Рабочая программа "Практическая биология" 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Матыцина Надежда Николаевна

Рабочая программа по биологии " Практическая биология", 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования и науки Липецкой области‌‌

Администрация Грязинского муниципального района Липецкой области‌

МБОУ СОШ села Фащевка

РАССМОТРЕНО

МО естественно-гуманитарных наук

Татаринова Е.Б.

Номер приказа№ __1

от 30.08. 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

директорМБОУ СОШ с. Фащёвка

Федерякина С.В.

Номер приказа№ 11

от 31.08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Практическая биология»

для обучающихся 7 классов

Фащёвка, 2023‌ ‌

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Систематика растений и животных» составлена на основе авторской программы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Систематика растений и животных» учителя биологии МОУ СОШ №68 г. Белореченска Ушакова А.А из сборника программ элективных курсов, выпуск № 9, естественно-научный блок,  Краснодар, 2006 год.

На основании решения педсовета МБОУ СОШ № 11 протокол № 1 от 29.08.14 знания учащихся оцениваются по пятибалльной  системе.

  Предлагаемый курс предназначен для учащихся  10-11 профильных классов общеобразовательной школы.

Основной целью предполагаемого курса является создание условий для развития интереса и профориентационных намерений учащихся.

Курс является ориентирующим, что должно решить проблему осознания учащимися своих возможностей, интересов, предпочтений и помочь оценить правильность своего будущего профессионального выбора.

Задачи курса:

  • формирование умений и навыков комплексного освоения знаний в биологии;
  • обобщение имеющихся знаний о систематических группах растений и животных;
  • расширение и углубление базовых знаний;
  • помощь в подготовке к поступлению высшие учебные заведения;
  • удовлетворение познавательных интересов учащихся.

Ведущими принципами курса являются:

  • расширение рамок действующих общеобразовательных и профильных курсов;
  • практическая направленность;
  • развивающий характер;
  • учет региональных особенностей;
  • профессиональная направленность;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • возможность практического применения знаний, умений и навыков;
  • использование деятельностных технологий.

Использование в учебном процессе предлагаемой программы  курса предусматривает широкое применение ряда форм и методов обучения:

  • обзорные и установочные лекции;
  • самостоятельное изучение дополнительной литературы;
  • семинары;
  • использование тестовых проверочных работ;
  • лабораторно-практические работы;
  • осуществление научно-исследовательской и проектной деятельности;
  • научно-исследовательские экспедиции;
  • полевые практики.

Планируемые результаты

Личностные: 1)познавательный интерес к изучению биологии, осознание необходимости систематизации объектов для удобства их изучения;

       2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 3)формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10)        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметными результатами освоения программы являются:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

2)формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах,

3) знать принципы современной классификации растений, называть таксоны растений в определенном порядке; -уметь называть таксоны растений в определенном порядке;

Учащиеся должны знать:

Элементарные сведения о виде, семействе, классе, типе, главные признаки классов и семейств  цветковых растений, основные виды дикорастущих и культурных растений.

Строение органов цветкового растения, клеточное строение растений, части растительной клетки, ткани.

Роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве, мероприятия по охране и рациональному использовании растений.

Способы размножений растений с факторами неживой природы и живой природы, приспособленность растений к своевременному обитанию

 Учащиеся должны уметь:

Распознавать органы цветковых растения;

Проводить наблюдения в природе за сезонным изменениями в растительном мире переоформлять результаты наблюдений

Пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

Работать с определительными карточками

Соблюдать правила поведения в природе

Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

1.Введение.( 2 часа)

Биология – наука о живой природе. Царства Бактерий, Грибов, Растений, Животных. Связь организма со средой обитания. Карл Линней- основоположник науки систематики.

Экскурсия «Многообразие живых организмов. осенние явления в жизни растений» Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

2. Классификация растений. ( 3 часа)

Элементарные сведения о виде, семействе, классе, типе, главные признаки классов и семейств  цветковых растений. 

Основные систематические категории – вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Плоды и их классификация.

3. Класс двудольные растения (7 час)

Класс двудольных растений. Морфологическая характеристика 3 – 4 семейств с учётом местных условий. Лабораторный практикум:  №2,№3,№4,№5,№6

«Определение растений с помощью определительных карточек» семейства: крестоцветные, розоцветные, паслёновые, бобовые, сложноцветные

Демонстрация живых и гербарных сортов сельскохозяйственных растений.

4. Класс однодольные растения ( 5 час)

Класс однодольных растений. Морфологическая характеристика злаковых и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы и значение. Лабораторный практикум №7,№8 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейства: лилейные, злаки.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема, содержание урока

Сроки прохождения

учебного материала

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ (2 час)

1

Введение. О чем расскажет рабочая тетрадь. Создание рабочей тетради

Записи в тетради

2

Карл Линней- основоположник науки систематики

Подбор информации

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ  ( 3 час )

3

Классификация растений. Таксономические единицы. Основные систематические категории – вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

записи в тетради

4

Классификация покрытосеменных растений на классы.

записи в тетради

5

Классификация покрытосеменных растений на семейства. Формула цветка. 

п.45 п.46

КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ  ( 11часов)

6

Класс двудольные. Семейство крестоцветные.

п.47

7

Лабораторный практикум №2 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство крестоцветные

отчет

8

Класс двудольные. Семейство розоцветные.

п.48

9

Лабораторный практикум №3 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство розоцветные

отчет

10

Класс двудольные. Семейство бобовые или мотыльковые. Семейство паслёновые.

п.49

11

Лабораторный практикум №4 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство бобовые и мотыльковые.

отчет

12

Класс двудольные. Семейство сложноцветные

Лабораторный практикум №6 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство сложноцветные.

отчет

КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ (5 час)

13

Класс однодольных растений. Морфологическая характеристика лилейных.

п.52

14

Лабораторный практикум №7 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство лилейные.

отчет

15

Класс однодольных растений. Морфологическая характеристика злаков.(мятликовых)

п.53

16

Лабораторный практикум №8 «Определение растений с помощью определительных карточек» семейство злаков.

отчет

17

Обобщение материала

Летнее задание

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основы современной систематики;
  • общие положения и принципы биологической номенклатуры;
  • основные признаки различных систематических групп растений и животных;
  • основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира;
  • методы исследовательской деятельности
  • правила оформления результатов исследования.

Учащиеся должны уметь:

  • определять распространенные виды растений и животных;
  • проводить исследовательские и проектные работы;
  • составлять фото- и видеоколлекции, иллюстрирующие многообразие систематических групп растений и животных
  • представлять данные, полученные в ходе исследования, и оформлять результаты;
  • работать с современной биологической литературой.

3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. Учебник под общей редакцией профессора И.Н. Пономаревой. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники для 6-го класса общеобразовательных учреждений. - М.: « Вентана-Граф», 2009
  2. А.М. Былова. Экология растений. 6 класс. М. Вентана − Граф. 2002г
  3. И.Н. Пономарева. В.С. Кучменко.  Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие. М. «Вентана − Граф» 2004г.
  4. В.М. Константинов. В.Г. Бабенко. Биология. 7 класс. М. Вента - Граф, 2008г.
  5. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
  6. Биология. 1С: Репетитор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....