в том, что:
- Они не умеют плавать и ходить, а могут сидеть на ветвях деревьев и летать. Поэтому птицы пьют, едят и даже купаются на лету.
- Когда наблюдается плохая погода, стрижи, понимая, что не смогут прокормить своих птенцов, выбрасывают яйца из гнезда.
- Стрижи быстрые птицы, скорость полета может достигать 160-170 км/час.
- Некоторые виды могут спать на лету, при этом время такого отдыха может достигать несколько часов.
- В дикой природе стрижи живут от 10 до 20 лет.
Среда обитания стрижей разнообразна.
Они населяют горы и равнины, открытые пространства и леса, гнездятся на скалах, в пещерах, в норах или в дуплах. Освоили здания, чердаки и дымоходы. Зиму стрижи проводят за десять тысяч километров от нас – в Африке, возвращаясь весной и непременно принося с собой тепло.
4
Стрижи — очень общительный вид птиц. Как правило, они гнездятся, живут, мигрируют и охотятся за едой колониями в течение года. Кроме того, эти птицы уникальны тем, что способны оставаться в воздухе в течение длительных периодов времени. Они нередко проводят весь день на крыле, только приземляясь, чтобы накормить молодых птенцов или на ночлег. Предполагается, что обычные стрижи летают не менее 580 км в день в течение сезона гнездования, что свидетельствует об их выносливости и силе, а также о невероятных воздушных способностях.
Стрижи предпочитают летать в более низком воздушном пространстве при плохой погоде (холод, ветер и/или высокая влажность), и перемещаются в более высокие воздушные пространства, когда погода благоприятна для длительной воздушной деятельности.
Птицы строят свои гнезда из переносимого по воздуху материала , захваченного в полете и соединенного с их слюной, в пустотах зданий, в промежутках под подоконниками и под карнизами и внутри фронтонов.
Питание в дикой природе – это насекомые, летающие в воздухе и поднятых ветром паучков. Сам процесс питания стрижей происходит в полете, на высоте от 50 до 100 метров.
При неблагоприятных погодных условиях стрижи спускаются поближе к земле.
Меню пернатых весьма избирательно. Как правило, они ловят и едят только тех насекомых, которых смогут проглотить. Именно поэтому их добыча невелика по своим размерам. Кроме того, стрижи не употребляют в пищу жалящих насекомых.
Запивают свою еду пернатые капельками дождя. Также они могут добывать жидкость в низком полете, скользя своим черным клювом по водной поверхности.
Проанализировав среду обитания и особенности питания стрижей, был намечен план работы по проведению эксперимента по выращиванию птенцов стрижа и подготовке их к полёту. Поэтому цель данной работы: создание необходимых условий для успешного выращивания птенцов стрижа с последующим их выпуском на волю.
Исходя из поставленных целей, мною были сформулированы следующие задачи:
- изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
- определить оптимальное место размещения стрижей в домашних условиях;
- изучить кормовой рацион стрижей;
- изучить необходимые гигиенические процедуры стрижей с целью сохранения их здоровья;
5
- изучить признаки, позволяющие определить готовность стрижа к вылету на волю, в их естественную среду.
Методика исследования
Для определения оптимальных условий содержания птенцов и их выкармливания автором использовались методы:
1.Изучение теоретического материала по данной проблематике;
2.Эксперимент;
3. Наблюдение;
Объект и предмет исследования
Объект исследования: птенцы стрижа черного
Предмет исследования: Возможность выкармливания птенцов стрижа в неволе с последующим их выпуском в естественные условия
Гипотеза
Если птенцам стрижа создать благоприятные условия содержания в неволе (правильно подобранный корм, место содержания, уход), то выросших птиц, можно выпустить на волю
Актуальность данной работы в том, что в ней представлены конкретные практические рекомендации по временному содержанию стрижей в неволе: где разместить, чем кормить, дополнительные сведения о гигиене и правилах выпуска на волю. Результаты эксперимента помогут людям, взявшим на себя миссию по спасению птенцов стрижей в неволе, получить полезную информацию,
Структура работы
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении обоснованы выбор и актуальность темы, определенны цели и задачи, предмет, методы проведения исследования.
Основная часть посвящена изложению содержания проведенного исследования.
В заключении обобщены результаты исследования и сделаны соответствующие выводы.
Работа включает 4 наименований источников и 5 интернет ресурсов.
6
Основная часть
Для выполнения экспериментальной части исследовательской работы автором вместе с научным руководителем был составлен план работы по шагам:
- Шаг 1. Определение систематической принадлежности птенцов.
С помощью интернет ресурсов по фотографиям определили, что это птенцы Стрижа черного.
- Шаг 2 .Определение возраста птенцов по их морфологическим признакам.
Найденные птенцы были еще слепые, покрытые пухом, некоторые участки кожи еще были голые. По данным признакам с помощью интернет ресурсов определили, что возраст птенцов - 12-14 дней.
- Шаг 3. Обустройство жилища.
Принесли мне птенцов в маленькой плетеной корзинке, через неделю поместил их в пластиковый контейнер, а когда птенцы начали активно двигаться и пытаться выбраться из жилища наружу, цепляясь когтями за предметы, то поместил их в картонную коробку.
- Шаг 4. Создание оптимальных условий содержания птенцов
- Для поддержания оптимальных температур для роста помещал птенцов под лампу. Температуру в коробке необходимо поддерживать в диапазоне 25-300С. Подогревать коробку можно направив на нее, или расположив рядом, лампу накаливания;
- Дно жилища выстилал впитывающей одноразовой пеленкой, которую менял по мере загрязнения;
- Место, где птенцы отдыхали и грелись под лампой, оборудовал мягкой фланелевой тряпочкой, в которую они прятались, чтобы согреться
- Шаг 5. Уборка жилища птенцов.
Дно жилища выстилал впитывающей одноразовой пеленкой, которую менял по мере загрязнения. Утром, придя к домику птенцов, я обнаружил какие – то белые капсулки. Прочитав, информацию в интернете, я узнал, что это продукты их жизнедеятельности, которые я в дальнейшем сразу удалял. Что интересно, эти продукты жизнедеятельности в гнезде удаляют родители, унося их во рту, из гнезда, или уже подросшие птенцы испражняются так, чтобы капсула сразу выпадала из гнезда.
7
- Шаг 6 . Корм для питания птенцов
Самое сложное в уходе за птенцами – это кормление. В этом мне помогала вся моя семья. Маленьких стрижат приходилось кормить каждый час. Потом через 2 часа, после месяца – через каждые 3 часа. В сети Интернет я прочитал, что стрижей надо кормить очень часто, но они сами знают, когда хотят, есть и насильно их не накормишь! А вот если стриж голоден, то он уж точно об этом сообщит!(откажется от еды)
Черные стрижи являются исключительно насекомоядными птицами. Нельзя кормить стрижей хлебом, зернами, мучными или дождевыми червями. Эти продукты абсолютно непригодны и могут привести к смерти или неправильному формированию перьев, что делает птицу неспособной к нормальному полету. Запрет на самые доступные виды корма нас озадачил, и мы всей семьей приступили к поиску подходящей для питомцев еды. Способы добычи живого кормы были разные. Все члены семьи помогали мне:
- Ловить мух и других насекомых, в вечернее время включали свет на улице, возле светильников скапливались мотыльки, мы их ловили;
- Собирали личинок пяденицы на листьях хмеля;
- Ловили жуков, саранчу, кузнечиков, бабочек удаляли хитиновый покров и вскармливали только мягкие брюшки насекомого;
- Находили личинок короедов в древесине;
Но этого было недостаточно, поэтому готовил корм.
Кормил я его творогом, который предварительно обдавал кипятком (чтобы вышла кислота) и хорошо отжимали через марлю. К творогу добавлял телячье мясо перетёртое, которое без жилок, предварительно его замораживал, чтобы убить паразитов, которые присутствуют в сыром мясе. А т.к. стрижам требуется кальций, то к смеси добавлял размятую таблетку «Кальция Д3 Никомед». По мере возможности, в смесь добавляли ещё и мух.
Шаг 7. Кормление птенцов
Кормить я старался так, как рекомендует Хильда Маттес (доброволец в центре спасения черных стрижей во Франкфурте – на – Майне, ежегодно спасает 35 птенцов и выпускает их на волю после выкармливании): « Я очень бережно открываю клюв ногтем пальца правой руки и осторожно вставляю указательный палец левой руки в клюв сбоку, чтобы держать его открытым. Все это должно быть проделано очень бережно и аккуратно,
8
чтобы не сломать или не погнуть хрупкие ткани клюва. Клюв у стрижей удивительно хрупкий. Затем, все также осторожно, я закладываю кусочек пищи глубоко в глотку с
помощью пинцета с тупыми скругленными концами. Если пищу вкладывать неглубоко, то птенец может вытолкнуть ее или выкинуть, мотнув головой. Если птенец сосет ваш палец, не препятствуйте ему, так как это, в действительности, помогает при кормлении. Так гораздо проще давать еду, которая охотно проглатывается».
В идеале надо было приготовить для стрижа специальную смесь. Но у меня не было возможности купить составные элементы смеси или разводить живых насекомых. Приведу пример такой смеси, составленный Хильдой Маттес: (эти количества приведены для птенцов в возрасте от 3 до 6 недель):
- 2 или 3 домовых сверчка (1-2 см длиной)
- 3 или 4 трутня
- ½ личинки восковой огневки
- несколько личинок мух (рыболовная наживка)
- мухи
- 1/8 чайной ложки сушеных насекомых (не обработанных растительным маслом)
- 1 витаминная капсула
Раз в день: витамины и кальциевые добавки.
Шаг 8. Как поил птенцов
Поил птенцов водой с помощью медицинского шприца
Шаг 9. Мониторинг веса птенцов
Проводил мониторинг веса с помощью электронных весов. Предварительно на лапку повязал нитки разного цвета для их распознавания. Один птенец был с рыжей, а другой с красной нитками. Вес на начало эксперимента составлял 22, 9 и 25,6 г соответственно. Прибавка веса через 4 дня составляла примерно 3, 5 г. На конец эксперимента вес выжившего птенца - с красной ниткой составил 40г. ( Т 1) .При таком весе птенец был готов к полету. Один из птенцов погиб – птенец с рыжей ниткой.
Так же определил с помощью штангенциркуля размеры яйца – 25мм х 16, 44 мм и с помощью электронных весов его вес – 3, 18 г, которое находилось в гнезде.
Скорее всего птицы не насиживали это яйцо, оно находилось в стороне от самого гнезда, так как лето 2021 года было очень дождливое, было мало корма и стрижи, «понимая», что не смогут прокормить своих птенцов, не насиживали его.
9
Шаг 10. Выработка условных рефлексов
У птенцов легко вырабатываются условные рефлексы. Один из таких рефлексов появившийся у птенцов – это пищевой рефлекс на звук открывающейся двери из дома. Птенцы жили на веранде. На звук открывающейся и хлопающей при закрывании двери, птенцы сразу начинали пищать, так как обычно, после этого к ним подходили и давали корм. На данный звук у них выработался условный рефлекс.
Шаг 11. Готовность птенца к полету
Выживший птенец развивался хорошо, его вес составлял 45, 1 г, он был готов к полету. Признаки готовности были налицо: стабильность веса 45,1, а потом его небольшая потеря до 43,5 г отказ от еды в течение 3 дней. А также морфологические и поведенческие признаки вылета из гнезда свидетельствовали о готовности стриженка к полету: исчезли белые трубочки с маховых перьев и перестали прощупываться рёбра на грудке, а также птенец стал активно «проситься» на волю – раскрывал крылья, пытался выбраться из «домика». Стрижонок готов к полету примерно на 42-45 день жизни.
Шаг 12. Выпуск птенца на волю
Чтобы отпустить стрижа на волю, надо соблюсти условия выпуска:
- Проверить готовность стрижа к полёту: аппетит пропал, вес с 45 г понизился до 43г, проявляет беспокойство, пытается выбраться из домика, поднимает крылья.
- Отпускать стрижа в солнечный и безоблачный день;
- Выйти на открытое пространство;
- В небе должны летать стаи стрижей;
- Держать стрижа на вытянутой руке, ни в коем случае не подбрасывать в воздух - стриж улетит сам, если готов к полёту.
Определив готовность птенца к полету, я каждый день «выводил» птенца на улицу. Через несколько дней стал пробовать летать, но далеко не улетал. И так несколько дней. На 44-й день жизни стриж улетел легко и быстро. Было жаль расставаться со своим питомцем, но я понимаю, что лучшего окончания нашего знакомства со стрижем нельзя и придумать.
10
Заключение
Выдвинутая мною гипотеза о том, что если птенцам стрижа создать благоприятные условия содержания в неволе (правильно подобранный корм, место содержания, уход), то выросших птиц, можно выпустить на волю.
Содержать стрижей дома временно, до их вылета на волю, в тёплое время года не так уж трудно, главное – хорошо изучить:
- все необходимые условия содержания:
- Стрижу нужен домик, наполовину затененный, домик стрижа необходимо застилать бумажными полотенцами (салфетками), убирать отходы жизнедеятельности по мере их появления, чтобы не допускать загрязнения оперения птицы;
- Стрижу необходим живой корм – насекомые, не менее трёх раз в день. Если птенец слабый, кормить его нужно чаще раза в два, по возможности;
- Необходимо соблюдать гигиенические процедуры с целью сохранения здоровья стрижа:
- Тщательно мыть руки с мылом перед кормлением стрижа
- Давать птице только свежеприготовленную пищу, используя соответствующие пропорции продуктов при приготовлении;
- Чтобы отпустить стрижа на волю, надо соблюсти условия выпуска:
- Проверить готовность стрижа к полёту: аппетит пропал, вес с 45 г понизился до 43 г, проявляет беспокойство, пытается выбраться из домика, поднимает крылья.
- Выйти на открытое пространство в солнечный день, когда в небе летают стаи стрижей, держать стрижа на вытянутой руке, ни в коем случае не подбрасывать в воздух - стриж улетит сам, если готов к полёту.
- Мне не удалось спасти обоих птенцов, один из них (рыжий) погиб. Считаю, что причиной гибели явилось недостаточное количество живого корма для двух птенцов. Моя семья не справлялась с заготовкой необходимого количества живого корма для двух птенцов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование качества изобразительного материала как условие содержания продукта художественного творчества
Творческая работа на высшую квалификационную категорию. Определены цель и задачи, гипотеза исследования, описано внедрение методики в учебно-воспитательный процесс. ...
Материалы для проведения открытого урока в 8 классе школ с углублённым изучением английского языка с целью подготовки к монологическому высказыванию в формате ГИА.
Данный план и тезисы открытого урока по теме "Learning foreign languages" можно использовать в 7-9 классах школ с углублённым изучением языка, а также в средних школах для подготовки учащихся к моноло...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ
Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...
Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ
Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...
Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ
Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...
Работа над содержанием музыкального произведения как основная цель деятельности учителя музыки
В настоящее время решение проблемы сущности содержания музыкального произведения является крайне актуальной. Рассматривается изучение проблемы музыкального содержания в научных лабораториях, которые н...