Программы по внеурочной деятельности
рабочая программа по биологии

"Занимательная анатомия" 8 класс

«Человек и нго здоровье» 8 класс

«От клетки до биосферы» 9 класс

"Занимательная биология" 9 класс

"Естественно-научная грамотность" 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 6 к основной образовательной

программе основного общего образования

Российская федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности по биологии

«Занимательная анатомия»

для 8 класса

Искандаровой Жулдуз Умарбековны

учителя биологии

 

п.г.т. Излучинск

2021/2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа внеурочной деятельности по биологии «Занимательная анатомия» составлена и предназначена для учащихся 8-х классов, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2015г. и соответствует УМК: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016, 2017г.  

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413); основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы) на 2021-2022 учебный год.

В системе современного знания анатомия человека занимает особое место в связи с уникальностью человека как объекта изучения. Анатомия и физиология - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Данная программа, является одним из звеньев профильного биологического образования, имеет мировоззренческую значимость, способствует осмысленному выбору учащимися в будущем профессии врача. Программа основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением лабораторных и практических работ. Обучающиеся в процессе изучения элективного курса совершенствуют умение работать с литературой, готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам. Итогом изучения курса является защита проектов.

1.Цель курса: углубить и расширить знания обучающихся по анатомии, создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

Задачи:

  • формирование у школьников представлений о живой природе в единой картине мира, о многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, об общих закономерностях развития живой материи;
  • усвоение обучающимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;
  • усвоение обучающимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;
  • воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;
  • приобретение обучающимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;
  • формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане школы

Внеурочная деятельность по биологии «Занимательная анатомия» рассчитана на 17 часов.  

2.Планируемые результаты

Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  5. Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
  6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

        

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД

  1. Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УДД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

аргументировано отстаивать свое мнение.        

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  2. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  4. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  5. Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.
  6. Смысловое чтение.

Предметные результаты

Знание:

  • фундаментальных понятий биологии;
  • топографию органов и систему органов в организме человека;
  • особенностей роста и развития человеческого организма;
  • влияния факторов внешней среды на здоровье человека;
  • приемов оказания первой помощи при несчастных случаях;
  • влияния физической и умственной нагрузки на организм;
  • влияния образа жизни и вредных привычек на организм человека.

Умение:

  • распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам;
  • находить связь между строением и функциями органов;
  • определять место человека в системе органического мира;
  • работать с микроскопом, изготавливать простейшие препараты;
  • оказывать элементарную доврачебную помощь.
  • соблюдать правила личной гигиены.

3.Содержание курса

Раздел

Краткая характеристика

Кол-во часов

РАЗДЕЛ 1.  КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.

Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

1

РАЗДЕЛ 2.  ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.  

Клеточное строение организма человека. Строение животной клетки. Основные части клеток. Органоиды. Разнообразие и свойства клеток. Ткани. Органы и системы органов.

1

РАЗДЕЛ 3. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ.  

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны.

1

РАЗДЕЛ 4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы.   Строение   опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное   вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

1

РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.  

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.   Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

1

РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ.

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).

1

ТЕМА 7 ДЫХАНИЕ.

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

1

РАЗДЕЛ 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

1

РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

2

РАЗДЕЛ 10. ВЫДЕЛЕНИЕ.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

1

РАЗДЕЛ 11. ПОКРОВЫ ТЕЛА.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, кожные и сальные.

1

РАЗДЕЛ 12. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система.  Образование сперматозоидов.     Поллюции. Гигиена промежности.

2

РАЗДЕЛ 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Рефлекторный характер деятельности   нервной   системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

1

РАЗДЕЛ 14. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.

Факторы, влияющие на здоровье человека. Первая доврачебная помощь. Вредные привычки: курение, алкоголь. Наследственные заболевания человека. Инфекционные заболевания. Гигиена человека. Закаливание.

1

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.  

1

ИТОГО:

17

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Раздел

программы

Программное

 содержание

Характеристика деятельности

учащихся

Тема урока

урока

Кол-во    часов

Дата

проведения

по

плану

по

факту

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. (1ч)

Вклад иностранных и отечественных ученых в развитие анатомии. Атласы по анатомии.

Знать:

-историю развития знаний о строении организма человека

-вклад иностранных и отечественных ученых в развитие науки о человеке

-науки   о   человеке;

 -методы изучения организма человека;

Уметь:

-приводить примеры представлений в древности о строении и функциях организма.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

 

1

1

РАЗДЕЛ 2.

ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.

(1ч)

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Знать:

-расположение и функции основных систем и органов;

- сходство организмов человека и млекопитающих.

Уметь:

-давать определения    понятиям:

ткань, орган, система органов;

-называть органы и системы органов человека;

-распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человек;

-характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Органы. Системы органов.

П/р.№1 «Распознавание органов человека»

2

1

 

РАЗДЕЛ 3. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. (1ч)

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы.

Знать:

- отделы нервной системы;

-значение нервной системы.

Уметь:

-давать определения понятию: рефлекс.

-называть:

•особенности строения нервной системы (отделы, органы);

•принцип деятельности нервной системы;

•функции нервной системы. - распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

Нервная регуляция.  

 

3

1

РАЗДЕЛ 4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (1ч)

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы.   Строение   опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное   вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Знать:

-строение и функции опорно-двигательной системы.  

-строение кости: компактное   вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы.

-соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные).

 -строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная

Уметь:

-называть:

•особенности строения скелета человека;

•функции опорно-двигательной системы.

-распознавать на таблицах основные части скелета человека.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей;

Опорно-двигательная система.

Л/р.№1 «Внешнее строение костей»

 

4

1

РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.  (1ч)

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.   Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Знать:

-внутреннюю   среду организма.

 -кровь, ее функции.

-свертывание крови.

Уметь:

-называть признаки биологических объектов:

•составляющие внутренней среды организма;

•составляющие крови (форменные элементы);

•составляющие плазмы.

-характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

-сравнивать кровь человека и лягушки.

Кровь. Л/р.№2 «Микроскопическое строение крови»

 

5

1

РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (1 ч)

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Знать:

-кровеносная система.

-строение сердца и кровеносных сосудов.

-функцию кровеносной системы.

Уметь:

-называть:

•особенности строения организма человека, органов дыхательной системы;

•признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца.

-распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообращения;

•органы кровеносной системы.

-описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Органы кровообращения.

 

6

1

ТЕМА 7. ДЫХАНИЕ (1ч)

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Знать:

-строение органов дыхания.

- строение легких.

Уметь:

-называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

-распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

-характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Строение органов дыхания.

 

7

1

РАЗДЕЛ 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ

(1 ч)

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении.

Переваривание пищи в двенадцатиперстной   кишке (ферменты

поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ.

Знать:

-пищеварение

в желудке.

-регуляция   пищеварения

-пищеварение в кишечнике. -всасывание питательных веществ.

уметь:

-давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

-распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

-характеризовать:

•сущность биологического процесса питания, пищеварения;

•роль ферментов в пищеварении.

-описывать и объяснять результаты опытов.

-характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности

Пищеварение в желудке и кишечнике.

 

8

1

РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2 ч)

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Знать:

-обмен   веществ   и превращение   энергии.

 -пластический и энергетический   обмен.

Уметь:

-давать определение понятиям:

пластический обмен, энергетический обмен.

-характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

 •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека.

Пластический и энергетический обмен.

 

9

1

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

Знать:

-обмен и роль белков, углеводов, жиров.

-водно-солевой обмен.

-определение норм питания.

-соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

Уметь:

-давать определение понятиям:

пластический обмен, энергетический обмен.

-характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

 •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

-использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

-использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.

 

10

1

РАЗДЕЛ 10. ВЫДЕЛЕНИЕ (1 ч)

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Знать:

-органы   выделения.

-строение и функции почек

Уметь:

-называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

-распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

-характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Органы   выделения. Строение и функции почек.

 

11

1

РАЗДЕЛ 11. ПОКРОВЫ ТЕЛА

(1 ч)

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, кожные и сальные.

Знать:

Покровы тела.

Строение и функции кожи.

Уметь:

-называть особенности строения организма человека - кожи.

-называть функции кожи.

-распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Покровы тела. Строение и функции кожи.

 

12

1

РАЗДЕЛ 12. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (2ч)

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система.  Образование сперматозоидов.     Поллюции. Гигиена промежности. Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Знать:

-система органов размножения.

-половые клетки.

Уметь:

-называть особенности строения женской и мужской половой систем.

-распознавать и описывать на таблицах:

•женскую и мужскую половые системы;

•органы женской и мужской половой систем.

-объяснять причины наследственности.

-использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Система органов размножения.

Развитие человека. Возрастные процессы

13

14

1

1

РАЗДЕЛ 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(1 ч)

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная     деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Типы нервной системы

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

Знать:

-биологическая природа и социальная сущность человека.

-познавательная     деятельность мозга.

-сознание человека.

-речь.

-роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

-мышление.

-классификацию темперамента

-влияние на формирование типа нервной системы

Уметь:

-называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

-характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение.

-использовать приобретенные знания дня.

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

•организации    учебной   деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

-классифицировать темпераменты человека.

Познавательные процессы. Типы нервной деятельности.

 

15

1

РАЗДЕЛ 14. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.

(1ч.)

Факторы, влияющие на здоровье человека. Первая доврачебная помощь. Вредные привычки: курение, алкоголь. Наследственные заболевания человека. Инфекционные заболевания. Гигиена человека. Закаливание.

Знать:

-влияние различных факторов на здоровье человека.

-оказание первой доврачебной помощи.

-вредные привычки и их профилактику.

-заболевания человека.

-гигиена человека.

- Уметь:

-оказывать первую доврачебную помощь.

-объяснять причины заболеваний человека.

-соблюдать правила гигиены человека.

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи.

16

1

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. 1ч

17

1

ИТОГО:

17

17

5.Сведения о контроле

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы

Лабораторные  и практические работы

1

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.  

1

2

РАЗДЕЛ 2.  ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.  

1

1

3

РАЗДЕЛ 3. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ.  

1

4

РАЗДЕЛ 4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ.

1

1

5

РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.  

1

1

6

РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ.

1

7

ТЕМА 7. ДЫХАНИЕ.

1

8

РАЗДЕЛ 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ.

1

9

РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.

2

10

РАЗДЕЛ 10. ВЫДЕЛЕНИЕ.

1

11

РАЗДЕЛ 11. ПОКРОВЫ ТЕЛА.

1

12

РАЗДЕЛ 12. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.

2

13

РАЗДЕЛ 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1

14

РАЗДЕЛ 14. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.

1

ИТОГО:

17

0

3

Содержание контроля

Кол-во лабораторных и практических работ

-

1

1

1

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

5



Предварительный просмотр:

Приложение № 6 к основной образовательной

программе основного общего образования

Российская федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности по биологии

«Занимательная биология»

для 9 класса

Искандаровой Жулдуз Умарбековны

учителя биологии

 

п.г.т. Излучинск

2021/2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа внеурочной деятельности по биологии «Занимательная биология» составлена и предназначена для обучающихся 9-х классов, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2015г. и соответствует УМК: В.В. Пасечник. А.А. Каменский, Е.А. Крискунов Биология. 9 касс. М.: Дрофа., 2018г. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413); основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы) на 2021-2022 учебный год;

Структура программы. Содержание программы включает 3 основные раздела: ботаника, зоология, общая биология.  Данные разделы делятся на темы, и каждая тема является продолжением курса биологии. Наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий, исследовательская работа. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля -  3 контрольные работы в форме ЕГЭ, и итогового контроля -  зачет по курсу «От клетки до биосферы» и проектная деятельность. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности), (см. приложение 1). Технология ИСУД позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

1.Цель: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания обучающихся, сформировать и актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.

Задачи:

  • Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
  • Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера
  • Развивать   ключевые компетенции: учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
  • Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.

Описание места учебного курса в учебном плане школы

Внеурочная деятельность по биологии рассчитан на 17 часов.

2.Планируемые результаты:

Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  5. Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
  6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УДД

  1. Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УДД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

аргументировано отстаивать свое мнение.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  2. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  4. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  5. Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.
  6. Смысловое чтение.

Предметные результаты

Знание

  • строения биологических объектов: клетки, генов и хромосом; вида и экосистем;
  • многообразие живых организмов (царств живой природы: прокариоты, грибы, растения, животные, вирусы);
  • важнейших биологических процессов: метаболизм, размножение, онтогенез;
  • основных положений биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • о вкладе выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологической терминологии и символики;

Умение

  • использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли;
  • правильно распределять время при выполнении тестовых работ;
  • обобщать и применять знания о многообразии живых организмов;
  • сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств;
  • устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;
  • работать с текстом или рисунком.
  • решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;
  • решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;
  • решать задачи   молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

3.Содержание курса

Раздел

Краткая характеристика

Кол-во часов

Раздел 1. Биология как наука.

Краткая история развития биологии. Вклад в развитие биологии древнегреческих философов и врачей, ученых современной эпохи. Система биологических наук. Сущность жизни. Уровни организации живой материи.

Методы биологии

1

Раздел 2. Клетка.

Типы клеток. Органоиды клетки. Цитоплазма. Наружная мембрана.

Ядро. Хромосомы. ДНК. Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы. Кариотип. Нуклеиновые кислоты. Пиноцитоз и фагоцитоз

2

Раздел 3. Организм.

Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды. Биосинтез белка. Принцип комплементарности. Капсид. Бактериофаг. Генетическая информация. Антибиотики. Царство растения. Царство животные. Деление клетки. Размножение. Экология.

14

Итого

17

 

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9

Раздел программы  

Программное

содержание

Характеристика

деятельности

учащихся

Тема урока

урока

Кол-во    часов

       Дата

проведения

    По

     Плану

    По

Факту

Раздел 1. Биология как наука.

Краткая история развития биологии. Вклад в развитие биологии древнегреческих философов и врачей, ученых современной эпохи. Система биологических наук. Сущность жизни.

Уровни организации живой материи.

Методы биологии

Знать:

Краткую историю развития биологии.

Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи.

Методы биологии.

Уметь:

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять роль биологии в формировании

научного мировоззрения.

Перечислять:

уровни и свойства живой природы.

Выделять основные признаки и понятия «биологическая система».

Аргументировать свою точку на существование определений понятия «жизнь».

Приводить примеры.

Биология как наука.

Методы научного

познания.

1

1

Раздел 2. Клетка.

Органоиды клетки.

Цитоплазма.

Наружная мембрана.

Ядро. Хромосомы. ДНК.

Гаплоидный набор

Гомологичные хромосомы

Кариотип.

Нуклеиновые кислоты.

Пиноцитоз и фагоцитоз.

Знать:

Строение прокариотической клетки.

Органоиды клетки.

Состав цитоплазмы.

Ядро и хромосомы. ДНК.

Пиноцитоз и фагоцитоз.

Уметь:

Называть мембранные и немембранные

органоиды клетки.

Выделять строение эукариотической клетки.

Сравнивать строение

растительной и животной клетки.

Эукариотическая клетка.  ЛР строение клеток.

2

1

Разнообразие прокариот.

Знать:

Строение прокариотической клетки.

Органоиды прокариотической клетки.

Формы бактериальных клеток.

Спорообразование.

Уметь:

Называть части и органоиды прокариотической клетки.

Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов.

Выделять различия эукариот и прокариот.

Раскрывать сущность процесса спорообразования.

Прокариотическая клетка.

3

1

Раздел 3. Организм.

Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды.

Биосинтез белка. Принцип комплементарности.

Знать:

понятия:

Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды.

Генетический код.

Транскрипция.

Трансляция.

Биосинтез белка.

Принцип комплементарности.

Уметь:

Называть свойства генетического кода.

Описывать биосинтез белка.

Характеризовать сущность передачи наследственной информации.

Реализация наследственной информации.

4

1

Капсид. Бактериофаг.

Генетическая информация.

Антибиотики.

Знать:

Строение вирусов.

Капсид и размножение.

Процесс проникновения

вируса в клетку.

Значение в природе и в жизни человека.

Уметь:

Описывать процесс проникновения вируса в клетку.

Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку.

Использовать знания в повседневной жизни.

Вирусы.

5

1

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Знать:

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.

Питание, размножение, образование спор.

Многообразие и значение бактерий.

Уметь:

Распознавать    и   описывать

строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Характеристика Царства Бактерии.

6

1

Признаки царства Животные.

Типы  симметрии:  лучевая  и двусторонняя.

Знать:

Признаки царства Животные.

Типы симметрии: лучевая и двусторонняя.

Уметь:

Приводить примеры животных с различным типом симметрии.

Выделять особенности животных.

Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

Общая характеристика Царства Животные.

7

1

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная.  Межклеточное вещество.

Роль клеток и тканей в организме.

Знать:

Типы и строение тканей животных и человека: эпителиальные, соединительные

(костная, хрящевая, жировая, кровь),

мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная;

Межклеточное вещество;

Роль клеток и тканей в организме.

Уметь:

Давать определения   понятию ткань.

Изучать   микроскопическое   строение тканей;

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани животных.

Называть основные группы тканей животных;

Сравнивать ткани животных, растений и делать выводы на основе их сравнения;

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Клетки и ткани животных.

8

1

Царство Растения.

Характерные признаки царства растений.

Низшие растения.

Высшие растения.

Отделы высших растений.

Значение растений в природе и жизни человека.

Знать:

Признаки царства растения;

Высшие и низшие растения;

Отделы высших растений.

Уметь:

Называть признаки царства растения;

Распознавать отделы растений.

Различать и описывать низшие и высшие растения.

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Характеристика Царства Растения.

9

1

Размножение – свойство организмов.

Деление клетки. Митоз, сущность и значение.

Знать:

Жизненный цикл клетки.

Размножение – свойство организмов.

Фазы митоза.

Сущность и значение митоза.

Уметь:

Описывать процесс удвоения ДНК и фазы митоза.

Объяснять биологическое значение митоза.

Деление клетки. Митоз.

10

1

Мейоз. Фазы.

Оплодотворение.

Партеногенез.

Гаметогенез.

Гаметы.

Гермафродитизм.

Овогенез.

Сперматогенез.

Знать:

Ключевые понятия.

Особенности бесполого и полового размножения.

Способы бесполого размножения.

Виды вегетативного размножения.

Связь между половыми клетками.

Процесс кроссинговера.

Значение митоза и мейоза.

Уметь:

Доказывать, что размножение одно из важнейших свойств живой природы.

Сравнивать бесполое и половое размножение.

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни.

Решать генетические задачи.

Размножение: бесполое и половое.

11

1

Онтогенез.

Эмбриогенез.

Бластула.

Дробление.

Эмбриология.

Метаморфоз.

Непрямое развитие.

Прямое развитие.

Эмбриональная дивергенция.

Знать:

Периоды онтогенеза животных

Онтогенез растений.

Прямое и непрямое развитие.

Метаморфоз.

Закономерности онтогенеза.

Уметь:

Называть периоды онтогенеза, типы развития, причины нарушения развития.

Описывать процесс эмбриогенеза.

Объяснять биологическое значение непрямого развития.

Сравнивать прямое и непрямое развитие.

Характеризовать циклы онтогенеза растений.

Индивидуальное развитие организмов.

12

1

Аллельные гены.

Гомо и гетерозигота. Доминантный признак

Рецессивный признак.

Моногибридное

Скрещивание.

Знать:

Статистический характер законов Г. Менделя

Анализирующее скрещивание.

Цитологические основы генетических законов.

Уметь:

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать: механизм проявления моногибридного скрещивания; и механизм неполного доминирования.

Анализировать содержание схемы наследования при скрещивании.

Составлять схему моногибридного скрещивания.

Решение генетических задач.

13

1

Биологическая эволюция.

Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой

Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой,

кайнозой.

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых

организмов в процессе

эволюции.

Знать:

Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Уметь:

Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Развитие жизни на Земле.

14

1

Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами.     Предшественники современного человека.

Анатомо-

физиологическая эволюция человека. Роль факторов      антропогенеза (биологических и социальных) в   длительной эволюции людей.

Антропогенез.

Знать:

Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами.

Анатомо-физиологическая эволюция человека.

Роль факторов антропогенеза.

Антропогенез.

Уметь:

Называть:

стадии эволюции человека;

представителей   каждой эволюционной стадии.

Характеризовать:

-особенности   представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных

позиции;

-роль биологических и социальных факторов антропогенеза  в длительной эволюции людей.

Эволюция  человека.

15

1

Экология

Среда обитания

Экосистемы

Экологические факторы

Ограничивающий фактор

Экологические ниши

Знать:

Среда обитания.

Экосистемы.

Ограничивающий фактор.

Экологические ниши

Уметь:

Давать определения ключевым понятиям.

Называть задачи экологии;

экологические факторы.

Объяснять    взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Организм и среда. Экологические факторы.

16

1

Ключевые понятия

Биоценоз

Биогеоценоз

Экосистема

Биотоп

Зооценоз

Фитоценоз

Микробиоценоз

Продуценты

Консументы

Редуценты

Структура  экосистем: пространственная, видовая, экологическая.

Знать:

Структуру экосистем: пространственная, видовая, экологическая

Уметь:

Давать определения

ключевым понятиям.

Описывать структуру экосистемы.

Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Структура экосистем.

17

1

ИТОГО:

17

17

5.Сведения о контроле

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы

Лабораторные  и практические работы

1

Раздел 1. Биология как наука.

1

-

-

2

Раздел 2. Клетка.

2

-

1

3

Раздел 3. Организм.

14

-

1

Итого:

17

0

2



Предварительный просмотр:

Приложение № 4 к основной образовательной программе

              основного общего образования

C:\Users\Жулдуз\AppData\Local\Temp\Rar$DIa15304.18958\ЭК 10 класс 22-23 (2)_page-0001.jpg

      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

      курса внеурочной деятельности

«Естественно-научная грамотность»

для 9 класса

Искандаровой Жулдуз Умарбековны,

учителя биологии

п.г.т. Излучинск

2022/2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 9-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс рассчитан на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы связано с предметами естественнонаучного цикла.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы.  Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов - 1 учебных час в неделю  

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайд фильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  • В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

СОДЕРЖАНЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие (1 ч).

Цели и задачи, план работы.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (2 ч).

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

Клетка – структурная единица живого организма (5 ч).

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки. Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных.

Грибы под микроскопом (5 ч).

Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.

Ткани (18 ч).

Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная. Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая), мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная), нервная.

Подведение итогов работы кружка (2 ч).

Представление результатов работы. Анализ работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения курса «Мир под микроскопом» обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формирование:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

 Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Календарно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

УУД

Формы занятий

Дата

1.

Введение

1

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Беседа

2

Оборудование биологической лаборатории

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Пр. работа

3

Методы изучения биологических объектов

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Беседа

4-5

Микроскоп. Строение, правила работы. Техника безопасности

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа

6

Методы приготовления и изучения препаратов «живая клетка» и «фиксированный препарат»

1

Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Беседа

7

Строение клетки. Основные органоиды клетки.

1

Познавательные УУД: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Беседа

8

Изучение готовых микропрепаратов  клетки

1

Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Практическая работа

9

Изучение бактериальной клетки

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Практическая работа

10

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука.

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

11

Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока, картофеля

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Практическая работа

12

Споры

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа

13

Половые клетки растений

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа

14

Изучение животной клетки

1

Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Практическая работа

15

Половые клетки животных

1

Познавательные УУД: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

16

Грибы. Общее знакомство. Микроскопические грибы

1

Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Беседа

17

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Практическая работа

18

Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

19

Понятие «ткань». Общее знакомство с тканями растений и животных

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Беседа

20

Покровная ткань растений

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

21

Проводящая ткань растений

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

22

Механическая ткань растений

1

Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

23-24

Различные виды паренхимы растений

3

Познавательные УУД: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Беседа, практическая работа

25

Образовательная ткань растений

1

Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Практическая ткань

26-27

Эпителиальная ткань животных

2

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Практическая работа

28-30

Соединительная ткань животных

3

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

31-33

Мышечные ткани  животных

3

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Практическая работа

34

Нервная ткань. Обобщение знаний.

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...