Воздушное питание растений
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Технологическая карта урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Воздушное питание растений
Предмет: Биология Класс: 6
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся со способами питания растений
- дать представление о фотосинтезе, обеспечить усвоение учащимися знаний
об особенностях протекания процесса фотосинтеза.
- обеспечить усвоение учащимися понятий: автотрофные и гетеротрофные
организмы.
- подвести учащихся к пониманию взаимосвязи корневого и воздушного питания.
- показать значение зеленых растений в жизни планеты.
- практически доказать выделение кислорода и поглощение углекислого газа при фотосинтезе.
Развивающие:
- уметь обосновывать роль света в процессе фотосинтеза, делать выводы о космической роли зеленых растений.
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения выделять главное.
- развивать коммуникативные способности учащихся.
- формировать умение наблюдать, сопоставлять и делать выводы.
Воспитательные:
- развитие познавательного интереса учащихся.
- воспитание у учащихся бережного отношения к зеленым растениям.
- формирование умений высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся узнают о способе получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Метапредметные: развивается умение на основе наблюдений простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять их результаты.
Личностные: формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов.
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Комбинированный
Технологии урока: здоровье-сберегающие, практико-ориентированные, наглядно- демонстрационные.
Необходимое техническое оборудование:
- Мультимедиа презентации.
- Горшочное растение (обильно политое за день до опыта)
- Полиэтиленовый пакет
- Ножницы
- Шпагат
- Датчик концентрации кислорода
- Датчик концентрации углекислого газа
- Регистратор данных (компьютер, ноутбук и т.п.)
- компьютер, проектор.
Структура и ход урока, внеурочного занятия
№ | Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1 | Организационный | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. |
2 | Актуализация знаний | Повторение ранее изученного материала. Постановка целей урока | Организует беседу по вопросам -органы цветкового растения; - почему лист имеет плоскую форму - корневое питание, роль корня в поглощении воды и растворенных минеральных солей; - зеленый лист как специализированный орган воздушного питания, особенности строение листа; - виды пластид, роль хлоропластов | Вспоминают раннее изученный материал, отвечают на вопросы. Презентация 1 (слайды 4-7) Приводят примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находят различия в их питании., Делают записи в тетради определений Автотрофы. Гетеротрофы. (слайд 10) Видеофрагмент движение цитоплазмы |
|
3 | Изучение новой темы. | Практически доказать выделение кислорода и поглощение углекислого газа при фотосинтезе. | Фотосинтез как процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды, его этапы – рассказ учителя Способы питания растений: почвенное и воздушное, их взаимосвязь – беседа Проводит опыт, используя цифровое оборудование. | Презентация 1 (слайд 8-9) Виртуальная лабораторная работа. Презентация 2 Условия, необходимые для протекания фотосинтеза (самостоятельная работа с учебником). Выполняют наблюдения и измерения | доказать, что растение в процессе фотосинтеза выделяет кислород. доказать, что растение на свету образует крахмал. |
4 | Закрепление изученного материала | обобщение изученного материала | Дискуссия по вопросу: Кто же играет главенствующую роль в жизни растения. Листья или корни? - корень – орган почвенного питания - лист – орган воздушного питания; | Презентация 1 слайд 12 Самостоятельная работа. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Сформулировать выводы об особенностях протекания процесса фотосинтеза. - в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза - образования из углекислого газа и воды органических веществ; - при фотосинтезе выделяется кислород; - органические вещества расходуются на рост и развитие органов; - особенность питания растений – поглощение минеральных веществ, создание органических веществ, а затем их расходование. |
5 | Итог урока | Запись дом. зад. | Просмотр Видеофрагмента Вальс цветов | релаксация |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уметь объяснять процесс фотосинтеза, раскрыть стадии этого процесса. Практически доказать выделение кислорода и поглощение углекислого газа при фотосинтезе. Научиться понимать взаимосвязь воздушного и корневого питания. Познакомиться с понятиями : автотрофные и гетеротрофные организмы.
Актуализация знаний. Изучение нового материала. Виртуальная лаборатория. Практические опыты Закрепление материала (работа с рабочей тетрадью) Выводы.
Органы цветкового растения Стебель Лист Цветок Плод Корень Повторение темы :
Почему лист имеет плоскую форму ?
Пластиды Придают окраску клеткам и органам растения Бесцветные, участвуют в запасании веществ, находятся в неосвященных частях растения Зеленые, участвуют в образовании органических веществ.
Корневое питание растений. Углекислый газ Кислород
Ι – расщепление воды до водорода и кислорода. I I – водород соединяется с углекислым газом и образуется сахар.
Автотрофы – организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества, запасая в них солнечную энергию и делая ее доступной для других организмов. Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, созданными автотрофами.
Фотосинтез- синтез органических соединений из неорганических, идущий с использованием энергии света в зеленых растениях
лист - орган воздушного питания; в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза - образования из углекислого газа и воды органических веществ; при фотосинтезе выделяется кислород; органические вещества расходуются на рост и развитие органов; особенность питания растений - создание органических веществ, а затем их расходование.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из мышек может погибнуть
Почему погибла мышка ?
Зеленое растение поставим в темное место на 2 – 3 дня Через 2 – 3 дня прикрепим на лист растения трафарет, затемняя его часть, и оставим на свету на сутки. Опыт № 2 - Докажем, что растение на свету образует органические вещества
Прополоскаем листья в кипящей воде в течении 2 минут. Затем опустим в кипящий спирт. Через 8 -10 часов срезаем эти листья, снимаем с них затемняющие трафареты. Внешне листья никак не изменились.
Хлорофилл переходит в спирт, который от этого становится зеленым. Лист обесцвечивается. Опустим обесцвеченные листья в раствор йода.
Рассмотрим окрашивание листа. После обработки раствором йода затемненная часть листа окрасится в коричневый цвет. Так как здесь крахмал не образовался, потому что лист не получал световой энергии. Незатемненная часть листа, содержащая крахмал посинела. Растение на свету образует органическое вещества – углеводы (сахара).
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь.
Ученик: _____________________________________ Дата: «_____» _____________ |
- питания - дыхания - фотосинтеза - поглощения воды 2. Кислород необходим растениям для: - питания - дыхания - фотосинтеза - размножения 3. В процессе фотосинтеза растение: - поглощает углекислый газ - поглощает кислород - выделяет углекислый газ - образует минеральные вещества 4. Фотосинтез происходит в - хлоропластах - ядре - вакуолях - цитоплазме. 5. Процесс фотосинтеза идет - только на свету - только в темноте - и на свету и в темноте. - в любое время суток. 6. Функции дыхания, фотосинтеза, испарения выполняет - корень - лист - цветок - плод. 7. Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету называется: - питание - дыхание - размножение - фотосинтез
8. Если поместить горящую лучинку в закрытый сосуд с растением, стоящим на свету, она будет ярко гореть, так как растение: - поглощает углекислый газ - выделяет углекислый газ - поглощает кислород - выделяет кислород 9. Выпишите определения Фотосинтез -------------------------------------------------------------------------------- Автотрофы -------------------------------------------------------------------------------- Гетеротрофы ------------------------------------------------------------------------------ 10. Выводы по уроку: 1 2 3 4 5 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воздушное питание растений.
Биология. 6 класс. Тема: Воздушное питание растений. Презентация. С помощью виртуальной лаборатории доказывается, что растения на свету выделяют кмслород и образуют органические вещества....
Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез»
Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез» Цель урока: раскрыть сущность процесса фотосинтеза.Задачи:образовательная: углубить и расширить представления о питании растений; сформировать...
Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"
Методическая разработка урока биологии на тему «Воздушное питание растений». Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...
Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез".
6 класс (линия В. В. Пасечника). Урок разработан по проблемной технологии. Используются приемы личностных учебных действий: мотивация, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, исследование, ...
Урок по теме "Воздушное питание растений"
Класс: 6Технология проблемного обученияТип урока: Урок изучения новой темыУчебная задача: Выяснение необходимости хлорофилла, энергии света и углекислого газа для процесса фотосинтеза....