РП по внеурочной деятельности 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный эколог" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП по ВД "Юный эколог" 7 класс | 45.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия «Школа искусств» имени А.А. Цветкова
города Талдома
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ гимназии имени А.А. Цветкова _____________________________ М.В. Петрова «___» ______________202 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Юный эколог»
7 класс
СОСТАВИТЕЛЬ:
Симонова Т.И. – учитель биологии
высшей квалификационной
категории
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Юный эколог» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе программы Дзятковской Е. Н., Захлебного А. Н., Либерова А. Ю. «Моя экологическая грамотность». Основной образовательной программы основного общего образования МОУ гимназии «Школа искусств» им. А.А. Цветкова г. Талдома, утверждённой приказом № 64 от 25.06.2021 г
Главное назначение данного курса – формирование общенациональных ценностей, таких как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения; здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты здоровья, материального благополучия.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Программа ориентирована на возрастную группу обучающихся 10-13 лет.
Режим занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на предприятиях и различных объектах города (улицы, парк, водоемы)
Класс | Количество часов в год | Количество часов в неделю |
7 класс | 35 | 1 |
Тематическое планирование курса «Юный эколог» входит в структуру данной рабочей программы. Календарно – тематическое планирование предмета «Биология» входит в структуру данной рабочей программы в виде приложения:
Проектирование содержания программы внеурочной деятельности «Юный эколог» выполнено с учетом требований ФГОС и направлено на развитие УУД ребенка. Воспитание и социализацию личности, формирование экологической культуры и мышления, развития творческих способностей, реализацию индивидуальных потребностей учащихся в обучении экологии.
Стратегические цели школьного экологического здоровье-сберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
-использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Программа курса призвана решить следующие задачи:
-расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
-углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
-обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся школы.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1. Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
2. Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-формирование коммуникативных навыков.
3. Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения экологии
Ученик научится
-характеризовать элементарные (первичные) сведения о созидательном и разрушительном воздействии на природу воды и ветра,
-основам экологии растений и животных,
-анализировать результатах воздействия человека на неживую и живую природу, о о природоохранных мероприятиях.
-использовать методы биологических наук
-знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни
Ученик должен получить возможность научится:
-наблюдать отдельные природные явления и процессы,
-анализировать отдельные результаты воздействия человека на природу;
-использовать в меру возможности и объема полученных знаний анализировать экологическую ситуацию и делать соответствующие выводы;
-знать экологические правила поведения на природе (в лесу, на воде, во время туристических походов и отдыха).
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 час.)
Познавательное нравственное и практическое значение курса. Среда обитания человека. Природная среда. Социальная среда. Экология человека. Виды загрязнения окружающей среды и опасность их действия на здоровье человека.
Экскурсия «Городская среда»
Раздел 1. Человек и природа (6 час.)
Тема 1.1. Что такое экология (2 час.)
Биосфера и неосфера. Экосистема различного уровня. Понятие об экологических факторах, их роли в жизни человека.
Тема 1.2. Взаимоотношения «Человек – природа» в историческом аспекте (4 час.) Человек – собиратель. Человек – охотник. Изменения взаимоотношений человека и природы, отражение этого процесса в состоянии здоровья людей. Болезни века.
Практическая работа №1. «Оценка климатических условий в своей местности»
Раздел II. Естественная среда и здоровье человека (4 час.)
Тема 2. 1. Человек и климат (4 час.)
Влияние климатических факторов на здоровье человека. Жизнь в экстремальных климатических условиях. Влияние изменения погоды на здоровье человека. Магнитные бури. Метеочувствительность.
Практическая работа №2. «Выделение на карте России территорий, наиболее благоприятных для проживания с точки зрения климатических условий»
Раздел III. Антропогенная среда и здоровье человека (23 час.)
Тема 3.1. Глобальные проблемы человечества (5 час.)
Демографическая ситуация в мире. Истощение природных ресурсов. Конкретные примеры глобальных проблем: парниковый эффект, выпадение кислотных дождей, возникновение «Озоновых дыр». Причины возникновения этих проблем и пути их решения, связь со здоровьем человека
Практическое занятие: «Определение кислотности воды и влияние кислотных осадков на растения.
Тема 3.2. Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека
(3 час.)
Источники химического загрязнения. Примеры влияния химических веществ на здоровье человека. Содержание этих элементов в естественной среде и изменение их концентрации в результате антропогенного воздействия. Изменение естественного круговорота веществ человека.
Практическое занятие: «Определение степени загрязнения воздуха выбросами местных предприятий»
Тема 3.3. Загрязнение атмосферы и здоровья человека (4 час.)
Источники загрязнения атмосферы. Состояние окружающей среды в Российской Федерации. Наиболее загрязненные города мира, России, своего региона. Образование смога. Учет розы ветров при строительстве предприятий, размещение дачных участков.
Практическое занятие: «Построение розы ветров для своего города и анализ ее сточки зрения размещения предприятий».
Практическая работа .№ 3 «Выделение на экологической карте своего региона наиболее загрязненных промышленных районов»
Тема 3.4.Загрязнение водных ресурсов и здоровья человека(4 час.)
Значение воды в жизни человека. Загрязнение воды – одна из основных причин заболеваемости населения. Источники загрязнения водоемов и подземных вод. Питьевые ресурсы и здоровье.
Практическая работа № 4 «Оценка состояния водных ресурсов своего региона, выявление источников загрязнения вод и нанесение наиболее опасных для здоровья человека на карту района».
Тема 3.5. Загрязнение пищевых продуктов (2 час.)
Норма содержания химических элементов в продуктах и контроль за соблюдение нормативов. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье.
Практическое занятие: «Составление списка и анализ ядохимикатов, наиболее опасных для человека»
Тема 3.6. Город и здоровье (5 час.)
Особенности городской среды. Архитектура и экология. Источники загрязнения среды в городе. Заболеваемость городского и сельского населения в сравнительном плане. Стрессы городского человека. Болезни цивилизации.
Практическая работа № 5 «Выявление источников загрязнения вокруг школы, возле своего дома, в местах отдыха и предложения методов снижения влияния загрязнений среды на здоровье»
Итоговое задание (2 час.)
Конференция «Надежда земного дома».
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название разделов, тем. | Всего часов | Практикум |
Введение | 2 | Экскурсия: «Городская среда» |
Раздел 1. Человек и природа | 6 | Практическая работа №1: «Оценка климатических условий в своей местности» |
Раздел II. Естественная среда и здоровье человека | 2 | Практическая работа №2: « Выделение на карте России территорий, наиболее благоприятных для проживания с точки зрения климатических условий». |
Раздел III. Антропогенная среда и здоровье человека | 23 | Практическое занятие: «Определение кислотности воды и влияние кислотных осадков на растения» Практическое занятие: «Определение степени загрязнения воздуха выбросами местных предприятий» Практическое занятие: «Построение розы ветров для своего города и анализ ее сточки зрения размещения предприятий». Практическая работа №3: «Выделение на экологической карте своего региона наиболее загрязненных промышленных районов» Практическая работа № 4: «Оценка состояния водных ресурсов своего региона, выявление источников загрязнения вод и нанесение наиболее опасных для здоровья человека на карту района». Практическое занятие: Составление списка и анализ ядохимикатов, наиболее опасных для человека. Практическая работа №5: «Выявление источников загрязнения вокруг школы, возле своего дома, в местах отдыха и предложения методов снижения влияния загрязнений среды на здоровье» |
Итоговое задание | 2 | |
Итого | 35 | Практических работ-5 Практических занятий -4 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей _______________________ № ____ от «___» _________202__г. _________________ Симонова Т.И. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР________________ Виноградова Е.А. «___» _________202__г |
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Юный эколог» 7 класс (34 ч.)
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
«Введение» (2 часа) | |||
1. | Среда обитания человека. | ||
2. | Экскурсия. Городская среда | ||
Раздел 1. «Человек и природа» (6 часов) Тема 1.1 Что такое экология.(2часа) | |||
3./(1) | Биосфера и неосфера. | ||
4./(2) | Понятие об экологических факторах, их роли в жизни человека. | ||
Тема 1.2.Взаимоотношения «Человек – природа» в историческом аспекте (4 часа) | |||
5./(1) | Человек – собиратель. Человек – охотник. | ||
6./(2) | Изменения взаимоотношений человека и природы. | ||
7./(3) | Влияние климатических факторов на здоровье человека. | ||
8./(4) | Практическая работа № 1: «Оценка климатических условий в своей местности». | ||
Раздел II. Естественная среда и здоровье человека.(2) Тема 2. 1. Человек и климат (2часа) | |||
9./(1) | Влияние изменения погоды на здоровье человека. | ||
10./(2) | Практическая работа № 2: « Выделение на карте России территорий, наиболее благоприятных для проживания с точки зрения климатических условий». | ||
Раздел III. Антропогенная среда и здоровье человека.(21 час.) Тема 3.1. Глобальные проблемы человечества (5 часов) | |||
11./(1) | Демографическая ситуация в мире. | ||
12./(2) | Истощение природных ресурсов. | ||
13./(3) | Глобальные проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди». | ||
14./(4) | Причины возникновения «озоновых дыр» и пути их решения. | ||
15./(5) | Практическое занятие «Определение кислотности воды и влияние кислотных осадков на растения». | ||
Тема 3.2. Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека (3часа) | |||
16./(1) | Источники химического загрязнения. | ||
17./(2) | Влияния химических веществ на здоровье человека. | ||
18./(3) | Практическое занятие: «Определение степени загрязнения воздуха выбросами местных предприятий». | ||
Тема 3.3. Загрязнение атмосферы и здоровья человека (4часа) | |||
19./(1) | Источники загрязнения атмосферы. | ||
20./(2) | Состояние окружающей среды в Российской Федерации. | ||
21./(3) | Практическое занятие: «Построение розы ветров для своего города и анализ ее сточки зрения размещения предприятий». | ||
22./(4) | Практическая работа № 3: «Выделение на экологической карте своего региона наиболее загрязненных промышленных районов. | ||
Тема3.4. Загрязнение водных ресурсов и здоровья человека (3 часа) | |||
23./(1) | Значение воды в жизни человека | ||
24./(2) | Загрязнение воды – одна из основных причин заболеваемости населения. Питьевые ресурсы и здоровье. | ||
25./(3) | : Практическая работа №4:« «Оценка состояния водных ресурсов своего региона, выявление источников загрязнения вод и нанесение наиболее опасных для здоровья человека на карту района» | ||
Тема 3.5. Загрязнение пищевых продуктов (2 часа) | |||
26./(1) | Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье. | ||
27./(2) | Практическое занятие: «Составление списка и анализ ядохимикатов, наиболее опасных для человека. | ||
Тема 3.6. Город и здоровье (4 часов) | |||
28./(1) | Особенности городской среды Архитектура и экология. | ||
29./(2) | Источники загрязнения среды в городе. | ||
30/(3) | Болезни цивилизации. | ||
31./(4) | Практическая работа №5: «Выявление источников загрязнения вокруг школы, и влияния загрязнений среды на здоровье». | ||
Итоговое задание (3 часа) | |||
32./(1) | Конференция «Надежда земного дома». | ||
33./(2) | Создание проектов о дальнейшем развитии общества и их защита. | ||
34./3) | Создание проектов о дальнейшем развитии общества и их защита. | ||
Итого: 34ч.; экскурсий - 1; практических работ -5, практических занятий -4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса
Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...
Программа воспитательной деятельности класса.
Программа воспитательной деятельности классаСоставитель:Туймешева Алевтина Ивановнаклассный руководитель 9 класса...
Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Рабочая программа повнеурочной деятельности по биологии 6 класс на 2016-2017 учебный год
рабочая программа...
Отчет классного руководителя по воспитательной деятельности класса.
Отчет классного руководителя по воспитательной деятельности класса....
Планирование воспитательной деятельности класса на 2018-2019 уч. год
В помощь классному руководителю планирование воспитательной деятельности по направлениям: воспитание нравственности, гражданское и патриотическое, семейное воспитание, пропаганда ЗОЖ....