Контрольная работа для 9 класса по биологии в формате ОГЭ
материал по биологии (9 класс)
Контрольная работа для 9 класса по биологии в формате ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kr_biologiya_v_forme_oge_9_kl.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа для 9 класса по биологии в формате ОГЭ
Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А 1 Какая наука изучает неклеточные формы жизни?
1) микробиология;
2) вирусология;
3) антропология;
4) биология.
А 2 Какая клеточная структура выполняет транспортную функцию?
1) митохондрия;
2) комплекс Гольджи;
3) мембрана;
4) эндоплазматическая сеть.
А 3 Какой из организмов относится к многоклеточным?
1) инфузория - туфелька;
2) ламинария;
3) молочнокисле бактерии;
4) дрожжи.
А 4 К грибам - паразитам относятся:
1) бледная поганка и мухомор;
2) пеницилл и мукор;
3) гриб трутовик и головня;
4) шампиньоны и вешенки.
А 5 Какой тип соцветия изображен на рисунке по номером 6 ?
1) корзинка;
2) зонтик;
3) початок;
4) кисть.
А 6 У каких растений листорасположение, как на рисунке 2?
Рис.1 Рис.2 Рис.3
- у крапивы и фуксии;
- у элодеи и олеандра;
- у березы и ивы;
- у сирени и подсолнечника.
А 7 Какое животное имеет лучевую симметрию тела?
1) дождевой червь;
2) майский жук;
3) проволочник;
4) актиния.
А 8 К какому классу относят животное, изображенное на рисунке?
1) Паукообразные;
2) Ракообразные;
3) Насекомые;
4) Головоногие.
А 9 Основоположником систематики является:
1) Ч. Дарвин;
2) К. Линней;
3) К. Бэр;
4) Ж.-Б. Ламарк.
А 10 У человека рудиментами не являются:
1) аппендикс;
2) копчик;
3) хвост;
4) третье веко.
А 11 Проявлением какого рефлекса является поворот головы в сторону незнакомого звука?
1) болевого;
2) условного;
3) защитного;
4) ориентировочного.
А 12 Гормоны – это:
1) белки, катализирующие химические реакции;
2) биологически активные вещества, поступающие с пищей;
3) соединения белков и витаминов;
4) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.
А 13 Для свертывания крови необходимо присутствие:
1) железа;
2) калия;
3) йода;
4) кальция.
А 14 В каком сосуде течет венозная кровь?
1) легочная вена;
2) капилляр;
3) легочная артерия;
4) аорта.
А 15 Трахея у человека относительно пищевода располагается:
1) спереди;
2) сзади;
3) справа;
4) слева.
А 16 Какое вещество, вырабатываемое печенью, использует в качестве источника энергии спортсмен, бегущий на марафонскую дистанцию?
1) адреналин;
2) гликоген;
3) гемоглобин;
4) пепсин.
А 17 У пожилых людей кости становятся ломкими, так как в них:
1) преобладают минеральные вещества;
2) преобладают органические вещества;
3) преобладает вода;
4) оптимальное сочетание органических и минеральных веществ.
А 18 На рисунке изображена схема органа слуха. Какой цифрой на ней обозначена часть органа слуха, в которой находятся слуховые рецепторы?
1) 1; 2) 4; 3) 7; 4) 9.
А 19 При переломах позвоночника пострадавшего необходимо положить на ровную поверхность:
1) лицом вниз;
2) лицом вверх;
3) на бок;
4) нет правильного ответа.
А 20 Какой характер носят взаимоотношения термитов и их кишечных сожителей - жгутиковых?
1) полезно-нейтральные;
2) взаимовыгодные;
3) конкурирующие;
4) нейтральные.
А 21 Какую функцию выполняют тромбоциты?
1) обеспечивают иммунитет;
2) вырабатывают антитела;
3) переносят кислород и углекислый газ;
4) участвуют в свертывании крови.
А 22 Как называются органы, имеющие различное происхождение и строение, но выполняющие сходные функции?
1) специализированные;
2) гомологичные;
3) аналогичные;
4) дифференцированные.
А 23 К какой группе экологических факторов относится сведение лесов?
1) биотические;
2) антропогенные;
3) абиотические;
4) почвенно-грунтовые.
А 24 Какую функцию в клетке выполняет молекула АТФ?
1) защитную;
2) транспортную;
3) энергетическую;
4) опорную.
А 25 Предметом изучения биологии является:
1) строение и функции организма;
2) природные явления;
3) закономерности развития и функционирования живых систем;
4) строение и функции растений и животных.
Часть 2
При выполнении зданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В 1 Выберите несколько правильных ответов.
Сходство грибов и животных состоит в том, что
- они способны питаться только готовыми органическими веществами;
- они растут в течение всей своей жизни;
- в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком;
- в клеточных стенках грибов и покровах тел членистоногих содержится хитин;
- в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты;
- они размножаются спорами.
В 2 Проклассифицируйте Осла сомалийского, расставив термины в правильной последовательности, в соответствии с таблицей систематических групп
Царство ____________________
Тип ____________________
Класс ____________________
Отряд ____________________
Семейство ____________________
Род ____________________
Вид ____________________
1) Осел; 2) Млекопитающие;3)Лошади) 4) Животные5) Хордовые; 6)Непарнокопытные; 7) Осел сомалийский.
В 3 Установите последовательность организмов в цепи питания
А) орел
Б) змея
В) кузнечик
Г) растение
Д) лягушка
В 4 Выберите правильные утверждения.
1) Глаз приводится в движение с помощью глазодвигательных мышц.
2)Зрачок регулирует поток света, поступающего в глаз.
3) Цвет радужки зависит от количества и характера пигмента.
4) Слепое пятно сетчатки – это место наилучшего видения
5) Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
6) При близорукости изображение фокусируется позади сетчатки.
7) Кончик языка лучше всего воспринимает кислое.
8) Слуховые рецепторы находятся в наружном ухе.
Часть 3
Для ответов на задания С1-С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С 1 Перечислите действия, которые необходимо совершить в случае оказания первой помощи при ушибе бедра.
Прочитайте текст «Витамины А и С» и выполните задания С2 -С3
Витамины А и С.
Витамины - биологически активные органические соединения разной химической природы, жизненно необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.
Витамин А, или ретинол, входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза. Его много в томатах, моркови, тыкве, хурме, животных продуктах, особенно в печени морских млекопитающих и рыб. Он растворяется только в жирах, поэтому содержащие витамин А овощи следует употреблять с маслом. Суточная потребность в витамине 1,5 – 2мг. При недостатке витамина нарушается темновая адаптация – нормальное зрение днем и плохое в сумерках («куриная слепота»), снижается иммунитет, возникает сухость кожи и помутнение роговицы. У взрослых людей ретинол способен накапливаться в печени в количествах, обеспечивающих потребности организма в течение двух лет.
Водорастворимый витамин С, или аскорбиновая кислота, будучи сильным восстановителем, участвует во многих процессах в организме: транспорте электронов, синтезе норадреналина, обеспечении проницаемости стенок капилляров. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в ягодах черной смородины, плодах цитрусовых и шиповника. В сутки человеку необходимо 60 мг аскорбиновой кислоты.
При его недостатке появляются общая слабость, нервозность, признаки цинги – кровоизлияние в коже, кровоточивость десен, выпадение зубов.
Аскорбиновая кислота малоустойчива, быстро окисляется и теряет биологическую активность. Поэтому ее обычно мало в долго хранящихся продуктах, много ее теряется при кулинарной обработке.
С 2. Используя содержание текста «Витамины А и С», заполните в таблице «Сравнительная характеристика витаминов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика витаминов.
Признаки для сравнения | Витамин А | Витамин С |
Растворимость | Жирорастворимый | 1 |
2 | Нормальное зрение днем и плохое в сумерках | Общая слабость, нервозность, кровоизлияния в коже, кровоточивость десен |
Главный природный источник витамина | 3 | Свежие овощи, фрукты, ягоды |
С 3. Используя текст «Витамины А и С» и свои знания, предложите не менее трех способов максимального сохранения витамина С в овощах, которые употребляют в приготовлении овощного салата. Свои действия обоснуйте.
Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А 1 Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
1) гистология;
2) эмбриология;
3) цитология;
4) экология.
А 2 Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов?
1) вакуоль;
2) клеточная мембрана;
3) хлоропласт;
4) ядро.
А 3 Как называются организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород?
1) гетеротрофами;
2) аэробами;
3) автотрофами;
4) анаэробами.
А 4 Квашение капусты, силосование кормов происходит с помощью:
1) клубеньковых бактерий;
2) бактерий гниения;
3) дрожжей;
4) молочнокислых бактерий.
А 5 Какой тип соцветия изображен на рисунке по номером 1 ?
1) корзинка;
2) зонтик;
3) початок;
4) кисть.
А 6 Из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:
1) зародыш;
2) эндосперм;
3) семязачаток;
4) зигота.
А 7 Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоема. Чем это можно объяснить?
1) они размножаются на суше;
2) у них лучше развиты легкие и более сухая кожа;
3) у них короткие задние конечности и длинные передние;
4) они питаются наземными беспозвоночными животными.
А 8 К какому классу относят животное, изображенное на рисунке?
1) Паукообразные;
2) Ракообразные;
3) Насекомые;
4) Головоногие.
А 9 Борьба за существование наиболее остро протекает между:
1) клевером и шмелем;
2) волком и зайцем;
3) березами в березовой роще;
4) актинией и раком-отшельником.
А 10 К древним людям относится:
1) неандерталец;
2) питекантроп;
3) синантроп;
4) австралопитек.
А 11 Высшая нервная деятельность человека характеризуется:
1) наличием безусловных рефлексов;
2) формированием условных рефлексов;
3) абстрактным мышлением и речью;
4) элементарной рассудочной деятельностью.
А 12 К железам смешанной секреции относится:
1) гипофиз;
2) поджелудочная железа;
3) щитовидная железа;
4) надпочечники.
А 13 Свертывание крови связано с переходом:
1) фибрина в фибриноген;
2) лейкоцитов в тромбоциты;
3) эритроцитов в тромбоциты;
4) фибриногена в фибрин.
А 14 Где заканчивается малый круг кровообращения человека?
1) в правом желудочке;
2) в левом желудочке;
3) в правом предсердии;
4) в левом предсердии.
А 15 Функция легочных пузырьков:
1) газообмен между кровью и тканями;
2) газообмен между кровью и атмосферным воздухом;
3) очитка воздуха от пыли;
4) задержка излишней влаги.
А 16 В каком продукте содержится наибольшее количество белка?
1) мясо;
2) хлеб;
3) овощи;
4) голландский сыр.
А 17 Подвижное соединение костей – это соединение:
1) костей черепа;
2) позвонков;
3) ребер и грудины;
4) костей таза и бедренной кости.
А 18 На рисунке изображена схема органа слуха. Какой цифрой на ней обозначено наружное ухо?
1) 1; 2) 4; 3) 7; 4) 9.
А 19 При ожогах кожи нельзя:
1) накладывать стерильную повязку;
2) промывать пораженные участки холодной водой;
3) устранять причину;
4) прокалывать пузыри.
А 20 Растительноядные животные являются:
1) продуцентами;
2) консументами 1 порядка;
3) консументами 2 порядка;
4) редуцентами.
А 21 Где образуются эритроциты?
1) в красном костном мозге;
2) в селезенке;
3) в красном костном мозге и селезенке;
4) в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах.
А 22 Как называются органы, имеющие общее происхождение и строение, но выполняющие разные функции?
1) специализированные;
2) гомологичные;
3) аналогичные;
4) дифференцированные.
А 23 Какую роль в наземных биоценозах играют плесневые грибы?
1) производители;
2) потребители 1 порядка;
3) потребители 2 порядка;
4) разрушители.
А 24 Как называется органоид, участвующий в сборке молекулы белка?
1) митохондрия;
2) лизосома;
3) комплекс Гольджи;
4) рибосома.
А 25 Изучением передачи наследственных признаков организма занимается:
1) ботаника;
2) зоология;
3) генетика;
4) экология.
Часть 2
При выполнении зданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В 1 Выберите несколько правильных ответов.
Лишайники относят к симбиотическим организмам, потому что:
- организмы, их составляющие, вредят друг другу;
- они состоят из бактерий и грибов;
- гриб добывает для водоросли минеральные соли и воду;
- водоросль образует, а гриб использует органические вещества;
- гриб поставляет водоросли органические вещества из почвы;
- организмы, составляющие лишайники, приносят взаимную пользу друг другу.
В 2 Проклассифицируйте Тигра амурского, расставив термины в правильной последовательности, в соответствии с таблицей систематических групп
Царство ____________________
Тип ____________________
Класс ____________________
Отряд ____________________
Семейство ____________________
Род ____________________
Вид ____________________
1) Млекопитающие; 2) Кошачьи; 3) Кошка; 4) Хищные;
5) Хордовые; 6) Тигр амурский; 7) Животные.
В 3 Установите последовательность организмов в цепи питания
А) слизень
Б) змея
В) орел
Г) капуста
Д) жаба
В 4 Выберите правильные утверждения.
1) Основную информацию из внешнего мира человек получает через органы зрения.
2)Слезы не выполняют защитной функции.
3) В сетчатке три вида рецепторов.
4) Внутреннее ухо расположено в височной кости.
5) Зрение обязательно участвует в мышечном чувстве.
6) При дальнозоркости изображение фокусируется впереди сетчатки.
7) Система, состоящая из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга, называется анализатором.
8) Вкусовая зона коры большого мозга находится в затылочной доле.
Часть 3
Для ответов на задания С1-С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С 1 Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?
С 2 Прочитайте текст «Углеводы» и выполните задания С2 -С3
Углеводы.
Углеводы – сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3% углеводов, тогда как в клетках растений содержится до 90%.
Все углеводы разделяются на две группы: моносахариды и полисахариды. К моносахаридам относят рибозу, глюкозу и фруктозу. По своим свойствам это бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкуси хорошо растворимы в воде. Полисахариды – высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются, чаще всего, молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу. В отличие от моносахаридов, они не сладкие и почти не растворимы в воде.
В организме углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. Так, из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов. Крахмал и гликоген резервируются как запасные питательные вещества клеток. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген – в клетках животных в основном печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении образуется в два раза меньше энергии, чем при окислении такого же количества жиров.
Будучи менее энергоемкими моносахариды быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга, нуждающиеся в постоянно большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергию глюкозы.
С 2. Используя содержание текста «Углеводы», заполните в таблице «Сравнительная характеристика углеводов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика углеводов.
Признаки для сравнения | Моносахариды | Полисахариды |
Примеры углеводов | Глюкоза и фруктоза | 1 |
2 | Хорошо растворяются в воде и сладкие на вкус | Плохо или вообще не растворяются в воде и не имеют вкуса |
Содержание углеводов в растительных и животных клетках, в % | 3 |
С 3. Используя содержание текста «Углеводы» определите группу углеводов, выполняющих в клетке строительную функцию. Приведите два примера.
Система оценивания экзаменационной работы по биологии
Часть 1
За верное выполнение заданий А1 – А25 выставляется 1 балл.
Вариант 1
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 2 | А10 | 3 | А19 | 1 |
А2 | 4 | А11 | 4 | А20 | 2 |
А3 | 2 | А12 | 3 | А21 | 4 |
А4 | 3 | А13 | 4 | А22 | 3 |
А5 | 2 | А14 | 3 | А23 | 2 |
А6 | 1 | А15 | 1 | А24 | 3 |
А7 | 4 | А16 | 2 | А25 | 3 |
А8 | 1 | А17 | 1 | ||
А9 | 2 | А18 | 4 |
Вариант 2
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 3 | А10 | 1 | А19 | 4 |
А2 | 2 | А11 | 3 | А20 | 2 |
А3 | 2 | А12 | 2 | А21 | 1 |
А4 | 4 | А13 | 4 | А22 | 2 |
А5 | 4 | А14 | 4 | А23 | 4 |
А6 | 2 | А15 | 2 | А24 | 4 |
А7 | 2 | А16 | 4 | А25 | 3 |
А8 | 1 | А17 | 4 | ||
А9 | 3 | А18 | 1 |
Часть 2
За верное выполнение заданий В1–В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1–В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл. Для задания В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Для задания В4выставляется 1 балл, если на одной или двух любых позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Вариант 1
№ задания Ответ
В1 145
В2 4526317
В3 ГВДБА
В4 1235
Вариант 2
№ задания Ответ
В1 346
В2 7514236
В3 ГАДБВ
В4 147
Часть 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С
РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности
ответа..
Содержание критерия | Балл |
Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает один из названных выше элемента и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ включает один – два элемента при наличии грубых биологических ошибок, ИЛИ ответ включает один из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Вариант 1
С1 Перечислите действия, которые необходимо совершить в случае оказания первой помощи при ушибе бедра.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- Холод (пузырь с холодной водой или льдом) на поврежденное бедро.
- Давящая повязка и покой поврежденной конечности.
Вариант 2
С1 Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- Жгут следует накладывать ниже места ранения на мягкую ткань.
- Жгут накладывают не более чем на 1 – 1,5 часа, о чем указывают в записке, помещенной под жгут.
С2.
Содержание критерия | Балл |
Правильно заполнены три графы таблицы | 3 |
Правильно заполнены любые две графы таблицы | 2 |
Правильно заполнена одна любая графа таблицы | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Вариант 1
Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:
- 1 – витамин С – водорастворимый витамин;
- 2 – недостаток витамина,
ИЛИ
Гиповитаминоз;
3) – свежие овощи и фрукты, печень морских животных.
Вариант 2
Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:
- 1 –крахмал, гликоген, хитин, целлюлоза;
- 2 – свойства;
- 3 – от 1% до 90%.
С3.
Содержание критерия | Балл |
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает два из названных выше элементов ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки, ответ неправильный | 1 0 |
Максимальный балл | 3 |
Вариант 1
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- следует использовать свежие овощи, которые держат в закрытой посуде (емкости) до момента ее помещения в кастрюлю (на воздухе происходит окисление аскорбиновой кислоты).
- Овощи следует помещать уже в кипящую воду, а не в холодную (при нахождении овощей в воде происходит дополнительное вымывание витамина из продуктов).
- Максимально сократить время варки (во время длительной варки происходит разрушение витамина).
Вариант 2
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
- целлюлоза и хитин;
- целлюлоза образует стенку растительной клетки;
- хитин является основой наружного скелета членистоногих и оболочек клеток грибов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Административная контрольная работа 7 класс по биологии
Админстративная контрльная работа по биологии по курсу 7 класс, рассчитана на базовый уровень, рассчитана на 45 минут, основана на УМК В.В.Пасечника с соавторами...
Контрольная работа 10 класс по теме Производная в формате ЕГЭ.
Контрольная работа представлена в двух вариантах в формате ЕГЭ....
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Вводная контрольная работа.5 класс)
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС»...
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая контрольная работа.5 класс...
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая контрольная работа.5 класс...
Итоговая контрольная работа 7 класс по биологии УМК "Сфера"
Автор: Черепанова Татьяна Вячеславовна учитель биологии МОУ сш №3 г. Тутаева Ярославской области.Название: итоговая контрольная работа ( 7 класс).Краткое описание: данная итоговая контроль...
Контрольная работа 6 класс по биологии
Контроль знаний за 1 четвертьпо биологии в 6 классе...