Рабочая программа "Практическая биология" 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии " Практическая биология", 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии для 7 класса | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования и науки Липецкой области
Администрация Грязинского муниципального района Липецкой области
МБОУ СОШ села Фащевка
РАССМОТРЕНО МО естественно-гуманитарных наук Татаринова Е.Б. Номер приказа№ __1 от 30.08. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО директорМБОУ СОШ с. Фащёвка Федерякина С.В. Номер приказа№ 11 от 31.08. 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практическая биология»
для обучающихся 7 классов
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Систематика растений и животных» составлена на основе авторской программы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Систематика растений и животных» учителя биологии МОУ СОШ №68 г. Белореченска Ушакова А.А из сборника программ элективных курсов, выпуск № 9, естественно-научный блок, Краснодар, 2006 год.
На основании решения педсовета МБОУ СОШ № 11 протокол № 1 от 29.08.14 знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 профильных классов общеобразовательной школы.
Основной целью предполагаемого курса является создание условий для развития интереса и профориентационных намерений учащихся.
Курс является ориентирующим, что должно решить проблему осознания учащимися своих возможностей, интересов, предпочтений и помочь оценить правильность своего будущего профессионального выбора.
Задачи курса:
- формирование умений и навыков комплексного освоения знаний в биологии;
- обобщение имеющихся знаний о систематических группах растений и животных;
- расширение и углубление базовых знаний;
- помощь в подготовке к поступлению высшие учебные заведения;
- удовлетворение познавательных интересов учащихся.
Ведущими принципами курса являются:
- расширение рамок действующих общеобразовательных и профильных курсов;
- практическая направленность;
- развивающий характер;
- учет региональных особенностей;
- профессиональная направленность;
- учет возрастных особенностей школьников;
- возможность практического применения знаний, умений и навыков;
- использование деятельностных технологий.
Использование в учебном процессе предлагаемой программы курса предусматривает широкое применение ряда форм и методов обучения:
- обзорные и установочные лекции;
- самостоятельное изучение дополнительной литературы;
- семинары;
- использование тестовых проверочных работ;
- лабораторно-практические работы;
- осуществление научно-исследовательской и проектной деятельности;
- научно-исследовательские экспедиции;
- полевые практики.
Планируемые результаты
Личностные: 1)познавательный интерес к изучению биологии, осознание необходимости систематизации объектов для удобства их изучения;
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3)формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметными результатами освоения программы являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2)формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах,
3) знать принципы современной классификации растений, называть таксоны растений в определенном порядке; -уметь называть таксоны растений в определенном порядке;
Учащиеся должны знать:
Элементарные сведения о виде, семействе, классе, типе, главные признаки классов и семейств цветковых растений, основные виды дикорастущих и культурных растений.
Строение органов цветкового растения, клеточное строение растений, части растительной клетки, ткани.
Роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве, мероприятия по охране и рациональному использовании растений.
Способы размножений растений с факторами неживой природы и живой природы, приспособленность растений к своевременному обитанию
Учащиеся должны уметь:
Распознавать органы цветковых растения;
Проводить наблюдения в природе за сезонным изменениями в растительном мире переоформлять результаты наблюдений
Пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
Работать с определительными карточками
Соблюдать правила поведения в природе
Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1.Введение.( 2 часа)
Биология – наука о живой природе. Царства Бактерий, Грибов, Растений, Животных. Связь организма со средой обитания. Карл Линней- основоположник науки систематики.
Экскурсия «Многообразие живых организмов. осенние явления в жизни растений» Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
2. Классификация растений. ( 3 часа)
Элементарные сведения о виде, семействе, классе, типе, главные признаки классов и семейств цветковых растений.
Основные систематические категории – вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Плоды и их классификация.
3. Класс двудольные растения (7 час)
Класс двудольных растений. Морфологическая характеристика 3 – 4 семейств с учётом местных условий. Лабораторный практикум: №2,№3,№4,№5,№6
«Определение растений с помощью определительных карточек» семейства: крестоцветные, розоцветные, паслёновые, бобовые, сложноцветные
Демонстрация живых и гербарных сортов сельскохозяйственных растений.
4. Класс однодольные растения ( 5 час)
Класс однодольных растений. Морфологическая характеристика злаковых и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы и значение. Лабораторный практикум №7,№8 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейства: лилейные, злаки.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема, содержание урока | Сроки прохождения учебного материала | Домашнее задание |
ВВЕДЕНИЕ (2 час) | |||
1 | Введение. О чем расскажет рабочая тетрадь. Создание рабочей тетради | Записи в тетради | |
2 | Карл Линней- основоположник науки систематики | Подбор информации | |
КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ ( 3 час ) | |||
3 | Классификация растений. Таксономические единицы. Основные систематические категории – вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. | записи в тетради | |
4 | Классификация покрытосеменных растений на классы. | записи в тетради | |
5 | Классификация покрытосеменных растений на семейства. Формула цветка. | п.45 п.46 | |
КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ ( 11часов) | |||
6 | Класс двудольные. Семейство крестоцветные. | п.47 | |
7 | Лабораторный практикум №2 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство крестоцветные | отчет | |
8 | Класс двудольные. Семейство розоцветные. | п.48 | |
9 | Лабораторный практикум №3 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство розоцветные | отчет | |
10 | Класс двудольные. Семейство бобовые или мотыльковые. Семейство паслёновые. | п.49 | |
11 | Лабораторный практикум №4 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство бобовые и мотыльковые. | отчет | |
12 | Класс двудольные. Семейство сложноцветные Лабораторный практикум №6 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство сложноцветные. | отчет | |
КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ (5 час) | |||
13 | Класс однодольных растений. Морфологическая характеристика лилейных. | п.52 | |
14 | Лабораторный практикум №7 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство лилейные. | отчет | |
15 | Класс однодольных растений. Морфологическая характеристика злаков.(мятликовых) | п.53 | |
16 | Лабораторный практикум №8 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство злаков. | отчет | |
17 | Обобщение материала | Летнее задание | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- основы современной систематики;
- общие положения и принципы биологической номенклатуры;
- основные признаки различных систематических групп растений и животных;
- основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира;
- методы исследовательской деятельности
- правила оформления результатов исследования.
Учащиеся должны уметь:
- определять распространенные виды растений и животных;
- проводить исследовательские и проектные работы;
- составлять фото- и видеоколлекции, иллюстрирующие многообразие систематических групп растений и животных
- представлять данные, полученные в ходе исследования, и оформлять результаты;
- работать с современной биологической литературой.
3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
- Учебник под общей редакцией профессора И.Н. Пономаревой. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники для 6-го класса общеобразовательных учреждений. - М.: « Вентана-Граф», 2009
- А.М. Былова. Экология растений. 6 класс. М. Вентана − Граф. 2002г
- И.Н. Пономарева. В.С. Кучменко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие. М. «Вентана − Граф» 2004г.
- В.М. Константинов. В.Г. Бабенко. Биология. 7 класс. М. Вента - Граф, 2008г.
- Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
- Биология. 1С: Репетитор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....