Методические материалы к уроку истории в 5 классе на тему "Древнейший Рим"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Папка содержит конспект урока, презентацию и раздаточный материал для учащихся.
Курс "История Древнейго мира. 5 класс". Авторы учебника Вигасин, Годер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_drevneyshiy_rim.zip | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока «Древнейший Рим»
Организационный этап
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Садитесь, пожалуйста!
Этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала
Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в историю Древнего мира. На протяжении всего учебного года мы знакомились с разными странами и народами древности, узнавали, как жили люди в разных государствах, какой след разные народы оставили в истории. Сейчас я предлагаю вам вспомнить изобретения и открытия, сделанные в разных странах, история которых нам уже знакома.
На доске вы видите современную политическую карту мира, с которой вы также будете встречаться на уроках географии и иностранного языка. Снизу расположены изображения предметов, которые нужно переместить «в ту страну, где они впервые появились». Кто желает попробовать?
Ребята, а вы внимательно смотрите и вспомните, с историей каких еще стран мы с вами познакомились на уроках истории Древнего мира.
(ребенок у доски выполняет задание).
Ребята, перечислите, пожалуйста, страны, с историей которых мы с вами уже познакомились.
(дети перечисляют: Египет, Двуречье, Вавилон, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Лидия, Мидия, Индия, Китай, Греция (Афины, Спарта), Македония)
Молодцы, вы все верно называете. Но в нашем курсе истории 5 класса остается еще одно неизученное государство. Посмотрите на доску, прочитайте слова античного историка Тита Ливия.
Эти слова Тит Ливий записал в предисловии к своей книге по истории одного из античных государств. Подумайте, о какой стране написана «История» Тита Ливия?
Вы правы! Это Древний Рим. И сегодня на уроке мы начинаем знакомство с интереснейшей историей этого государства – Древнего Рима.
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и подпишите тему «Древнейший Рим».
Обратите внимание, что название государства «Рим» мы пишем с заглавной буквы. Это имя собственное, название города и одноименного древнего государства.
В наши дни мы с вами тоже встречаем название «Рим». Что сегодня оно означает? (столица государства Италия). А в древности Римом называлось целое государство, историю которого мы начинаем изучать.
Постановка целей и задач урока
Вы уже знаете тему нашего занятия, знаете, что мы начинаем знакомство с историей нового для нас государства и народа. Глядя на тему урока, определите, чем нам предстоит заняться в первую очередь?
(определить географическое положение и природные условия, узнать, какие народы населяли эти территории, чем они занимались, как было устроено их общество).
Все верно, итак, сегодня на уроке мы отметим на карте местоположение Рима, познакомимся с легендой о возникновении города, узнаем о природных условиях и занятиях жителей древней Италии, рассмотрим строение древнеримского общества.
Для этого мы продолжим учиться работать с исторической картой, текстом учебника и документа, продолжим учиться размышлять, решать исторические задачи, оформлять схемы и вести записи в тетради.
Для чего, как вы думаете, вам потребуются знания, полученные сегодня на уроке?
(для дальнейшего изучения истории древнего мира и всеобщей истории в целом, на уроках литературы, ИЗО, МХК, географии, в путешествиях и просто для кругозора).
Этап усвоения новых ЗУН
(на доске карта Древнего Рима). Откройте учебники на странице 203. Приготовьте ручку, повернутую обратным концом.
Рим – один из древнейших городов Европы. Найди те на карте и покажите, где он расположен? Как называется река, на левом берегу которой расположился Рим? (ручку обратным концом).
Рим располагается на Апеннинском полуострове, который еще с древности называют Италией.
На что похож по своим очертаниям Апеннинский полуостров? (сапог, пинающий камень). У носка этого сапога расположен остров Сицилия.
На севере полуострова полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горАми. Через весь полуостров протянулся невысокий горный хребет – Апеннины. Со всех сторон света (кроме северной) Апеннинский полуостров омывается морями. Назовите стороны света и покажите по карте моря, омывающие Италию. (Адриатическое, Тирренское, Ионическое, Средиземное море).
А какой еще полуостров омывается водами Средиземного моря? (Балканский). Какие государства на нем располагались? (Греция, Македония, Спарта, Афины).
На ваших столах лежат документы, которые содержат два текста: один – описание природных условий Древней Греции, другой – описание природных условий Древней Италии. Ваша задача – прочитать, найти сходства и различия природных условий двух стран.
(читают вслух, называют сходства и различия)
Давайте заполним таблицу «Сравнительная характеристика природных условий Греции и Италии» (раздатка-заготовка), которую вы дома вклеите в свои тетрадочки.
на доске появляются записи. Обратить внимание на написание названий!
Как вы думаете, где было легче заниматься земледелием и разведением скота: в Греции или Риме? Почему? (Рим. Этому способствовали природные условия)
Давайте еще раз обратимся к карте. Найдите на стр. 203 в учебнике на карте названия племен, которые населяли древнюю Италию (ищут, затем вызываю к доске одного, чтоб показал).
(галлы, этруски, умбры, латины, самниты, апулы)
Какое племя занимало самую большую территорию? (этруски)
Какое племя заселяло территорию близ города Рима? (латины)
Согласно древнеримской легенде именно латинами был основан город Рим.
Давайте мы прочитаем эту легенду в учебнике на стр. 204. Следите за читающим и будьте внимательны. После прочтения легенды вам будут предложены вопросы, на которые нужно будет дать ответы.
(читают)
Вопросы
На каком берегу реки Тибр проживало племя латинов? (на левом)
Как звали царя, правившего в одном из латинских городов? (НумИтор)
Что вы можете сказать о его младшем брате Амулии? О его поступках? (злой, завистливый, отнял власть у Нумитора, его дочь рею Сильвию сделал весталкой)
Кто такие весталки? (жрицы богини огня и домашнего очага Весты)
Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем)
Как вы думаете, почему Амулий решил избавиться от младенцев? (боялся, что когда они вырастут, начнут мстить за деда и мать и начнут претендовать на власть)
Как звали бога войны у латинов? (Марс), а у греков? (Афина, Арес)
Как сумели выжить два брата-близнеца? (их выкормила волчица)
Римляне поставили волчице статую, которая сохранилась до наших дней. СЛАЙД
Что случилось с братьями, когда они выросли? (они поссорились из-за строительства города, и Ромул убил своего брата Рема)
Допустимый ли это поступок? (нет, все проблемы нужно решать мирным путем, а не силой)
Приходилось ли вам слышать о братоубийстве в других легендах, в других религиях? (да, в христианской легенде Каин убивает своего брата Авеля)
Кто из братьев является основателем Рима? (Ромул)
Что обозначает на латинском языке «Рим»? (Рома – так звучало имя Ромула)
Кого называли ликторами? (вооруженную охрану царя)
Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? (царь мог в любой момент приказать выпороть или даже отрубить голову провинившимся)
Как вы считаете, такая власть могла понравиться народу? Почему?
Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако сегодня археологи доказали, что едва ли Ромул существовал на самом деле. Задолго до легендарной даты основания Рима – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись. Постепенно из этих поселений на 7 холмах возник город Рим.
Давайте запишем в тетрадь дату основания города Рима – 753 год до н.э. Ромулом. СЛАЙД
Ребята, а знаете ли вы, что и наш город Киров, как и Рим, тоже расположен на 7 холмах? Наш город был основан в 14 веке – в 1374 году и назван Хлыновом.
Давайте сосчитаем, насколько лет Рим был основан раньше, чем Хлынов?
(753 +1374 = 2.127)
Сколько лет исполнится Риму в этом году? 735 + 2012 = 2.765.
А Кирову? 2012 – 1374 = 638.
Мы с вами уже знаем, где располагался древний город Рим и каковы были природные условия в этой местности. Попробуйте предположить, какие занятия были у жителей древнего Рима. (выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лен, разводили рогатый скот, свиней, коней, ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением керамики)
Можно прочитать в первом абзаце на стр.207.
Так же, как и в Афинах, социальная структура римского общества была неоднородной. Вы помните, что коренные жители Афин назывались гражданами. В Риме же потомков древних жителей Рима называли патриции. А переселенцев в Италии называли плебеями.
Вспомните, могли ли переселенцы принимать участие в управлении Афинами? (нет)
А как вы думаете, могли ли плебеи участвовать в управлении Римом? (тоже нет).
На ваших столах лежат цветные блоки, из которых необходимо составить схему управления древним Римом по аналогии со схемой, которую мы составляли, когда изучали Афинское государство. Работайте в паре. Используйте текст учебника на стр. 208.
По легендам, Римом поочередно правило 7 царей. Первого звали Ромул, последнего – Тарквиний Гордый. Тарквиний был очень жестоким и несправедливым царем, власть он захватил силой, убив многих знатных патрициев. Римляне восстали против нового царя и изгнали его. Больше царей они решили не выбирать. Как называется такая форма правления, когда вся власть принадлежит народу? (демократия)
Где появилось это слово и что оно означает?
Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)
Первичное закрепление ЗУН, применение и рефлексия
Итак, давайте подведем итог нашему занятию, а для этого вспомним, что вы узнали сегодня на уроке? (учащиеся высказываются)
Откройте черные печатные тетради на стр. 48. Давайте выполним задание №55.
Один ученик выполняет на доске.
Решите историческую задачу (на доске)
С давних пор моих собратьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то сам Рим, быть может, не был бы основан... Ведь статую, да еще в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и тем горжусь! (капитолийская волчица, спасшая Ромула и Рема)
Заполняем карту. В задании №56 (1,2,3,4,5) Показываем на доске.
Давайте сами себе поставим оценку, которую мы заработали на уроке. Так как в работе участвовали все, я думаю, двойку себе никто не поставит, так?
Поднимите руку, кто ставит себе за работу на уроке «3», «4», «5».
Организация домашнего задания
Ну, что ж, вы молодцы! Но для закрепления и углубления полученных на уроке знаний, вам необходимо выполнить домашнее задание:
- §44, рассказ об основании Рима и о жизни древних римлян;
- показывать по карте географическое положение Италии и Рима;
*3) найти ответ на вопрос: почему римляне почитали гусей?
**4) объяснить значение названия «Италия». Почему эту местность стали называть именно так.
Викторина, если осталось время
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы к урокам "История" 5 класс
Вопросы, задачи, кроссворды,тесты по темам: "Древний Египет", "Древнее Двуречье", "Вавилонский царь Хаммурапи", "Первый властелин единого Китая"...
Методические материалы к урокам биологии 7 класс
1. тесты по биологии 7 класс2. лабораторные работы ( инструктивные карточки)3. конспекты уроков...
Методические материалы к уроку истории в 8 классе по теме "Исламский Восток. Борьба с колонизаторами"
Папка содержит разработанный конспект урока, презентацию (использовать в интерактивнм режиме), самостоятельную работу, раздаточный материал для учащихся.Учебник "Всеобщая история. 8 класс" Автор Данил...
Учебно-методические материалы к урокам истории и обществознания
Подборка учебно-методических материалов, в помощь ученикам для подготовки к урокам истории и обществознания....
Учебно-методические материалы к урокам истории и обществознания
Подборка учебно-методических материалов, в помощь ученикам для подготовки к урокам истории и обществознания....
Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)
В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....
Методические материалы к уроку в 5 классе по биологии "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
Создание базового учебного индивидуального проекта за один урок...