Индивидуальный проект "Цветок один - цвета разные"
проект по биологии (7 класс)
Наблюдая за цветением некоторых цветов, например, медуницы и незабудок можно заметить удивительное явление. На одном растении можно найти цветки, с бутонами разных цветов: от красного до синего. В действительности, это явление очень широко распространено в мире растений. В течение весны - лета одно и тоже растение радует своими меняющимися красками. От чего зависит окраска лепестков цветка, как она влияет на жизнедеятельность растений, у каких растений встречается чаще всего, эти вопросы стали основными в ходе моего исследования.
Цель: выяснить, что является причиной разного цвета лепестков цветка одного растения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tsvetok_odin-_tsveta_raznye.docx | 420.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружной конкурс исследовательских работ обучающихся образовательных организаций городского округа Семёновский
«Ступень в будущее»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сухобезводненская средняя школа»
«Цветок один, цвета разные»
Номинация: Естественные науки и современный мир.
Биологические науки
Выполнила: Булатова П.А.
ученица 7 «а» класса
Учитель- консультант:
Челнокова О.В.,
учитель химии- биологии
г. Семёнов
2023 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………..........3
Глава 1. Теоретическая часть.
- Причина появления и изменения цвета бутонов цветковых растений………………………………………………………4-5
- Растения, имеющие разную окраску бутонов …………….5- 6
- Растения, меняющие окраску бутонов произрастающих в России ……………………………………………………...7-8
- Практическое применение знаний о изменении цвета бутонов цветковых растений……………………………………………8
Глава 2. Практическая часть.
2.1 Домашний эксперимент………………………………………..9
3.Заключение……………………………………………………….10
4. Литература. ……………………………………………………...11
5. Приложение………………………………………………………12
Введение.
Цветочек забавный
Цветёт под осиной:
Раньше был красным,
После стал синим.
Наблюдая за цветением некоторых цветов, например, медуницы и незабудок можно заметить удивительное явление. На одном растении можно найти цветки, с бутонами разных цветов: от красного до синего. В действительности, это явление очень широко распространено в мире растений. В течение весны - лета одно и тоже растение радует своими меняющимися красками. От чего зависит окраска лепестков цветка, как она влияет на жизнедеятельность растений, у каких растений встречается чаще всего, эти вопросы стали основными в ходе моего исследования.
Цель: выяснить, что является причиной разного цвета лепестков цветка одного растения.
Задачи:
- выяснить из- за каких процессов происходящих в цветке меняется окраска лепестков;
- узнать какие растения имеют одновременно цветки с разной окраской;
- выяснить, можно ли повлиять на появление окраски лепестков цветка растений.
Объект исследования: цветы с бутонами разного цвета
Предмет исследования: причина изменения цвета бутонов у цветковых растений
Гипотеза: можно ли в домашних условиях изменить цвет лепестков цветка.
- Теоретическая часть.
1.1 Причина появления и изменения цвета бутонов цветковых растений.
Цветы с необычной окраской, цветы разного цвета, определяется присутствующими в их клетках разными химическими соединениями. Как правило, все лепестки одного цветка окрашены однотипно, но есть и исключения. Например, у трехцветной фиалки (анютиных глазок) и у венерина башмачка лепестки разноокрашенные, нередко в контрастные цвета. А у некоторых цветов венчик меняет окраску в процессе цветения. Так, у бутона медуницы, когда он раскрывается, лепестки розовые. А со временем они постепенно синеют, пока при отцветании венчик не оказывается голубым или синим. Есть растения, имеющие пятнистые или полосатые лепестки и даже с цветной каймой на краю венчика.
За цвет растения отвечают флавоноиды – органические соединения, имеющиеся в огромном количестве в каждом цветке. Именно их сочетания и комбинации придают растению его неповторимый вид и оттенок. Они носят абсолютно практический характер, то есть созданы не только для того, чтобы мы любовались красотой цветов. Флавоноиды защищают растения от чрезмерного ультрафиолетового излучения, от перепада температуры, от внешней химической агрессии и, конечно же, привлекают яркой окраской насекомых-опылителей. Известно огромное количество флавоноидов, относящихся по химическому строению к нескольким группам.
Каждую весну медуница радует нас двумя, а то и тремя яркими оттенками. Бутоны и только что раскрывшиеся цветки окрашены в розовый и красный цвет, через несколько дней цветок становиться фиолетовым, а позднее синим. Бутоны раскрываются не одновременно, поэтому мы наблюдаем разноцветие. Красный цвет, наиболее привлекает насекомых и цветы более богаты нектаром, а это значит процесс опыления будет более продуктивным. Таким образом, сама природа позаботилась о опылении растений и питании насекомых.
Флавоноиды в большем или меньшем количестве содержатся почти во всех растениях; их встречаемость в высших растениях достигает 80%. Флавоноиды присущи в основном высшим растениям, однако встречаются также в водорослях, грибах и мхах. Флавоноиды представляют собой группу растительных пигментов, сочетание которых определяет ту или иную окраску цветков и плодов.
1.2 Растения, имеющие разную окраску бутонов
К растениям имеющую разную окраску можно отнести:
- Гибискус изменчивый
Растет в виде кустарника или деревца. Утром кремовые бутоны начинают раскрываться и постепенно лепестки становятся белыми. В течение дня они розовеют, а к вечеру ярко краснеют, принадлежит семейству Мальвовые, родом из тропических районов Китая.
- Брунфельсия
Цветы сначала фиолетовые, затем их окраска меняется на лавандовую и потом на белую, относится к семейству Паслёновые, родом из тропических регионов Нового Света.
- Лантана
В начала распускаются крайние цветки, затем постепенно продвигаясь к центру и все остальные. Полностью распустившиеся желтые или розовые цветки меняют окраску, становясь красными или оранжевыми., относится к семейству Вербеновые, распространена в тропических районах Южной Америки.
- Квисквалис
Растение выпускает белые цветы, которые постепенно становятся розовыми, а когда приходит пора отцветать – краснеют, относится к семейству Комбретовые, произрастает в Индостане, Африке, на Филиппинах.
- Глориоза
По мере цветения желтая кайма исчезает на цветке исчезает и цветки становятся полностью красными, относится к семейству Малантиевых, произрастает в Южной Африке и азиатских странах.
1.3. Растения меняющие окраску бутонов произрастающих в России.
Цветки разной окраски на одной и той же веточке одного растения можно наблюдать у представителей семейства Бурачниковые. У многих бурачниковых окраска венчика меняется на протяжении срока цветения: розовый цветок со временем становится синеватым, или голубым, жёлтый или белый – красноватым. К представителям этого семейства относится медуница, незабудки, бораго ( огуречная трава), синяк, бруннера, окопник, липучка, острица, чернокорень, воробейники т.д.
Наиболее яркая способность иметь цветки и бутоны различных окрасок у медуницы. У неё на одном и том же кусте можно наблюдать, при раскрытии розового бутончика появляется цветок сначала розового цвета, потом он становится лиловым, а затем синей либо голубой окраски. Так как растение имеет соцветие «завиток», то по мере его разворачивания на одной веточке появляются цветки различной окраски.
Специалисты связывают данный феномен с тем, что уровень кислотности клеточного сока в венчиках постепенно меняется по мере старения цветка: у розового венчика только недавно раскрытого цветка сок имеет кислую реакцию, а у синего либо голубого цветка, увядающий цветок― щелочную. Для опыления медуницы и других представителей семейства Бурачниковые необходимы насекомые. Возможно, что такая особенность помогает насекомым опылителям быстрее находить цветы, которые ещё не были опылены и в которых есть нектар.
Научная классификация растения:
Царство – Растения
Отдел – Покрытосеменные ( Цветковые)
Класс – Двудольные
Порядок – Бурачникоцветные
Семейство – Бурачниковые
Род – Медуница
Вид - Медуница мягкая
1.4. Практическое применение знаний о изменении цвета бутонов цветковых растений
Зная, почему цветы разного цвета, многие селекционеры экспериментируют, выводя удивительные по окраске и ее стойкости домашние растения не только путем скрещивания, а и при помощи подкисления грунта и специальной подкормки. Например, кальций и магний помогут создать более насыщенный синий цвет, а калий – красный. Таким образом, из «кирпичиков», созданных природой, человек может построить удивительный по красоте мир.
- Практическая часть.
Цель: определить возможность изменения цвета лепестков бутона в домашних условиях.
Оборудование и вещества: три прозрачных стаканчика, чайная ложка пищевой краситель жидкий желтого цвета, вода.
Растение: три цветка ромашки
Подготовительный этап: перед экспериментом стебель цветка срезается под углом 45 градусов, для лучшего поглощения воды.
Ход домашнего эксперимента:
(см. Приложение №1: фото №1 фото №2, фото №3, фото №4, фото №5)
Вода | Пищевой краситель | Цветок | Время | Изменения | |
Стаканчик №1 | 100 мл | 1 ч.л. | Ромашка белая | 40 минут | Цвет лепестков желтый |
Стаканчик №2 | 100 мл | ½ ч.л. | Ромашка белая | 40 мин | Нет изменений |
Стаканчик №3 | 100 мл | ¼ ч.л. | Ромашка белая | 40 мин | Нет изменений |
Таким образом, можно изменить цвет лепестков бутона цветка, окрашивание зависит от количества красителя.
- Заключение.
Таким образом, изучив материал по теме исследования, я выяснила причину разной окраски лепестков цветка, а так же её изменение у растений, более подробно познакомилась с представителями разных растений имеющих одновременно разную окраску, поняла причину данного явления и выяснила роль окраски цветов растений для природы и человека.
В ходе эксперимента доказала, что можно в домашних условиях самостоятельно изменить цвет бутона, для этого идеально подходит жидкий пищевой краситель. Моя гипотеза, можно ли в домашних условиях изменить цвет лепестков цветка подтвердилась.
Эксперимент с красителем вызвал у меня интерес, я бы хотела продолжить работу по окрашиванию разными цветами красителей, создавая при этом собственные сочетания цветов, из которых можно составить оригинальный, авторский букет
- Литература
- https://fb.ru/article/71682/hotite-uznat-pochemu-tsvetyi-raznogo-tsveta (Почему цветы разного цвета )
- https://farmf.ru/lekcii/flavonoidy-rasteniya-soderzhashhie-flavonoidy/ (Флавоноиды. Растения, содержащие флавоноиды)
- https://econet.ru/articles/68842-medunitsa-ot-rozovogo-do-sinego (Медуница от розового до синего)
- https://yandex.ru/q/biology/8262909953/ ( Медуница)
- https://moluch.ru/young/archive/23/1460/ (Окрашивание в домашних услових)
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М: Просвещение, 1991.
- Большая энциклопедия природы для детей. М.: Межкнига, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии.
Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии. Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он озна...
Особенности организации индивидуальной работы учащихся с разными учебными возможностями»
Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства....
Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии
Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склоннос...
Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии
Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склоннос...
Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме :«Сравнение предметов по цвету. Уточнение понятия: разные по цвету».
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся с выраженной умственной отстальстью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...
Индивидуальный проект "Влияние цвета на настроение человека"
Индивидуальный проект "Влияние цвета на настроение человека"...
Индивидуальный проект "Влияние цвета на настроение человека"
Индивидуальный роект по биологии...