Технологическая карта урока «Строение и работа сердца» из опыта работы
методическая разработка по биологии (8 класс)

Полухина Валентина Николаевна

Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Технологическая карта урока

                                  из опыта работы

учителя биологии МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением

отдельных предметов»

                                        г. Железногорска Курской области

                                        Полухиной Валентины Николаевны

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Поставленные задачи  меняют конструирование современного урока. Так как же построить урок?

Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.  

Технологическая карта помогает  мне:                                                                                                                        

  1. увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
  2. полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более  тщательном планировании всех  этапов урока, приводящих к намеченному результату;
  3. корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
  4. согласовывать действия учителя и ученика;
  5. организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе о

Технологическая карта позволяет:

  1. реализовать планируемые результаты ФГОС;
  2.  сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
  3. спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  4. выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  5. соотнести результат с целью обучения

Благодаря использованию в своей практике технологических карт, мои учащиеся успешнее выполняют предложенные учебные задания в разных видах деятельности, принимают участие в диалоге, который выступает ведущим способом организации выполнения заданий и представлен не только в парных и групповых формах работы, но и в индивидуальной (например «диалог» с текстом). Учебные задания группируются по этапам в соответствии с видами деятельности учащихся в технологии развития информационно  интеллектуальной компетентности и направлены на достижение тех или иных целей, определяющих его тип.

                       Технологическая карта урока

 к уроку по теме:   «Строение и работа сердца»

 Класс 8

Тип урока: урок  открытия   новых знаний.

Цель урока:  формирование знаний о строении и работе  сердца. 

 

 Планируемые результаты

                  Предметные умения: обучающиеся  получают знания об особенностях внутреннего строения и функционирования сердца человека, о понятиях «сердечный цикл», «автоматизм сердца», «систола», «диастола», «сердечные клапаны», «механизмы нервной и гуморальной регуляции», о необходимости ведения здорового образа жизни.

                       Метапредметные умения

1.Познавательные:

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, решение познавательных задач.

Логические: анализ объектов, установление причинно-следственных связей осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой информации

2. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку и самоанализ своей деятельности, использовать в работе ИКТ.

3. Коммуникативные: поиск и выделение необходимой информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью

             Личностные умения: формирование познавательных интересов; осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; формирование личностного отношения к изучению материала.

Этапы урока

Цель учебной деятельности

Планируемые результаты учебной деятельности (перечень умений)

Задания  для  формирования УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные на предметном материале)

Формы организации учебной деятельности

Мотивационно-целевой этап

Мотивация приобретения новых знаний

Метапредметные 
Познавательные: 

умение строить высказывания;  анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. 


Регулятивные: 

 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,

Коммуникативные: 

 выражать свои мысли;

учиться культуре общения


Предметные:

 уметь определять частоту сердечных сокращений и причины ее изменений;

учатся понимать смысл биологических терминов.

1.Создание проблемной ситуации с использованием практических приёмов

 Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.

Встаем  на одну  ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем  медленные приседания (кто сколько может).

Находим снова пульс и обращаем внимание на  изменения. 

2.Эвристическая беседа:

Как долго вы бы могли выполнять упражнение? Почему? -Какое отличие вы заметили между работой мышц (скелетных мышц) и работой сердца?

- Почему мышцы утомляются, а сердце может безостановочно работать в течение всей жизни?

- Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

- А каким образом  мы можем получить эти знания?

Индивидуальная

фронтальная

Этап актуализации опорных знаний

Подготовиться к

восприятию нового материала;

Актуализировать свои знания, опыт умения и навыки

Метапредметные 

Познавательные: 

 учиться: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;  выделять необходимую информацию;

 применять свой опыт

Регулятивные:

 определение цели, границ знания/незнания;  

   прогнозирование предстоящей работы

Коммуникативные:

 слушать и понимать речь других;  

строить понятные для собеседника высказывания;  

высказывать свое мнение;  

 анализировать и делать выводы.

Предметные

Восстановить знания о сердце, полученные в предыдущем курсе биологии

1.Прослушайте аудиозапись и ответьте на вопросы:

-Что вы услышали?

-Что вы знаете о своем сердце?

-Что бы вы хотели узнать о сердце?

2.А какие крылатые выражения вы помните о сердце?

3.Сформулируйте тему нашего урока

Фронтальная

Индивидуальная

Этап изучения  нового материала

Сформировать основы теоретических знаний о

сердце, эволюции. Формировать креативное мышление; развивать способности к обобщению и к участию в поисковой деятельности)

 

Метапредметные

 Познавательные: 

извлекать необходимую информацию из текста учебника, видео материалов, презентаций;  

сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

   структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные:

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение осуществлять контроль и коррекцию

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

организовывать учебное взаимодействие;

 выступать пред одноклассниками;

умение воспринимать и перерабатывать информацию, работать в группе.

Предметные узнать место расположения сердца в организме человека, его средние размеры, внутреннее строение сердца, особенности сердечной мышцы, работу клапанов,  знать особенности автоматизма сердца, сердечный цикл.

Работа с учебником п.22.

(каждая  группа (1, 2, 4)извлекает необходимую информацию согласно заданиям)

1 группа

 прочитайте текст, выберите информацию для ответов на вопросы:

-Где находится сердце?

-Каковы его размеры?

-Почему оно так называется?

На модели «Торс человека», покажите расположение сердца в теле человека.

2 группа

Подготовьте выступление, используя презентацию «Эволюция кровеносной системы Хордовых» «Животные»

-Какое строение сердца характерно для хордовых?

Рыб? Земноводных? Пресмыкающихся?  Млекопитающих?

-Что дает такое строение сердца?

3 группа

Используя учебник,  изучите строение сердца

Определите слои сердца

Найдите их на рисунке.

Подготовьте выступление

4 группа

Найдите на муляжах камеры сердца, межжелудочковую перегородку  

Найдите створчатые и полулунные клапаны на муляжах.

Составьте схему «Клапаны сердца».

По окончании работы в группах дается информация о роковом случае  с Везалием и ставится вопрос:

Как объяснить роковой случай с Везалием?

Самостоятельная работа ( по рис. 54 на с. 112 и тексту учебника стр. 112-113):

 рассмотрите по рисунку фазы работы сердца и заполните таблицу «Сердечный цикл».

Вопросы по таблице классу:

Какова продолжительность всего сердечного цикла?
2.Сколько времени работают предсердия?
3.Сколько времени они отдыхают?
4. Сколько времени работают желудочки?
5. Сколько времени они отдыхают?
6. Какой вывод напрашивается из этих данных?

Групповая

фронтальная

Этап самоконтроля и самооценки    

Д/З

Анализ учебного материала, обобщение

Метапредметные

Познавательные:

 использовать новую информацию для решения учебных заданий;

 осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

обобщать и классифицировать по признакам;

применять знания в нестандартной ситуации;

систематизировать, обобщать изученное.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль

работать по плану, сверяя свои действия с целью,

ориентироваться в содержании предмета;

 самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий;

 контролировать и корректировать свою деятельность;

 контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме.

.1.Решение логической задачи: представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека, исходя из фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него:

-Отдыхали мышцы желудочков сердца? (50 лет)

-Отдыхали мышцы предсердий? (70 лет)

-Были закрыты створчатые клапаны? (30 лет)

-Были закрыты полулунные клапаны? (50 лет)

II.Ко 2.Просмотрите видеофрагмент без озвучивания «Строение и работа сердца» и постарайтесь придумать текст

3.Проверьте свои знания

Тест.

-Выберите из предложенных суждений правильные:
1) Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость.
2) Между предсердием и желудочками находятся полулунные клапаны.
3) Стенка левого желудочка сердца развита лучше, чем стенка правого.
4) Адреналин тормозит работу сердца.
5) Интенсивность работы сердца не зависит от эмоционального состояния.
6) Изменение частоты и силы сердечных сокращений не зависит от поступающих в кровь биологически активных веществ.
7) Сердечная мышца состоит из поперечно-полосатых мышц.

8)Сердечная мышца состоит из гладких мышц, переплетенных между собой.

9) Иннервация сердца только гуморальная.

10)Сердечный цикл состоит из 3 циклов

4.Ответьте на вопрос

-Что нужно чтобы сохранить работу сердца в норме на долгие годы?

фронтальная

Рефлексия

Организация самооценки учащимися

Собственной  учебной деятельности на уроке, определения меры продвижения к цели  

Метапредметные

Познавательные:

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

 строить монологическое высказывание;

 адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные:

 соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке

Ответьте на вопросы:

-Скажите, что интересного вы узнали на уроке?

-Где в дальнейшем можем использовать знания, которые получили на уроке?

-Что из пройденного на уроке вам понравилось больше всего?

-Продолжите начатые фразы:

Я хочу узнать больше о……………………

Меня удивило ………………………

Я хорошо усвоил, что ………………………

Я понял, что ………………………

фронтальная

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Строение семени"

Технологическая карта урока предназначена для учителей биологии. Тема - Строение семени, 6 класс....

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)

Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...