Урок в 9 классе "Структура Биосферы"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Урок биологии в 9 классе
на тему:
«Структура биосферы»
Учитель химии и биологии
Королев Андрей Владимирович
Калуга
2022 год
Раздел V ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Глава 17 БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ
Урок 54
Тема урока: СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ
Цели урока: изучить структуру и функции биосферы, выявить роль живого вещества в биосфере.
Задачи:
• образовательная: рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы биосферы, роль живого вещества в биосфере;
• развивающая: продолжить формирование умений: выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
• воспитательная: патриотическое воспитание - на примере жизни и деятельности В. И. Вернадского, занимавшегося изучением биосферы.
. Обеспечение занятия:
• наглядные пособия: таблица «Распространение организмов в биосфере»;
• раздаточный материал;
• компьютер с программами.
Ход урока
1. Организационный момент.
• приветствие;
• подготовка аудитории к работе;
• наличие учащихся.
2. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.
Взаимоотношения организма и среды всегда представляли научный интерес, и актуальны и в наше время.
3. Изложение нового материала. Тема: Структура биосферы.
План
1. Биосфера, ее состав.
2. Структура биосферы.
3. Границы биосферы.
4. Роль живого вещества в биосфере.
4. Сообщение домашнего задания. Глава 17, § 46, с. 216-221; вопросы 1-8.
5. Подведение итогов занятий.
1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
2. Оценить работу учеников во время занятий.
6. Закрепление изученного материала.
1. Биосфера, её состав.( что такое биосфера, учение о биосфере – просмотр видеофрагментов и их обсуждение)
Все живые организмы на Земле существуют не сами по себе, независимо друг от друга, а в тесном взаимодействии - влияют на проявления жизнедеятельности одних и сами зависят от других организмов.
! Приведите примеры такого взаимодействия.
Учащиеся приводят примеры.
Биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами. В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка (или сфера) населенная живыми организмами. Впервые это название было использовано еще Ж. Б. Ламарком. Термин «биосфера» (греч. «биос» - жизнь, «сфера» - шар) ввел в 1875 г. геолог Э. Зюсс, но распространение этого термина произошло благодаря развитию учения о биосфере академиком В. И. Вернадским (в конце 20-х гг. XX столетия). В. И. Вернадский (1863-1945 гг.), являясь основоположником новой науки - биогеохимии, — первым обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора, установив роль живого вещества в преобразовании земной поверхности.
Живые организмы в сумме составляют живое вещество.
Биогенное вещество создаётся в процессе жизнедеятельности живых организмов.
! Приведите примеры биогенного вещества.
В составе биосферы есть и неживое (косное) вещество (образуется без участия живых организмов - лава вулканов, метеориты), а также сложные по своей природе биокосные тела (в их состав входят как живые организмы, так и видоизмененное неживое вещество). В. И. Вернадский к биокосным телам относил почвы, илы, природные воды.
2. Роль живого вещества в биосфере.( просмотр видеофрагмента и его обсуждение)
Прочитайте текст учебника на с. 219.
Сравните суммарную биомассу суши и океана.
- Какой вклад в биомассу Земли вносят растения и какой - животные?
После обсуждения этих вопросов рассматривается вопрос об уровнях организации живой материи. Этот материал уже знаком учащимся, поэтому можно провести беседу по вопросам:
Перечислите известные вам уровни организации живой материи.
Дайте краткую характеристику каждому уровню.
3. Структура биосферы.( ГИДРОСФЕРА,АТМОСФЕРА И ЛИТОСФЕРА – ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ)
При рассмотрении этого вопроса демонстрируется таблица «Распространение организмов в биосфере». Изображение схемы на доске.
На Земле различают несколько геосфер:
литосферу (греч. «литое» - камень) - внешнюю твердую оболочку земного шара, состоящую из двух слоев: верхнего слоя осадочных пород с гранитом и нижнего базальтового;
гидросферу (океаны, моря, озера, реки), занимающую 70,8 % земной поверхности;
атмосферу, простирающуюся вверх до 100 км: в ней различают тропосферу (греч «тропа» - перемена) высотой 15 км, а над ней -стратосферу (лат. «стратум» - слой), высотой до 100 км (у границы стратосферы возникают северные сияния. На высоте 45 км вместо кислорода находится озон, образующийся из свободного кислорода под влиянием солнечных лучей (О2 —> О3), который образует экран и отражает губительные для живых организмов космические излучения и частично ультрафиолетовые лучи Солнца);
4. Границы биосферы.
Биосфера охватывает поверхность Земли, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу, тропосферу и нижнюю часть стратосферы.
Рассмотрите рис 115 на с. 217. {Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.)
Закрепление.- РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ)
Выберите из предложенных суждений правильные.
1. Биосфера - это совокупность всех биогеоценозов.
2. Биосфера — это открытая система.
287
3. Живое вещество в биосфере выполняет биогеохимические и концентрационные функции.
4. Высший уровень организации жизни на Земле - биогеоценотический.
5. Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2-3 км.
6. Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным геологическим фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.
7. Весь кислород атмосферы образован в результате процесса жизнедеятельности автотрофных организмов.
Домашнее задание Глава 17, § 46, с. 216-221; вопросы 1-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс
Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...
Урок . «Грибы в биосфере и жизни человека».
Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник...
Урок по экологии "Биосфера"
Урок рассказывает о роли живых организмов в эволюции биосферы Земли....
Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."
Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...
Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»
Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»...
Урок "Учение о биосфере"
конспект...
Урок по теме "Биосфера"
Урок по теме "Биосфера"...