Внеклассное мероприятие "Знаешь ли ты птиц?"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Хобракова Норсон Владимировна

Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме для учащихся 7 классов.  Викторина направлена на привлечение внимания учащихся к бережному отношению к природе, воспитанию любви к пернатым друзьям, развитию экологической культуры учащихся, творческой активности детей, логического мышления, внимательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_znaesh_li_ty_ptits.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка

внеклассного мероприятия,

учитель биологии МАОУ «СОШ №37», г. Улан-Удэ

Хобракова Норсон Владимировна

Название мероприятия: Викторина « Знаешь ли ты птиц?»

Форма проведения: игра - викторина

Методы: беседа, метод наглядности, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, таблица.

Цель: продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия птиц.

Задачи:

Обучающая: расширить и углубить знания о птицах, их роли в природе и жизни человека.

Развивающая: развивать экологическую культуру учащихся, творческую активность детей, логическое мышление, внимательность.

Воспитывающая: воспитывать культуру безопасного поведения на природе и бережное отношение к природе.

План мероприятия:

I. Вступительное слово учителя.

II. Викторина

1 этап. Разминка

2 этап. Костюмированное представление. Защита. ( Домашнее задание)

3 этап. Голоса птиц

4 этап. Головоломка «Чьи это клювы?»

5. этап. Мозговой штурм

6.этап. Конкурс капитанов

7этап. Защита плаката «Берегите птиц!» (Домашнее задание)

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята!

Подсчитано, что на земном шаре насчитывается около 50 млрд. особей. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико их значение в регулировании численности насекомых и мелких грызунов.

-Ребята, о каких животных идет речь?

Да, правильно. Сегодня мы будем говорить о пернатых друзьях.

Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их стремительные полёты, красивое пение. Птиц можно встретить везде, их в природе очень много. Только в России их насчитывается 760 видов, а в Бурятии -286.

- Ребята, сможете ли вы узнать птиц по характерным признакам? Как называется наука, изучающая птиц?

Сегодня мы с вами выявим лучшего знатока птиц.

Эпиграфом нашей викторины будут стихи Евгения Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Мы приготовили для вас викторину «Знаешь ли ты птиц?».

Она будет состоять из нескольких этапов. Все этапы будут оценивать жюри.

Итак, класс делится на 4 команды. Выбираем капитанов. Каждая команда выходит и представляет свою команду. (Название и девиз команды)

II. Викторина

1этап. Разминка-вопросы

Учитель: Ребята, я читаю вопрос, слушайте внимательно. Кто первым поднимает руку, тот отвечает и получает жетон, тем самым, приносите команде баллы.

  1. О каких птицах говорят, что они спасли Рим? (гуси)
  2. Какие птицы прилетают в наши края первыми? (грачи)
  3. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
  4. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики)
  5. Какая птица хвойных лесов России самая маленькая? (королёк)
  6. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (сорокопут)
  7. У каких птиц самцы красные, а самки – зелёные? (у клестов)
  8. Какая птица к зиме белеет? (белая куропатка)
  9. Какая птица самая большая в мире? ( Африканский страус)

10.Какие птицы в нашей местности не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)

11.У какой птицы поют и самцы и самки? (у снегиря)

12.Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

13.Какие птицы живут у нас только зимой? (чечётки, свиристели)

14.У каких птиц самки больше и сильнее? (у хищных)

15.Какие птичьи тайны открывает листопад? (гнёзда)

16.Какие птицы расселяют дуб, рябину? (сойки и дрозды)

2этап. Костюмированное представление.

Защита. ( Домашнее задание)

Было дано каждой команде домашнее задание: придумать костюм любой птицы.

1.Перечислите признаки данной птицы, соперники должны отгадать. Если отгадали с первой характеристики- 5 баллов, с двух и более – баллы уменьшаются.

2. Рассказ. Интересные факты о птицах.

3 этап. Голоса птиц.

Отгадать по голосам птиц. Дать полное название птицы, отряд, семейство.

4этап. Головоломка «Чьи это клювы?»

На рисунке изображены клювы птиц. Определите птиц по клювам. Чем питается данная птица?

5этап. Мозговой штурм

- А сейчас, ребята, предлагаю «Мозговой штурм».  

Задания для каждой команды: решить одну задачу и ответить на 2 вопроса.

решите задачу. (1 задача)

Для первой команды. Биология + математика

Задача1. Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилетает к гнезду 400раз в день, принося за 1 раз 0,5г. насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек?

Для второй команды. Биология + математика

Задача 2. При попутном ветре скорость почтового голубя 100км/час, при встречном - в 2 раза ниже. За какое время голубь доставит послание адресату на расстояние 850 км и вернется обратно, если туда он летит при попутном ветре, а оттуда - при встречном?

Для третьей команды. Биология + физика

Почему птицы спокойно сидят на проводах высоковольтной передачи, а человеку, и прикоснуться опасно?

Для четвертой команды. Биология + литература

В «Песне о Буревестнике» А.М.Горького описан буревестник, «гордо реющий над седой равниной моря», радующийся буре. На самом деле он радуется не буре. А чему же?

6 этап. Конкурс капитанов (Вопросы о птицах Бурятии)

По характерным признакам вы должны отгадать птицу.

1.Окраска верхней части тела преимущественно серая, а нижней - белая. Лицо также белое, с черным горлом и шапочкой. Характерен длинный хвост. (Белая трясогузка)

2.Одна из крупных сов мира. (Филин)

3.Одна из наиболее известных хищных птиц, самый крупный орёл. (Беркут)

4.Среднего размера утка с большой головой на тонкой короткой шее. Клюв «башмачком», высокий у основания. (Гоголь)

5. Мелкая, немного крупнее воробья птица с ярким голубовато-зеленым оперением. Голова большая, клюв длинный и прямой, крылья и хвост короткие. (Обыкновенный зимородок)

6.Небольшая яркоокрашенная птица. Выделяется полосатым черно-белым оперением крыльев и хвоста, длинным и тонким клювом и длинным хохолком на голове, является одной из узнаваемых птиц. (Удод)

7.Одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый») (Домовый воробей)

8.Какая птица закапывает кедровые орешки, сама не может найти, тем самым, принося пользу кедровым лесам. (Кедровка)

7 этап. Защита плаката «Берегите птиц!»

        Каждая команда защищает свой плакат. Жюри оценивает и выставляет баллы.

III. Подведение итогов. Награждение.

Рефлексия.

Биологические задачи

  • Почему загрязнение морей нефтью очень опасно для морских птиц и других морских обитателей?

  • Кожа птиц тонкая, состоит из многослойного эпидермиса и дермы, кожных желез почти нет, лишь у основания хвоста имеется копчиковая железа. Жир копчиковой железы используется для смазки оперения, и она особенно развита у водоплавающих птиц, благодаря чему их перья не намокают. У птиц, обитающих в засушливых районах (у дрофы), копчиковая железа отсутствует.

-Что произойдет с водоплавающими птицами, если в водоем попадет много стирального порошка?

- Ребята, что делается в нашей республике для охраны и привлечения птиц?

- Какой вклад вы можете внести для решения этой проблемы?

Итак, основными направлениями природоохранной деятельности являются:

  • Организация охраны территорий, где обитают редкие виды птиц (создание заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы.
  • Создание международной Красной книги, Красной книги Россия.
  • Ограничение промысла птиц.

Слово предоставляется жюри. Подведение итогов. Награждение.

Учитель: Спасибо за активное участие в сегодняшней викторине. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...