Викторина "Наука - это интересно"
методическая разработка по биологии (8, 9, 10 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Викторина "Наука - это интересно" разработана с целью популяризации наук естественнонаучной направленности. Викторина проводится с учащимися 8-10 класов, как в системе общего, так и в системе дополнительного образования. Методические материалы могут быть использованы для организации внеклассной и внеучебной деятельности детей средних и старших классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_nauka_eto_interesno.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА «НАУКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО»

Викторина «Наука – это интересно» разработана для учащихся средних и старших классов с целью популяризации наук естественнонаучного цикла. Викторина может проводиться в очной форме и в дистанционном формате.

Задание учащимся: разбейтесь, пожалуйста, на две-три группы. Задания выполняется группой. Время на выполнение каждого задания – 1 минута. Выигрывает та команда, которая дала максимально правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Первый этап «История современной науки»

1. Наука – это...

А) область человеческой деятельности, целью которой является улучшение качества жизни отдельного человека и человечества в целом;

Б) область человеческой деятельности, целью которой является познание окружающей действительности;

В) область человеческой деятельности, направленная на воспитание высоких нравственных качеств людей.

2. Назовите ученого эпохи Возрождения, который первым сказал, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси:

А) Рене Декарт;

Б) Исаак Ньютон;  

В) Николай Коперник.

  1. Назовите ученого эпохи Возрождения, который утверждал, что Вселенная бесконечна:

А) Джордано Бруно;  

Б) Френсис Бекон;    

В) Мишень Монтень.

  1. Американский континент был открыт в:

А) в 14 веке;                                Б)  в 15 веке;                                       В) в 16 веке.

  1. Христофор Колумб плавал под флагом:

А) Португалии;                           Б) Испании;                                        В) Италии.

  1. Новый материк был назван «Америка» в честь известного мореплавателя:

А) Веспуччи;                              Б) Магеллана;                                     В) Нельсона.

  1. Первое кругосветное путешествие совершил:

А) Васко Нуньес Бальбоа (Испания);

Б) Джон Кабот (Великобритания);

В) Фернан Магеллан (Испания).

  1. Первый микроскоп был изобретен в 1600 году:

А) нидерландским ученым-натуралистом Антонии ван Левенгуком;

Б) итальянским биологом Марчелло Мальпига;

В) французким натуралистом Жаном Батистом Ламарком.

9. Первый телескоп был изобретен:

А) Николаем Коперником;

Б) Рене Декартом;

В) Галилео Галилеем.

10. Английский ученый Исаак Ньютон изучал:

А) законы оптических явлений;

Б) законы электродинамики;

В) химические реакции между веществами.

11. Документ – это ...

А) информационная справка;       Б) письменное доказательство;      В) конспект занятия.

12. Метод – это ...

А) способ проведения исследования;

Б) анализ информации;

В) наблюдение за природными явлениями.

13. Гипотеза – это...

А) научное предположение;              Б) научное умозаключение;     В) научная теория.

14. Анализ как метод научного познания мира основывается:

А) на разложении предмета (объекта исследования) на составные части;

Б) на обобщении полученных экспериментальных данных;

В) на предположении о дальнейшем развитии процесса, явления.

15. Эксперимент – это...

А) сбор информации об исследуемом явлении;

Б) наблюдение за природным объектом в естественных условиях;

В) научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях.

16. Аналогия – это...

А) различия явлений, понятий;

Б) сходство, подобие предметов, понятий;

В) обобщение научных данных.

17. Метод дедукции – это путь ...

А) от общего к частному;

Б) от частного к общему;

С) статистической обработки данных.

18. Метод индукции впервые разработал и применил:

А) Мишень Монтень;            Б) Исаак Ньютон;                              В) Френсис Бекон.

19. Исследовательская работа должна включать:

А) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, описание полученных данных исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников, приложения;

Б) цели исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, анализ полученных данных, список литературных и информационных источников, приложения;

В) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, описание методики исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников.

20. Парадокс – это…

А) обычное явление природы, социальной жизни;

Б) неожиданное явление природы, не соответствующее обычным представлениям;

В) умозаключение, вывод.

Подведение итогов первого этапа викторины

Правильные ответы: 

1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6а, 7в, 8а, 9в, 10а, 11б, 12а, 13а, 14а, 15в, 16б, 17а, 18в, 19а, 20б.

Второй этап. Правила проведения экологических исследований

1. Экология как наука изучает …

А) улучшение качества жизни отдельного человека и человечества в целом;

Б) воздействие солнца на химический состав атмосферы;

В) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

2. Метод – это ...

А) способ проведения исследования;

Б) анализ информации;

В) наблюдение за природными явлениями.

3. Парадокс – это...

А) обычное явление природы, социальной жизни;

Б) неожиданное явление природы, не соответствующее обычным представлениям;

В) умозаключение, вывод.

4. Анализ как метод научного познания мира основывается:

А) на разложении предмета (объекта исследования) на составные части;

Б) на обобщении полученных экспериментальных данных;

В) на предположении о дальнейшем развитии процесса, явления.

5. Назовите ученого эпохи Возрождения, который утверждал, что Вселенная бесконечна:

А) Джордано Бруно;  

Б) Френсис Бекон;    

В) Мишень Монтень.

6. Метод экологического мониторинга - это:

А) моделирование будущих событий;

Б) наблюдение и описание природного процесса в динамике;

В) анализ информационного материала.

7. Эксперимент – это...

А) сбор информации об исследуемом явлении;

Б) наблюдение за природным объектом в естественных условиях;

В) научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях.

8. Исследовательская работа должна включать:

А) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, описание полученных данных исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников, приложения;

Б) цели исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, анализ полученных данных, список литературных и информационных источников, приложения;

В) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, описание методики исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников.

9. Гипотеза – это...

А) научное умозаключение;      Б) научное предположение;                   В) научная теория.

10. Аналогия – это...

А) различия явлений, понятий;

Б) сходство, подобие предметов, понятий;

В) обобщение научных данных.

11. Синантропные виды животных  - это...

А) животные, предпочитающие жить вблизи от человека;

Б) обитатели тайги;

В) обитатели зоопарков.

12. Правильно оформленный гербарий включает:

А) правильно засушенное растение с цветками, листьями, стеблем и корнем, этикетку с описанием систематического положения данного экземпляра;

Б) правильно засушенное растение с цветками, листьями, стеблем, этикетку с описанием систематического положения данного экземпляра;

В) засушенные листья и цветки редких растений с этикеткой, на которой указано место сбора гербарного материала.

13. Прогнозирование  в науке - это:

А) научно обоснованное предположение о дальнейшем пути развития процесса, явления;

Б)  научное обоснование актуальности проблемы;

В) метод научного исследования.

14. Метод дедукции в своей работе применял известный литературный герой:

А) Эркюль Пуаро;            Б) Шерлок Холмс;                               В) комиссар Мигрэ.

15. Лонгитюдные исследования – это....

А) долговременные исследования;

Б) кратковременные исследования;

С) исследования в области медицины.

16. Временный микропрепарат - это:

А) зафиксированный для длительного хранения срез ткани растения или животного;      

Б) срез ткани растения или животного с краткосрочной фиксацией;    

В) капля воды на предметном стекле.

17. Документ – это ...

А) информационная справка;  Б) письменное доказательство;       В) конспект занятия.

18. Тезисы научной работы:

А) текст научной работы;

Б) основные требования к научной работе;

В) краткое изложение научной работы.

19. Оппонент – это ...

А) человек, который в дискуссии имеет отличную от докладчика точку зрения;

Б) товарищ, соратник, друг;

С) научный руководитель работы.

20. Установите соответствие между автором и его суждением.

      В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

Имя ученого

Высказывание

1.

Френсис Бекон

А. «Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру»

2.

Рене Декарт

Б. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт»

3.

Исаак Ньютон

В. «Я мыслю – следовательно, существую».

4.

Джордано Бруно

Г. «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна».

1

2

3

4

Правильные ответы:

1б, 2а, 3б, 4а, 5а, 6а, 7в, 8а, 9б, 10б, 11в, 12б, 13а, 14б, 15а, 16в, 17б, 18в, 19а.

вопрос № 20

1

2

3

4

Б

В

А

Г

Подведение итогов викторины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересные факты из жизни известных картин

Все знать невозможно. Но кое-что так интересно!...

Факультативный курс "Функция: просто, сложно, интересно".

 Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволяет углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функции, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знан...

Элективный курс Функция просто, сложно, интересно

Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками...

Это интересно.

Интересное в мире биологии....

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

Результаты Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»

Результаты Всероссийского конкурса  «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»http://www.school-russia.prosv....