Программы по внеурочной деятельности
рабочая программа по биологии
"Занимательная анатомия" 8 класс
«Человек и нго здоровье» 8 класс
«От клетки до биосферы» 9 класс
"Занимательная биология" 9 класс
"Естественно-научная грамотность" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_8_klass.docx | 156.89 КБ |
vd_9_klass.doc | 232 КБ |
vneurochnaya_deyatelnost_9_klass_iskandarova.docx | 420.83 КБ |
vd_chelovek_i_ego_zdorove_8a_iskandarova_zh.u.pdf | 318.51 КБ |
vd_ot_kletki_do_biosfery_9a_iskandarova_zh.u.pdf | 288.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 6 к основной образовательной
программе основного общего образования
Российская федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по биологии
«Занимательная анатомия»
для 8 класса
Искандаровой Жулдуз Умарбековны
учителя биологии
п.г.т. Излучинск
2021/2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа внеурочной деятельности по биологии «Занимательная анатомия» составлена и предназначена для учащихся 8-х классов, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2015г. и соответствует УМК: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016, 2017г.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413); основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы) на 2021-2022 учебный год.
В системе современного знания анатомия человека занимает особое место в связи с уникальностью человека как объекта изучения. Анатомия и физиология - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Данная программа, является одним из звеньев профильного биологического образования, имеет мировоззренческую значимость, способствует осмысленному выбору учащимися в будущем профессии врача. Программа основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением лабораторных и практических работ. Обучающиеся в процессе изучения элективного курса совершенствуют умение работать с литературой, готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам. Итогом изучения курса является защита проектов.
1.Цель курса: углубить и расширить знания обучающихся по анатомии, создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.
Задачи:
- формирование у школьников представлений о живой природе в единой картине мира, о многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, об общих закономерностях развития живой материи;
- усвоение обучающимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;
- усвоение обучающимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;
- воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;
- приобретение обучающимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;
- формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане школы
Внеурочная деятельность по биологии «Занимательная анатомия» рассчитана на 17 часов.
2.Планируемые результаты
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
- Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД
- Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УДД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
аргументировано отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
- Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
Предметные результаты
Знание:
- фундаментальных понятий биологии;
- топографию органов и систему органов в организме человека;
- особенностей роста и развития человеческого организма;
- влияния факторов внешней среды на здоровье человека;
- приемов оказания первой помощи при несчастных случаях;
- влияния физической и умственной нагрузки на организм;
- влияния образа жизни и вредных привычек на организм человека.
Умение:
- распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам;
- находить связь между строением и функциями органов;
- определять место человека в системе органического мира;
- работать с микроскопом, изготавливать простейшие препараты;
- оказывать элементарную доврачебную помощь.
- соблюдать правила личной гигиены.
3.Содержание курса
Раздел | Краткая характеристика | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. | Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | 1 |
РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. | Клеточное строение организма человека. Строение животной клетки. Основные части клеток. Органоиды. Разнообразие и свойства клеток. Ткани. Органы и системы органов. | 1 |
РАЗДЕЛ 3. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. | 1 |
РАЗДЕЛ 4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. | 1 |
РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. | 1 |
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). | 1 |
ТЕМА 7 ДЫХАНИЕ. | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. | 1 |
РАЗДЕЛ 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ. | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. | 1 |
РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | 2 |
РАЗДЕЛ 10. ВЫДЕЛЕНИЕ. | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | 1 |
РАЗДЕЛ 11. ПОКРОВЫ ТЕЛА. | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, кожные и сальные. | 1 |
РАЗДЕЛ 12. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. | 2 |
РАЗДЕЛ 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. | 1 |
РАЗДЕЛ 14. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. | Факторы, влияющие на здоровье человека. Первая доврачебная помощь. Вредные привычки: курение, алкоголь. Наследственные заболевания человека. Инфекционные заболевания. Гигиена человека. Закаливание. | 1 |
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. | 1 | |
ИТОГО: | 17 |
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | № урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||||||
РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. (1ч) | Вклад иностранных и отечественных ученых в развитие анатомии. Атласы по анатомии. | Знать: -историю развития знаний о строении организма человека -вклад иностранных и отечественных ученых в развитие науки о человеке -науки о человеке; -методы изучения организма человека; Уметь: -приводить примеры представлений в древности о строении и функциях организма. | История развития знаний о строении и функциях организма человека.
| 1 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. (1ч) | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Знать: -расположение и функции основных систем и органов; - сходство организмов человека и млекопитающих. Уметь: -давать определения понятиям: ткань, орган, система органов; -называть органы и системы органов человека; -распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человек; -характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Органы. Системы органов. П/р.№1 «Распознавание органов человека» | 2 | 1
| ||
РАЗДЕЛ 3. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. (1ч) | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. | Знать: - отделы нервной системы; -значение нервной системы. Уметь: -давать определения понятию: рефлекс. -называть: •особенности строения нервной системы (отделы, органы); •принцип деятельности нервной системы; •функции нервной системы. - распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. -устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | Нервная регуляция.
| 3 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (1ч) | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. | Знать: -строение и функции опорно-двигательной системы. -строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. -соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). -строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная Уметь: -называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно-двигательной системы. -распознавать на таблицах основные части скелета человека. -устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей; | Опорно-двигательная система. Л/р.№1 «Внешнее строение костей»
| 4 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. (1ч) | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. | Знать: -внутреннюю среду организма. -кровь, ее функции. -свертывание крови. Уметь: -называть признаки биологических объектов: •составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (форменные элементы); •составляющие плазмы. -характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. -сравнивать кровь человека и лягушки. | Кровь. Л/р.№2 «Микроскопическое строение крови»
| 5 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (1 ч) | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. | Знать: -кровеносная система. -строение сердца и кровеносных сосудов. -функцию кровеносной системы. Уметь: -называть: •особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; •признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца. -распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. -описывать сущность биологического процесса: работу сердца. -устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | Органы кровообращения.
| 6 | 1 | ||
ТЕМА 7. ДЫХАНИЕ (1ч) | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. | Знать: -строение органов дыхания. - строение легких. Уметь: -называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. -распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. -характеризовать сущность биологического процесса дыхания. -устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | Строение органов дыхания.
| 7 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ (1 ч) | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. | Знать: -пищеварение в желудке. -регуляция пищеварения -пищеварение в кишечнике. -всасывание питательных веществ. уметь: -давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. -распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. -характеризовать: •сущность биологического процесса питания, пищеварения; •роль ферментов в пищеварении. -описывать и объяснять результаты опытов. -характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности | Пищеварение в желудке и кишечнике.
| 8 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2 ч) | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | Знать: -обмен веществ и превращение энергии. -пластический и энергетический обмен. Уметь: -давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. -характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. | Пластический и энергетический обмен.
| 9 | 1 | ||
Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. | Знать: -обмен и роль белков, углеводов, жиров. -водно-солевой обмен. -определение норм питания. -соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. Уметь: -давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. -характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. -использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. -использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.
| 10 | 1 | |||
РАЗДЕЛ 10. ВЫДЕЛЕНИЕ (1 ч) | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | Знать: -органы выделения. -строение и функции почек Уметь: -называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. -распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. -характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. -устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | Органы выделения. Строение и функции почек.
| 11 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 11. ПОКРОВЫ ТЕЛА (1 ч) | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, кожные и сальные. | Знать: Покровы тела. Строение и функции кожи. Уметь: -называть особенности строения организма человека - кожи. -называть функции кожи. -распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. -устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | Покровы тела. Строение и функции кожи.
| 12 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 12. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (2ч) | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Знать: -система органов размножения. -половые клетки. Уметь: -называть особенности строения женской и мужской половой систем. -распознавать и описывать на таблицах: •женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем. -объяснять причины наследственности. -использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Система органов размножения. Развитие человека. Возрастные процессы | 13 14 | 1 1 | ||
РАЗДЕЛ 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1 ч) | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Типы нервной системы Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик | Знать: -биологическая природа и социальная сущность человека. -познавательная деятельность мозга. -сознание человека. -речь. -роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. -мышление. -классификацию темперамента -влияние на формирование типа нервной системы Уметь: -называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. -характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. -использовать приобретенные знания дня. •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). -классифицировать темпераменты человека. | Познавательные процессы. Типы нервной деятельности.
| 15 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 14. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. (1ч.) | Факторы, влияющие на здоровье человека. Первая доврачебная помощь. Вредные привычки: курение, алкоголь. Наследственные заболевания человека. Инфекционные заболевания. Гигиена человека. Закаливание. | Знать: -влияние различных факторов на здоровье человека. -оказание первой доврачебной помощи. -вредные привычки и их профилактику. -заболевания человека. -гигиена человека. - Уметь: -оказывать первую доврачебную помощь. -объяснять причины заболеваний человека. -соблюдать правила гигиены человека. | Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. | 16 | 1 | ||
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. 1ч | 17 | 1 | |||||
ИТОГО: | 17 | 17 |
5.Сведения о контроле
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Лабораторные и практические работы |
1 | РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. | 1 | ||
2 | РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. | 1 | 1 | |
3 | РАЗДЕЛ 3. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. | 1 | ||
4 | РАЗДЕЛ 4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. | 1 | 1 | |
5 | РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. | 1 | 1 | |
6 | РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. | 1 | ||
7 | ТЕМА 7. ДЫХАНИЕ. | 1 | ||
8 | РАЗДЕЛ 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ. | 1 | ||
9 | РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. | 2 | ||
10 | РАЗДЕЛ 10. ВЫДЕЛЕНИЕ. | 1 | ||
11 | РАЗДЕЛ 11. ПОКРОВЫ ТЕЛА. | 1 | ||
12 | РАЗДЕЛ 12. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. | 2 | ||
13 | РАЗДЕЛ 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. | 1 | ||
14 | РАЗДЕЛ 14. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. | 1 | ||
ИТОГО: | 17 | 0 | 3 |
Содержание контроля | Кол-во лабораторных и практических работ |
- | |
1 | |
1 | |
1 | |
- | |
- | |
1 | |
1 | |
- | |
- | |
- | |
- | |
- | |
- | |
5 |
Предварительный просмотр:
Приложение № 6 к основной образовательной
программе основного общего образования
Российская федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по биологии
«Занимательная биология»
для 9 класса
Искандаровой Жулдуз Умарбековны
учителя биологии
п.г.т. Излучинск
2021/2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа внеурочной деятельности по биологии «Занимательная биология» составлена и предназначена для обучающихся 9-х классов, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2015г. и соответствует УМК: В.В. Пасечник. А.А. Каменский, Е.А. Крискунов Биология. 9 касс. М.: Дрофа., 2018г. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413); основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы) на 2021-2022 учебный год;
Структура программы. Содержание программы включает 3 основные раздела: ботаника, зоология, общая биология. Данные разделы делятся на темы, и каждая тема является продолжением курса биологии. Наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий, исследовательская работа. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля - 3 контрольные работы в форме ЕГЭ, и итогового контроля - зачет по курсу «От клетки до биосферы» и проектная деятельность. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности), (см. приложение 1). Технология ИСУД позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
1.Цель: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания обучающихся, сформировать и актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
Задачи:
- Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
- Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера
- Развивать ключевые компетенции: учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
- Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
Описание места учебного курса в учебном плане школы
Внеурочная деятельность по биологии рассчитан на 17 часов.
2.Планируемые результаты:
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
- Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД
- Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УДД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
аргументировано отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
- Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
Предметные результаты
Знание
- строения биологических объектов: клетки, генов и хромосом; вида и экосистем;
- многообразие живых организмов (царств живой природы: прокариоты, грибы, растения, животные, вирусы);
- важнейших биологических процессов: метаболизм, размножение, онтогенез;
- основных положений биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- о вкладе выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологической терминологии и символики;
Умение
- использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли;
- правильно распределять время при выполнении тестовых работ;
- обобщать и применять знания о многообразии живых организмов;
- сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств;
- устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;
- работать с текстом или рисунком.
- решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;
- решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;
- решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
3.Содержание курса
Раздел | Краткая характеристика | Кол-во часов |
Раздел 1. Биология как наука. | Краткая история развития биологии. Вклад в развитие биологии древнегреческих философов и врачей, ученых современной эпохи. Система биологических наук. Сущность жизни. Уровни организации живой материи. Методы биологии | 1 |
Раздел 2. Клетка. | Типы клеток. Органоиды клетки. Цитоплазма. Наружная мембрана. Ядро. Хромосомы. ДНК. Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы. Кариотип. Нуклеиновые кислоты. Пиноцитоз и фагоцитоз | 2 |
Раздел 3. Организм. | Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды. Биосинтез белка. Принцип комплементарности. Капсид. Бактериофаг. Генетическая информация. Антибиотики. Царство растения. Царство животные. Деление клетки. Размножение. Экология. | 14 |
Итого | 17 |
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | № урока | Кол-во часов | Дата проведения | |||||
По Плану | По Факту | ||||||||||
Раздел 1. Биология как наука. | Краткая история развития биологии. Вклад в развитие биологии древнегреческих философов и врачей, ученых современной эпохи. Система биологических наук. Сущность жизни. Уровни организации живой материи. Методы биологии | Знать: Краткую историю развития биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии. Уметь: Давать определения ключевым понятиям. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Перечислять: уровни и свойства живой природы. Выделять основные признаки и понятия «биологическая система». Аргументировать свою точку на существование определений понятия «жизнь». Приводить примеры. | Биология как наука. Методы научного познания. | 1 | 1 | ||||||
Раздел 2. Клетка. | Органоиды клетки. Цитоплазма. Наружная мембрана. Ядро. Хромосомы. ДНК. Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы Кариотип. Нуклеиновые кислоты. Пиноцитоз и фагоцитоз. | Знать: Строение прокариотической клетки. Органоиды клетки. Состав цитоплазмы. Ядро и хромосомы. ДНК. Пиноцитоз и фагоцитоз. Уметь: Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять строение эукариотической клетки. Сравнивать строение растительной и животной клетки. | Эукариотическая клетка. ЛР строение клеток. | 2 | 1 | ||||||
Разнообразие прокариот. | Знать: Строение прокариотической клетки. Органоиды прокариотической клетки. Формы бактериальных клеток. Спорообразование. Уметь: Называть части и органоиды прокариотической клетки. Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов. Выделять различия эукариот и прокариот. Раскрывать сущность процесса спорообразования. | Прокариотическая клетка. | 3 | 1 | |||||||
Раздел 3. Организм. | Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды. Биосинтез белка. Принцип комплементарности. | Знать: понятия: Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды. Генетический код. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка. Принцип комплементарности. Уметь: Называть свойства генетического кода. Описывать биосинтез белка. Характеризовать сущность передачи наследственной информации. | Реализация наследственной информации. | 4 | 1 | ||||||
Капсид. Бактериофаг. Генетическая информация. Антибиотики. | Знать: Строение вирусов. Капсид и размножение. Процесс проникновения вируса в клетку. Значение в природе и в жизни человека. Уметь: Описывать процесс проникновения вируса в клетку. Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку. Использовать знания в повседневной жизни. | Вирусы. | 5 | 1 | |||||||
Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Знать: Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. Многообразие и значение бактерий. Уметь: Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | Характеристика Царства Бактерии. | 6 | 1 | |||||||
Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. | Знать: Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Уметь: Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. | Общая характеристика Царства Животные. | 7 | 1 | |||||||
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Межклеточное вещество. Роль клеток и тканей в организме. | Знать: Типы и строение тканей животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная; Межклеточное вещество; Роль клеток и тканей в организме. Уметь: Давать определения понятию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей; Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани животных. Называть основные группы тканей животных; Сравнивать ткани животных, растений и делать выводы на основе их сравнения; Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. | Клетки и ткани животных. | 8 | 1 | |||||||
Царство Растения. Характерные признаки царства растений. Низшие растения. Высшие растения. Отделы высших растений. Значение растений в природе и жизни человека. | Знать: Признаки царства растения; Высшие и низшие растения; Отделы высших растений. Уметь: Называть признаки царства растения; Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. Объяснять роль растений в природе и жизни человека. | Характеристика Царства Растения. | 9 | 1 | |||||||
Размножение – свойство организмов. Деление клетки. Митоз, сущность и значение. | Знать: Жизненный цикл клетки. Размножение – свойство организмов. Фазы митоза. Сущность и значение митоза. Уметь: Описывать процесс удвоения ДНК и фазы митоза. Объяснять биологическое значение митоза. | Деление клетки. Митоз. | 10 | 1 | |||||||
Мейоз. Фазы. Оплодотворение. Партеногенез. Гаметогенез. Гаметы. Гермафродитизм. Овогенез. Сперматогенез. | Знать: Ключевые понятия. Особенности бесполого и полового размножения. Способы бесполого размножения. Виды вегетативного размножения. Связь между половыми клетками. Процесс кроссинговера. Значение митоза и мейоза. Уметь: Доказывать, что размножение одно из важнейших свойств живой природы. Сравнивать бесполое и половое размножение. Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни. Решать генетические задачи. | Размножение: бесполое и половое. | 11 | 1 | |||||||
Онтогенез. Эмбриогенез. Бластула. Дробление. Эмбриология. Метаморфоз. Непрямое развитие. Прямое развитие. Эмбриональная дивергенция. | Знать: Периоды онтогенеза животных Онтогенез растений. Прямое и непрямое развитие. Метаморфоз. Закономерности онтогенеза. Уметь: Называть периоды онтогенеза, типы развития, причины нарушения развития. Описывать процесс эмбриогенеза. Объяснять биологическое значение непрямого развития. Сравнивать прямое и непрямое развитие. Характеризовать циклы онтогенеза растений. | Индивидуальное развитие организмов. | 12 | 1 | |||||||
Аллельные гены. Гомо и гетерозигота. Доминантный признак Рецессивный признак. Моногибридное Скрещивание. | Знать: Статистический характер законов Г. Менделя Анализирующее скрещивание. Цитологические основы генетических законов. Уметь: Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: механизм проявления моногибридного скрещивания; и механизм неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания. | Решение генетических задач. | 13 | 1 | |||||||
Биологическая эволюция. Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Знать: Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Уметь: Давать определения ключевым понятиям. Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами. | Развитие жизни на Земле. | 14 | 1 | |||||||
Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо- физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Антропогенез. | Знать: Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Анатомо-физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза. Антропогенез. Уметь: Называть: стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии. Характеризовать: -особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции; -роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | Эволюция человека. | 15 | 1 | |||||||
Экология Среда обитания Экосистемы Экологические факторы Ограничивающий фактор Экологические ниши | Знать: Среда обитания. Экосистемы. Ограничивающий фактор. Экологические ниши Уметь: Давать определения ключевым понятиям. Называть задачи экологии; экологические факторы. Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды. | Организм и среда. Экологические факторы. | 16 | 1 | |||||||
Ключевые понятия Биоценоз Биогеоценоз Экосистема Биотоп Зооценоз Фитоценоз Микробиоценоз Продуценты Консументы Редуценты Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая. | Знать: Структуру экосистем: пространственная, видовая, экологическая Уметь: Давать определения ключевым понятиям. Описывать структуру экосистемы. Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. | Структура экосистем. | 17 | 1 | |||||||
ИТОГО: | 17 | 17 |
5.Сведения о контроле
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Лабораторные и практические работы |
1 | Раздел 1. Биология как наука. | 1 | - | - |
2 | Раздел 2. Клетка. | 2 | - | 1 |
3 | Раздел 3. Организм. | 14 | - | 1 |
Итого: | 17 | 0 | 2 |
Предварительный просмотр:
Приложение № 4 к основной образовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Естественно-научная грамотность»
для 9 класса
Искандаровой Жулдуз Умарбековны,
учителя биологии
п.г.т. Излучинск
2022/2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 9-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс рассчитан на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы связано с предметами естественнонаучного цикла.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов - 1 учебных час в неделю
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайд фильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
- В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
СОДЕРЖАНЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (1 ч).
Цели и задачи, план работы.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (2 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма (5 ч).
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки. Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных.
Грибы под микроскопом (5 ч).
Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Ткани (18 ч).
Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная. Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая), мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная), нервная.
Подведение итогов работы кружка (2 ч).
Представление результатов работы. Анализ работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Мир под микроскопом» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Календарно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | УУД | Формы занятий | Дата |
1. | Введение | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Беседа | |
2 | Оборудование биологической лаборатории | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. Личностные УУД формирование научного мировоззрения | Пр. работа | |
3 | Методы изучения биологических объектов | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Беседа | |
4-5 | Микроскоп. Строение, правила работы. Техника безопасности | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Практическая работа | |
6 | Методы приготовления и изучения препаратов «живая клетка» и «фиксированный препарат» | 1 | Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Беседа | |
7 | Строение клетки. Основные органоиды клетки. | 1 | Познавательные УУД: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Беседа | |
8 | Изучение готовых микропрепаратов клетки | 1 | Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Практическая работа | |
9 | Изучение бактериальной клетки | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Практическая работа | |
10 | Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука. | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Практическая работа | |
11 | Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока, картофеля | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. Личностные УУД формирование научного мировоззрения | Практическая работа | |
12 | Споры | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Практическая работа | |
13 | Половые клетки растений | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Практическая работа | |
14 | Изучение животной клетки | 1 | Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Практическая работа | |
15 | Половые клетки животных | 1 | Познавательные УУД: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Практическая работа | |
16 | Грибы. Общее знакомство. Микроскопические грибы | 1 | Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Беседа | |
17 | Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Практическая работа | |
18 | Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Практическая работа | |
19 | Понятие «ткань». Общее знакомство с тканями растений и животных | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. Личностные УУД формирование научного мировоззрения | Беседа | |
20 | Покровная ткань растений | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ||
21 | Проводящая ткань растений | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ||
22 | Механическая ткань растений | 1 | Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ||
23-24 | Различные виды паренхимы растений | 3 | Познавательные УУД: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Беседа, практическая работа | |
25 | Образовательная ткань растений | 1 | Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Практическая ткань | |
26-27 | Эпителиальная ткань животных | 2 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Практическая работа | |
28-30 | Соединительная ткань животных | 3 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Практическая работа | |
31-33 | Мышечные ткани животных | 3 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. Личностные УУД формирование научного мировоззрения | Практическая работа | |
34 | Нервная ткань. Обобщение знаний. | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Практическая работа |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...