программа подготовки к государственной аттестации (ОГЭ по биологии) 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Подготовка к успешной сдаче ОГЭ обучающихся 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_uspeshnoy_sdache_oge_obuchayushchihsya_9_klassov.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Н.Ю. Куека»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО №______ от ______20__ г. ___________/ Шадже М.Р./ | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ СОШ № 5 ____________/Панеш Б.М. /
Приказ №______от_______20__г. |
Рабочая программа подготовки к государственной аттестации (ОГЭ по биологии)
9 класс
(уровень: общеобразовательный)
на 2022– 2023 учебный год
Учитель : Шадже М.Р.
2022
Пояснительная записка
На уроках биологии в 9 классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ОГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся
умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Курс рассчитан на обучающихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу. Курс рассчитан на 1 год, всего 34 часа.
В качестве текущего контроля знаний и умений обучающихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ за текущий и прошедший года.
Цель: Подготовка к успешной сдаче ОГЭ обучающихся 9 классов.
Задачи:
- повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
- закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;
- формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обучающий будет
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Содержание
Признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения. Царство Животные. Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Опора и движение. Внутренняя среда. Транспорт веществ. Питание. Дыхание. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела. Органы чувств. Психология и поведение человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приёмы оказания первой доврачебной помощи. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира. Использование понятийного аппарата и символического языка биологии; грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов. Отработка приема: Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности. Отработка приема: Обладать приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме. Отработка приема: Умение проводить множественный выбор. Отработка приема: Умение проводить множественный выбор. Отработка приема: Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Умение устанавливать соответствие. Отработка приема: Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов. Отработка приема: Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных. Отработка приема: Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму. Отработка приема: Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого. Отработка приема: Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать). Отработка приема: Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме. Отработка приема: Решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчёты, делать выводы на основании полученных результатов. Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания. Зачет 1. Зачет 2. Зачет 3. Итоговое тестирование.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого | 1 |
2 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы | 1 |
3 | Царство Бактерии. Царство Грибы. Вирусы | 1 |
4 | Царство Растения | 1 |
5 | Царство Животные | 1 |
6 | Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека | 1 |
7 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 1 |
8 | Опора и движение | 1 |
9 | Внутренняя среда. Транспорт веществ | 1 |
10 | Питание. Дыхание. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела | 1 |
11 | Органы чувств | 1 |
12 | Психология и поведение человека | 1 |
13 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приёмы оказания первой доврачебной помощи | 1 |
14 | Влияние экологических факторов на организмы | 1 |
15 | Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира | 1 |
16 | Использование понятийного аппарата и символического языка биологии; грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов | 1 |
17 | Отработка приема: Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности | 1 |
18 | Отработка приема: Обладать приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме | 1 |
19 | Отработка приема: Умение проводить множественный выбор | 1 |
20 | Отработка приема: Умение проводить множественный выбор | 1 |
21 | Отработка приема: Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Умение устанавливать соответствие | 1 |
22 | Отработка приема: Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 1 |
23 | Отработка приема: Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных | 1 |
24 | Отработка приема: Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму | 1 |
25 | Отработка приема: Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого | 1 |
26 | Отработка приема: Умение использовать научные методы с целью изучения биологических объектов , явлений и процессов : наблюдение , описание, проведение несложных биологических экспериментов . | 1 |
27 | Отработка приема: Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) | 1 |
28 | Отработка приема: Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме | 1 |
29 | Отработка приема: Решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчёты, делать выводы на основании полученных результатов. Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания | 1 |
30 | Зачет 1. | 1 |
31 | Зачет 2. | 1 |
32 | Зачет 3. | 1 |
33 | Зачет 4. | 1 |
34 | Итоговое тестирование. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Анализ итогов государственной аттестации учащихся 11-х классов в формате ЕГЭ в 2012/2013 учебном году»
Был сделан «Анализ итогов государственной аттестации учащихся 11-х классов в формате ЕГЭ в 2012/2013 учебном году» по географии. Выявлены задания, которые вызвали затруднения у учащихся и д...
Проектирование индивидуальной образовательной траектории ученика в рамках подготовки к государственной аттестации по географии
Данный материал представляет методические рекомендации по проектированию ИОТ и созданию ИОП в рамках подготовки к государственной аттестации по географии...
Системный подход на основе информационных коммуникационных технологий в подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения.
Цель статьи, отражающей мою деятельность: осуществление системного подхода при обучении и подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения на протяжении всего учебного пр...
Методика подготовки к итоговой аттестации учащихся по биологии и химии с использованием современных педагогических технологий и методов обучения
Доклад с использованием современных методов обычения....
Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации выпускников 9-х классов
Издание содержит задания, сгруппированные по видампроверяемых умений и способов действий. В сборник включенаинформация о заданиях с атласами и без атласов, разбор заданийс графиками, таблицами, климат...