Урок биологии 5 класс "Клетка"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Татьяна Владимировна Богданова

Открытый урок «Клетка»

Тип урока - проектный

Цель: определение строения и функций клетки.

Обучающая:

·          способствовать запоминанию основных терминов по теме;

·          способствовать формированию представлений о клетке как структурной единице, живой системе;

Развивающая:

·          развитие мышления, осмысленного запоминания учебного материала;

·          развитие умения работать в группе, развитие образной памяти;

·          способствование обучению школьников умению выделять главную мысль в содержании текста;

Воспитывающая:

·          формирование у учащихся самостоятельности, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;

·          воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе.

·          воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемый результат:

На доске кластер по теме «Клетка»

Форма работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kletka_urok.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок «Клетка»

Тип урока - проектный

Цель: определение строения и функций клетки.

Обучающая:

          способствовать запоминанию основных терминов по теме;

          способствовать формированию представлений о клетке как структурной единице, живой системе;

Развивающая:

          развитие мышления, осмысленного запоминания учебного материала;

          развитие умения работать в группе, развитие образной памяти;

          способствование обучению школьников умению выделять главную мысль в содержании текста;

Воспитывающая:

          формирование у учащихся самостоятельности, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;

          воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе.

          воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемый результат:

На доске кластер по теме «Клетка»

Форма работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Ход урока

Здравствуйте! Прослушайте, пожалуйста, текст и определите, о чем пойдет речь на нашем занятии.

С момента рождения в мозгу человека их уже существует 14 миллиардов, и число это до самой смерти не увеличивается. Напротив, после 25 лет оно сокращается на 100 тысяч в день. За минуту, потраченную вами на чтение страницы,  их умирает около 70. После 40 лет деградация мозга резко ускоряется, а после 50 нейроны (нервные клетки) усыхают и сокращается объем мозга.

В теле человека их примерно сто триллионов, но лишь десятая часть из них — человеческиеОстальные — микробы.

Итак, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Правильно, о клетках.

Зачем нам изучать клетки? Какова цель урока?

Цель урока - изучение клетки как целостного организма.

 Проблемная ситуация:

 А знаете ли Вы, что каждый человек провел около получаса в состоянии одноклеточного организма.

Или, что клетки человеческого мозга могут удерживать в 5 раз больше информации, чем любая энциклопедия.

Нет.

Какой вопрос напрашивается? Как клетка способна удерживать информацию?

Хотели бы вы узнать, каким образом живые клетки устроены?

Проблемный вопрос: как устроены живые клетки?

Сегодня я предлагаю поработать в группах. Каждый из вас будет работать над определенным вопросом, после чего, мы объединим наши результаты в схему (кластер).

Что нам нужно знать о клетках?

1.     История открытия клеток.

2.     Строение клеток.

3.     Многообразие клеток.

4.     Значение клеток.

Значит сколько групп будет? Правильно – четыре.

 

Откуда можно взять информацию?

-интернет

-библиотека

-учебник

-самим посмотреть в микроскоп

-спросить у учителя

Правильно, давайте сегодня каждая группа будет работать с разными источниками информации.

Первая группа обратиться к интернету, вторая группа пойдет в библиотеку, третья будет работать с микроскопом, четвертая – с учебником и дополнительной информацией.

Каждой группе предлагаю приготовить целостный рассказ по своей теме.

Что бы легче было составлять рассказ, я приготовила вопросы, отвечая на которые, Вам будет легче приготовить презентацию. Всего на работу отведено 7 минут. Кроме выступления, вы должны составить опорный конспект на большом листе так, что бы всем было видно и все понятно.

Постарайтесь правильно организовать работу в группе.

1 группа - История открытия клеток.

Работа с интернетом.

1.     Кто и как впервые увидел клетки?

2.     С помощью чего ученый рассматривал клетки? Что вы знаете об этом приборе?

3.     Какие ученые и в каком году подтвердили клеточное строение живого организма?

4.     Составьте опорный конспект на ватмане.

 

2 группа - Строение клеток.

 

Работа с книгами из библиотеки.

 

1.     Назовите основные части клетки и их функции.

2.     Какие еще органоиды есть в клетке и за что они отвечают? (назовите не менее 5)

3.     Составьте опорный конспект на ватмане.

 

3группа - Многообразие клеток.

Работа с микроскопом.

 

Рассмотрите все препараты на электронном микроскопе(если что-то не понятно, обратитесь к учителю).

Правила работы с микроскопом:

1.       Поставьте микроскоп (штативом к себе) посередине парты (5-10 см от края стола).

2.     Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат.

3.     На экране появится изображение.

4.     Очень медленно, при помощи винтов, поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.

 

1.     Расскажите, какие препараты Вы посмотрели и что увидели.

2.     Используя дополнительный материал, расскажите, какие еще по форме бывают клетки.

3.     Составьте опорный конспект на ватмане.

 

 

4группа -Значение клетки.

Работа с учебником и дополнительной информацией.

По истечении 10 минут – физкультминутка.

Игра в муху (инфузорию-туфельку и т.д.)

Каждая группа отчитывается, все остальные в ходе выступлений заполняет текст, вставляя пропущенные слова.

Вставить пропущенные слова.

Все живые организмы состоят из ……(1). Клетка была открыта в ….(2)  году Р. ….(3) Клетки всех живых организмов имеют ….  ……….  ……..  (4) Вязкое полупрозрачное вещество, заполняющее всё пространство клетки называется ……(5) Наследственная информация сосредоточена в….. (6). Кроме основных частей в клетке имеются органоиды: …..  (7) – отвечают за пищеварение, ………..(8) – отвечают за дыхание, сеть трубочек отвечает за …….. (9) веществ, а хлоропласты придают растениям ……. (10) цвет.

Проверим, внимательны ли вы были в ходе выступления групп.

Ответы: 1 – клеток, 2 – 1665, 3 – Гуком, 4 – ядро, цитоплазму, мембрану, 5 – цитоплазма, 6 – ядре, 7 – лизосомы, 8 – митохондрии, 9 – транспорт, 10 - зеленый.

Кроссворд на «5»:

 

 

 

1

 

 

 

о

 

 

 

 

2

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

и

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

н

 

 

 

 

7

 

о

 

 

 

 

 

1. Самый важный органоид клетки.

2. Полужидкое вещество, которым заполнена клетка.

3. Органоиды клетки, которые придают ей окраску.

4. Увеличительный прибор.

5. Что защищает клетку от окружающей среды?

6. Фамилия одного из ученых, которые выяснили, что все организмы состоят из клеток.

7. Через что поступают в клетку питательные вещества из окружающей среды?

Тест на «4»

 

1.     Из клеток состоят:

1) все живые организмы

2) многие живые организмы

3) некоторые живые организмы

2.     Процесс поступления и переработки веществ в клетке - это ...

 

__________________________________________

3.     Всеми процессами жизнедеятельности клетки руководит ...

 

__________________________________________

4.     Роль наружного каркаса клетки играет:

1) цитоплазма

2) оболочка

3) цитоплазматическая мембрана

5.     Органоиды клетки - это: (несколько правильных ответов)

1) запасные питательные вещества

2) структуры, выполняющие определённую функцию

3) постоянные структурные компоненты клетки

4) непостоянные компоненты клетки

 

 

На «3»

Зарисуйте клетку и подпишите основные компоненты клетки

Просмотр видеофрагмента.

Ребята, а сейчас просмотрим видеоролик и ответим на вопросы.

1.     Какие виды клееток вы увидели?

2.     Какой основной вывод можно сделать, просмотрев видеофрагмент? (В клетке постоянно все находится в движении)

Рефлексия:

У меня получилось…

Я научился …

Сегодня на уроке я смог…

Урок дал мне для жизни…

За урок я…

Запишите 1-2 предложения на Вашу клетку.

Ребята, а чего не хватает на доске? Правильно – клеток. Подойдите и приклейте каждый свою клетку на доску.

Молодцы. Что у нас получилось? –Ткань. Попробуйте дать определение ткани. Ткань – группа клеток, обладающая одинаковыми функциями.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...