Методические материалы к уроку
методическая разработка по биологии
Материалы для проведения уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grup_rabota_reshenie_zadach_po_ekologii.docx | 16.9 КБ |
metapredmetnyy_urok_sistemy_sistem.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания к уроку . Обобщение по теме « Основы экологии».
( групповая работа). 11 класс.
- Задача. Одна рысь съедает в сутки 5 кг пищи. Какое максимальное количество рысей выживет в лесу ( за 1 год), если биомасса их жертв 10950 кг в год.
Решение:
1) определяем количество пищи для одной рыси в год
365 · 5 кг = 1825 кг
2) определяем количество рысей в лесу
10950 кг / 1825 кг = 6 рысей
2 Задача. Если предположить, что волчонок с месячного возраста, имея массу 1 кг, питался исключительно зайцами (средняя масса 2 кг), то подсчитайте, какое количество зайцев съел волк для достижения им массы в 40 кг и какое количество растений (в кг) съели эти зайцы.
Решение.
1). Записываем схему трофической цепи:
Продуцент (растение) →Консумент-1 (заяц) → Консумент-2 (волк)
2). Вычислим массу, набранную волком:
Масса, набранная волком = 40 кг – 1 кг = 39 кг
3). Масса зайцев = 39 кг х 10 = 390 кг;
4). Масса растений = 390 кг х 10 = 3900 кг
5). Кол-во зайцев = 390 кг : 2 кг = 195 шт.
Ответ: волк съел 195 зайцев, которые съели 3900 кг растений.
Задача 3.
В 1930 г. Учёный Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению конкуренции. Учёный изучал взаимоотношения инфузории туфельки ушастой и инфузории бурсарии. Несмотря на пищевую конкуренцию, оба вида были способны к длительному совместному существованию, хотя численность каждого из них была ниже, чем при раздельном содержании. Так, выяснилось, что туфелька ушастая держалассь в толще воды, а бурсария – около дна. Бурсария охотнее поедала дрожжи, а туфелька ушастая- бактерии.
Объясните, почему конкуренция между этими видами не привела к исчезновению одного из них.
Ответ: занимают разные экологические ниши
Задача 4:Какое мясо опаснее употреблять в зараженных радиацией зонах: говядину или свинину? Почему?
Ответ: Опаснее употреблять говядину, так как коровы питаются растениями, которые накапливают радиационные элементы. Поедая растения травоядные, в том числе и коровы, сами накапливают в своем теле концентрированные дозы радиоактивных элементов. Свинина более безопасная, так как эти животные всеядны и в их жировых запасах практически отсутствуют радиационные элементы, которые накапливаются в печени, почках и других внутренних органах.
Задача5: Во время « культурной революции» в Китае массово уничтожали воробьёв. С какой целью это производилось и к каким результатам привело?
Предварительный просмотр:
Конспект метапредметного занятия «Система систем» 11 класс.
Цель занятия:
----
Перенос теоретических знаний по предмету в практическую деятельность учащихся.
Создание условий для активного применения знаний и умений в познавательной и предметно- практической деятельности учащихся
Подготовка к реальной жизни и формирование способов решать личностно- значимые проблемы.
Развивать коммуникативные качества. Развивать умения работать с понятиями, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Тип занятия: урок общеметодологической направленности.
Этапы занятия:
- Мобилизационный этап ( включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
- Целеполагание (формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить- узнать – уметь).
- Момент осознания ( учащиеся осознают недостаточность своих знаний).
- Коммуникации.
- Взаимопроверки и взаимоконтроля.
- Рефлексия ( осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал).
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с численностью и образом жизни растений, зверей, птиц и других организмов. Конечно, представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени именно они послужили источником накопления знаний.
Если в период своего становления все науки были разрознены, то современная область знаний охватывает чрезвычайно широкий, тесно переплетающийся, круг вопросов . Возникли новые смежные науки: такие, как биогеография, биофизика, биохимия, агроэкология, космическая медицина.
Что изучают эти науки? (Картинки смежных наук).
Несмотря на многообразие, в основе всех направлений современной науки лежат фундаментальные идеи. Одним из ключевых понятий биологии являются знания об уровнях организации живой материи.
Задание:
Расположите уровни по порядку:
ДНК , стая птиц, голубь, мышечная ткань, сердце, яйцеклетка. ( термины на экране)
Является ли популяция конечным уровнем организации живой природы?
Назовите недостающие звенья этой цепочки.
Групповая работа:
Прочитайте текст. Описание природы Н.В. Гоголем. (Текст на экране)
« Вся поверхность земли представлялася зеленовато- золотым океаном. По которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые цветки; жёлтый колосок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву».
О каком уровне организации живой материи идет речь? ( о биогеоценозе).
Биогеоценоз – не просто сумма образующих его видов, но и совокупность взаимодействий между ними. Как и популяция, биогеоценоз имеет собственные свойства, например, видовое разнообразие. структуру пищевой сети, биомассу, продуктивность. ( Картинки природных сообществ)
Составьте схему биогеоценоза, используя знаки, символы, рисунки.
Защита минипроектов учащимися.
Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем.
Проблемный вопрос: А что такое система? Что означает этот термин в широком понимании? ( используется приём приращения) ( Вопрос на экране).
Работа учащихся со словарями.
Какие бывают виды систем?
Какими свойствами должна обладать система?
Закончите схему: (задание на зкране)
Свойства систем
Сколько групп выделили такое понятие как…
Работа в группах : Является ли системой (задание на экране)
- растение
- часы
- белка
-автомобиль
- аквариум.
Представителям каких профессий требуются знания о системах.
Что значит понятие « система знаний ученика»?
Есть ли различия в понятиях « система знаний ученика» и « систематические знания ученика»?
Современный человек должен постоянно учиться, овладевать знаниями, умениями, навыками, чтобы быть востребованным на рынке труда. Многие профессии устаревают, становятся не нужными.
Современный специалист должен уметь переносить знания полученные в одной области в другую, уметь работать в группе ,быть коммуникабельным, конкурентноспособным. В стандартной программе проявлять себя по- другому. Быть гибким, решать творчески нестандартные задачи. Это путь к успеху. Этому нужно учиться уже сейчас. Требованием времени является так же мобильность, постоянное совершенствование, движение в верх.
Движение- это жизнь. Движение – это еще одно характерное свойство всех систем, начиная от мельчайшего атома и заканчивая солнечной системой. ( картинка молекулы и солнечной системы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к урокам
Презентации к урокам ИЗО, содержат иллюстративный материал к урокам...
Методические материалы к урокам алгебры в 8 классе с использованием смарт доски
Методические материалы к урокам алгебры в 8 классе с использованием смарт доски...
Методические материалы к урокам биологии 7 класс
1. тесты по биологии 7 класс2. лабораторные работы ( инструктивные карточки)3. конспекты уроков...
Методические материалы к уроку истории в 8 классе по теме "Исламский Восток. Борьба с колонизаторами"
Папка содержит разработанный конспект урока, презентацию (использовать в интерактивнм режиме), самостоятельную работу, раздаточный материал для учащихся.Учебник "Всеобщая история. 8 класс" Автор Данил...
Методические материалы к уроку истории в 5 классе на тему "Древнейший Рим"
Папка содержит конспект урока, презентацию и раздаточный материал для учащихся.Курс "История Древнейго мира. 5 класс". Авторы учебника Вигасин, Годер...
Методические материалы к урокам
Презентации к урокам. Содержат материал для проверки знаний по предидущей теме, иллюстрации к уроку, домашнее задание....
Методические материалы к уроку музыки
Схемы, таблицы, памятки, алгоритмы выполнения заданий...