Технологическая карта урока «Строение и работа сердца» из опыта работы
методическая разработка по биологии (8 класс)
Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_stroenie_i_rabota_serdtsa_iz_opyta_raboty.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
из опыта работы
учителя биологии МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением
отдельных предметов»
г. Железногорска Курской области
Полухиной Валентины Николаевны
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Поставленные задачи меняют конструирование современного урока. Так как же построить урок?
Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Технологическая карта помогает мне:
- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
- согласовывать действия учителя и ученика;
- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе о
Технологическая карта позволяет:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения
Благодаря использованию в своей практике технологических карт, мои учащиеся успешнее выполняют предложенные учебные задания в разных видах деятельности, принимают участие в диалоге, который выступает ведущим способом организации выполнения заданий и представлен не только в парных и групповых формах работы, но и в индивидуальной (например «диалог» с текстом). Учебные задания группируются по этапам в соответствии с видами деятельности учащихся в технологии развития информационно ‐ интеллектуальной компетентности и направлены на достижение тех или иных целей, определяющих его тип.
Технологическая карта урока
к уроку по теме: «Строение и работа сердца»
Класс 8
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование знаний о строении и работе сердца.
Планируемые результаты
Предметные умения: обучающиеся получают знания об особенностях внутреннего строения и функционирования сердца человека, о понятиях «сердечный цикл», «автоматизм сердца», «систола», «диастола», «сердечные клапаны», «механизмы нервной и гуморальной регуляции», о необходимости ведения здорового образа жизни.
Метапредметные умения
1.Познавательные:
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, решение познавательных задач.
Логические: анализ объектов, установление причинно-следственных связей осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой информации
2. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку и самоанализ своей деятельности, использовать в работе ИКТ.
3. Коммуникативные: поиск и выделение необходимой информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью
Личностные умения: формирование познавательных интересов; осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; формирование личностного отношения к изучению материала.
Этапы урока | Цель учебной деятельности | Планируемые результаты учебной деятельности (перечень умений) | Задания для формирования УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные на предметном материале) | Формы организации учебной деятельности |
Мотивационно-целевой этап | Мотивация приобретения новых знаний | Метапредметные умение строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, Коммуникативные: выражать свои мысли; учиться культуре общения
уметь определять частоту сердечных сокращений и причины ее изменений; учатся понимать смысл биологических терминов. | 1.Создание проблемной ситуации с использованием практических приёмов Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность. Встаем на одну ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем медленные приседания (кто сколько может). Находим снова пульс и обращаем внимание на изменения. 2.Эвристическая беседа: Как долго вы бы могли выполнять упражнение? Почему? -Какое отличие вы заметили между работой мышц (скелетных мышц) и работой сердца? - Почему мышцы утомляются, а сердце может безостановочно работать в течение всей жизни? - Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы? - А каким образом мы можем получить эти знания? | Индивидуальная фронтальная |
Этап актуализации опорных знаний | Подготовиться к восприятию нового материала; Актуализировать свои знания, опыт умения и навыки | Метапредметные Познавательные: учиться: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; выделять необходимую информацию; применять свой опыт Регулятивные: определение цели, границ знания/незнания; прогнозирование предстоящей работы Коммуникативные: слушать и понимать речь других; строить понятные для собеседника высказывания; высказывать свое мнение; анализировать и делать выводы. Предметные Восстановить знания о сердце, полученные в предыдущем курсе биологии | 1.Прослушайте аудиозапись и ответьте на вопросы: -Что вы услышали? -Что вы знаете о своем сердце? -Что бы вы хотели узнать о сердце? 2.А какие крылатые выражения вы помните о сердце? 3.Сформулируйте тему нашего урока | Фронтальная Индивидуальная |
Этап изучения нового материала | Сформировать основы теоретических знаний о сердце, эволюции. Формировать креативное мышление; развивать способности к обобщению и к участию в поисковой деятельности)
| Метапредметные Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста учебника, видео материалов, презентаций; сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные: Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение осуществлять контроль и коррекцию Коммуникативные: Слушать и понимать других; организовывать учебное взаимодействие; выступать пред одноклассниками; умение воспринимать и перерабатывать информацию, работать в группе. Предметные узнать место расположения сердца в организме человека, его средние размеры, внутреннее строение сердца, особенности сердечной мышцы, работу клапанов, знать особенности автоматизма сердца, сердечный цикл. | Работа с учебником п.22. (каждая группа (1, 2, 4)извлекает необходимую информацию согласно заданиям) 1 группа прочитайте текст, выберите информацию для ответов на вопросы: -Где находится сердце? -Каковы его размеры? -Почему оно так называется? На модели «Торс человека», покажите расположение сердца в теле человека. 2 группа Подготовьте выступление, используя презентацию «Эволюция кровеносной системы Хордовых» «Животные» -Какое строение сердца характерно для хордовых? Рыб? Земноводных? Пресмыкающихся? Млекопитающих? -Что дает такое строение сердца? 3 группа Используя учебник, изучите строение сердца Определите слои сердца Найдите их на рисунке. Подготовьте выступление 4 группа Найдите на муляжах камеры сердца, межжелудочковую перегородку Найдите створчатые и полулунные клапаны на муляжах. Составьте схему «Клапаны сердца». По окончании работы в группах дается информация о роковом случае с Везалием и ставится вопрос: Как объяснить роковой случай с Везалием? Самостоятельная работа ( по рис. 54 на с. 112 и тексту учебника стр. 112-113): рассмотрите по рисунку фазы работы сердца и заполните таблицу «Сердечный цикл». Вопросы по таблице классу: Какова продолжительность всего сердечного цикла? | Групповая фронтальная |
Этап самоконтроля и самооценки Д/З | Анализ учебного материала, обобщение | Метапредметные Познавательные: использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; обобщать и классифицировать по признакам; применять знания в нестандартной ситуации; систематизировать, обобщать изученное. Регулятивные: осуществлять самоконтроль работать по плану, сверяя свои действия с целью, ориентироваться в содержании предмета; самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий; контролировать и корректировать свою деятельность; контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. | .1.Решение логической задачи: представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека, исходя из фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него: -Отдыхали мышцы желудочков сердца? (50 лет) -Отдыхали мышцы предсердий? (70 лет) -Были закрыты створчатые клапаны? (30 лет) -Были закрыты полулунные клапаны? (50 лет) II.Ко 2.Просмотрите видеофрагмент без озвучивания «Строение и работа сердца» и постарайтесь придумать текст 3.Проверьте свои знания Тест. -Выберите из предложенных суждений правильные: 8)Сердечная мышца состоит из гладких мышц, переплетенных между собой. 9) Иннервация сердца только гуморальная. 10)Сердечный цикл состоит из 3 циклов 4.Ответьте на вопрос -Что нужно чтобы сохранить работу сердца в норме на долгие годы? | фронтальная |
Рефлексия | Организация самооценки учащимися Собственной учебной деятельности на уроке, определения меры продвижения к цели | Метапредметные Познавательные: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке | Ответьте на вопросы: -Скажите, что интересного вы узнали на уроке? -Где в дальнейшем можем использовать знания, которые получили на уроке? -Что из пройденного на уроке вам понравилось больше всего? -Продолжите начатые фразы: Я хочу узнать больше о…………………… Меня удивило ……………………… Я хорошо усвоил, что ……………………… Я понял, что ……………………… | фронтальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Строение семени"
Технологическая карта урока предназначена для учителей биологии. Тема - Строение семени, 6 класс....
Технологическая карта урока "Строение и жизнедеятельность бактерий"
Технологическая карта урока в 6 классе...
Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс
Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...
технологическая карта урока Строение клетки 5 класс
технологическая карта ФГОС...
Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)
Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...